Партия 2017 года. Дорога от тоталитаризма к иокнп
Несомненно, все система политического устройства имели свою историю зарождения, в их ряду Тоталитаризм не является исключением. Историки видят его источники в существовании диктатур. К ним относятся жесткость правления и абсолютный авторитет правителей средневековых государств. К ним относят и особенности сакрального упорядочивания - требования религиозных организаций о нахождении людей в одной системе верований от рождения до смерти..
Именно диктаторские режимы построили юридические и экономические отношения, впоследствии которые и стали основой появления тоталитарной политической системы. как правло, их возникновение было своеобразным стремлением выхода из кризисных состояний: депрессии и потери социальных ориентиров, экономической разрухи, сильного расслоение населения, роста нищеты и преступности.
Совокупность патриархальных установлений, культа сильной власти и государства с системной организацией партий на основе железной дисциплины и претензионными лидерами уже предопределяло возможность появления тоталитарного государства. , Появление и распространение идеологических доктрин с конфронтационным уклоном утвердило политическое ориентирование на создание тоталитарных систем.
Надо отметить мнение политологов. Они утверждают, что к составу факторов побуждающих государства к становлению тоталитарных систем было и распространение традиций подпольной политической деятельности, ориентированной на насильственное изменение власти и признания его населением, как условия установления справедливости.
Такая практика, считают они, утверждала презрение к человеческим ценностям, недоверие к закону. Из неё, по утверждению политологов, выросло обыденное стукачество и доносительство, предательство близких ради высокой цели - утверждения идеализированных образов. В основе их находились как страх, так и уважение к власти.
Наиболее развёрнутую характеристику тоталитарных систем дали К.Фридрих и З.Бжезинский. Они е выделили шесть основных признаков:
- наличие тоталитарной идеологии;
- существование единственной партии, возглавляемой сильным лидером;
- всесилие секретной полиции;
монополию государства над:
массовыми коммуникациями,
средствами вооружения,
всеми организациями общества, включая экономические.
Основываясь на выводах К. Фридриха и 3. Бжезинского и обобщая практику франкистского режима в Испании, X. Линц, дал свою характеристику тоталитарному режиму. Это:
- монистическая структура власти с сильной централизацией, не способная к ответственности или уклоняющейся от неё через создание условий невозможности её институциональной замены. Как правило на вершине власти лицо, которое традиционно считают лидером. Он, единолично или соместно с группой лиц сосредотачивает в своих руках всю власть, несмотря на её формальное разделение. Х. Линц выделяет процедуру сакрализации вождя.
- легитимирующая режим, монопольная идеология с претензией на историческую миссию. Мотивация людей с целью ориентирования индивидов и общества на установленные приоритетные цели., которая не оставляет пространства для автономности личности.
- усиленная мобилизация людей на достижение политических и социальных задач и наличие ряда специализированных институтов, способных устранить автономность любого намерения в плане общественной и политической организации.
К. Поппер видел тоталитарность:
- в классовом делении общества;
- в установлении сообразности судьбы государства и судьбы человека;
- в приверженности к автаркии, навязывании государством населению ценностей господствующего класса;
- в присвоении государством права на формирование образа идеального будущего..
В этих описаниях тоталитарных порядков главный упор делался на определенных характеристиках государства. Однако само по себе государство не может стать системой тотального контроля, поскольку в основе своей ориентировано на закон и установленную им систему регламентации поведения граждан. Тоталитаризм же делает ставку на власть, рождаемую волей "центра" как специфической структуры и института власти. При данном политическом устройстве в обществе формируется система власти, стремящаяся к абсолютному контролю над обществом и человеком и не связанная ни законом, ни традициями, ни верой. Диктатура становится здесь формой тотального господства над обществом этого "центра" власти, его всепоглощающего контроля за социальными отношениями и систематического применения насилия. То есть тоталитаризм - это политическая система произвола власти.
Установление тоталитарных политических порядков не является непосредственным продолжением деятельности предшествующего легитимного режима власти и связанных с ним общественных традиций.
Политологи уверены, что возникновению конкретных тоталитарных режимов и систем происходило как реализация политических проектов, "нового" общества, исключающего все мешающее его реализации. ( Вопрос актуальный, тенденцию надо иметь ввиду. А замысел, какой благородный - ради высших целей - и жертвовали. А не получали новое состояние жизни - пропагандируемый идеал, так, ведь, и не теряли, если его не было.) Формирование политической деятельности велось на отрицание прежних отношений и утверждение "нового" порядка для общества.
В этом процессе центральное место занимают идеологические факторы. Они определяли социальные перспективы для политического идеала, создавали институты и нормы, устанавливали традиции, идеализировали героев, определяли цели и способы их достижения. Идеология утверждала реальность и смысл деятельности власти. Но если идеология что-то отрицала, оно обрекалось на уничтожение, то, что вносилось в её план - подлежало реализации. так идеология из объяснения власти превращалась в саму власть. Так формировалась идеократия, Н.Бердяев назвал её обратной теократией, имеющей в своём основании священный для власти образ доктрины.
Как условия формирования тоталитаризма выделяют:
- быструю ломка ранее сформированных структур, маргинализация социальных групп;
- закрытие областей деятельности гражданского общества; проявление современных СМИ;
- искажение политического мировоззрения и сознания;
- отсутствие традиций демократического плана, тяготение общественного сознания к силовому решению проблем и вопросов;
- накопление и использование опыта социального преобразования через мобилизацию масс населения;
- возможность создания структурного и распределённого аппарата принуждения.
Совокупность характеристик даёт обобщённый вид тоталитаризма. Это:
- предельная концентрация власти, проникающей во все отношения, всё социальное взаимодействие общества. Власть стремится к собственному выражению интересов населения; оно же отчуждено от власти, что фактически скрыто и людьми не осознается. Здесь власть и население представляются как единое целое;
- фактически, господствующим слоем является номенклатура. Она бюрократическим путем формирует органов власти и организует контроль.
- единственная правящая партия во главе с харизматическим лидером и подавление реальной возможности возникновения её альтернативы.
Её деятельность сопровождается слиянием аппарата управление государства, правящей партии общественных организаций;
- демонстрационный характер демократических права и свобод. В рамках государства - централизованного упорядочивания - реализуются социальные функции-гарантии: право на труд, образование, отдых, медицинское обслуживание, личную безопасность, ... ;
- господство одной идеологии. .Идейные течения, имеющие отличие, преследуются. оппозиция проявляется в форме диссидентства;
- история определяется как закономерный процесс достижения системных целей;
- монополия власти составление и представление населению информационных образов, регулирующих отношение населения к власти;
- наличие репрессивного аппарата - регулятора социального контроля и принуждения населения;
- жесткий государственный контроль экономики, высокий потенциал мобилизации ресурсов для достижения установленных целей;
- формирование человека, служащего режиму, доверяющему ему и ориентированного на приспособление , способного на пожертвования для достижения установленных целей, которые воспринимает и своими;
- ограничение индивидуальности, которая замещается ролью властвующей партии и органами государственной власти. Деятельность государства представляется как источник всех благ. насаждаются представления о государстве как источнике распределения всех благ, Фактическая деятельность государства строится на унитарной основе;
- государственное устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств организационно упорядочиваются.
Тоталитарные системы - продукт принудительной мобилизации всех ресурсов на достижение установленной цели при определённом характере политических, социальных, правовых и экономических отношений.
Власть тоталитарного типа публично обращается к ценностям человека или всего населения, формируя у них сообразное мировоззрение, сознание и восприятие власти и её целей. Мобилизационные системы активизируют и ведут ресурсы социальной базы, которая по мере потребности используется.
В системе социального воздействия распространены поощрения и вознаграждения индивидов или коллективов, в таком качестве нашли широкое распространение символические и статусные атрибуты отличия
- - - - - -
Главный акцент в тоталитарной политике - отрицание старого порядка и утверждение "нового" общества и человека. Интересное дело, под таким обозначением можно проводить что угодно - от такой цели общество не откажется, а вот разбираться с деталями конкретного плана придется долго, но такое разбирательство идёт не с пунктами плана, а с результатами его неосуществления. Здесь появляются глубокие исследования и характеризующие разложения. Надо признать, прояви инициативу своевременно, могли разбирать план. .
Для проекта, привязка к научным исследованиям, ориентирование в них и формирование позиции - определённая обязанность. Несомненно, используются материалы, признанные в качестве учебных курсов, конечно, они имеют определённую аранжировку. Складывается впечатление, что не только они, но весь результат данного раздела научной сферы требует многопланового исследования и описания. Требуются специальные проекты. понятно, никто их финансировать не будет. Опять же, если такое и будет происходить, процесс не получит необходимого формата, а население, участники политического действия не получат необходимых представлений о сущности общественного, политического, властного, государственного устройства. Фактически нужен общественный институт научных координаторов. Это проблема. Проект приглашает заинтересованных лиц к обсуждению.
К примеру, таким образованием мог быть Институт общественных координаторов научного процесса. - ИОКНП (доверять государственным институтам вопросы прогресса, социального развития и общественного устройства, похоже, уже нельзя)
Свидетельство о публикации №212042001206