Духовность и душевность в обществе

Для того чтобы разобраться в подобном вопросе, для начала нужно, видимо, заглянуть в словарь и понять значение набора этих слов.

Начнем с последнего…

«Общество, – как определяет советская энциклопедия, – в широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей». Но в более узком – это «исторически конкретный тип социальной системы».

Поэтому, рассматривая понятия «духовность» и «душевность», мы должны понимать, что они по разному будут трактоваться в различных обществах: в капиталистическом и социалистическом, в современном и древнем, в религиозном и атеистическом… – и делать скидку на это, пытаясь дойти до истины своим умом и сердцем.

«ДУХОВНОСТЬ» происходит от слова «дух». «ДУХ, по Ожегову, – это сознание, мышление, психические способности, то, что побуждает к действию».

В более позднем словаре читаем: «Дух – это философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального». И далее говорится, что вопрос о первичности духа или материи является основным вопросом философии.

У В.И.Даля ДУХ это нечто «бестелесное, бесплотное»; а «ДУХОВНЫЙ – значит бесплотный, из одного духа состоящий; все умственные и нравственные силы ума и воли человека».

Уже в энциклопедии нового, ХХI века, находим понятие духа «как нечто газообразное, жизненная сила, движущаяся в теле людей и животных. У стоиков это – тончайшая огненно-эфирная субстанция, пронизывающая весь космос». В переводе с латинского (mens) и санскрита (пуруша) – это «бессмертный дух человека, благодаря которому он чувствует и думает; это сознательная часть личности».

Слово «ДУША» также является многоаспектным понятием. С точки зрения религии это – бессмертная, бестелесная, независимая от тела сущность, данная Богом, которая оживляет физическое тело и определяет способности человека. После ухода из тела она умертвляет его, а сама живет вечно (по христианским канонам), или же постоянно переселяется в новые, рождающиеся тела (буддизм, брахманизм).

Похоже мыслил и Даль и многие другие, говоря, что ДУША – это бессмертное, духовное существо, озаренное разумом и волею.

Если смотреть с позиций философии и психологии, то понятие «ДУША» было подменено словом «ПСИХИКА» и подразумевало внутренний мир человека, его сознание.

* * *
Теперь обратимся к тем историческим личностям, которые своими трудами и мыслями увековечили себя. Постараемся вникнуть в суть их суждений, рассматривая их не через пелену собственных сознаний, а четко и ясно, как говорили и думали они.

Эммануил Кант говорил следующее: «Признаюсь, что я склонен утверждать существование нематериальных существ и поместить мою душу в их категорию. Впоследствии, не знаю, где и когда, но будет доказано, что человеческая душа находится в неразрывной связи с этими сущностями».

Исаак Ньютон, из учения которого мы приняли только сухие физические законы, удалив из них сок духа, признавался: «Речь идет об очень тонком духе, который проникает всюду, даже в самые твердые тела. ПОСРЕДСТВОМ силы и активности ЭТОГО ДУХА тела притягиваются и отталкиваются. БЛАГОДАРЯ ЕМУ свет льется, отражается и нагревает тела. Все чувства возбуждаются ЭТИМ ДУХОМ, и благодаря ему животные двигают своими конечностями. Но у нас еще недостаточно опыта, чтобы полностью установить законы, по которым этот вселенский дух действует».

То есть, получается, что сам Ньютон признавал не простое физическое притяжение предметов к Земле, а планет к Солнцу (не сами тела притягиваются), а под действием невидимого духа, заключенного в них.

Английский физик Максвелл в своей «Магнетической медицине» вторил Ньютону: «Всякая материя лишена способности действия, если она не оживлена духом. Этот дух способен существовать в природе свободным от всех пут (вне физических тел!); и тот, кто знает, как гармонично соединить его с телом, и пользоваться им, тот может исцелять людей, и притом на каком ему угодно расстоянии».

Великий Парацельс утверждал, что «…тело происходит из физических элементов, дух – из звезд. Человек ест и пьет элементы для содержания плоти; от звезд же его интеллект и мысли, пребывающие в духе».

Европейцы Плезантон и Роберт Фладд, также как и Ньютон, и многие другие, выводили свою теорию притяжения-отталкивания, говоря, что это свойство полностью зависит от духа в телах. Они переносили это на человека, совершенно верно утверждая, что люди, ощущающие при встрече симпатию (притяжение) друг к другу или антипатию (отталкивание), чувствуют это не физическими телами, а тонким духом, пребывающем в них.

Гегель идет дальше и разъясняет следующее: «То, что мы называем словом «Бог» – есть Дух Вселенной, который проявляет себя, как объективная, эволюционирующая природа». Это в точности подтверждает учение Дарвина об эволюции. Единственное, но серьезное отличие в том, что Дарвин изучал механическое развитие физических тел, не понимая, что эволюция тела вершится под действием эволюции духа.

Платон и другие древние философы размышляли о существовании ДУШИ – то есть, нас самих, но в более тонком состоянии; и о существовании ДУХА, из которого создаются эти души.

Циолковский писал: «Человек состоит из атомов-духов».

Людям науки вторили люди искусства. Например, Вольтер: «Нечто должно находиться в нас, это производит наши мысли. Нечто весьма тонкое; это есть огонь, эфир, разумение, гармония».

Изучая этих и многих других авторов, находим, что, по сути «вся наша жизнь – и видимая глазом, и невидимая, психическая – есть вибрация одной материи – духовной». Но если атомы ее вибрируют медленно, то они принимают различные формы: камень, дерево, облако и т.д.; если вибрация высокая, то формы незаметны нашему зрению и становятся чисто духовными субстанциями, как, например, человеческая мысль. «Наша же наука, изучая жизнь духо-материи, доходит лишь до состояния эфира, не фиксируя более высокие вибрации атомов». Все созданные вибрацией формы, имеют сознание, то есть хранят в себе память всех атомов – чем бы, или кем бы, они не были: то ли растением, то ли животным, то ли человеком. Эта память-опыт способна сознавать; и сознание может быть трех видов: атомным, молекулярным и клеточным. «Атомное является чисто духовным, молекулярное – астральным, клеточное – физическим». Из этого следует, что существует три состояния сознания: присущее ДУХУ, ДУШЕ и ТЕЛУ. Мы же обычно предполагаем, что существует лишь последнее, физическое мышление, производящееся клетками головного мозга. Но если попробовать понаблюдать собственные мысли, то наряду с привычным рассуждением можно заметить, как какая-то мысль словно озаряет нас, появляясь «из ниоткуда», а уже потом мы обдумываем ее. Это и есть маленький проблеск ДУХОВНОГО сознания.

* * *
Обдумывая все это, можно прийти к выводу, что человек – это не только наше тело с его внешними восприятиями, но и что-то еще более глубокое, тонкое, что ощущается в нас, но что до конца еще не понято. Потому, видимо, и говорят, что жизнь двоична: есть физическое существование и есть – духовное.

Мы привыкли понимать под духовностью некую религиозность. Но такая религиозная духовность является плодом мысли лишь определенной части общества. Эти люди по-своему истолковывают понятие духовности. Отсюда и различный набор мировых религий: буддизм, зороастризм, христианство, ислам и т.д.; отсюда и вражда между их представителями. Но если бы эти люди понимали, что любая религия – это всеобщая духовность, привитая в разные места земного шара, разным народам – словно вода одного океана, разлитая по кувшинам разной формы, – то недопонимание и подозрение друг к другу прекратилось бы.

Если учитывать все то, о чем говорили великие, то ДУХОВНЫМ можно назвать человека, который чувствует, принимает и понимает себя не только, как физическое тело, но и как невидимую субстанцию, называемую духом; и даже больше: человека, который ощущает, что именно от духа воспроизводится физическое тело. Примером может служить желудь, в котором заключен именно будущий дуб – но не береза и не липа. Ведь, если задуматься, – это чудо, что в маленьком семени, в его духовных основах, хранится память о будущем!.. А исток духовности, видимо, в том, что мы называем Всемирным ДУХОМ, Богом, Разумом. И любой человек несет в себе это зерно духа.

ДУХОВНОСТЬ же (ДУША), в этом случае, – нечто принадлежащее конкретной личности. И, наверное, своей лучшей половиной душа (душевность) человека, связана с духом, а худшей половиной – бездушностью – с нашими негативными страстями.

Ощутить присутствие духа в себе можно, прикасаясь к возвышенному: если книга, спектакль, мелодия, картина пробуждают в нас воодушевление, значит, в нас заработало нечто невидимое, духовное; если произведению искусства не удалось расшевелить человека, то наше духовное развитие, видимо, осталось на прежнем уровне.

Выходит, что дух может быть заложен или не заложен в любое печатное слово, мазок кисти, в любую нашу встречу и разговор; ведь, не от самой чернильной буквы мы приходим в восторг!..

О, шепот милый, шепот тайный, –
Устами сердца моего
Мерцаешь ты, как миг случайный,
Словам придав накал ментальный,
Начала два слияв в одно:
Явлений жизненных, событий
И сферу внешнего ума –
Со сферой внутренних наитий
И тонких, в духа мир, открытий,
И ощущений, зажигающих сердца.

Есть даже выражение «быть в духе», к которому мы так привыкли и не предполагаем, что, наверное, действительно ощущаем присутствие духа, находясь «в ударе». А может это божественный (в смысле – прекрасный) дух касается нашей души?..

Говорят, что душу свою мы ощущаем при осознании своего «я». Не животное, а именно человек осознает себя отдельной личностью. Это, кстати, согласуется с утверждениями многих религий, что у животных нет личной души. И потому у животных нет такого чувства, как совесть. Она присутствует только у человека и является производным души, наработкой жизненного опыта и нашего умения различать добро и зло. Если «рассудок человека соединен с его физической половиной, то совесть соединена с его духовной половиной и служит безошибочным водителем среди натиска чувств, ибо совесть выражается в мгновенном ощущении, что правильно и что неправильно, и это ощущение может дать только дух».

* * *
В общем-то, душевность можно назвать нравственностью. Но это будет не совсем полное понимание ее.

Исходя из вышеизложенных цитат, ДУШЕВНОСТЬ – это наличие души. А она есть и у хорошего и у плохого человека.

НРАВСТВЕННОСТЬ – это умение чувствовать общечеловеческие ценности, не зависящие ни от времени, ни от места. («Истинное и прекрасное одинаково во все времена и у всех народов» Вольтер).

МОРАЛЬ – это набор тех же ценностей, но принадлежащих какому-то ограниченному кругу людей (средневековое общество имеет одну мораль, дикарь – вторую, современный человек – третью).

Оттого выходит, что любое понятие мы должны рассматривать, скорее, с позиций общечеловеческих – духовных и душевных, а не столько общественно-моральных. Ведь не столько мораль общества формирует характер человека, сколько характер людей создает мораль общества. Недопонимание этого положения строило многие социальные системы, которые затем рассыпались.

И напоследок можно сказать, что «духовный мир – это мир интуиции; душевный – ментальный, рассудочный; бездушный – мир животных инстинктов». И все эти три составляющие присутствуют как в каждом из нас, так и в любом общественном формировании. Становясь лучше, мы улучшаем общество. А развивается наша духовность и душевность вполне земными методами: соприкасанием со всем возвышенным, что есть в искусстве; человеческим сопереживанием – опытом, накопленным при любых наших встречах и любых событиях нашей жизни (прислушаемся к словам П.Т.Паври, сказанным в начале ХХ века: «Пусть каждая слеза человеческая упадет на твое сердце и там останется; никогда не смахивай ее, пока не пройдет вызвавшая ее боль».); и, конечно, знанием – знанием основных законов мироздания, до которых доходили великие, цитируемые выше.

Октябрь 2008


Рецензии
Это размышление очень близко кругу моих интересов. Вот и разгадка непонятного для вас, Василий, (впрочем, и для меня тоже) – почему мне было достаточно 10-15 минут, чтобы внести вас в список избранных. Впрочем, я заменил бы слово «избранных» выражением более длинным, но более точным – в список тех, с кем общаться и хочется, и полезно. Да! И ещё: у кого впервые я не заметил ни одной ошибки в тексте! Возможно, это связано с тем обстоятельством, что литература – ваша профессия?
Закончу похвалу. Но это не дифирамбы, а искренняя, СПОКОЙНАЯ и необходимая похвала.

Перехожу к общению. (Слышали выражение: «роскошь человеческого общения»? Сейчас воспользовался поисковой строкой Интернета и выяснил, что слова эти принадлежат Антуану де Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения»).

Теперь рецензия. Почему вы, Василий, как-то противопоставляете мысли великих людей – мыслям религиозным? Вспомним, кто был хранителями мудрости в древности? Служители религиозных Храмов. А тот же Исаак Ньютон – разве он был атеистом? А как прекрасно определяет Аристотель понятие «Бог»? «Бог – это разум, который мыслит сам себя… и мысль Его есть мышление о мышлении».

Другое дело, что в древности паству верующих проще было ЗАСТАВЛЯТЬ верить, чем рассуждать. Вот и судя по вашим размышлениям, все духовные начала (и мысли, в том числе) имеют неосязаемые опоры. Заметим, что тоже самое происходит у детей до 7 лет.

Теперь, давайте «зайдём с другой стороны». В науке математике – всё реально? Вспомним комплексные числа с их вещественной и мнимой составляющими. Как понять величину, получаемую извлечением квадратного корня из минус единицы?
Но вдруг именно эта «мнимая составляющая» комплексного числа позволяет ЧИСЛУ выйти за пределы линии ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ оси абсцисс в ВЕРТИКАЛЬ оси игрек. И линейная арифметика обретает возможность выйти в ПЛОСКОСТНОЕ измерение!!
На эту тему вспоминаю одну из своих четырёх-строчных рифмованных мыслей.
Вода в реке – как ось абсцисс, / Взгляд в небо – будто ордината. / А мы на лодке мчим куда-то, / Моля удачу: «Улыбнись!»

Так что можно сказать: реальная жизнь – как плавание по реке. Жизнь мыслей, чаяний, надежд, следование запросам нашей совести – возносит нас к Небу.
Кстати, слышали: оказывается, слово «совесть» на европейские языки не переводится. Есть там слово «честь» (заимствование которого русскими офицерами украло нашего гения – А.С. Пушкина). А «совесть» - как глаз Божий в душе человека – такого понятия у них нет!

Мой вывод. «Тёмными» являются не по причины веры или безверия, а по причине фанатического восприятия мира! Воинственный атеист и фанатик от веры – близнецы братья!

Далее. Вот вы, Василий, приводили выдержки мыслей великих людей. А открывали ли вы «Закон Божий» на 125 странице. Тема: «Беседа о человеке». Там описано, что человек состоит из тела, души и духа. Рассказано, чем душа человека отличается от души животных. Все действия души нашей разделены на три разряда: мысли, чувства и желания. Какой орган производит мыслительную работу – понятно. А где «живёт» наше чувство?
Далее. Кто руководит нашими желаниями? Оказывается, ВОЛЯ. На эту тему тоже есть интересные даже для думающего атеиста подробности.
Наконец - Дух. И о нём – целая страница (127) мелким шрифтом.
Так что, у простых людей, не слыхавших имён многих великих людей, была возможность знать и о духовности, и о душевности.

Думаю, вам не составит труда скачать бесплатно «Закон Божий». Составитель протоиерей Серафим Слободский. Там есть очень интересные темы даже для неверующих людей. Например, темы «Естественные откровения». «Современные ученые и вера в Бога» стр.599 -604.
Мне было очень интересно читать это. Кстати, некоторые положения нашей религии мне тоже не понятны. Например?
На мой взгляд, очень много внимания уделяется истории религии. Что было 2000 лет назад в этот день. И в следующий… И очень мало – положениям: как надо ПРАВЕДНО жить верующему в Бога человеку СЕГОДНЯ.

В итоге скачал ваше размышление о духовности и душевности. Оно близко моим интересам, способу рассуждений. Не будете возражать, если я оставлю его в моей эл. библиотеке?
Спасибо!

Юрий Анников 2   12.07.2014 13:20     Заявить о нарушении
Видимо нужно что-то ответить. Попробую по порядку...

О "мыслях великих людей" и "людей религиозных". Мне кажется, я их никогда не противопоставлял. Разделять могу только глупость и мудрость. А они могут присутствовать и у тех, и у других. Под "религиозными людьми" в этом случае я подразумеваю людей, имеющих отношение к церкви (далеко не всех, естественно). И если вижу ошибочные суждения того-или иного (в том, что я сам смог понять и в чем убежден) - об этом и говорю. К сожалению, подавляющее большинство моих встреч со служителями культа, а также знакомство с произведениями отцов церкви, далеко не во всем удовлетворяют меня.Не беру в расчет тех, кто специально идет на поводу у своих личностных выгод; но о тех, кто заблуждается в чем-то непреднамеренно, в силу несовершенства нашего человеческого восприятия действительности (у одних, ведь, это получается лучше, у других хуже)... Клоню к тому, что у людей "церковных" ошибки, неточности, недопонимания встречаются чаще, чем у так называемых "великих".

Насчет Ньютона... Я же ясно дал понять в своей заметке, что этот ученый человек является религиозным. Но религиозность, в моем понимании, совсем не то, что под ней подразумевают многие (и об этом писал вам).Вот и религиозность Ньютона, как вижу, не церковная, а духовная. В том смысле, что он воспринимал понятие "Бог", "духовность" не так, как этого требует современная церковь. Это сродни того, о чем мы говорили чуть раньше: есть редкие души, которые чувствуют безличность этого понятия, абсолютную духовность (в смысле - невещественность) его. Поэтому готов утверждать, что атеист не тот, кто отрицает Бога как существо, а тот, кто не чувствует вечно существующих, мудрых природных законов, которые движут всем... Ходил же Ньютон в церковь или нет - дело второстепенное.

О "темных" и "фанатизме"... Согласен: фанатизм и есть темнота. Оставляю в стороне грубый фанатизм, когда человек и слушать ничего кроме "своего" не хочет. Но есть, как я называю его, тихий фанатизм. Это когда человек не может ни мысленно, ни - что более важно - сердцем, душой разобраться и прочувствовать "не родное" ему; а потому и согласиться с ним до конца не сумеет.
Все беды на земле - от непонимания, - говорят. И это совершенно верно.

О "Законе Божием" Слободского... Конкретно его не читал, но со многими положениями знаком,так как они встречаются в другой литературе.Все дело, опять же, в том, что можно глаголить истину, или почти истину, но воспринимать ее недостаточно удовлетворительно. Одним из таких восприятий является восприятие религиозно-догматическое. Оно может принадлежать любой официальной религии, любому человеку. И людям, которые называют себя христианами, - в том числе.
В главе о современных ученых совершенно верно говорится о их вере. Но ох как ощущается при этом принижение этой веры до церковной религиозности.

Полностью согласен, что такое чувство как совесть, заложено в каждом и при любых наших действиях напоминает о правильности или неправильности их.

Кажется в вступлении Серафим Слободский говорит о "неправильной вере", совершенно однозначно подразумевая под этим иные конфессии, кроме православной, а также отрицает язычество - как заблуждение.
О "неправильных верованиях" говорить и не хочется; в этом любой здравомыслящий человек способен разобраться при некотором усилии (кстати, если уж идти совершенно логически и здравомысляще, то я бы поставил во главу мировых религий буддизм, хотя крещен и считаю себя христианином).
Во всем этом проще, думаю, разобраться, если следовать закону развития всего сущего. Древнейшие религии, идолопоклонство было хорошо в свое время. Язычество также принесло свои плоды. На смену пришло христианство... И все это - ступеньки вверх. Отчего же так поносят предыдущее?.. В силу своей ограниченности - неспособности понять эволюцию духа... Да, ныне "семь дней творения" понимается более широко (в смысле: день - это не сутки). Да, если раньше под Богом понимали чуть ли не дедушку, сидящего где-то, то сейчас это бестелесное, духовное существо (но все же сущность). Да, в том же "Законе..." сказано, что учить сейчас детей религии (да и взрослых) нужно не "в форме сказки излагая", как это делалось раньше. Все это прогресс в человеческом миропонимании... Но тогда логично было бы предположить, что существуют и последующие ступени в этом вселенском развитии: фетишизм, идолопоклонство, язычество, современные религии (православие, в том числе)... Но догматичная вера отрицает все то, что было до нее, и все то, что может быть после. Как же таких людей назвать религиозными, здравомыслящими?..

И теперь хочу сказать свое стойкое убеждение, что следующая ступень уже существует. Она дается человечеству постепенно, с трудом пробивая себе дорогу (как и христианство в свое время). Верю в это не потому, что мне понравилось какое-то учение, а потому, что оно достаточно глубоко осмыслено и прочувствовано мной - как умственно, так и сердцем (душой). Думаю, вы прекрасно слышали о нем; возможно что-то пробовали читать. Это эзотерические учения. Но далеко не все. Как все добротное и порядочное, оно тоже искажается усилиями человека. Имею в виду труды Блаватской, Рерихов ("Агни Йога", или "Живая этика"), и многих других, кто здраво мыслит в этом направлении.
Знакомство с подобными вещами воспринимается неоднозначно. Но это и понятно: то, что дается для будущего, не всегда может воспринять человек современный. Церковь, например, шарахается в сторону от таких вещей.Но просто так отмахнуться от чего-то, в наше время было бы несерьезно. Потому и существует множество христианских "исследований" этого нового. Читал... знаю... Могу сказать одно: кто-то специально отрицает его; кто-то по неумению умом объять подобное; кто-то (и это самое главное) по еще невосприимчивости своей души в союзе с мышлением постичь даваемое.

Не хочу настаивать, - тем более, мне кажется, у вас должно быть свое отношение и к этим наукам, - но если вас заинтересует конкретно про что говорю, то можете открыть на моей страничке "Мудрость в афоризмах и суждениях" и во вступлении (1-20) ознакомиться с названием литературы. Конкретно для меня было бы хорошо начать с "Разоблаченной Изиды" Елены Блаватской, один том которой посвящен верности и неверности современной науки, второй - правильности и заблуждениям ортодоксальной религии.
___

Несколько слов о 10-15 минутах... Да понятно мне все было с самого начала... А вопрос мой - скорее для подтверждения моих мыслей.

Об ошибках... Думаю, у меня они все же есть. Ни я не идеален в правописании, ни вы, потому и кажется, что их нет. Особо страдаю от знаков препинания: не всегда знаю как, и какие, вернее расставить.
А литература - не моя профессия. Она - моя любовница. Законная жена же - физическая культура, а точнее: спорт.

С уважением к вашему восприятию мира

Василий Рязанов   12.07.2014 19:25   Заявить о нарушении
Спасибо, Василий, за Ответ.
Не понравилась в нём только самое первое предложение. Спишу это на неловкость старта.
Но, сам Ответ доставил мне большое удовольствие.
Абсолютно согласен с тезисом недопустимости «поносить предыдущее». Его Величество Язычество – это фундамент, на котором взросло семя православия. Мало того, сам термин «язычество» имеет корневую связь с «языком». А это более чем серьёзно!

Абзац об эзотерики неясно сформулирован. Непонятно, отвергаете вы учения Блавацкой и Рериха или, наоборот, представляете как лучший образец.
Я пытался читать Агни Йога, но так ничего и не понял. Решил: либо я – балда осиновая, либо это совершенно «не моё».
В таких случаях, я доверяюсь умным людям. Один из таких (для меня) – Андрей Кураев. Он написал на эту тему целую диссертацию. Если одним словом, то они на его взгляд – рерихнувшиеся!

На тему о вашей «любовнице».
Вчера на телеканале «СПАС» часов в 22 Борис Костенко собеседовал с приятной и умной женщиной – доктором филологических наук.
Среди всего (а всё было очень интересно!) названо имя писателя, которого можно считать продолжателем традиций русской классической мысли. Это – Вера Галактионова.

В общем, спасибо за ответ, за общение. Продолжу читать предложенное вами. Если получится – молчком.

С уважением,

Юрий Анников 2   13.07.2014 09:50   Заявить о нарушении
Прочёл вашу "Правду". Коротенькое замечание высказал в конце вашего диалога с Александром Алексеевичем.

Юрий Анников 2   13.07.2014 16:38   Заявить о нарушении
Юрий, постараюсь сказать точнее. Учение Елены Блаватской и Елены Рерих не отвергаю, а принимаю. Но правильнее было бы сказать, что принимаю я то, через что прошел сам и в чем убедился. А как учение будет называться и от кого исходить - не важно. Само же учение - не их. Через них оно передано. (Мистики здесь никакой нет.) Сами эти знания существовали извечно. Просто миру они раскрываются поэтапно. Это пласт знаний о человеке, космосе, науке, религии.

Не умаляйте себя. Ваша попытка "читать Агни Йогу" не говорит о вашей неспособности познавать подобное. Чтобы лошадь стронула с места тяжелый воз, ей нужно приложить немалое начальное усилие. Но потом воз покатится по инерции, и усилий прилагать нужно будет гораздо меньше.
Убежден, что если человек до конца, откровенно желает что-то познать, он сможет сделать это. Оглянитесь назад (в этом и в любых других случаях), покопайтесь в своем желании, и вы удостоверитесь, что оно было не до конца желаемо. Только мы сами являемся распорядителями своих судеб. Другое дело, что действительно пока еще не каждому нужно углубляться в некоторые вопросы.

Не утверждаю на сто процентов, но с большой убедительностью для себя предполагаю, что Кураев - артист по жизни. А его жизненная линия поведения - создание самоимиджа. Человек с неглупым аналитическим умом, но пустивший его в негативное русло - опасен.
С работами его знакомился. В свое время мне самому было сложно понять и возникало много противоречивых вопросов: одна сторона вроде верно говорит и права; вторая говорит обратное, но так убедительно приводит доводы, что веришь и ей. В планомерном изучении постепенно все вопросы снялись. И теперь еще раз ясно повторяю: пласт знаний, который называют эзотерикой, теософией, Живой Этикой не только позитивен, но и необходим человеку современному и будущему.

Василий Рязанов   14.07.2014 11:11   Заявить о нарушении
Спасибо за общение и уточнения.
Не буду спорить о А. Кураеве. Совсем не исключено, что вы знакомы с его творчеством подробнее. Расскажу лишь об одном эпизоде, который заставил меня уважать А.К.

Однажды, читая лекцию студентам, А.К. ответил на их рассуждения о Джордане Бруно.
Обращаясь к аудитории, он задал вопрос:
- Есть ли среди присутствующих хоть один человек, кто САМ читал труды Д. Бруно?
Ответом была полная тишина.
- Хорошо. А я читал его труды. В подлиннике. Так вот…
И далее А. Кураев рассказал о Бруно, как о совершенно незнакомом нам мистике, но не учёном.

Теперь о эзотерике. Понимаете, Василий, у меня нет времени на усилия «стронуть воз с места». Но я утвердился в одной истине: всё великое в своей основе (сути) ПРОСТО! Где-то читал, что в древности допускалось называть Бога именем «Просто» (с ударением на последнее «о»).
И – второе: я нередко ощущаю в себе умение верно чувствовать. Может быть, это нечто близкое по смыслу слову «ведать». Может быть, лишь иногда. Так же как…
Не часто это, но бывает: / И не Поэтов Муза посещает. / Она – как Красота прекрасна, / Прозреньем дарит нас / и словом ясным.

Так вот: и критерий простоты и предчувствия склоняют меня к философии веры предков - православию (не к обрядности, а именно к философии). А от эзотерики уводят.
Правда, это не исключает желания слышать и попытки понять ВЕСОМЫЕ ДОВОДЫ в пользу эзотерики. Есть ли какая-то более простая литература на эту тему? Или ваши размышления?
Но пока остаюсь «верующим» старым способам. И с уважением к вам, Василий!

Юрий Анников 2   14.07.2014 14:01   Заявить о нарушении
Извините, что не сразу отвечаю.
На счет того, что, по словам Кураева, Бруно был не ученый, а мистик. Конечно, он был мистиком. Так же, как мистиками были, например, Платон, Пифагор, Парацельс, Бердяев, Ньютон, Гельмгольц, Эдисон, Пирогов и многие другие... Но при этом они являлись и философами, и учеными, и докторами... принесшими огромную пользу человечеству. Более того: не будь у них мистического подхода к процессам жизни, они не смогли бы столько дать миру. Мистиком был Иисус; мистиками были и являются служители церкви (далеко не все, а лучшие и понимающие жизнь в ее многообразии).
Просто под этим понятием мы, зачастую, понимаем совсем не то, чем она является. Полистайте философские словари, энциклопедии, вдумайтесь, и вы не найдете в ней ничего негативного и иррационального. Только лишь Ожегов говорил о мистике, как о "враждебной науке вере". Но это и понятно: его словарь был составлен в первые советские годы, под воздействием голого атеизма и материализма.

Кураев, в общем-то, верно говорит, что Бруно был не ученый, а мистик. Но надо понимать, что под этим понимает он, и как есть на самом деле. Это, как, к примеру, происходящее сегодня в Украине. Одно и то же событие можно подогнать под удобное понимание. Украинские новости говорят одно, Российские совершенно иное. Разберись, поди, на чьей стороне правда. Или же она и вовсе - посередине.
А Кураев, конечно же, неплохо знаком с той же "Разоблаченной Изидой" Блаватской. В ней говорится, что Бруно был не столько ученым, сколько пифагорейцем. То есть, человеком относящимся к происходящим мировым процессам не чисто научно: материалистически, бездуховно; а мистически - наделяя все присутствием духа, силы.
Как бывший студент факультета научного атеизма, и будучи начитанным интеллектуалом, Кураев неплохо приспосабливает чужие слова и идеи под выгодное себе толкование.

Два слова о православии... Каждый придерживается того, что понимает. Это нормально; это надо уважать, - если убеждения человека не противоречат здравому смыслу и не идут вразрез с добром.
Если добросовестно изучить эзотерику, теософию, то станет ясно, что они не исключают христианство, а лишь расширяют его познание, его философию; указывая при этом на те искажения и неточности, которые вкрались в это учение за 20 столетий. И, поверьте, лично мое восприятие этой религии только усовершенствовалось, стало намного качественнее. Но глупые и необоснованные догматы, которыми во многом грешит церковь, я никогда не смог бы принять просто так, на слепую веру.

Вы спрашиваете о доступной литературе. Отдельные главы трудов Блаватской могли бы заинтересовать вас. Попробуйте просмотреть "Теософия в вопросах и ответах" П.Т.Паври. Но если нет особого желания прикасаться к таким вещам, то и не стоит этого делать. Ваш неудовлетворенный ум и без этого находит "свою литературу".

Василий Рязанов   17.07.2014 10:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.