О языках, так... понемножку

 В детстве, как мне кажется, я был убеждённый троцкист - ленинец. Люди должны ходить строем, заборы - плетни должны быть
снесены, а ленинские трактора за считаные минуты вспашут и заборонуют всё освободившееся место. Для деревенских построют многоэтажный дом с удобствами, а всё освободившееся место пустят под картошку. Выше картошки для меня не существовало ничего. Постепенно я трансформировался в Суслова, который проповедовал, что малые языки отомрут. Я поддерживал его руками и ногами. Посудите сами. В 7-ми км от нас была деревенька, в которой проживала куча родственников. Как они жили - я видел.
В придачу я родился в Уфе, автономной республики Башкирии. Надписи на хлебном магазине - ИКМЭК - хлеб, а вот булочная уже -
БУЛКАЛАР. Прибавлениями ЛАР и ТАР образовывались многие местные структуры на базе русского языка. Мне это казалось нормальным. Кому нужны малые языки. Если бы в тот момент приняли законом международным английский язык - согласился
с очень малым протестом. Правда, мои дети, будущие, не смогли бы прочитать в подлиннике Пушкина и Гоголя, но в то время
это не казалось большой потерей. В самом деле, у башкир и татар нет авиа и авто - лексикона, да и мы много заимствовали у немцев, англичан, французов... Так что всё рационально. Попав на первом курсе института на сельхозработы в башкирскую
деревню, я окончательно убедился, что с Башкирией, Татарией, Узбекистаном и пр. пора кончать. Они же не выживут, наивно думал я. Они - выжили. Башкиры даже придумали своё название для слова  - мороженое. Я долго смеялся, но запомнить - на смог.
Шли мы в Дагестане по одной речке. Это хорошо, что вы к нашему берегу. На том - нелюди. Въехав в ситуацию, мы тут же отвечали,  что, дескать, попросили у тех воды, а нам не дали. А мы вам - вина дадим! На другом берегу повторялась аналогичная картина.
Люди по разную сторону реки не признавали друг друга и говорили на разных диалектах. Как мы попали на местную свадьбу и , завалив единственную девчонку камнями в пещере , ушли гулять - это отдельная история. Как мы вернулись, вернее какими - тем
более. Каким чудом живут эти малые народы, за исключением взаимопохищений и прочих, лежащих на поверхности причин, я так и не понял.
Одна автор писала о блатном языке. Дескать, он всё время меняется и опера из другого города не могут проникнуть в их среду из - за постоянно меняющегося сленга. Это не так. Шестёрки никогда не обладали запасом слов как у Пушкина и Шекспира, т.е, порядка 17-19 т.слов. Боссы всегда, за исключением редких случаев, пользуются только нормальным языком. Зачем усложнять
жизнь, когда слово СТОЯТЬ имеет 17- ть значений. ЩАс я тебя урою и т.п. пользуются приблатнённые, для наведения страха.
Меня самого шпана гоняла полгода, пока я не перешёл в другую школу и не стал своим. Как отрезало. Мы ещё много не понимаем, почему народы цепляются за свои языки. Это - как масонство. К сожалению, лишь экономическая глобализация, вынудит их к этому. И причём тут здесь, что я её не воспринимаю...?


22.4.12


Рецензии
Я знаю английский неплохо. И даже хорошо. Читал "Трое в лодке" Джерома на английском. Все понимал. Но не смешно, хотя и остроумно. Потом прочитал то же на русском. Хохотал до упаду, но не от остроумия, а от какой-то бьющей через край жизнерадостности, полноты жизни что-ли. Не знаю, но что-то есть в языке, что никак не передается только смыслом. Что-то помимо смысла. Есть язык -- есть народ. И если наступят времена, когда все будут говорить на одном языке, то слава богу, я до до тех времён не доживу. Как-то неуютно будет жить в таком мире

Владимир Дмитриевич Соколов   19.01.2023 12:04     Заявить о нарушении
Работал на "Letecké opravny Malešice" - чешский коллега на память цитировал кусками из Гашека, у нас была книга и я дома по памяти сравнивал, так наш перевод значительно богаче, чешский всё же восстанавливался в спешке... Вообще, великое дело перевод, вспомнилось, как хотелось слепить из переводов Топорова и Маршака одного Тигра Блейка, да сколько раз, особенно в 90е сталкивались с отвратительными переводами... Спасибо за неравнодушие, Никол, погоды!!!

Соколов Юрий Михайлович   19.01.2023 15:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.