ХР Тотемические мифы австралийских аборигенов

ХР. 2.7.5. Эпоха мифических цивилизаций. Тотемические мифы австралийских аборигенов.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 2.7.5. Тотемические мифы австралийских аборигенов.

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
54 000 до н.э.

Океания. Австралия. Миграции первобытных людей. Первобытное современное человечество. Homo sapiens sapiens – раса человечества разумных неоантропов-палеокроманьонцев. Первобытнообщинный строй (первобытная цивилизация). Закономерности онтогенеза психики человека. Австралийская мифология. Горизонтальный плоский земной мир. Луна-месяц. Звёзды-девушки. 54 000 до н.э.

В австралийских мифах странствие «великих отцов», прародителей и учителей аборигенов может принимать характер бегства и преследования.

Большой серый кенгуру убегает от человека того же тотема. Человек с помощью юношей, прошедших обряд инициации, убивает кенгуру, который затем воскресает. Оба (животное и человек) превращаются в чуринги (эмблемы, знаки, амулеты).

Красный и серый кенгуру убегают от людей-собак, а затем от человека-сокола (тотемные знаки).

Двух змей преследуют люди того же тотема (тотемные знаки).

Рыб преследует краб, а затем корморан (тотемные знаки).

Один из бегущих эму растерзан людьми-собаками (тотемные знаки).

Вероятно, во всех этих мифах-преследованиях описываются враждебные отношения австралийских аборигенов центральной (засушливой) части Австралии, где поиск и добыча пищи часто является вопросом жизни и смерти.

Небесные (атмосферные) явления не занимают в австралийских мифах того значения, как, например, в мифах обитателей тропической или пустынной Африки.

«Хозяин неба» в мифологии племени «аранда» весьма пассивный герой и не имеет существенной роли в мифологических сюжетах.

Только немногочисленные небесные светила включаются в круг тотемических мифов. Мир, который видят и ощущают аборигены Австралии, является горизонтальным (плоским) земным миром растений, животных и людей.

Луна (месяц) представляется мужчиной, ранее принадлежащий тотему опоссума.

Месяц ассоциируется с каменным ножом. С каменным ножом месяц поднимается на небо, бредёт на запад, затем опускается по дереву на землю. Наевшись опоссумов, месяц увеличивается в размерах (полнолуние).

Утомлённый месяц принимает вид серого кенгуру. В этом виде его убивают юноши, но один из них сохраняет кость кенгуру, из которой вновь вырастает месяц (новолуние).

Солнце представляется аборигенам из центральных районов Австралии в виде девушки, поднявшейся по дереву на небо.

Звездное скопление Плеяды – это девушки из тотема «бюандикута», которые подглядели за церемонией посвящения юношей в мужчины и по этой причине превратились в камни (застыли, окаменели, превратились в чуринги или были побиты камнями), а затем – в звёзды.

Первоначальные австралийские тотемические мифы по фабуле, сюжету и содержанию очень простые, повествовательные, полны обыденных естественных деталей и действий, лишены фантазии и надуманного драматизма.

Эти истории-мифы понятны и близки их авторам, пересказчикам и слушателям данного времени, потому что составляют обязательную часть первобытных тотемических верований и обрядов общин и родов.

В том или ином типичном виде они известны практически всем австралийским аборигенам, составляют базу австралийской мифологии.

Все тотемические мифы аборигенов Австралии и Океании объединяет типичная фабула – описание странствий тотемических предков или вождей (глав семейств, общин и родов). Миф обычно заканчивается тем, что персонажи повествования либо уходят под землю, оставляя вместо себя какой-либо камень, скалу, либо превращаются в камень.

Примечательно, что средой обитания, странствий и приключений персонажей тотемических мифов является горизонтальный плоский мир, земля, определённая местность, скалы, ущелья, реки и озёра. Эти места, в которых побывали персонажи мифов, становятся значимыми, священными, сакральными.

Древний естественный обычай всех и любых охотников и путешественников оставлять следы-знаки-ориентиры своего присутствия, пути следования, памятных мест, в том числе мест захоронений. В этом смысле рисунки и знаки на скалах, выбитые первобытными людьми данного времени, означают то же самое, что пишут на скалах современные «охотники за приключениями»: «Миша и Вася были здесь».

При этом тотемические мифы всё-таки имеют некую сакральную скрытость, тайну, шифр, понятный только посвящённым (обученным, знакомым, знающим) в символику мифа. Это тоже объясняется простым инстинктивным желанием сохранить в тайне «священное духовное сокровище общины, рода-племени», не дать воспользоваться данными мифы в чужих интересах.

Как любые повествования и рассказы о каких-либо событиях, тотемические мифы рассказываются, показываются и пересказываются средствами речи, мимики, танца, представления, ролевой обрядовой игры. Таким образом, тотемические мифы являются зародышами будущих культовых мифов.

Типичным тотемическим мифом является миф о тотемических предках – человеко-воронах («нгапа») у аборигенов племени «аранда».

- В местности Ивопатака некогда жило множество «нгапа» - человеко-воронов, которые питались съедобными корнями «манна латьиа».

Манна – съедобное растение, из которого можно было приготовить «манну» (крупу). Латьиа – слово очень похожее на слово «лати» или латьи (поонг, тхо ден, миа, са; самоназвание – кутэ – кадайский народ, проживающий главным образом в провинциях Лаокай и Хатуен на севере Вьетнама и на юге Китая. Говорят на языке лати, относящемся к ветви кадайских языков – А.С.

- Однажды западный ветер донёс до «нгапа» много орлиного пуха, и они были очень удивлены, так как обычно употребляли для украшения тела не белый, а красный птичий пух.

- Вождь «нгапа» сказал своим сородичам: «Оставайтесь тут, а я пойду, посмотрю, откуда этот птичий пух».

- Он принял вид ворона (обернулся в ворона) и полетел на запад (быстро побежал лёгкой летящей, но осторожной походкой, похожей на полёт ворона). Так он достиг местности Арильярилья.

- Отсюда вождь «нгапа» пошёл дальше пешком (опять обернувшись человеком или уже не бегом, а шагом).

- По пути он встретил двух молодых женщин, которые копали корни «манна латьиа».

- Так как эти молодые женщины дали вождю «нгапа» очень мало корней «манна латьиа», он пошёл дальше, в местность Мулати.

Указанные местности в обитаемой части Австралии находятся в тесном соседстве, как, например, соседние улицы или кварталы в современном городе, соседние деревни и т.д. – А.С.

- В местности Мулати было много мужчин-латьиа, которые пригласили его остаться с ними. Бывший там также человек «инкайя» (тотем, зверёк «бандикут») дал ему поесть большое корыто корней.

Вместо посуды используется выдолбленное из дерева «корыто» или кусок древесной коры. Эта деталь мифа показывает гостеприимство аборигенов и наличие у них примитивной «посуды» в виде деревянного «корыта», возможно, из коры – А.С.

- На следующий день люди местности Мулати ушли за новым запасом корней «манна латьиа», закопав оставшиеся корни в землю.

Опять деталь мифа, показывающая, как аборигены кладут в схрон свои продуктовые запасы – А.С.

- Человек-ворон (вождь «нгапа»), оказавшись один, выкопал их, связал в пучки и, укрепив на своём теле, полетел (опять обернулся вороном или быстро побежал в стиле полёта ворона – А.С.) назад в местность Ивопатака (местность обитания людей тотема ворона-нгапа – А.С.).

Фактически вождь «нгапа» обокрал людей местности Мулати, людей «манна-латьиа». Миф показывает детально как абориген связывает в пучки коренья, возможно в виде заплетённой косицы луковиц – А.С.

- Там он закопал свою добычу вблизи стойбища (людей тотема ворона-нгапа – А.С.), чтобы другие не нашли.

Опять деталь мифа о наличии у людей тотема ворона-нгапа стойбища – временного поселения кочевников по закону подобия («всё подобно всему») похожего на место отдыха животных, находящихся на пастбище – А.С.   

- Вскоре после этого обитатели местности Мулати (люди тотема «манна-латьиа» - А.С.) отправились в поход, чтобы отомстить за кражу.

Миф показывает, что за кражу следует наказание местью и месть осуществляется в виде воинственного коллективного похода – А.С.

- Туземцы Ивопатака (люди тотема ворона-нгапа – А.С.), увидев приближающийся отряд мстителей, сказали им: «Вот человек, который украл у вас все латьиа; убейте его своими палицами».

Опять деталь мифа о наличии у аборигенов оружия – дубинок-палиц и отрядов мстителей-воинов – то есть постоянных или временных воинских формирований – А.С.

- Человек-ворон (обратите внимание на деталь мифа – уже просто «человек-ворон», а не вождь – А.С.) пустился в бегство, но люди-латьиа бросили в него палицы, и он упал.

Опять деталь мифа – оружие или дубинка-палица эффективно и дружно бросается в бегущую цель  – А.С.

- Тогда все люди-вороны и люди-латьиа вошли в каменную пещеру и превратились там вместе с собранными корнями-латьиа в чуринги.


Краткое, но ёмкое окончание мифа, замалчивает подробности последующих событий, но превращение людей в чуринги (вместилища душ) и вхождение людей в каменную пещеру свидетельствует о том, что между людьми тотема ворон «нгапа» и людьми тотема «латьиа» произошла драка-побоище из-за украденных съедобных корней «манна-латьиа». Все они погибли, так как «превратились в чуринги».

Опять миф имеет существенную деталь – люди «превратились в чуринги вместе с собранными корнями-латьиа». Значит, украденные съедобные коренья-латьиа были спрятаны или закопаны вождём людей-воронов «нгапа» в священной каменной пещере невдалеке от стойбища. Только так – силой священного, то есть запретного места, можно было обеспечить выполнение условия мифа – «чтобы другие не нашли» закопанные коренья «манна-латьиа».

Миф содержит ещё одну существенную деталь: коренья, из-за которых разразились эти события, были съедобными и принадлежали людям «манна-латьиа», были их тотемом.

Тотемом, обычно становятся объекты, феномены или субъекты и животные, имеющие определённое важное жизненное значение. Возможно, съедобные корни «манна-латьиа» люди-предки этого тотема принесли с собой в Австралию из далёкой Юго-Восточной Азии (Вьетнама) или унесут их туда.

Также существенной является деталь мифа о звучании слова «манна» в значении «съедобный корень». Слово «манна» (манка, мелкая крупа) существует во многих языках совершенно разных народов, разделенных временем и пространством. Само звукосочетание фонем «ма» и «на» пробуждает структуры-образы «ма» – матери или человека «ман» - «мэн» дающей – «на!» - пищу.

Данный миф австралийских аборигенов не делает никаких выводов, не судит и не осуждает никого. Миф повествует о давних событиях-отношениях между людьми разных тотемов, которые для кого-то будут интересной драматической историей-представлением.

Для кого-то этот миф будет уроком и выводом о неизбежной скорой смерти от наказания после кражи, а для кого-то будет мудрой историей о глупости любопытного любителя украшений из птичьего пуха, позарившегося на чужие коренья и погубившего себя и всю свою общину людей-воронов «нгапа».

Для сомневающихся в истинности проведённого (неглубокого) анализа данного мифа напоминаю: миф – это выражение мифологического мышления, основанного на структурно-образном, а не на научно-логическом мышлении.

Повсеместно всеми народами мира содержание мифов считалось и считается священным. Мифы передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Их нельзя было (и нельзя сейчас) слышать женщинам и непосвящённым детям и подросткам. Священное или сакральное значение мифов связано с тотемическими обрядами, мистериями, предметами и священными местами сохранения духов-предков.

Фактически мифы народов мира стали для них своеобразными чурингами, вместилищами душ и духов-предков.

Вот почему так устойчивы во времени и пространстве мифы, сказки, легенды, предания, былины и другие произведения народного фольклора.


Рецензии