Размышления на досуге или три вопроса к знатокам

  Быть не патриотом не хорошо. Быть не православным  теперь почти равносильно этому. Не православный,  значит – нехристь!  Хотя католики ведь тоже христиане, но  православие не простое, а Пресветлое. У католиков такого определения нет. Но давно известно: католицизм – это  «латинская ересь». Так всегда толковали отцы православные. И  веками старались закрыть  Русь от  «ереси» - от западной культуры и науки. "Железный занавес" от Запада построили не большевики, а задолго до них православные отцы. Сжигали европейские книги привозимые купцами, как еретические.
Даже Коперник до сих пор еретик. Но  науки, культура, "дух свободомыслия" начали  проникать к нам  контрабандным путём вплоть до «царя тишайшего»  Алексея Михайловича Романова.  Царь  повернулся лицом к Западу несмотря на сильное сопротивления православного духовенства (по Ключевскому) и поступил не патриотично. Но если бы не было этого, возможно, не было бы и царя-реформатора Петра, царя-богоотступника. Была бы сермяжная самобытная Россия на долгие времена.
 Все последующие беды России церковь приписывает теперь ему. Фундамент российской ментальности заложило Православие. Эпоха Возрождения как бурный поток, очистивший Европу от средневековья, прошла мимо ворот Самобытной Руси.
Ниже - некоторые факты из истории:
 
ФАКТ 1. Из истории Западной Европы известно,  что первые университеты появились в конце 12-го и  в начале 13-веков в Салерно, Кембридже, Оксфорде. Причём открывались на деньги католической церкви и монастырей. И изучали там не только богословские науки, но и риторику, литературу, медицину, философию, математику, навигацию, астрономию – естественно на уровне того времени. Принимали туда всех желающих католиков. Жажда к знаниям была превеликая, часто студенческие споры, диспуты в поисках истины заканчивались дракой.
  Если теперь взять Киевскую Русь тех времён (ещё до нашествия орды), то читаем в истории Руси: в 1100 -  1200 годах на Руси существовали дворцовые школы «Книжное учение». Учили там детей приближённых ко  двору вельмож и детей духовенства чтению, писанию, а по арифметике – нумерации, удвоению, раздвоению. Далее чтение псалтыря, евангелия, запоминание песен и молитв. Учили музыкальной грамоте, правилам поведения во время службы и встречи знатных людей. Для одарённых были школы религиозной живописи. 
  Первое учебное заведение в ранге университета появилось на Руси в  1687 году в виде Славяно-греко-латинской академии по инициативе не церкви, а  известных просветителей того времени. Разница во времени открытия  академии относительно университетов Европы - 450 лет!  Название академии отражало стремление  слить  воедино славянскую, европейскую и античную культуры.  Но вскоре греческих преподавателей братьев Ликудов изгнали за излишнее увлечение  «философиею Аристотеля»,  латинскую (европейскую) запретили как ересь и осталось одно православное богословие.
  Если из западных университетов вышли такие известные личности как Гросетест, Роджер Бэкон,  Фома Аквинат, Николай Кузанский, Коперник, то из той российской академии нет известных миру личностей.
  Когда появились естественные науки, промышленные технологии на Руси?
В середине 18-го века  вышла знаменитая «Энциклопедия наук и ремёсел» - Даламбера и Дидро. Это -  итог достижений науки и техники того времени. В конце -  список известных учёных мира,  сотен имён. Среди них всего 4 - 5 имён российских, включая  «русского» Эйлера. И в наше время положение не лучше – по нобелевским премиям Россия «отстегнула» всего около 3 процентов премий. Это же Россия, а не Япония, где этот показатель выше.
ВОПРОС: отчего такой контраст в науках, в образовании  на  Руси  и  в современной России по отношению ко всему миру? Это нечто ментальное?

ФАКТ 2. В истории развития промышленности, техники  и технологий известны так называемые промышленные революции: первая - появление машинной индустрии на основе паровых машин и турбин, вторая – технологический скачок во многих отраслях благодаря применению научно-технических открытий в физике, химии, электротехники, телеграфии, радио и т.д.  Появились автоматика и телемеханика, поточные автоматические линии в промышленности. Все эти революции дошли до России с опозданием на 100 и 50 лет. И то вся эта новая техника закупалась в Англии и Германии. Даже во времена сталинских пятилеток.  Многое и теперь - 80% электронного оборудования для промышленности, науки. медицины, быта закупается за рубежом. В наше время на наших глазах происходит третья революция – в сфере электроники и   информационных технологий. Наши  верные  «компы и инет» – опять их продукт. Спасибо IBM, Интел, Майкрософту и другим. Покупаем, иногда пиратствуем - грех это! Без них не было бы и нашей любимой Проза.ру.
  Мы привыкли к этому отставанию издревле как к данному свыше. Ущербности не чувствуем. Проходит череда поколений, а всё остаётся на месте. Еще Карамзин писал, что Европа уходит вперед семимильными шагами, а мы топчемся на месте.
Чаадаев в  "Философических письмах" неудачно пытался  разъяснить вековые причины. Царь его наказал - объявил сумасшедшим. Правда наказуема.
ВОПРОС: Почему так сложилось? В результате мы  вечно  развивающиеся,  догоняющие и отстающие?  Это что -  наваждение, Божье наказание, или особенности национального менталитета?

ФАКТ 3. Лингвисты утверждают, что в великом русском языке большой процент матерных и негативных слов, печальных песен о судьбе и доли русской. Это отразилось и в литературе - у Достоевского, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Лермонтова, Горького и других. Язык засорен, осквернены матом самое святое – имя Богоматери и родной матери. Уже школьники и девушки матерятся,  актёришки на сцене и в фильмах, писатели в книгах. Это становится модной!
  Это что – признак величия языка? Скорей -  упадка и безысходности. Не только языка, но и всего духовного в широком смысле.
Вот тут церковь пытается выправить дело, но получится ли что либо?  Сказали бы ей большое спасибо.
ВОПРОС: в чём причина преобладания негатива в языке  и во всей культуре в целом? Или тут опять козни врагов наших?

Дополнение: меня из-за этих острых вопросов некоторые закоренелые славянофилы пытаются обвинить в русофобии. Отвечаю - для лечения болезни сначала надо установить диагноз - то бишь причины нашей вековой отсталости от передовых стран мира. Только по производительности труда, не говоря о качестве, отстаем в разы от "загнивающей" Западной Европы и Японии. Народ разучился качественно работать, вернее - отучили  сначала крепостники, затем большевики - тоже крепостники, уже нового типа.


Рецензии
Уважаемый Алекс, попробуем разобраться не предвзято в поднятых Вами проблемах.
В дискуссии следует, мне кажется, избегать излишней категоричности суждений, которая проявляется при употреблении таких слов, как никогда, нигде, никто, все, всегда и им подобные. Поэтому в вашей статье, интересной по постановке, по этой причине допущены некоторые неточности. Например, по ряду источников следует, что Славяно-Греко-латинскую академию окончил Ломоносов. Поэтому лучше, по моему мнению, употреблять слова, выражающие мысль автора, но допускающие маневр: почти, в основном, в большинстве и т. д.
1.В ответе на первый вопрос можно привести такой довод. Вспомним, какого уровня достигли литература, искусство, архитектура во времена Римской империи. В Древней России первые каменные и кирпичные здания появились спустя более 15 веков, так же как и поэты, юристы и другое. Традиции очень живучи, их влияние может сказываться в течение многих лет. Европейская культура выросла из римской, то-есть не с нуля.
2. Аналогично происходило и развитие техники. Затем на это наложилось следующее. Низкий жизненный уровень населения зачастую делает невыгодным автоматизацию производства и сельского хозяйства. Накладываются и политические причины. Смена элит в большинстве случаев ускоряет процесс развития, их длительное правление тормозит его. Вспомним, как передовое китайское государство в древности превратилось в отстающее потому, что их монархии продолжались по 500-700 лет. И в нынешнее время редкая сменяемость элит оказывает аналогичное влияние. И ещё. Народы стран с бедной природной средой для своего выживания вынуждены более напряжённо трудиться и интенсифицировать труд за счёт автоматизации. Конечно, большое влияние оказывает и стратегические просчёты властей.
з. Русскому языку, по моему мнению, грозит не мат, который ему был присущ всегда, а засорение его огромным количеством иностранных слов и сленгов. А распространение ненормативной лексики, особенно среди молодёжи, говорит не об ущербности языка, а о низкой культуре определённых слоёв населения. Эту проблему должны решать семья, школа, СМИ и власть. Прошу извинить, я это изложил без подготовки, могут выявиться неточности. Ваша статья в целом понравилась своей постановкой. С уважением, Александр

Александр Смирнов 83   20.02.2017 21:32     Заявить о нарушении
* Ломоносов научное образование получил в Германии, а не в Греко-Латинской, где учили богословию, риторику и пиитию.
* Академия на Руси появилась спустя четыре века после европейских университетов, где учили кроме богословии еще математику, логику, астрономию, навигацию.
* Вы не ответили ни на один вопрос, так как не владеете историческим материалом.

Алекс Савин   20.02.2017 21:54   Заявить о нарушении
Простые ответы, как правило, не отражают всю совокупность проблем. Это в математике почти всё детерминировано. А жизнь многогранна и имеет много оттенков.

Александр Смирнов 83   20.02.2017 22:23   Заявить о нарушении
Давайте с оттенками.

Алекс Савин   21.02.2017 12:37   Заявить о нарушении
Человек понятия не имеет о том, что такое культура, что такое история... Прочел первую попавшуюся книгу и пошел вещать от лица продвинутого...

Ан Леере   26.01.2019 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.