Рецензия на рецензию спектакль после спектакля
СПЕКТАКЛЬ ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ
( репортаж с театральной обочины)
В передаче «Разговор в прямом эфире» на Петропавловском областном телевидении, вышедшей 31марта (понедельник) в 18 часов ведущая задала мне, художественному руководителю театра им. Погодина вопрос: - Понравился ли вам спектакль «Койка» антрепризного Московского театра «Монолог 21век»?
Я отказался отвечать на этот вопрос, посоветовав зрителям, покупая билеты, на представления заезжих знаменитостей, одновременно покупать билеты на наши спектакли и сравнивать, сравнивать, сравнивать!
Честно говоря, я думал, что тема закрыта, и я навсегда забуду об этом спектакле, который мне не понравился, в отличие от виденных на нашей сцене московских спектаклей: «Пришел мужчина к женщине» с Алфёровой и Филозовым, «Золото» с Т. Васильевой, или «Зелёная зона» Омского театра в постановке Марчели.
Перед этими артистами и режиссёрами, их талантом, творческой честностью, я склоняю голову и могу идти к ним в подмастерья.
Но… в номере за 3-е апреля в городской газете г. Петропавловска «Добрый вечер», корреспондент (Е. Бережная) , на развороте пятой страницы, в статье с романтическим названием «На «Койке» с Андреем Соколовым», опубликовала постскриптум, обращенный (как я полагаю) лично ко мне и моим коллегам. Привожу его полностью.
« PS. На праздничном «капустнике», посвященном Дню театра, наши местные артисты, говорят, «проехались» сочно выраженными оценками «по преувеличению достоинств проезжих антреприз, «украшенных» участием телезвёзд». А ещё, говорят, что одна наша ведущая звезда сцены просто ушла с «Койки», едва досидев до середины спектакля, назвав его халтурой и выбиванием денег. В связи с этим хочется высказаться…
А не кажется ли вам, носители культуры, что это проявленное и пафосно выставленное напоказ неуважение к более именитым и заслуженным коллегам по цеху смотрится, по меньшей мере, некрасиво и бескультурно?! И почему же достоинства «заезжих антреприз» преувеличены? Ведь зрители спектакля плакали вместе с актёрами…. Когда ещё спектакли на этой сцене были так пронзительны и вызывали такие эмоции?! Может, вы просто завидуете аншлагу, полному залу и искреннему восторгу зрителей?! Ну, что ж, каждому своё!»
Да…., госпожа автор, в отличие от спектакля, эмоции вы у меня вызвали! И не только у меня одного.
Если та, местная звезда, женщина, то может ей, в отличии от вас, не понравилось на спектакле «Койка» с Соколовым?!
Если это мужчина, то, скорей всего, я, так как не смог выдержать этот спектакль, больше чем сорок минут. Но…вышел я из зала потихоньку, чтоб не мешать зрителям. А высказывал своё мнение коллегам, после спектакля, в индивидуальном порядке, а вовсе не для прессы.
Кстати, некоторым актёрам нашего театра спектакль …понравился!
И, раз уж ваша ремарка, задевает наш провинциальный театр, наших актёров, и лично меня, то позвольте высказаться и мне, так же жестко, как и вы, без реверансов, как в вашу сторону, так и в сторону виденного мной спектакля.
Позвольте мне использовать ваш приём «ГОВОРЯТ!»
Говорят, что вы в наш театр не ходите...
…. Потому что, если бы вы были театралом, то обязательно бы пришли на День театра на актёрский «капустник» (бесплатно - вы журналист!), и своими ушами услышали то, над чем в «капустнике(!)» шутили актёры!
Специально для вас (ну, конечно же, и для читателей) привожу полностью диалог персонажей «капустника».
КОРОЛЕВА: - Ещё театр бы надо поддержать…
КОРОЛЬ:- Театр поддерживать! Какой!
Наш, королевский!? Иль страны другой?
Тот, что играет здесь порой….!
Мотается по королевству там и тут!
Московским, кажется, зовут?.
ПРИНЦ:- Для «чёса» денег и для антрепризы
Им, кажется, не надо визы,
Мы им готовы всё отдать
Они же нас не станут приглашать,
Свои рубли поберегут
И за границу увезут…
КОРОЛЬ:- Да…. Ситуация!!! Проблемы там, проблемы тут…
А эти…. В кризис… за бугор теньгу везут…
Потом, доход, на доллары меняют….
Мои ж творцы от них нищают и нищают…
Ну, что…? Сильно мы обидели российских знаменитостей?! Учитывая еще и то, что наш театр, в связи с их гастролями отменил собственную премьеру!
А… ну да! Исходя из этого текста, меня еще можно обвинить в местечковом «кумысном патриотизме» (по аналогии с «квасным»).
Обвиняйте! Я, не против! Я патриот своего города. Той земли, на которой живу! Она богата талантливыми людьми. Талант не зависит от места проживания! А вот известность…это другое дело.
Ложь всегда стремится быть похожей на правду. Но…остаётся ложью!
Когда на экраны наших телеканалов вышла реклама «Койки», как самого модного спектакля Москвы, то я даже растерялся…. Я слежу за театральными событиями в столицах.
Звоню в Москву, другу театралу, он смеется и говорит: «Ты что, никогда не слышал про «развесистую клюкву»? Вас разводят. Они молодцы. Сшибают деньгу на «обочине»!»
А я, про себя, думаю: - Да нет, все солидно! Вот, рекламный «ролик» какой! А, афиши, на афишах декорации…. Нет! Надо смотреть самому!
И вот… спектакль!
На сцене «стулодром», несколько металлических вешалок для одежды, и,…вне всякого сомнения, известные актёры. В зале зритель за билеты от 3 до 5 тысяч теньге, и я, счастливый, что бесплатно могу посмотреть столичный шедевр….
Но, не убедили! Бесцветные голоса, прием театрального подвывания (далеко не новый), дабы выделить эффект воспоминания, работу подсознания, то замирания в статике, чтобы вытребовать у непонимающего зрителя хлипкие аплодисменты.
Бедные, несчастные мы провинциалы! Где уж нам понять веяния нового искусства конца прошлого века!
Если бы вам предложили колбасу, получившую приз на продовольственной выставке, а когда вы ее купили, только тогда объяснили, что мяса там нет, один ливер, но она называется «Финский сервелат» и поэтому продается по цене «сервелата», вы бы наверно, возмутились? Почему не предупредили раньше!
Почему в рекламе не предупредили, что у них нет декораций, но они прикроют их отсутствие своим талантом?! Да Потому что мы периферия, обочина! Потому что у нас и так сойдет…. И так, перед их именами, расстелемся «ковриком».
И вот новый спектакль, вернее, его продолжение, на страницах вашей газеты!
В нем, тех, кто не имел возможности попасть на спектакль, старались убедить какое чудо они пропустили…
Я понимаю, что в вас живет восторг перед кумиром! И, вовсе, не говорю что это плохо! Любить и восхищаться - это ваше счастье и ваше право. Но дайте и мне подвергнуть высказывания вашего кумира причинно - следственному анализу.
Насчет самого модного спектакля Москвы я уже выразил своё сомнение. Но, это утверждение самого руководителя антрепризы. В принципе, любой режиссер московский может объявлять свой спектакль самым модным. Кто проверит! Это самый обыкновенный «пиар – ход»!
Идем в своих размышлениях дальше. Антрепренёр и актёр Соколов говорит:
«Несмотря на то, что спектакль в этом году справит своё десятилетие… в столице билеты на «Койку» фарцовщики перепродают по 100 и более долларов, но публику это не останавливает. Зал каждый раз переполнен…»
Стоп! Как говорил Станиславский - не верю! Во первых, это антреприза и цены на билеты они могут устанавливать сами.
Во вторых, зачем ехать из Москвы, на край Ойкумены, ввергать театр в затраты и продавать свое искусство в среднем по 30 долларов за билет! Отчего это они вдруг воспылали спонсорской любовью к Казахстану? Опять «пиар –ход»!
Но, ложь становится правдой, когда она сдобрена, правдой реальной! И вот она!
«Койка» может кому-то нравится, может, не нравится. Я отношусь к этому совершенно спокойно.» (Соколов) Этоверно! Мнения о спектакле далеко не однозначные. Спасибо за толику правды! Я заглянул в интернет и… вот премьерные отзывы критиков о спектакле.( заглавную роль тогда играл, знаменитый по «Бригаде» артист Безруков)
Роман Должанский Газета «Комерсант»
«Единственное, что можно противопоставить бренности мира,— реальное дело. Это общеизвестно. После «Койки» очень хочется сделать реальное дело: позвонить Олегу Табакову. Его любимый ученик Сергей Безруков играет у Соколова главную роль. Несколько лет назад в спектаклях «Табакерки» он подавал надежды, и весьма серьезные. Сегодня же Безруков может претендовать на рекорд скорости, с которой молодого артиста могут вконец испортить — не столько даже премиями и придыханиями девочек-журналисток, сколько дурной и халтурной режиссурой».
Павел Руднев Новая газета: .
«Зрелище напоминает программу "Playboy поздно ночью". Унылое и вялотекущее действие, в котором рефреном звучит недоумение персонажа Безрукова: "Ну и что, что потерлись мужчина и женщина соответствующими частями тела! Зачем вокруг этого рождаются монбланы смысла?"»
С этой темой закончили?
Но дальше начался «пиар» на уровне мистики….
"Именно благодаря участию в спектакле у артистов менялись судьбы…. Сам Марк Захаров воспылал завистью к успеху спектакля и стал давать актрисе роли в своём театре, только бы она не играла в «Койке». Возвращается к жизни больная актриса, которой в монастыре Бог не помог, а вот «Койка» помогла! Рыдающие зрители за границей…" ( Не напоминает сеансы Кашпировского?)
И на фоне этого, квинтэссенция спектакля, высказанная режиссером и актером Соколовым, и с ней, по словам корреспондента, он полностью согласен.
«Единственная связь, которая для меня существует, - это связь между матерью и ребёнком. Это единственное настоящее чувство. Всё остальное – любимая женщина, друзья – все они могут отвернуться от тебя или …предать!»
Стоп! Приехали…. Как же жить-то после этого…
Естественно матерям это приятно слышать! А друзьям? А подругам жизни? А что, ни к каким другим «объектам» никаких настоящих чувств быть не может? Например, у отца к сыну? Вы о чем, господа?!
И правильно, что ваши репетиции посещали, даже походы устраивали, сотрудники института им. Сербского! Для них это хорошая практика. Не зря великий Павлов говорил: « Сначала мы будем изучать собак, потом обезьян, потом актеров,…а потом уж возьмемся за человека. Очевидно, время для актеров…пришло!
И последнее…
Вы задаёте риторический вопрос: «Когда еще спектакли на этой сцене были так пронзительны и вызывали такие эмоции?!
Отвечаю: тогда, когда вы осчастливите своим посещением и наши спектакли. Правда, скажу честно, у меня на это мало надежды. Ведь мы для вас,…серая провинция!
А если бы ходили, увидели бы полные премьерные залы, да заглянули бы в журнал зрительских отзывов о наших спектаклях, то знали бы как плачут и смеются на таких спектаклях как «Лев зимой», «Не очень простая история», «Странная миссис Сэвидж» и на многих, многих других, вам не ведомых.
И главное!
Что отличает подлинного провинциала от человека с достоинством??? Это чувство собственной неполноценности по географическому принципу и презрение к собственной культуре!
Хотите, чтоб к нам приезжало подлинное искусство, будьте требовательны, чтобы гастролеры знали – здесь, халтура не пройдет! А вы подержались за пуговицу кино-теле знаменитости и плюнули в свой же колодец!
Простите, что довольно жёстко!
После спектакля один из актеров нашего театра с восторгом заметил:
« Вот что они действительно умеют, так это хорошо кланяться. Нам надо у них учиться! Так мастерски, что неудобно перестать хлопать».
Вот так то! Ну, чтож, каждому своё!
Актёр, режиссёр, драматург, психолог, социолог,
Член союза журналистов и провинциальный завистник:
Виктор Шалаев
Ps: Одна моя знакомая театралка, очень часто посещающая такую «провинциальную» страну, как Италия, рассказывала об одной забавной журналистской традиции. Они могут безудержно хвалить гастролеров, одаривая их самыми лестными эпитетами, с выражением всяческих восторгов, но…. В конце статьи обязательно пишут … «но наш театр всё равно лучше!» Тёмные итальянские провинциалы!
Казахстан. Петропавловск
Свидетельство о публикации №212042700739
В самом деле, почему столичные артисты, "зазвездившиеся", в основном, в телесериалах, везут на периферию низкопробные работы, играют в полсилы, будучи уверенными, что местное население примет и это за благо, ведь не у каждого есть возможность поехать на спектакль или концерт в Москву и Питер?
И все же ведут так себя далеко не все. По-настоящему талантливые и честно заработавшие себе имя и в маленьком городе не опустятся до халтуры и пошлости. И в этом суть!
Твоя статья, Виктор, - отповедь тем писакам, которые сами привыкли "хорошо кланяться". Горжусь тобой! С любовью и уважением,
Тамара Пригорницкая 18.02.2014 12:27 Заявить о нарушении