Гаспар

То апрельское утро Гаспар будет помнить всегда. Автоматные очереди и отдельные выстрелы разорвали тишину, казалось бы, обычного угандийского утра. Только вместо привычных шумов просыпающегося буша звучала страшная перекличка грозных калашей и отдельно взрываемых гранат.

Выглянув в окно, в миг проснувшийся мужчина, в ужасе наблюдал, как в городе один за другим занимались страшным пламенем дома соседей из племени тутси.

- Вот и до нас докатилась эта бойня, - встревожено произнёс Гаспар прижавшейся к нему испуганной жене, - Скоро они доберутся и до нашего дома, тебе с детьми срочно надо уходить, ведь ты тоже тутси, эти изверги из интерахамве не пощадят ни тебя, ни детей.

Сборы были не долгими, разбудив детей, они сразу же побежали, в казалось безопасный, школьный комплекс , где расположилась миссия Красного Креста, но в тот же день один из соседей Гаспара сообщил ему, что повстанцы собираются провести карательную операцию по уничтожению тутси, скрывающихся в этом месте.

Короткими перебежками, рискуя попасть под шальную пулю, не на шутку встревоженный муж и отец максимально быстро продвигался к зданиям школы, ставшими западнёй для множества людей. Быстро найдя свою семью и предупредив всех о предстоящей карательной операции, Гаспар, уже во главе отряда из двух десятков женщин и детей отправился по наиболее безопасному маршруту подальше от смертельной мышеловки.

Страшный день близился к закату, но пламя насилия и жестокости только набирало свою мощь. Убегавшие видели, как к зданию подъехали машины с вооружёнными людьми, сотни, не успевших скрыться, были обречены. Завтрашний день для них так и не наступил.

Распределив спасшихся по безопасным местам, Гаспар с измученной женой и перепуганными детишками поздно вечером добрался домой. Привычный скрип половицы и домашний уют на мгновение сняли тревогу, но очередная автоматная очередь и приглушённый крик вернули к жуткой действительности. 
Неожиданный стук в дверь заставил насторожиться:
- Сосед, сосед, это я - Альфред, - услышал Гаспар знакомый голос, - пусти, я видел, как вы вернулись, мне нужна помощь.
Открыв дверь Гаспар увидел истрёпанного мужчину с грудным ребёнком на руках, если бы не знакомый голос, то он никогда бы не узнал в этом запуганном измученном старичке всегда весёлого и пышущего здоровьем балагура Альфа.

- Альф, дружище, что случилось?

- Моя Анжелина родила прямо в школе, я только принял малыша, а тут эти из интерахамве, мы бежать, да только куда? Кругом хаос, все кричат, такая каша! Смотрю, граната в окно влетела и прямо в толпу, мы в разные стороны, потом взрыв, и не помню, как я оттуда выбрался. Прибежал домой, вижу, вы возвращаетесь, сразу к тебе. Помоги, пожалуйста, ребёнку надо молока достать, я из тутси, меня сразу вычислят и пристрелят, а ты хуту, своих они не трогают. Я знаю, что ты Свидетель Иеговы и по настоящему веришь в Бога, ради Него прошу помоги!

Гаспар, успокоив соседа, опять вышел на улицу, в один день ставшую смертельно опасным местом.

- Альф прав, Библия учит делать добро всем, и я не могу поступать иначе, ведь именно этого от меня хочешь Ты, мой дорогой Иегова, - незаметно для себя, уже по привычке, он перевёл свои размышления в очередную горячую мольбу к своему Богу.

Продолжая молиться Гаспар, повернув в очередной переулок, неожиданно наткнулся на только что установленный блокпост интерахамве.

- Стой! Куда прёшься? – грубо сказал молодой солдат, тыча дулом калаша прямо в грудь испугавшегося мужчины.

- Я ищу молока для ребёнка моего соседа, он остался без родителей и я решил позаботится о нём, - сказал первое, что пришло в голову Гаспар.

- Так он тутсёныш, ты, что наших врагов взращивать решил? – перекосив рот в злобной гримасе боевик резко вскинув автомат, развернул его в воздухе и со всей силы ударил прикладом, не успевшего увернуться Гаспара, прямо в лицо.

Упав на мостовую, теряющий сознание искатель молока чувствовал, как небритые щёки обожгла струящаяся из рваной раны кровь. Очнулся он от того, что голова сильно болела и тряслась, ударяясь о камни разбросанные повсюду. Солдаты, посчитав его мёртвым, перетаскивали тело в соседний переулок, где у них было временное кладбище для большинства посетителей страшного блокпоста.

Ночью Гаспар с трудом добрался домой. Попав в нежные руки жены, и получив первую медицинскую помощь, он провалился в тревожный полусон, полузабытьё, вскрикивая и постанывая от боли и жутких видений осколков прошедшего дня.

Утро принесло новые тревоги. Настойчивый громкий стук в дверь вырвал Гаспара из лап неспокойного сна:

- Кто там? – превозмогая боль, как можно громче спросил встревоженный отец семейства.

- Гаспар Нийонгира? Вы призываетесь на службу в революционную армию, Вы ведь умеете водить автомобиль? Будите личным шофёром нашего командира. – за дверью явно были уверены, что принесли радостную весть в этот дом и получение соглашения у них не вызывало сомнения, поэтому, когда Гаспар открыл дверь, лицо солдат стоявших на пороге застыло в недоумении.

- Что с Вами случилось? – растерянно спросил повстанец, в выцветшем камуфляже, голос которого ранее слышался из за двери.

- Неудачно сходил за молоком вчера вечером, - пошутил Гаспар и скривился от боли вызванной широкой улыбкой, всегда украшавшей его добродушное лицо.

- Извините, нам придётся поискать другого водителя, в таком состоянии Вы вряд ли будете нам полезны. К стати, если знаете где по близости скрываются тутси, сообщите по этому телефону. Завтра от этой заразы в городе ничего не останется. - и сразу потеряв всякий интерес к искалеченному шофёру, солдаты не прощаясь удалились.

- Кто бы мог подумать, что вчерашний удар прикладом, чуть не лишивший меня жизни сегодня спасёт эту жизнь. Ведь, если бы я сейчас был цел и невредим, мне пришлось бы отказать этим военным, ведь я христианин и должен слушать Христа, быть не от мира и не участвовать в их разборках. А мой отказ означал бы смерть без суда и следствия. Так что, спасибо тому пареньку за смачный поцелуй своим автоматом, спасшим мне жизнь! Уверен, что это не без ведома Иеговы произошло, - и Гаспар склонил голову благодаря Бога за спасение.

- Только надо спасаться, ведь они вернутся узнав, что моя жена тутси и тогда пощады уже не будет, - размышления Гаспара прервал тихий стук в дверь, - Кто там? – испуганно спросил он.

- Пустите меня и моих детей, пожалуйста, а то нас убьют, - услышал он голос плачущей женщины, - Ваша жена изучала со мной Библию и я знаю, что Вы добрые люди. Молю вас спасите моих деток!

Открыв дверь Гаспар увидел маленькую, испуганную женщину, державшую за руки плачущих детей:

- Но нам самим грозит опасность, Вам должно быть известно, что моя жена тоже тутси.

- Я знаю, но с вами Бог, поэтому молю спасите моих детей.

Потянулись долгие дни страха, голода и неопределённости. Свою непрошенную гостью вместе с женой Гаспар прятал в шкафу на кухне, а дети прятались в детской. Скудные запасы продуктов, которые удавалось раздобыть, делили на всё, неожиданно выросшее, семейство.

Однажды вечером зашёл сосед Альфред, который скрывался в подвале соседнего дома:

- Слышал новость, сосед? Армия РПФ (Руандийского патриотического фронта) уже рядом с нашим городом и скоро они будут здесь. Я слышал, что интерахамве перед уходом собираются провести чистку в городе, будут убивать всех, кто так или иначе связан с тутси. Будь осторожен, сосед, тебе точно не простят жену из тутси.

- Спасибо, Альф! Я и так жду их каждый день, видимо надо сегодня же бежать из города.

Сборы были недолгими, вся поклажа уместилась в одном небольшом узелке. Гаспара вдруг смутила непривычная тишина для последних дней. Вокруг не было слышно ни одного выстрела. Выйдя на улицу, он убедился, что ночная тишина просто завораживала своей глубиной и сиянием яркого звёздного неба, украшенного россыпями маленьких бриллиантиков на бездонных просторах чёрного полотна. 

- Что происходит? – спросил удивлённый мужчина вынырнувшего из ночного мрака Альфреда.

- Всё наши мучения закончились, эти трусы сбежали, узнав, что армия близко, они только с безоружными герои сражаться, а как жареным запахло, сразу смылись.

- Стой, кто там? – раздался грозный голос со стороны улицы, - не двигаться, поднять руки!

Два едваразличимых в свете луны пятна, по мере приближения, преобразовались в фигуры вооружённых мужчин в одинаковой военной форме:

- Предъявите документы! – сказали солдаты наставив дула автоматов на испуганных друзей, но увидев перебинтованную голову Гаспара и его ярковыраженную расовую принадлежность к народности хуту, более пожилой военный вдруг злобно сказал: - Ну, что попался интерахамве, больше ты никого не убьёшь, не изнасилуешь и не ограбишь, таких как ты, нам приказано без суда и следствия расстреливать. Шагай к стене!

Вдруг дверь дома распахнулась и на порог выбежала та женщина, которая пряталась у Гаспара в кухонном шкафу:

- Нет! Не убивайте его, он хороший человек, он Свидетель Иеговы, он не интерахамве, - кричала она, подбежав к солдатам, заслоняя своим хрупким телом своего спасителя от грозных смертоносных жал автоматов.


Рецензии
Волнующая история! Прочитала на одном дыхании. К сожалению,
история полна страшными примерами национализма и расизма.
Как прекрасно, что в будущем кротких, послушных Богу людей
ждет мирная, безмятежная жизнь!
Спасибо, Сергей!
С христианской любовью, Лина.

Лина Флай   01.10.2012 14:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Лина, за добрые слова!

Сергей Серванкос   01.10.2012 18:02   Заявить о нарушении