Филонов. Мужчина и женщина

Филонов. «Мужчина и женщина». 1912-1913 гг. Бумага, чернила, коричневое перо, кисть, графитовый карандаш. Санкт-Петербург. Русский музей.

После 1910 г. в живописи Филонова  наблюдается быстрый переход  от академического натурализма к кубизированно-примитивистским объемам. Цвет как вывод из рисунка подчиняется  линейному и тональному ритму и строю картины. Он сознательно и навсегда изгоняет со своих полотен всякую нарочитую «красивость». Героями его картин становятся нравственные и физические уроды, люди сломленные и подавленные, их жесты выражают крайнюю степень уныния, скорби и отчаяния, руки безвольно опущены,  движения нелепы, неуклюжи, глаза смотрят в никуда. Громадные фигуры одиноко бродят, затерянные между коробок домов с пустоглазыми окнами-бойницами. Город оказывается населенным некими убогими существами, пассивно ожидающими своей участи. Человек  на картинах Филонова оказывается игрушкой, частью каких-то властных сторонних сил, ломающих и кренящих дома, деформирующих все пространство города и обнаруживающих  предельную шаткость и неустойчивость  его существования в этом мире.

Филонов  http://proza.ru/2012/04/28/206


Рецензии