Чирекава - апачи

Статья написана более 7 лет назад. Возможно какая-то информация устарела.

Чирекава-([Che rуe ‘ka wa], возможно от “chiguicagui”(опата) – “Гора диких индюков”), самоназвание – Indee – “Народ, люди”. Индейский кочевой народ на Юго-Западе США и Севере Мексики, представляющий Южный (по др. классификации – Центральный) дивизион Западной группы апачских племен. Лингвистически относятся к южной ветви атапаских языков надсемьи На-дене. В исторический период Чирекава граничили на севере с апачами Белых Гор и апачами Сан-Карлос, с которыми обычно поддерживали дружеские отношения, и с пуэбло Зуни; на западе жили земледельцы папаго и пима, традиционные враги Чирекава; восточнее, через Рио-Гранде, лежала земля дружественных апачей мескалеро; к югу располагались земли тараумара, тепеуано, опата и яки-майо, контакты с которыми были редки и в основном враждебные.
Существует несколько классификаций племенного деления Чирекава. Наиболее авторитетная, хотя и несколько устаревшая  была предложена М.Оплером. Племя Чирекава состояло из трех бэндов, или подплемен, которые являлись территориальными, а не политическими объединениями :
1.Центральные, или чоконен  [‘chokonen’ – происхождение слова четко не идентифици-руется], известные также как «собственно Чирекава» или “племя Кочиза” – населяли юго-восток Аризоны и соседние районы Нью-Мексико, Соноры и Чиуауа (горные хребты Драгун, Чирекава, Дос-Кабесас, Мул, Педрегоса и Швиссхельм, а также долина Сульфур-Спрингз).
Вожди – Pisago Cabezon, Relles, Yrigollen, Miguel Narbona, Posito Morgana, Cochise, Chihuahua, Taza, Naiche.
2. Южные Чирекава, или недни [ned’ni, deindai (чир.-апаче)–“враждебные люди”], известные также как Пинери, или Бронко - населяли горные хребты Восточной Сьерра-Мадре на северо-востоке Соноры и северо-западе Чиуауа (Мексика). Делились на Ханерос и Карризаленьос.
Вожди – Juan Diego Compa, Juan Jose Compa, Coletto Amarillo, Arvizu, Laceris, Francisco, Cigaritto, Natiza, Juh (Hoo ,Capitan Whoa).
3. Восточные Чирекава, или чихенни [chihenne (чир.-апаче)–“люди красной краски”], известные также как Хиленьос, Охо-Калиенте, Коппермайн, Мимбреньо и др. Населяли юг Нью-Мексико от р. Рио-Гранде до границы с Аризоной  и прилегающие районы Чиуауа (горные хребты – Блэк, Мимбрес, Пиньос-Альтос, Сан-Матео, Датил, Могольон, Бурро, Викториа и Флорида).  Делились на Мимбрес и Могольон, последних можно ассоциировать с бедонкоэ [bedonkohe] – бэндом, в котором родился Джеронимо.
Вожди – Mano Mocha, Cuchillo Negro, Mangas Coloradas, Delgadito, Ponce, Victorio, Nana, Loco, Mangus.
Современные информаторы-Чирекава утверждают, что недни и чоконен являлись одним бэндом, тогда как чихенни отличались от них диалектом и некоторыми культурными особенностями.
Численность Чирекава в сер. 19 в., не превышала 3000 чел. В 1866-68 г.г.  Бюро по делам индейцев определяло число Восточных Чирекава как 1500 чел., а в 1873-74 г.г. агент Джеффордс  в резервации для Центральных Чирекава составлял списки на приблизительно 1000 чел. К этим цифрам нужно добавить некоторое число мексиканских апачей, не попавших в это время под юрисдикцию США (300-500 чел.). Со второй половины 1870-х г.г., в результате войн, переселений и эпидемий численность Чирекава лишь уменьшалась. В 1886 г. во Флориду отправлено около 485 апачей (77 – группа вождя Чиуауа, 434 - из Форта Апач; группа Джеронимо – 33 чел., группа Мангаса – 12 чел.), некоторое количество Чирекава, женатых на белогорских апачках, осталось в Аризоне и 10-15  Чирекава – в Мексике.
Современные Чирекава живут в Нью-Мексико -около 200 чел., и в в Оклахоме -около 100 чел. Сильно метисированы.

Подплемена, или бэнды Чирекава не имели сформировавшейся политической организации и племенных вождей. В бэнд входило от трех до пяти локальных групп, состоящих из 10-30 расширенных семей. Именно лидеры локальных кочевых групп  вошли в историю под названием «вожди» (nantan, na-ta). Власть вождя не передавалась по наследству, хотя сын лидера имел некоторые преимущества перед соплеменниками в получении высокого статуса благодаря авторитету отца. Вождь получал влияние благодаря своим военным, охотничьим или ораторским качествам, кроме того, очень ценилось обладание вождем «личной Силы», т.е. сверхъестественными способностями. В любом случае власть вождей было невелика и базировалась на родоплеменных отношениях. Член одной локальной группы мог свободно присоединиться к другой, привлеченный авторитетом лидера или образовать новую кочевую группу. Таким образом, численность объединений постоянно варьировалась.
Основу общества составляла расширенная, или большая семья, включавшая главу семьи и его жену (жён), их неженатых детей и семьи их дочерей, т. к. семья была матрилокальна. Большую семью называли так же, как и кочевую группу – go-ta, Этот термин обязательно использовался вместе с именем главы семьи (напр. «Семья Найчи» - na-’ichi gogo-ta). Каждая малая семья имела свое жилище, но располагалась в непосредственной близости от родственников. Система кланов, описанная у Западных апачей Гренвилом Гудвином, у Чирекава не обнаружена, т.к. Чирекава почти не занимались сельским хозяйством и не имели клановых земельных участков.
Традиционная экономика апачей базировалась на охоте и собирательстве. На территории проживания Чирекава водились бело- и чернохвостые олени, лоси (вапити), антилопы, пумы, кролики, водные крысы, опоссумы, белки и барсуки, а также более 70 видов птиц. С появлением европейцев в рацион было включено мясо лошадей, мулов и рогатого скота. Несмотря на ограниченность пищевых ресурсов, мясо множества доступных животных не использовалось по религиозным причинам. Так апачи не ели мясо медведя, т.к. он считался родственником людей, а также рыбу, пресмыкающихся и земноводных, поскольку  они «склизкие», хотя есть свидетельство, что недни ели рыбу (возможно во время голода).
Основным источником пищи для Чирекава являлось собирательство, обеспечивающее большую часть диеты апачей, поэтому сезонные миграции зависели от времени созревания плодов растений. Самым важным из растений был ‘мескаль’ – род агавы, в высушенном виде хранившийся круглый год; а также юкка, мескитовые бобы, ягоды сумаха, ягоды можжевельника, орехи сосны и пиньон, луковицы тростника тьюле, плоды кактуса сагуаро и множества других кактусов, онионы, дикий картофель, семена различных трав и др. Апачи также соскребали и внутреннюю поверхность коры жёлтой сосны. Чирекава были знакомы и с тропической флорой и фауной, доходя в своих набегах до жарких долин внутренней Мексики.
Небольшое количество семей (в основном чихенни) в мирные периоды занимались сельским хозяйством, видимо под влиянием испаноязычного населения долины Рио-Гранде. Выращивались кукуруза, дыни, тыквы, бобовые, перец, лук и картофель. Позже эта практика была оставлена из-за войн и утраты плодородных земель.
Из кукурузы или из стеблей мескаля апачи делали ‘tiswin’ – легкое пиво и ‘tulupai’ – крепкое пиво. Табак апачи никогда не возделывали, собирая дикорастущий, или получали от пуэбло или европейцев. Часто апачи курили толокнянку или другие растения, завернутые в листья дуба. В более поздние времена апачи предпочитали курить вместо трубок сонорские сигары.
Собранные в сезон продукты, а также различную утварь, награбленную добычу и другие плохо транспортируемые вещи апачи хранили в пещерах-тайниках.
Традиционно апачи жили в типи, но, будучи вытеснены в районы, не имеющие достаточное количество крупных животных, перешли на более простой тип жилища. Во второй половине 19 в. большинство апачей Аризоны жило в куполообразных шалашах, в литературе получивших название ‘викиюп’, хотя сами Чирекава называли их go-ya, или ko-ya. Шесты из гибких пород деревьев, воткнутых в землю по кругу или вставленных в круговую траншею, изгибались и связывались на вершине с помощью волокон юкки, образовывая полукруглый купол. Сверху каркас покрывался травой или листьями и шкурами, позже – одеялами или кусками ткани. Размер стандартного викиюпа примерно 3,6 м в диаметре и около 2,4 м в высоту, но в годы войн, апачи предпочитали строить жилища поменьше из-за недолговременности стоянок. Рядом с домом  часто делался плетёный навес или беседка,  называемая испанским словом ‘ramada’. Несколько расширенных семей образовывали поселок, также вошедший в литературу под испанским именем  ‘rancheria’.
Наиболее распространённой летней одеждой мужчин была  набедренная  повязка и высокие мокасины из оленьей шкуры. Передняя часть набедренной повязки обычно была уже и короче задней, нередко спускавшейся ниже колен. Высокие мокасины, напоминающие  чулок поднимали до середины бедра, а во время похода или в жару опускали и подвязывали ниже колен. Для мокасин Чирекава характерен высокий загнутый носок с пуговицей, к которой пристегивалась подошва. Зимой апачи носили кожаные рубахи, похожие на пончо. В традиционном облачении женщин преобладали юбка и накидка. В поздний исторический период кожаные рубахи или украшенные  бисером плащи использовались только в качестве церемониальной одежды, в повседневной же одежде преобладали мексиканские мотивы. Чирекава приобретали ткани и готовую одежду в дружественных городах Нью-Мексико и Мексики, а одеяла – у навахо и пуэбло. Леггины носили только зимой, позже их заменили мексиканские крестьянские штаны или солдатские панталоны. Как и другие индейцы второй половины 19 в., апачи любили различные куртки, жилеты, шейные платки, металлические украшения и др. части европейского туалета.
Апачи редко носили головные уборы, чаще волосы придерживала широкая головная повязка из ткани. Головные уборы считались боевыми или шаманскими,  поэтому мужчины носили их только во время боевых действий, исполнения магических ритуалов или в торжественных случаях. Иногда уборы украшались одним или двумя перьями, но чаще шапки изготовляли в виде "вороньего гнезда", прикрепляя к шапочке из оленьей кожи равномерно подрезанные мелкие перья орла, совы, индюка, или ворона.
Ремесла в культуре апачей находились на примитивном уровне по сравнению с культурой индейцев прерий. Наибольшего искусства апачи достигли в плетении корзин и выделке кожи. Из кожи делалась большая часть традиционной одежды, которая украшалась бусинами, металлическими конусами, дисками и пуговицами. Украшением служили также аппликации из кусочков кожи и узоры, нанесенные краской. Вышивка бисером получила небольшое распространение.
Апачские женщины плели в спиральной  технике корзины трёх видов: большие корзины для переноски вещей; кувшины для воды, обмазанные смолой сосны-пиньон, мескитом или глиной; и ‘naskadi’ - корзины, напоминающие, большие блюда или чаши, которые наиболее известны благодаря характерным красивым орнаментам, диаметром от 20 до 55 см и высотой порядка 7-13 см. Вероятно, техника плетения и форма корзин была заимствована апачами у пуэбло. В небольших количествах изготовлялась глиняная посуда, которую не раскрашивали.
Мужчины изготовляли оружие, орудия труда, седла и узду, а также музыкальные инструменты. Так называемая «апачская флейта», была заимствована у мексиканцев на раннем колониальном этапе.

Современное искусство представляет Алан Хаузер (наст. имя Allan C. Hauzous, 1914-94) - известный скульптор и художник, отразивший в своих работах внутренний мир апачей.

Апачи различали понятия набег и война. Набег являлся походом на вражескую территорию небольшого отряда, и преследовал экономические цели - добычу продовольствия, лошадей и необходимых вещей. Во время набега апачи старались избегать прямых столкновений с противником, война же имела целью нанесение серьёзного ущерба или уничтожение противника. Обычным поводом для объявления войны служила месть за смерть соплеменников. Для  ведения войны собирался большой военный отряд, описаны случаи, когда практически все воины племени выходили в военный поход (напр. битва у Посо Хедиондо 1851 г.).
Апачская тактика базировалась на внезапных нападениях из засады с разных направлениий и быстрых отступлениях врассыпную. В отличие от воинов Прерий апачи старались не показать свою храбрость, а нанести врагу возможно большие потери.
Взрослых мужчин в плен обычно не брали, а женщины и дети по возможности включались в племя. Скальпирование не практиковалось, или случалось очень редко – как акт личной мести, например женщиной за погибшего мужа.
Воинами становились мальчики в возрасте 12-15 лет, прошедшие обряд инициации, который заключался в прохождении Четырех Священных походов в составе военного отряда. В этих походах мальчик назывался «Дитя Воды», прислуживал воинам и подвергался различного рода испытаниям (напр., до головы разрешалось дотрагиваться только специальной палкой-чесалкой, а пить воду - через тростниковую трубку). Во время войн многие условия посвящения в воины упрощались.
Мужчины на тропе войны наносили на свои лица одну или две горизонтальные полосы через нос, от уха до уха, белого или жёлтого цвета, хотя мог использоваться и красный.
Традиционное оружие – лук и стрелы, копье, щит, нож, праща и дубинка с камнем, свободно свисающим на скрутке с рукояти (‘flop-head’). Лук - цельный, обычно однодужный, длина - 104-120 см, дальность прямого выстрела около 110 м. Стрелы изготовлялись из дерева или тростника. Копья делались из дерева сотол, длинной 2,4-2,7 м. Наконечником могли служить  кусок твердого дерева, камень, позже железные ножи или штыки и сабли. Копья широко применялись на войне и охоте, ими также подгоняли угнанный скот. В заключительный период войн Чирекава были хорошо снабжены огнестрельным оружием, зачастую более современным, чем солдаты армии США.   

Религия Чирекава, схожа с верованиями родственных им групп южных атапасков, в первую очередь – Западных апачей и мескалеро. Она включает множество компонентов – тотемизм, шаманизм, анимализм, знахарство, культ личной силы, культ загробной жизни и т.д.
Главное божество – Даритель Жизни, или Юзен (Usen, Ysen), иногда обозначающийся как Небесный Бог. Главными действующими лицами в атапасских мифах выступают Женщина Раскрашенная Белым и её сыновья - культурные герои - Ребёнок  Воды и Убийца Врагов (иногда выступающий  в  роли дяди Ребёнка Воды или его отчима), давшие апачам знания о мире  и победившие хтонических чудовищ. Выделялись два других вида мифических существ – Горный Народ и Водные Существа.
Церемониализм связан с верой в индивидуальную помощь сверхъестественных сил. Самым важным ритуалом в религии апачей являлась церемония полового созревания девушки, длившаяся 4 дня и называвшаяся «Танцем Рассвета» (Gotal, Naies).
Танец Горных Духов исполнялся с целью привлечь помощь Горного Народа (‘Ghan’), который ассоциируется с остатками древних культур Юго-Запада. Его исполняли 4 танцора и раскрашенный клоун – посланник Юзена. Танцоры в руках держали мечеподобные жезлы, а лица закрывали масками, увенчанными характерными конструкциями из деревянных  пластин.
Все связанные с религией действия освящались рассеиванием  ходдентина ,‘hoddentin’ - жёлтой  пыльцы тростника тьюле (tule, Schoenoplectus acutus), считавшейся священной и магической.
Апачи верили в обладание человеком личной магической «Силой», использующейся как в добрых (в руках лидера или шамана), так и в злых (в руках колдуна) намерениях. Колдовство являлось преступлением и каралось вплоть до смерти. «Силу» индивидуум мог получить как напрямую от сверхъестественных сил, так и от другого человека.
Все апачи боялись загробной жизни, произнесение имени человека после смерти попадало под строгое табу, хотя это не распространялось на  имена испано- или англоязычного происхождения («клички»).

Около 1000 г. южные атапаски появились на юго-западе США. Заселив пустующие районы Нью-Мексико и восточного Техаса, они начали приспосабливаться к новым условиям, разделившись на несколько групп. Первые упоминания о апачах в испанских источниках встречается в отчете экспедиции Франциско Васкеса де Коронадо (1541) под названием Querechos. Впервые "апачами" их наз¬вал губернатор Нью-Мексико дон Хуан де Оньяте, осно¬вавший первую испанскую колонию на Рио-Гранде в 1598 г. К началу 17 в. апачи обладали лошадьми, используя их для передвижения и пропитания. К 1690-м апачи из-за экспансии команчей стали мигрировать на запад, в горные районы. В то же временя активность враждебных индейцев сильно затрудняла освоение Верхней Пимерии (‘Pimeria Alta’), провинции, включавшей часть Юго-Запад США и северную часть Мексики, территории, получившей в литературе название «Апачерия». Испанцы вынуждены были создать систему «президиос», небольших фортов, призванных контролировать индейцев вдоль границы; через эту систему позже выдавались рационы мирным апачам. К концу 18 в. большинство Чирекава не вело враждебных действий по отношению к испанцам, а некоторые Чирекава даже использовались как скауты (с 1786 г.) Комендант-генералом Внутренних провинций Джакобо Угарте-и-Лойолой. Но, с обретением Мексикой независимости в 1821 г., политический и экономический упадок страны привел к распаду системы «президиос», прекращению выдачи рационов и концу дружественных отношений между апачами и мексиканцами. Начиная с 1824 года, апачи начали спорадические войны, в результате которых к 1830-м годам экономика севера Мексики пришла в упадок. Штат Сонора объявил о «политике  уничтожения» апачей, назначив награду в 100 песо за каждый скальп. В 1849 г. плата составляла уже 200 песо за скальп воина; только в том же 1849 году на премии было выплачено 17896 песо. Охотники за скальпами, среди которых были и подданные США, провели несколько удачных операций, самые известные из которых – т.н. «Резня Джона Джонсона» (1837), уничтожившего группу недни братьев Компа и убийство и пленение 130 мирных Чирекава у г. Галеана, совершенное «армией» Джеймса Киркера (1846).
В это время на историческую сцену выходят вожди Мангас Колорадос (ок. 1780-1863г.) и Кочиз (ок. 1810-1874), возглавившие военные действия против мексиканцев, но благосклонно  принявшие американцев.
После окончания американо-мексиканской войны (1848 г.) Нью-Мексико и Аризона стали новыми территориями США, но значительная часть земель Чирекава осталась мексиканской. В 1854 г. состоялась «Покупка Гадстена», по которой мексиканское правительство уступало США земли к югу от р.Хила для постройки Южной Трансконтинентальной железной дороги вдоль 32 параллели. Американцы начали освоение новых земель с прокладки почтового маршрута Баттерфилда, одна из станций которого проходила через ущелье Апач в горах Чирекава. Вождь чоконен Кочиз находился в дружественных отношениях с американцами, пока в феврале 1861 г. не был обвинен в краже белого мальчика и скота, и арестован вместе с группой родственников. Это событие вошло в историю под названием «Инцидент Баскома», или «Разрезанная палатка», т.к. Кочиз при аресте разрезал ножом тент армейской палатки и бежал. Попытки закончить противостояние мирным путем провалились, пленных мужчин-апачей повесили, а вождь, вместе со своим тестем Мангасом Колорадосом начал 11-летнюю войну с американцам. Вскоре началась война между Севером и Югом США и войска покинули Юго-запад. Апачи безнаказанно терроризировали население Аризоны и Нью-Мексико, пока в Аризону не вошла т.н. «Калифорнийская колонна». 15 июля 1862 г. произошла битва у ущелья Апач, в которой приняли участие объединенные силы двух вождей. Война Кочиза, подогретая убийством  Мангаса Колорадоса (17 января 1863) солдатами генерала Д.Р.Уэста, длилась до 1872 г., пока усилиями генерала Оливера О.Говарда и Комиссионера по Делам Индейцев Винсента Колье не была основана резервация для Чоконен (14 декабря 1872 г.), с Томом Джеффордсом, старым другом Кочиза, в качестве агента. Чихенни жили во временном агентстве Охо-Калиенте под руководством Викторио (1825-1880) и Локо (1823-1905), а недни Юха (1823-1883)  кочевали в мексиканской Сьерра-Мадре, посещая своих родственников в резервациях и отдыхая после набегов. После смерти Кочиза (8 июня 1874), чоконен возглавил его сын Таза(1846-1876), не сумевший контролировать воинов так же жёстко, как его отец. Внутри племени началась межфракционная борьба, в результате которой чоконен разделились на мирную и враждебную белым партии.
Политика концентрации апачей привела к закрытию обоих агентств Чирекава (1876-1877) и переселению мирной части апачей в большую резервацию Сан-Карлос. Враждебные белым присоединяются к недни в Мексике. Через 3 месяца после поселения в Сан-Карлос, чихенне уходят обратно в Охо-Калиенте, но получают приказ вернуться. Викторио сбегает в Мексику и начинает войну, совершая набеги по обе стороны границы. После года кровопролитных стычек мексиканские волонтеры 15 октября  1880 уничтожают его группу у Трес Кастильос. Остатки враждебных чихенни возглавляет старый Нана (1800-1896), совершивший знаменитый рейд 1881г. Большинство враждебных чоконен и недни в январе 1879 г. присоединяются к родственникам в Сан-Карлосе.
Восстание скаутов-апачей в августе 1881 г. («Дело Сибикью»), привело к кризису в резервации и увеличению количества войск, в результате чего 250 Чирекава, возглавляемые Юхом, Найче (1856-1919) и Джеронимо (1829-1909) сбежали в Мексику. В апреле 1882 г. группа враждебных апачей возвращается в Сан-Карлос и вынуждает мирных Чирекава во главе с Локо уйти с ними. Ниже границы апачи были атакованы войсками капитана Т.С.Таппера и бежали, но авангард колонны попал в засаду, устроенную мексиканскими войсками полковника Л.Гарсия. Чирекава потеряли 74 человека убитыми, 30 - пленными.
Больше года апачи наслаждались относительно мирной жизнью в Мексике. Так называемый «Рейд Чато» (март 1883 г.) подогрел активность армии США и генерал Джордж Крук  вторгся в Мексику во главе большой экспедиции. 15 мая скауты Крука атаковали Чирекава в их «Крепости» в Сьерра-Мадре. После переговоров враждебные сдались и поселились у форта Апач.
До 17 мая 1885 г. все Чирекава мирно жили на Тюрки-Крик, но конфликты с армейским и гражданским руководством резервации спровоцировали новый побег. Люди Найче, Джеронимо и Мангуса (1846-1901) направились прямо в Мексику, но группа вождя Чиуауа (1822-1901) повернула обратно в резервацию сдаваться, была атакована и двинута преследователями к вооруженному продвижению в Сьерра-Мадре. Именно воины этой группы, возглавляемые братом вождя Чиуауа Ульзаной (Josanie, 1821-1909) совершили в конце 1885 г. знаменитый рейд, по юго-западу США, в котором убили 38 американцев, угнали 250 голов скота и сожгли собственности на тысячи долларов. Партизанская война апачей продолжилась до марта 1886 г., когда произошла встреча генерала Крука с враждебными лидерами. В результате конференции в каньоне Лос-Эмбудос (25-27 марта) Чирекава сдались на условиях двухлетнего пребывания в качестве военнопленных во Флориде, но по дороге в форт Бауи, Найче и Джеронимо напились и бежали. Вождь Чиуауа  был отправлен в форт Марион, Флорида. Позже туда же отправились все мирные Чирекава из агентства Форт-Апач. Побег Джеронимо привел к смене армейского руководства в Департаменте Аризона. Генерала Крука сменил генерал Нельсон Майлз. Он развернул активные, но безрезультатные действия против враждебных апачей и лишь мирная миссия лейтенанта Ч.Б.Гейтвуда (1853-1896) и его скаутов-Чирекава Мартина и Кейты привела к сдаче Джеронимо и Найче в каньоне Скелетон (3-4 сентября 1886) генералу Майлзу. Последней сдалась в октябре маленькая группа Мангуса.
Джеронимо и его последователи находились в форте Пикенс (Флорида) до 1888 г., когда их перевели к остальным Чирекава в Маунт-Вернон Барракс, армейский лагерь к северу от г.Мобил, Алабама. В сентябре 1894 г. Чирекава переселили в военную резервацию у форта Силл (Оклахома), где им выделили часть своих земель команчи Куанаха Паркера. Там они жили до апреля 1913 г., когда правительство США разрешило апачам поселиться в резервации Мескалеро (Нью-Мексико). В резервацию Мескалеро отправилось 186 Чирекава (14 из них чихенни), в Оклахоме осталось 86 членов племени (половина - чоконен).
Потомки Чирекава живут в Оклахоме и Нью-Мексико. Оклахомские Чирекава имеют статус племени (Племя Апачей Форт Силл), в Нью-Мексико Чирекава входят в объединенное племя апачей Мескалеро, Липан и Чирекава. Занимаются сельским хозяйством, в основном разведением крупного рогатого скота; развит туризм и продажа предметов традиционного искусства.





 


Рецензии
Хорошо.Приветствую единомышленника.Статью эту помню читал. Думаю у вас есть ещё материалы.

Андрей Катков   28.04.2012 11:02     Заявить о нарушении
Да, есть большая статья о Чиуауа и Ульзане, но надо выяснить у издателя о правах на размещение.
Дополнения о недни. Взято из Sweeney, From Cochise to Geronimo (стр. 19-20):
Ай'м сорри фор му инглиш, но переводить не люблю, поэтому не дословно.
Мартин (скаут) и Фэтти (David Fatty Sr.), оба недни, рассказывали Моррису Оплеру, что недни делились на два дивизиона: Carrizaleno Janero.
Чирекава называли Carrizaleno "Gol-ga-ene" или "Gul-ga-ki" ("Люди/Народ открытого Места", или "Люди Прейрийной собачки" (типа суслик такой, обитающий на равнинах)), их лагеря (зимние?) размещались в долинах штата Чиуауа около городков El Carmen и Carrizal. Их территория охватывала г. Ханос и доходила до юга Нью-Мексико. Основные вожди в середине 19 века - Cojinillin и Felipe.С середины 1840-х и до начала 60-х эта группа подвергалась систематическому нападению мексиканцев. После убийства их вождей карисаленьос исчезают как отдельная группа, немногие выжившие присоединяются к другим группам чирекава.
Janero делились на две локальные группы: Nde-nda-i (населявшие горы Каркай в Чиуауа и горы Терас и Эль Тигре в Соноре) и Haiahende (жили севернее - на границе США и Мексики). Далеко на юге, вдоль реки Арос, жила ещеё одна маленькая группа апачей - Tu-ntsa-nde ("Народ Большой воды").
Nde-nda-i возглавляли Soquilla, Coletto Amarilla, Tuscaze, Nolgee. Похоже большинство этой группы было уничтожено и ко второй половине 1870-х выжившие присоединились к своим родственникам из других общин.
Haiahende в конце 1860-х возглавлял Laceris (Placeris), а после смерти - его сыновья Galindo и Хух. К началу 1880-х у Хуха оставалось очень мало людей (возможно, не более 10-15 воинов).

Антон Посторонний   28.04.2012 11:52   Заявить о нарушении
Это наверно её я читал на американ трайб?Если она,то хорошая статья.

Андрей Катков   28.04.2012 12:24   Заявить о нарушении
Имею ввиду статью о Чиуауа и Ульзане.

Андрей Катков   28.04.2012 12:48   Заявить о нарушении
Да, она самая...

Антон Посторонний   28.04.2012 15:37   Заявить о нарушении
Друзья Единомышленники.Давайте на основе ваших переводов, а сделано на сегодняшний день по апачи уже много издадим комплексный труд, одной книгой, "под редакцией" или "составители: коллектив авторов" и т.п. Издание беру на себя.

Игнат Костян   30.04.2012 12:07   Заявить о нарушении
У меня переводов нет. Я не переводчик.

Антон Посторонний   04.05.2012 12:06   Заявить о нарушении
Какие переводы издавать? Переводы-то мои.Не вижу там коллектива авторов.А ваши книги я так понял уже изданы.

Андрей Катков   05.05.2012 12:28   Заявить о нарушении