Часть 1. Крейсерок

               
Так называлась шхуна, без вести пропавшая в холодных волнах Охотского моря.
Но начну по порядку. Благодаря публикации «Парижанка с Чукотки», в которой я упомянул командира клипера «Крейсер» Алексея Аполлоновича Остолопова, состоялось моё знакомство с очень интересным человеком, Никитой Кузнецовым.

 Выяснилось, что Никита Анатольевич, старший научный сотрудник Дома Русского Зарубежья имени А.И. Солженицына, увлекается военно-морской тематикой. Мало того, у нас оказалась общая тема исследований – плавания русских военных моряков. Никита Кузнецов, работает в Москве, но побывал и на Крайнем Севере, где участвовал в качестве научного сотрудника в Международной арктической комплексной экспедиции.

Он прекрасный рассказчик, а самое главное – очень добросовестный исследователь, в чём я убедился, прочитав его книгу «Тайна гибели шхуны «Крейсерок», которую он мне подарил.

 В моих планах тоже было написать о «Крейсерке», Никита меня опередил, о чём я нисколько не жалею, потому что получил истинное удовольствие от его огромного труда, вложенного в эту небольшую книгу.

Оценить такую работу по достоинству может только тот, кто сам привык заниматься кропотливым поиском сведений на интересующую исследователя тему, иногда, буквально, по крупицам. Но книга эта будет интересна и самому широкому кругу читателей, кому не безразлична отечественная история.

 Поэтому я постараюсь своими словами кратко пересказать, о чём идёт речь в работе Никиты Анатольевича Кузнецова, и кое в чём дополнить его рассказ. В общем, если где-нибудь увидите эту книгу, постарайтесь её не упустить.

В конце девятнадцатого века бесчинство браконьеров дошло до предела. Чтобы как-то их обуздать, русское правительство, которому всегда хватало денег на всевозможные затеи, дворцы и царские яхты, и никогда не хватало, чтобы содержать на Тихом океане флот, достойный великой державы, стало поручать военным судам, в качестве второстепенной задачи, охрану морских богатств.

 В 1886 году на службу в северных водах вышел клипер «Крейсер». В Беринговом проливе в русских территориальных водах с клипера заметили неизвестную шхуну. Подняли сигнал  по международному коду «лечь в дрейф», но команда незнакомца и не думала это делать. Только после  двух холостых выстрелов из орудия, на шхуне подняли американский флаг и легли в дрейф.

При осмотре шхуны выяснилось, что американцы промышляли не столько браконьерством, сколько контрабандной торговлей. Конечно, хрен редьки не слаще, но в данном случае всё не так просто. Действуя в соответствии с законом и полученными указаниями, Остолопов арестовал шхуну. Команду изолировали, а на шхуну отправили моряков с «Крейсера».

Пойманных контрабандистов во главе с капитаном высадили в Петропавловске, конфискованный груз оставили там же, а «Крейсер» и шхуна «Генриетта», так называлось конфискованное судно, на котором распоряжалась уже команда русских военных моряков, вскоре отправились во Владивосток.

По инструкции командир клипера должен был уничтожить судно, но шхуна обладала прекрасными мореходными качествами и была совершенно новой. Остолопов решил, что при нехватке судов для пограничной и таможенной службы, она будет просто находкой.

Следует заметить, что Алексей Аполлонович Остолопов, скрепя сердцем так поступил с американцами. Причину своего расстройства он, не стесняясь в выражениях, откровенно изложил в рапорте начальству:

 «…русский торговый люд на окраинах Сибири состоит из самых низкопробных эксплуататоров, способных возбудить своими делами одну ненависть к русскому народу и ускорит вымирание туземцев, подобно тому, как уничтожено ими много народностей, когда-то обитавших в Сибири.

 Воспрещение же иностранцам всякой торговли у чукотских берегов – есть смертный приговор для туземцев». Дело в том, что американцы продавали чукчам всё самое необходимое и высокого качества. Русские купцы торговали всякой дрянью и беззастенчиво обманывали северян при меновой торговле.

Заканчивает свои рассуждения в рапорте Алексей Аполлонович так: «…самое справедливое и выгодное для чукотского народа есть необходимость не только прекратить преследование на дальнем севере торговых иностранных шхун, но даже официальным путём объявить полную свободу торговли для всех и каждого у этих берегов, отчего благосостояние чукчей много поднимется…».

Но его бы слова, да богу в уши. Даже в последние годы советской власти невозможно было сравнивать уровень жизни и культуру чукчей в Советском Союзе и на Аляске. О том, что происходит там сейчас, пишут много и разного. Трудно составить себе верное представление по нашей печати.

Продолжение http://www.proza.ru/2012/05/01/70


Снимок из интернета


Рецензии
Все понятно!!

Григорий Аванесов   03.04.2019 21:10     Заявить о нарушении
Это хорошо.

Владимир Врубель   04.04.2019 00:13   Заявить о нарушении
А помните, как эта торговля была подана в фильме "Белый шаман"?) Мол, наши пришли, и перестали обманывать...)

Вадим Вегнер   04.02.2023 18:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.