Шолом-Алейхем-фрагмент Симхат-Тора-шествия

Фрагменты рассказа  «Симхат Тора - шествия" из книги "С ярмарки"

Перевод и примечания  - Берл Вайншток

.....Воздух нежен и чист, небо усеяно звёздами. Праздник чувствуется во всём окружающем мире. Даже тишина кажется праздничной. Ничто не может помешать святости этой ночи Симхес Тойре, когда богом избранный народ во всех странах радуется дару небес. Мужчины со священными свитками  Торы образуют хакофес – шествия по кругу с песнями и пляской, красиво одетые девушки и молодые женщины смешиваются с толпой мужчин  -  в такой праздник это можно  -  они целуют свитки Торы, прыгают, кричат: «Дожить до следующего праздника!» и в ответ получают: «И вам того же,  также и вам !»
Ещё за час или два перед хакофес собираются у синагоги детки, мальчики и девочки, становятся на скамейки, флажки в их руках трепещутся, на флажки насажены красные яблоки, свечи, вставленные в яблоки, горят, их щёчки не менее красны, чем яблоки, а глазки горят, как свечи.  Это малыши.  А мальчишки чуть постарше, кто ещё не бар-мицва(*10)  -  те гуляют пока во дворе синагоги или снаружи...

....  -  Ребята, уже начинаются хакофес!  -  Все вбегают в синагогу  -  где?  что? Ничего не начинается.. Реб Цаля, кантор холодной синагоги, со своим золотым горлом стоит у «омеда»(*2) с двумя певчими, один – бас, второй – сопрано.., продолжается вечерняя молитва...Кантор Цаля  -  высокий, рыжий, с горбатым, изогнутым, как шофар (*3), носом, с редкими вьющимися пейсиками (*4) и рыжей кудрявой бородой, будто привязанной,  -  кто поверит,  что у такого страшилы есть такая милая, нежная, красивая дочь! Кантор Цаля всем объявляет, что она единственная такая  -  у него и у Бога. Один лишь недостаток у неё  -  не хочет становиться невестой. « О ком бы ей ни говорили  - ответ лишь один  -  нет!...Ничего, когда попадётся правильный жених, она скажет «да», а не то – так дерут за косы, в крайнем случае есть в доме палка.» - так говорит Цаля, конечно, не всерьёз.

.....Откуда взялось столько евреев, не сглазить бы, мужчин, женщин, парней, девушек, детей? Шолем впервые в холодной синагоге..., хорошо,что шамес (*5) его узнал – это же сынок Нухема Рабиновича – надо устроить ему место ...Сквозь шум Шолем услышал любимые слова: «Почтенный реб Шимшен-Зэйв, сын Хаима-Цви , окажи почёт Торе!...»  -  это означает, что хакофес  начались...Где же дочь кантора?...Пением и пляской закончился первый обход. Снова шамес вызывает:  «Почтенный такой-то и такой-то, воздай честь Торе!»... Закончился второй обход, третий ,четвёртый – пение , пляска, а дочери кантора не видно. Шолему не сидится, он смотрит во все стороны, может,наконец, увидит её ? Но нет ни её, ни подруги!...Может быть, догадались об их уговоре и заперли её дома под замком?...

.....Увидев, что парень Нохема Рабиновича всё крутится, что-то высматривает, шамес подумал, что он горит желанием участвовать в обходе, возможно, кто-то из  «габаим»(*6) кивнул шамесу ..., так или иначе он вдруг услышал среди вызываемых имён своё имя: «Юноша Шолем, сын реб Менахем-Нухема, воздай почёт Торе!»  Кровь бросилась ему в лицо..., он чувствовал себя, как любой паренёк, когда его впервые вызывают к чтению Торы перед обществом. И прежде, чем он успел осмотреться, шамес уже подносит ему священный свиток, он уже стоит в одном ряду с группой  мужчин. Процессия  тронулась, кантор Цаля идёт впереди и поёт: «Озер далим хошиэйну..»(*7). Женщины, девушки рвутся к святому свитку Торы, целуют его и кричат Шолему: «Счастливо дожить вам до следующего праздника!» Шолем озадачен незаслуженным почётом и одновременно  горд тем, что он единственный из многих юношей идёт в одном ряду с солидными евреями....В самый пик неразберихи он почувствовал, как кто-то целует его руку: «Счастливо дожить до следующего...»  Он поднимает взор и видит: это она, дочь кантора! - а рядом, конечно, её подруга.

...В первую минуту ему было странно и неловко : вместо свитка Торы она поцеловала его руку! Может, это было случайно? Нет, не случайно. Он увидел это по её смеющимся глазам. Он был так потрясён, что чуть не выронил свиток из рук. Ему хотелось остановиться, ещё раз посмотреть в  её красивые глаза, перекинуться парой слов. Но идущие в ряду за ним напирают, надо продолжать  шествие и передать свиток другим...Лишь около «арн-койдеш»(*8), передав шамесу свиток, он осматривается, может он её увидит хотя бы издали. Но её не видно. Тогда он идёт вслед за следующей процессией, делает круг, ищеет её  глазами  -  нет нигде, исчезла! Он выбегает,  ищет её во  дворе синагоги, снаружи... Может это был  сон, фантазия? Нет, это был не сон, он ещё и сейчас чувствует прикосновение её губ на своей руке. Он идёт дальше, не чуя земли под собой, ему кажется, что у него крылья и он летит, парит, и ангелы летят вместе с ним, провожают его к большому «бейс- медрешу»(*9). А там хакофес ещё в самом разгаре....Ну и ночь! Такая ночь может случиться только в праздник «Симхес Тойре»!

ПРИМЕЧАНИЯ  ПЕРЕВОДЧИКА
(*1) Симхес Тойре цу  хакофес (идиш)   -  к шествиям со свитками Торы в праздник «Радость Торы». Фун ярид (идиш) –С ярмарки. Книга изд-ва Дер Эмес, Москва,1946 г.
(*2) Омед  - кафедра в синагоге, на которую кладут тексты молитв, возле которой кантор и певчие нараспев ведут молитву.
(*3) Шофар  -  ритуальный духовой муз. инструмент, сделан из рога животного ( барана,козла).
(*4) Пейсы  -  пряди волос на висках (локоны) у ортодоксальных иудеев.
(*5) Шамес  -  служка в синагоге.
(*6) Габаим  -  старосты синагоги.
(*7) Озер далим хошиэйну (др-евр)   -  помогающий обездоленным да спасёт нас.
(*8) Арн-койдеш (идиш)  -  «священный ковчег» - шкаф в синагоге для хранения свитков Торы.
(*9) Бейс-медреш (идиш)  -  эдание для изучающих Талмуд и др. религиозные канонические книги.                (*10)Бар-мицва (иврит)   - сын заповеди, мальчик становится им в возрасте 13 лет и уже обязан соблюдать все заповеди.
(*11) Впечатление дополнят видео, в рамку GOOGLE введите поочередно копию каждой ссылки:

 http://www.youtube.com/watch?v=6rGAb3YXVmE

 http://www.youtube.com/watch?v=83TvKV2rcwM

а так же примеры литургии:

http://www.youtube.com/watch?v=nG2n2pQaIyw

щелчок на картинках You Tube.


Рецензии