ХР Пещеры-святилища

ХР. 2.7.9. Эпоха мифических цивилизаций. Пещеры-святилища.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 9. Пещеры-святилища. 

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
53 500 до н.э.

Весь мир. Евразия. Повсеместно. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Расогенез. Европеоидная или Евразийская раса. Классическое первобытное искусство. Пещерное изобразительное искусство. Образы-духи зверей и животных. Пещеры-святилища. 53 500 до н.э.

Содержанием всех произведений первобытного искусства на длительное время Каменного века становятся образы-духи зверей и животных: мамонтов, носорогов, быков, лошадей, оленей, козлов, хищников (53 500-10 200 до н.э.).

При этом главенствующую роль в этих изображениях имеют изображения растительноядных и копытных животных (бизоны, лошади, олени, козлы).

Местонахождением изображений животных, как правило, являются глубокие пещеры и гроты. Причём пещерные рисунки будут располагаться на значительном расстоянии от входа (например, во французской пещере Нио на расстоянии 800 метров от входа).

В глубине пещер царит вечный мрак и сырость, в которых постоянная жизнь человека и животных невозможна. Вероятнее всего, эта пещерная глубина воспринимается первобытными людьми как чрево (лоно) Великой Матери-сырой земли, как место схрона-захоронения душ животных и место их перерождения (вхождения) в человека.

В такую глубину пещер первобытные люди будут помещать изображения или образы-духи (души), вероятно, самых священных животных.

Чтобы попасть в места нахождения самых значительных произведений первобытного пещерного искусства необходимо преодолеть тёмную глубину пещер через узкие проходы, щели и колодцы. Иногда путь в эти места преграждают подземные ручьи, реки и озёра.

Путь по таким пещерным лабиринтам, страшным и опасным проходам требует большого мужества, является испытанием силы воли, характера, личности.

Любые пещеры для первобытного человека, прежде всего, удобные места, чтобы спрятаться или что-то спрятать. Пещера – это продолжение структуры-образа ямы, норы, убежища, схрона-хранилища, захоронения-могилы. Всё, что особенно ценно и дорого можно хорошо спрятать в пещере, закопать или положить в потайное место.

Поэтому пещеры являются местами сохранения чуринг - одушевлённых предметов (камней, костей скелета, черепов, орудий труда и т.д.). При этом пещеры всегда и всем внушают чувство опасности и страха, так как неизвестно что таится во мраке подземелья.

Нет никаких данных, позволяющих утверждать, что первобытные люди могли видеть и чувствовать в темноте так же, как на свету. Поэтому, вероятнее всего, они так же, как и мы, нуждались в источнике света при исследовании глубин пещер, при рисовании на стенах пещер.

Также нет никаких данных о том, что первобытные люди имели иные источники света, кроме огня костров, возможно, факелов, горящих веток, лучин, а также жировых светильников.

В любом случае посещение пещер, нахождение и передвижение в них, осуществление какой-либо деятельности в пещерах невозможно без использования каких-либо источников света. Поэтому, видимо, пещеры приобрели статус и значение священных мест, освященных или освещённых светом.

Слова-понятия «свет» и «свят» близки друг другу по смыслу. Они связывают осязательное (физическое) явление-феномен внешнего света, дающего возможность видеть, ориентироваться и двигаться, и абстрактное (умозрительное) явление-феномен внутреннего света, дающего возможность понимать, принимать решения и действовать.

Так, например, посетитель глубокой, тёмной, страшной пещеры в конце тяжёлого полного опасностей и испытаний пути встречал в колеблющемся свете живого огня чуринги – изображения духов-тотемов. Мифологическое и гипнотическое мышление первобытных людей неизбежно и закономерно приводило их к изумлению, дополняло переживания пути в пещере новыми ощущениями и чувствами.

Возможно, посетителей пещер с изображениями духов-тотемов вели в полной темноте опытные проводники, которые затем в нужное время и в нужном месте разводили из светильника достаточный огонь, чтобы впечатлить пришедших открывшимися изображениями.

Так, вероятно, естественно и неизбежно пещеры превратились в пещеры-святилища – хранилища духов, чуринг и, возможно, чего-то наиболее ценного и значимого для первобытных людей.

Несомненно, что пещеры (особенно глубокие и протяжённые) использовались первобытными людьми для ритуальных и обрядовых целей, и прежде всего, для ритуала посвящения-инициации мальчиков в мужчины, для посвящения претендентов в шаманы, для общения с духами предков и духами-тотемами.

В любом случае любой человек, который набрался мужества и смелости проникнуть и пробыть в глубокой, тёмной и страшной пещере некоторое время, оставить там след своего присутствия или пребывания, выбравшись на дневной свет ощущает себя вновь родившимся.

Возможно, ощущение победы над самим собой, своими страхами и чувствами придавали человеку ощущение полной новизны жизни, нового миропонимания, переосмысления всего пережитого, сделанного или содеянного.

Возможно, общение с духами предков и духами тотемами становилось для человека и всех окружающих его людей неким подвигом, событием, победой, перерождением и посвящением.

Возможно, уже в данное время хождение в пещеру к местам захоронений духов-предков и духов тотемов воспринимается как хождение в страну мертвых и возвращение из пещеры – воскрешением из мертвых.

Также возможно уже в данное время некоторые пещеры становятся святилищами – священным местом, посвящённым духам предков и духам тотемам.

В новое или современное время святилище воспринимается как святое, священное место или алтарь, посвящённый божеству. Святилище – это место пребывания божества, а также место убежища для преследуемых людей.

Действительно, в тёмную и беспросветную глубину подземелья или убежища духов очень страшно идти и очень легко спрятаться, затаиться, скрыться. Возможно, пещеры-святилища не раз спасали охотников, собирателей, женщин и детей от хищных зверей, от страшной непогоды, от набегов других общин или родов людей.

Только знающие, опытные и умелые люди могли спокойно и деловито пребывать в пещерах-святилищах, знать, где и в каких местах хранятся чуринги, захоронения черепов и костей, съестных припасов, запас орудий или оружия.

Пещеры-схроны-хранилища могли использоваться людьми как кладовые с постоянной низкой температурой и влажностью. В таких пещерах удобно было хранить запасы на зиму или на голодное время. При этом угроза голода была, возможно, первой из всех угроз, возникающих перед сообществами первобытных людей. Поэтому в пещеры-святилища могли входить только специально подготовленные люди – первобытные священники (носители и хранители света и истины).

Одновременно пещеры, как места пребывания людей, могли и использовались как места совершения различных обрядов. В основном это были обряды-испытания, обряды-посвящения, обряды перерождения (перевоспитания).

Жить в пещерах человеку можно только недалеко от входа, где достаточно света, но особо не дует ветер и не влияет непогода. В глубине пещер без источника света находиться невозможно. Ещё глубже в пещере становится холоднее, а при наличии подземных вод резко повышается влажность и риск обвалов.

Однако во множестве пещер по всему первобытные люди оставят множество своих живописных рисунков, отпечатков пальцев и рук. Эти рисунки в глубинах пещер являются своеобразными автографами смелых людей по типу надписей современных туристов, сообщающих всеми, что они «тут были»…

Особенно много таких пещер-святилищ на территории будущей Южной Франции и Северной Испании. На территории будущей России одна из таких пещер-святилищ – Капова пещера, в которой останутся многочисленные изображения животных и следы-свидетельства магических шаманских обрядов.

Структура-образ и архетип пещеры-святилища сохранится на все века и будет основой для создания и возведения искусственных святилищ – особых построек или огороженных участков земли с различными постройками, символизирующими вход и выход в иной мир. Такими постройками-святилищами будут: дольмены (Кавказ), мужские дома-монастыри (Меланезия), гробницы вождей (Африка, Полинезия), хижины фетишей (Африка), каменные менгиры типа Стоунхендж (Англия), укреплённые закрома-кремли типа Аркаим (Россия), храмы (Африка, Ближний Восток, Европа, Южная и Юго-Восточная Азия, Центральная и Южная Америка).

Синонимами слова-понятия «святилище» являются: адитум, алтарь, бурханище, вимана, гарбха-гриха, гипогей, дацан, капище, кереметь, кирка (кирха), костел, кумирня, мараэ, мечеть, митреум, михраб, мольбище, мусейон, наос, нимфей, пагода, синагога, собор, ступа, требище, храм, целла, церковь, чанди,  часовня.

Естественно, неизбежно и закономерно устроители пещер-святилищ и искусственно сооружённых святилищ стремятся внушить всем людям особое чувство почтения, страха и благоговения перед ними, чтобы обеспечить сохранность сохранённых, захороненных или спрятанных в святилище ценных вещей и предметов. Для этого нужны специальные охранительные обряды, мистерии и культы, а также специальные хранители этих священных мест – святилищ.

Вероятнее всего, один раз добыв с великим трудом огонь, первобытные люди всё остальное время нахождения в месте стоянки или обитания непрерывно поддерживали огонь в костре или очаге, хранили этот огонь в специальных «негасимых» светильниках. Этот огонь не должен был потухнуть от случайного дуновения ветра, неосторожного дыхания или неуклюжих действий людей. Поэтому хранение священного родового огня поручалось самым спокойным, самым опытным и надёжным людям.

Вероятнее всего священный родовой или общинный огонь (в виде неугасимого светильника-лампады) поручалось хранить духам предков и духам тотемам, мешать которым, обижать или не почитать которых, было строго запрещено. Человеческие черепа и кости; останки животных; причудливые природные образования, напоминающие свой формой облик животных; маски и чучела, изготовленные мастерами-охотниками, а также рисунки на сводах и стенах пещер – всё это могло быть воплощением духов-предков и духов-тотемов – хранителей священных святилищ и священного огня.

Сегодня мы вынуждены анализировать и исследовать жизнь первобытных людей по сохранившимся останкам, остаткам и артефактам их жизнедеятельности. Больше всего этих следов и артефактов сохранилось в пещерах, поэтому первобытные люди больше всего представляются нам как «пещерные люди». Это не совсем так, неверно и совершенно необоснованно.

Первобытные люди не могли жить или долго жить в пещерах, использовать их в качестве жилища. Это противоречит первому и основному виду первобытного хозяйства – охоте и собирательству.

Во все времена и всеми народами мира пещеры изначально использовались как убежища и хранилища. Пещера защищает от ветра, дождя, снега, палящего солнца, бури и урагана, огня и дыма лесного или иного пожара, от нашествия хищников или врагов. Наконец, глубокая пещера может защитить людей от катастрофических последствий всемирных катастроф – Светопреставления, извержения супервулкана, взрыва сверхновой звезды, смещения оси вращения Земли и магнитных полюсов и т.д.

Однако жить людям относительно комфортно можно только в некоторых пещерах – сухих, просторных и безопасных. Кроме этого пещеры не частые природные образования, найти их и обустроить для жилья очень не просто.

Пещеры, как правило, располагаются в земле, в горных или скальных породах. Практически все пещеры образуются в результате стока (течения) поверхностных и подземных вод. Даже в самых неглубоких пещерах не только темно, но ещё очень холодно и сыро (как в погребе).

Поэтому пещеру-жилище нужно постоянно чем-то освещать и обогревать. Однако только самые небольшие пещеры типа землянки поддаются обогреву с помощью костра или очага (толщу сырой земли не прогреешь ничем).

Почти в каждой пещере имеется движение воздуха – сквозняк и повышенная влажность (сырость). Чем глубже пещера, тем холоднее и микроклимат пещеры становится губительным для человека. Отсутствие солнечного света и солнечного тепла (излучения) очень быстро нарушают биоритмы человека, заставляют его организм приспосабливаться к пещерным условиям.

Фактически первобытные обитатели или посетители глубоких пещер являются первобытными «космонавтами», попадающими в экстремальные условия жизни и жизнедеятельности, сравнимыми по последствиям и для здоровья и организма человека с пребыванием в космосе.

Кроме этого пещеры часто заселены многими видами животных (летучие мыши, насекомые, пещерные медведи, львы, гиены и т.д.). Любая жизнедеятельность животных и людей сопровождается естественными выделениями их организмов, отходами трапез и другой деятельности. Процессы разложения этих отходов сопровождаются жизнедеятельностью многих микроорганизмов, которые могут быть источником заболеваний животных и людей. Например, экскременты летучих мышей очень вредны для человека.

Пещеры, как и все земляные норы, трещины, провалы и пропасти внушают человеку, прежде всего, страх, боязнь и оторопь. Ощущение тесноты, скованности, ограниченности свободы передвижения и действий, возможность быть заживо погребённым под тяжёлым слоем земли или породы, лабиринт неизвестных ходов, абсолютная темнота и все факторы подземного микроклимата и окружающей среды – всё это инстинктивно враждебно человеку, привычно живущему в режиме смены дня и ночи, на воздухе, на воле.

На территории Евразии известно около 500 пещер со следами и признаками пребывания в них первобытных людей всего Каменного века. Такого количества пещер-жилищ не хватит для того, чтобы все поколения первобытных людей жили в этих пещерах. Поэтому в мире известны только несколько десятков пещер, в которых человек мог жить, жил или продолжает жить постоянно.

Для первобытных людей данного времени всякие пещеры пригодные для временного пребывания в них людей, являются пещерами-святилищами или тайными хранилищами самого ценного и дорогого: заготовленных впрок продуктов питания; средств жизнеобеспечения, орудий и оружия; фетишей и чуринг.

Пещеры-святилища и их искусственные подобия – здания-храмы были, есть и остаются местами проведения священных обрядов, мистерий и культовых действий.


Рецензии