ХР Охота на животных Мамонтового комплекса

ХР. 2.7.12. Эпоха мифических цивилизаций. Охота на животных Мамонтового комплекса.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 12. Охота на животных Мамонтового комплекса. 

Иллюстрация из открытой сети Интернет.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен.
Древний каменный век. Средний палеолит.
Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
53 000 до н.э.

Весь мир. Уровень мирового океана. Северное полушарие. Африка. Холодный климат. Сибирь. Беренгия. Северная Америка. Охота на животных Мамонтового комплекса. 53 000 до н.э.

Вюрмское, Вислинское, Валдайское, Зырянское, Висконсинское оледенение (70 000-51 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II В 1-2 (Перигор IV-VI)» (59 000-51 000 до н.э.). Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана на 42-43 метра ниже современного уровня.

Охота на животных в несколько раз больше и тяжелее, чем взрослый человек, очень опасное и непростое дело. Любое живое существо инстинктивно противится охотнику-убийце и применяет любые действия для самозащиты, убегает или нападает.

Практически все крупные животные Мамонтового комплекса имеют толстую и плотную шкуру, которую нелегко пробить или разрезать.

Охота человека с рогатиной на медведя, например, осуществляется в непосредственном контакте с яростным тяжёлым и сильным зверем, который вооружён длинными когтями, мощными лапами, сильными челюстями с острыми зубами.

Тяжёлые неповоротливые мамонты тоже умеют быстро бегать, вооружены бивнями, умело применяют хобот и способны затоптать любого.

Носороги также умеют нападать и защищаться, угрожая своим острым рогом. Кроме этого носороги отличаются крайне неровным и вспыльчивым характером. Носороги и сегодня считаются самыми опасными животными в Африке.

Мощные ветвистые рога оленей и лосей, огромная сила и рога бизонов также смертельно опасны для охотников и хищников.

Лошади стремительно могут унестись от охотника или хищника, умеют мощно лягаться задними ногами, бить передними копытами и крушить врагов грудью.

Поэтому первобытные люди в охоте на животных Мамонтового комплекса издревле применяют загонную или облавную охоту, пугая и направляя животных к краю обрывов или в топи, чтобы они, падая, покалечились или не могли двигаться. Тогда с помощью метательных дубинок, колов-копий и каменных орудий-рубил охотники добивают павших, раненых или обездвиженных животных.

Единственным грозным метательным оружием неандертальцев и людей современного вида данного времени является кол-копьё и его разновидности – копья с каменными или костяными наконечниками и метательные копья-дротики.

Пока точно неизвестно рыли ли первобытные охотники данного времени ловчие ямы с острыми вертикальными колами-копьями на дне. Однако такие ямы-ловушки являются, возможно, самыми древними искусственными сооружениями первобытного человечества.

Вероятнее всего, охотники, вооружённые колами-копьями, устраивают облавы и засады на путях миграций животных, у водопоя, в теснинах. Удачный сильный и меткий бросок среди десятков брошенных копий мог разом решить исход охоты, тем более, что известны случаи, когда древние охотники-неандертальцы пронзали простым деревянным колом-копьём насквозь быка или лошадь.

Другим традиционным или обычным способом охоты было долгое преследование животного охотниками. Раненое, больное или недостаточно взрослое животное преследуемое охотниками, быстро слабело и становилось относительно лёгкой добычей.

Такая охота требует совершенного знания повадок и нравов животных, умения ориентироваться на местности, читать следы и запоминать приметы.

Возможно, классические неандертальцы, как наиболее близкие к животным первобытные люди, в совершенстве обладают сверхчувственными (экстрасенсорными) способностями, звериным чутьём и интуицией, умеют вести себя и даже «говорить» на языке животных (воспроизводить поведение животных, приманивать или отпугивать их).

Особенно ценной добычей были крупные животные Мамонтового комплекса – мамонты, носороги, бизоны, антилопы, олени и другие копытные животные. В данное время охотники, вооружённые первобытным арсеналом орудий, не только просто ищут туши павших животных, но и активно охотятся на них.

Вероятнее всего, в данное время охота первобытных людей имеет двоякий характер – хищнический и избирательный.

С одной стороны жизненно важно добыть как можно больше животных, чтобы обеспечить себя, свою общину и род пищей и необходимыми для обеспечения жизни материалами. С этой целью устраиваются сезонные загонные или облавные охоты.

С другой стороны жизненно важно сохранить некую связь-общение с привычными животными – объектами охоты, соблюсти с ними негласное соглашение их сопровождения на путях миграций, возможно, охраны от хищников и даже некоторую форму приручения, привыкания друг к другу.

Так, например, привыкают друг к другу и уже не могут обойтись друг без друга некоторые животные и птицы, которые предупреждают их об опасности, очищают их шкуры, глаза и раны от паразитов, помогают в поиске пищевых ресурсов.

Если современной человеческой цивилизации Нашей Эры достаточно было немногим более 6000-3000 лет для того, чтобы пройти путь прогресса от каменных орудий до космических кораблей и атомных станций, то древним мифическим цивилизациям первобытных людей тоже было достаточно времени, чтобы наладить непосредственную связь с животными, охота на которых является основным видом их жизнедеятельности.

О вероятности такого развития и совершенства мифических цивилизаций данного времени свидетельствуют: произведения первобытного искусства, изображающие животных; артефакты, обряды и ритуалы тотемизма; костные останки животных и людей; метаболизм организмов первобытных людей данного времени (состав крови, например).

Кроме этого, существуют такие артефакты, которые изображают людей, оседлавших даже ископаемых динозавров. Оседлать и проехаться верхом на любом животном практически невозможно без его приручения и обуздания. Однако в сказках, например, сохранятся структуры-образы путешествия людей верхом на птицах, волках, лошадях и т.д.

Совершенствование арсенала охотничьих орудий добычи неизбежно и закономерно приводит к возможности групповой или индивидуальной охоты. На переправах, в местности с глубоким снегом, в топких местах или в теснинах удачный и сильный бросок кола-копья или копья с каменным (костяным) наконечником мог привести к удачной охоте. В таких случаях удачливый охотник неизбежно становился героем, хозяином добычи, главным её распорядителем.

Особенно революционным событием в развитии охоты стало изобретение копьеметалки, лёгких копий-дротиков, а также изобретение лука и стрел. Возможно, уже сейчас охотники данного времени широко применяют ременные путы с камнями на концах, арканы (лассо), ловчие петли и иные ловушки с использованием упругих свойств дерева.

В любом случае объектами охоты и применения разнообразных охотничьих средств становятся любые животные от самых мелких грызунов до слонов-мамонтов и носорогов.

В данное время первобытные люди охотятся на следующих животных Мамонтового комплекса: лошадь, мамонт, олень, бурый и пещерный медведь, северный олень, шерстистый носорог, тур, бизон, пещерный лев. Другие животные Мамонтового комплекса – куланы, лоси, косули, кабаны, зайцы, песцы, сурки и белые куропатки – изредка попадаются первобытным охотникам (их кости в местах охотничьих стоянок редки).

Охота возникла вместе с возникновением животных и разделением их на хищников и добычу. С момента переселения предков человека с деревьев на поверхность земли охота развивалась и видоизменялась вместе с развитием человека и человечества.

Виды и приёмы охоты многообразны и зависят от климатических и природных условий, от состава и жизнедеятельности животного мира. Вероятно, каждая человеческая община или сообщество общин занимается своим видом охоты, применяет свои охотничьи приёмы и навыки.

Структуры-образы удачной охоты (а значит и сытного времени) неизбежно и закономерно остаются в коллективной памяти, в воспоминаниях людей, в их мифотворчестве.

Мотивация первобытной охоты проста и естественна: добыча пищи и средств жизнеобеспечения, оборона от врагов и хищников. Типичным охотничьим приёмом данного времени является групповая атака или облава охотников на животного или на группу животных.

Самые ранние следы охоты с применением соответствующих орудий имеют возраст 450 000-400 000 лет до н.э. (например, на Таманском полуострове, Россия). Вероятнее всего это была (или могла быть) охота на раненое, больное или ослабевшее животное.

В период 200 000-80 000 до н.э. следы множества пещерных стоянок первобытных людей на территории современной Украины, в Крыму и на Кавказе свидетельствуют об охоте людей с соответствующими орудиями уже на самых крупных животных Мамонтового комплекса – слонов, мамонтов, носорогов, гигантских оленей, бизонов, пещерных медведей.

При этом ашельские и ручные мустьерские каменные рубила вряд ли могли использоваться в качестве наконечников копий. Вероятнее всего, первобытные охотники данного периода гнали животных к обрывам, уступам и топям, в места удобные для добивания. Этот приём охоты является преобладающим практически до времени изобретения компьеметалки, иных метательных орудий, а также до появления лука и стрел.

Особые приёмы охоты диктует приледниковый ландшафт с преобладанием тундростепи. Открытая местность не позволяет охотникам вплотную подобраться к животным, чтобы поразить их ручным оружием. Для этого им надо притворяться другими животными, наряжаться в маски, в шкуры, изображать из себя птиц, антилоп, косуль, оленей и т.д.

В степной местности или в тундростепи, где обитает множество мелких животных и птиц, вероятнее всего были изобретены и широко применяются различные петлевые ловушки. Их добычей становятся песцы, заяц-беляк, куропатки и т.д. Возможно, на путях миграций животных Мамонтового комплекса люди данного времени устраивают ловчие ямы, в которых ломают ноги и получают ранения в панической давке дикие лошади, куланы, олени, бизоны.

Нет никаких материальных следов обустройства первобытными охотниками данного времени загонов или иных ограждений, в которых некоторое время могли бы содержаться пойманные животные. Однако с большой вероятностью можно утверждать, что охотникам всех времён и народов, в том числе и данного времени, доводилось находить брошенных, остывших или отбитых от стада детёнышей животных.

Что охотники делали с пойманными детёнышами животных неизвестно, но традиции первобытного тотемизма и инстинкты самосохранения, в том числе опыт традиционного поведения современных охотников свидетельствует, что некоторые из этих детёнышей могли приручаться, входить в некий союз с человеком, привязывались к нему.

В любом случае будущее приручение животных и их одомашнивание имеет своё начало…

В знаменитой пещере Альтамира (Испания) охрой, коричневой и чёрной красками изображено более 150 видов животных, среди которых преобладают: бизон, олень и дикая лошадь. В пещера Раффигнаг (Франция) останутся изображения 44 мамонтов, 27 горных козлов, 14 бизонов, 17 лошадей, 11 носорогов.

Высоко в Альпах (Швейцария, местечко Драхенлох) первобытные охотники будут специализироваться только в охоте на молодых пещерных медведях. Здесь останутся обработанные людьми кости около 1000 таких медведей, возраст которых от двух до восьми лет.

На территории современной Венгрии первобытные охотники на своих стоянках оставят кости более 2000 молодых медведей.

На территории будущей Франции (местечко Гаронна) первобытные охотники предпочитают северных оленей. Здесь останутся кости более 3000 этих животных, добытых людьми.

В районе Солютре (юг Франции) основным объектом охотничьей добычи являются дикие лошади. Более 10 000 диких лошадей падут под копьями первобытных охотников и будут съедены поколениями обитателей только одной из самых древних палеолитических стоянок.

Охота на диких животных в данное время и ещё очень долгое время будет самым главным, значимым, а следовательно и самым почитаемым мужским занятием. Поэтому неизбежно и закономерно статус, роль и значение мужчины на очень долгое время будет структурой-образом и архетипом героя-охотника-добытчика.

Охота и собирательство является основными видами деятельности для всего населения Африки, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании. Постоянный и ежедневный труд охотников и собирателей повсеместно приводил к неизбежному и закономерному изобретению и совершенствованию орудий охоты и лова, охотничьих приёмов и способов добычи диких животных.

Очень давно появились деревянные и костяные дубинки-палицы, ручные каменные рубила. Палки-дубинки с заострёнными и обожжёнными концами превратились в колы-копья. Совмещение дубинок и камней привело к созданию каменных топоров и копий с каменными наконечниками. Необходимость закрепления наконечников к древку копья или топора привела к изобретению ремней и витых верёвок. Верёвки, шнурки и ремни привели к изобретению различных петлевых охотничьих ловушек и сетей.

Лесные охотники используют сотни тысяч различных видов ловушек (плашки, кулемки, черканы, слопцы, ледянки, петли). В степи и в тундростепи для охоты применяются арканы и петлевые ловушки. Повсеместно для ловли птиц и зайцев применяются силки и петли.

Кроме честной и состязательной охоты в споре быстроты, ловкости, мужества и сообразительности охотника и добычи, возможно, уже сейчас применяется охота с использованием отравленных копий и дротиков, отравленной подкормки или отравленной традиционной пищи для определённых животных.

Характер следов и артефактов охотничьих стоянок свидетельствует, что в данное время охота ведётся первобытными людьми, прежде всего «для себя», а не на обмен (или продажу). Всё, что человеку необходимо при существующем образе жизни ему дают охотничья добыча и окружающая среда.

Возможно, если бы не угроза голода, не хищники, не враги и не опасности охоты, то жизнь первобытных людей – охотников и собирателей данного времени (при таких материальных, культурных и духовных запросах) могла быть названа счастливой, благодатной, размеренной, простой.

В будущем такой образ жизни первобытных охотников мифических цивилизаций данного времени будет приписываться образу жизни легендарных гиперборейцев, коренных обитателей Арктиды-Гипербореи, Беренгиии и Северной Америки.


Рецензии