Шолом-Алейхем-фрагменты из книги С ярмарки

Фрагменты рассказа «Цвишн хазоним ун клейзмерим» (Среди канторов и клезмеров) из автобиографической книги «Фун ярид»(*1)(С ярмарки).

Перевод с идиш - Берл Вайншток

....В те времена игра на скрипке стояла в программе знаний наравне с другими предметами. Сынок приличной семьи учил немецкий, или французский. Практической пользы от этого никто не ждал, но ребёнок должен был знать всё. Почти все юноши из таких семей в нашем городе учились игре на скрипке. Хаим Фрухштейн играл на скрипке, Цаля Мерфец, Мотл Скрибный и ещё многие другие играли на скрипке. Чем же Шолем Рабинович хуже? Но отец не хотел, он считал это излишним...Математика, география,словесность?  -  это да, но пиликать на скрипке?.... Однако, послушайте,что говорит музыкант, Ешуа-Гешл...: «Какое отношение имеет одно ко второму?  У него тоже дети, не хуже  других  еврейских детей  и озорники ещё какие, сам злой дух их боится. Но что из этого? Вы думаете, что они у него не играют на всех инструментах? А музыкант Бенцион что говорит? Который уже выучил многих ребят играть на скрипке. Он дал Шолему пару уроков игры на скрипке, после  чего сказал всем ученикам: у этого паренька есть  «фаланф».  Это должно было означать  «талант», так как он немного гнусавил....

....Канторы («хазоним») и певчие («мешорерим») почти никогда не исчезали из дома, так как отец сам любил распевать молитвы и ценил пение, к тому же заезжий дом отца и мачехи был единственной станцией для канторов. Не проходило и месяца, как появлялся рыдван, набитый странными личностями, живыми, подвижными, всегда голодными. Обтрёпанные, можно сказать, голые и босые,но шеи укутаны тёплыми шарфами. Как саранча, они нападали на заезжий дом, ели всё, что им подавали. Было правило: если они всегда голодные, значит приехали со всемирно известным кантором. Целыми днями этот знаменитый кантор надрывл горло, пробовал свою «колоратуру», глотал сырые яйца. Певчие прямо лезли на стенку от усердия....Таким образом дети Рабиновича наслушались столько пения, что напамять знали, кому принадлежит тот или иной напев: кантору Пици или кантору Мици, каштановскому кантору, седлецкому или кальварийскому, или же, напротив, Ниси Бельзеру. Временами, напевы носились сами, так сказать, в воздухе, в голове рождались фантазии, а в горле всё перекатывался какой-то напев, не давая уснуть....

Идя в хедер (*2), Шолем проходил мимо домов музыкантов Бенциона или Ешуа-Гешла, останавливался под окнами и слушал, как Бенцион учил детей играть на скрипке, или как клезмер Ешуа-Гешл репетирует со своими сыновьями, играющими на разных инструментах, и его невозможно было оторвать от окон. Старший сын, Гешеле, однажды с почётом огрел его смычком по голове, во второй раз облил водой  -  но это не действовало. Угостив Гешеле дорогими папиросами, Шолем вдруг подружился с Гешеле, стал своим человеком в их доме и не пропускал теперь ни одной репетиции....

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА
(*1) Цвишн хазоним ун клейзмерим (идиш)  -  среди канторов и музыкантов.     «Фун ярид» (идиш)  -  «С ярмарки», книга изд-ва «Дер Эмес», Москва, 1946г.
(*2) Хедер (идиш)   -  народная школа для мальчиков от 3-х лет и до 13лет , финансировалась пожертвованиями, представляла собой одну комнату со столами, скамьями,  рядом во 2-й комнате жил учитель ( меламед). В яз. Иврит хедер  -  комната.

  Для двух муз- картинок введите в рамку GOOGLE копию названий :

 Amsterdam klezmer band Odessa bulgarish You Tube

 3 Cantors Tribute to Moyshe Oysher      


Рецензии