Дневник совы. О жанре рецензий

                Несвоевременные мысли о жанре рецензий.

           Сначала о себе, ночной птице, однажды взявшейся писать дневник. Постоянные читатели, знающие меня лично или виртуально – достаточно хорошо, чтобы захотеть читать дневник, а потом общаться,  не станут лезть в бутылку, защищаясь. Я – птица не злобная, но зацепить нечаянно могу, под настроение. Когда долго не спишь  из-за множества проблем,  портится характер. Вот я проснулась, наконец-то, от полугодичного  сна (паршивого, кстати) и решила выплеснуть кое-какие мысли – о  нашем портале, который одни критикуют нещадно, другие расхваливают безмерно. Но все продолжают пользоваться этим литературным морем, где можно поплавать без риска для жизни.
            Конечно, многим  портал кажется болотом, а не морем, есть и такие, что называют его даже братской могилой для писателей-графоманов. А мне ПРОЗА РУ представляется именно морем с разнообразным подводным миром, богатым, красочным и теплым. Мне в нем комфортно.             
            А подводные камни, разные там течения – это лишь затравка для  сопротивления среде, дающая адреналин,  тренирующая жизнеспособность.

                8 мая 2012 г

            Один  умный автор нашего портала,   женщина,  доброжелательно откликнулась на мою повесть, затронув лишь содержание ее. Мне стало грустно. Почему? Я  вспомнила о настоящих баталиях на моих страницах, вызванных  несовпадением вкусов, взглядов. Эти споры незаметно перешли в ссору, и пришлось их удалять. Не могли мои  оппоненты смириться даже с легкой критикой в свой адрес. Всем так хочется получать  восторженные рецки типа « Я в восторге!», что малейшее замечание кажется покушением.
            Теперь я жалею, что удалила эту полемику. Пусть бы на ней учились писать рецензии начинающие авторы, которые и  пришли на портал, чтобы УЧИТЬСЯ писать, а не просто из желания засветиться. Пусть бы учились, как НЕ НАДО критиковать и как НАДО развивать в себе умение анализировать текст. На чужих ошибках тоже учатся.
            Понятно, что не всем дан талант критика, но если человек способен  создавать, творить прозу и стихи, то он просто обязан иметь свое мнение о чужих произведениях и его формулировать . Иначе – какой он писатель?
            Я люблю читать чужие рецензии больше, чем художественную прозу, потому что  интеллект автора, уровень его профессиональности, природный ум (не зависящий от образования),  чувство меры, юмора, даже ХАРАКТЕР видны как на ладони. ЛИЧНОСТЬ автора мне интересна более всего.
            Когда ко мне приходит новый читатель из НАШИХ, а не со стороны, я иду смотреть строку « написанные рецензии», а не полученные, и уж потом заглядываю в текст произведения. Если передо мною автор дешевых «рецок», мне становится скучно.. Каждый  имеет право выразить свое первое впечатление эмоциональным всплеском.  Но если ВСЕ рецензии данного автора имеют  такой вот усеченный взгляд на чужое произведение ( над которым кто-то СТАРАЛСЯ!), возникает сомнение, стоит ли прислушиваться к мнению этого  человека.
            Другое дело, если это ДИАЛОГ двух авторов,  выражающих мысль метко
            Но я говорю об общей тенденции – отделываться бесполезными «рецками». Их нельзя назвать ни рецензиями, ни отзывами.
            Конечно, автору, убежденному в своей профессиональности либо уверенному в собственном таланте,   бывает просто начхать на чужое мнение, как бы оно ни было выражено. Есть у нас на портале и такие – умельцы писать хорошо, но глубоко равнодушные к другим авторам, даже если эти другие их талантливее. Они обычно не отвечают на чужой отзыв и не пишут своего. После посещения такого гордеца невозможно понять, читал ли он вообще тебя или просто забежал на две-три строчки, чтобы удостовериться в собственной гениальности.
            Понимаю тех, кто не отвечает после прочтения, чтобы не обидеть автора. Не понравилось . Не произвело впечатления, Оставило равнодушным.  Если текст еще и безграмотен, то вообще – о чем писать? Считать ошибки? Напоминать правила орфографии? Нет, лучше смолчать, чем обидеть человека, который  ЕЩЕ НЕ УМЕЕТ писать или никогда не сумеет. Пусть выражает свое «Я» как умеет. Всегда найдутся те, кому он понравился. Такое милосердное отмалчивание я приветствую.
            Но чаще всего мешает высказаться банальная лень.
            Какие рецензии я считаю ценными для всех – и начинающих, и зрелых авторов? Такие, где отмечены художественные достоинства или отдельные недостатки. Рецензии, помогающие автору увидеть себя со стороны
            О чем надо писать в рецензии? Можно взять из списка любой пункт, не обязательно писать литературоведческую статью.
            Итак:
            1. Впечатление общее,  эмоциональная оценка, что зацепило.
            2. О замысле, общей идее. Что получилось, что не удалось.
            3. Как  выстроен сюжет, захватывает ли?  ИНТЕРЕСНО ЛИ читать?
            4. Удались ли характеры героев? Насколько они типичны или наоборот – своеобразны,  убедительны ли в своих поступках, размышлениях?
            5. Какое настроение вызывает после окончания чтения у читателя –  светлое чувство или беспросветности? (смотри  пункт 2)
            6. Язык!  Метафоричность или  скупость выражения,  выразительность художественных средств или бедность.
            7.  Можно еще о многих составных написать, но это главное,  все перечисленное. Кто имеет опыт литературоведения или критики, назовет еще с  десяток  пунктов.
            Почему я считаю, что каждый автор должен учиться писать рецензии? Если он хочет РАСТИ творчески, развивать аналитическое мышление, преодолевая лень,  тогда стоит этому учиться. Если автор  глубоко уверен в собственной гениальности, он не дочитает до конца даже этого очерка.
            Я понимаю: написала нечто сумбурное, скучное,  для профессионалов неинтересное, но знаю и то, что есть на портале молодежь, которая откликается на размышления более опытных авторов с бЛАГОДАРНОСТЬЮ.  Для них и пишу это.
            А прочие пусть меня простят. Они привыкли к Сове иронической, порою смешливой,  а тут – такое занудство!
            Я даже знаю: с этого моего последнего предложения и начнут меня щипать любители покритиковать ради самого процесса!


Рецензии
Здравствуйте, Людмила!

Я, как и ветеринар Марина, тоже не понимаю смысла писать "настоящие рецензии". К рецензиям у меня глубокое отвращение с уроков литературы и риторики. Как и вообще к критике, будь то критика литературная, ресторанная или кинокритика, или любая другая.

В моем представлении, критикой занимается тот, кому больше нечем заняться. Сужу по себе, конечно же. Пытаюсь представить ЧТО меня лично могло бы заставить сидеть и разбирать, где какие применены эпитеты, аллегории и метафоры, правильно ли расставлены знаки препинания, щедро ли посыпан весь этот литературный салат орфографическими ошибками...

Зашла к Вам со страницы уважаемого и многочитаемого мною писателя Юрия Фукса, где Вашим произведениям посвящено несколько статей.

Иду читать другие Ваши миниатюры. Кстати, данный очерк я дочитала до конца. Вот теперь не знаю, гениальная я или нет! До этого была полностью уверена, но после Вашей фразы в третьем снизу параграфе засомневалась! /смеюсь/

С уважением,

Маша Шаммас   07.07.2015 15:51     Заявить о нарушении
Но уважаемый Вами Юрий Фукс тоже говорил об особенностях моего стиля, языка и так далее. Так что элементы критического анализа у него явно были. Зачем же так неуважительно о критиках? Они ведь тоже разными бывают. В понятие критики входит не только разбор недостатков, но и анализ художественных средств автора.
Вы прочитали у меня кучу миниатюр, которые никак не отражают сути моего творчества. Написаны они давно, мне нравилась атмосфера общения с авторами, тем более что у меня появился круг своих постоянных читателей и друзей, и мне было неинтересно общаться с теми, кому охота просто пободаться или продемонстрировать свою эрудицию. "Заметки о мастерстве" написаны ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ, молодых, и поверьте, у меня достаточно среди них тех, кому мои советы пригодились. Они присылают мне свои вещи для анализа - не в пространстве ПРОЗЫ. Пока я была здорова (относительно), я искренне помогала им.А теперь мне не до ПРОЗЫ вообще. Но всем, кто остался в друзьях, я безмерно благодарна за сердечное отношение ко мне.

Людмила Волкова   07.07.2015 20:38   Заявить о нарушении
Посмотрела Вашу страницу, Маша,и стало понятно, почему Вы так болезненно откликнулись на мою статью, адресованную не ВАМ. Вы называете себя писательницей, а тут какая-то Волкова смеет советы давать. Да гениальная Вы, не сомневайтесь (не смеюсь.

Людмила Волкова   07.07.2015 20:43   Заявить о нарушении
Людмила, болезненно я не реагировала - а высказала свое личное мнение. При этом я Вас не оскорбляла, не унижала, не высмеивала и не ехидничала, а наоборот даже указала, что пишу с уважением (в конце моего небольшого обращения к Вам).

Я действительно прочитала несколько Ваших миниатюр, великодушно извините меня за это - я не знала, что их нельзя читать.

Да, а шутка моя не прошла, про гениальность... Я только хотела обыграть тот факт, что дочитала Ваш очерк до конца (до места, где написано о том, что мнящие себя гениальными, этого очерка до конца точно не дочитают).

И еще, Людмила. Заметила, как больно Вас уколол тот факт, что я указываю свой род занятий как "русская писательница и иллюстратор". Кстати, не знаю даже, что Вас больше рассердило - "русская" или "писательница", ведь о слове "иллюстратор" Вы даже не упомянули.

В любом случае, я уже поняла, что слово "писатель" на Прозе.ру - это слово запретное, сакральное, мистическое. Писателями и писательницами никто не достоин называться, а еще каждый другого так и норовит графоманом обругать.

Вижу теперь, что Вы чрезвычайно умная женщина, ведь Вам беглого взгляда на мою страницу хватило, чтобы определить, куда меня отнести.

Так вот, писатель - это не только призвание, не только ТО САМОЕ высшее звание, которого достойны только те, на кого падет Ваш выбор. Это может быть и профессией - тем, чем человек на жизнь зарабатывает. Не злобствуйте же так, Людмила. Попробуйте представить, что на месте этого сакрального слова "писательница" стоит слово "каменщик". Вам сразу же станет лучше, вот увидите.

Доброго Вам здоровья.

Маша Шаммас   07.07.2015 21:38   Заявить о нарушении
Господи, сколько эмоций на пустом месте...

Людмила Волкова   08.07.2015 10:53   Заявить о нарушении
Людмила, по мне лучше эмоции, чем снобизм под маской пренебрежительного равнодушия.

А что, эмоциональный писатель - это еще ужаснее, чем просто обычный? ;)

Маша Шаммас   08.07.2015 11:53   Заявить о нарушении
"снобизм под маской пренебрежительного равнодушия" - это не обо мне.

Людмила Волкова   08.07.2015 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.