Рецензии на произведение «Дневник совы. О жанре рецензий»

Рецензия на «Дневник совы. О жанре рецензий» (Людмила Волкова)

Здравствуйте, Людмила!

Я, как и ветеринар Марина, тоже не понимаю смысла писать "настоящие рецензии". К рецензиям у меня глубокое отвращение с уроков литературы и риторики. Как и вообще к критике, будь то критика литературная, ресторанная или кинокритика, или любая другая.

В моем представлении, критикой занимается тот, кому больше нечем заняться. Сужу по себе, конечно же. Пытаюсь представить ЧТО меня лично могло бы заставить сидеть и разбирать, где какие применены эпитеты, аллегории и метафоры, правильно ли расставлены знаки препинания, щедро ли посыпан весь этот литературный салат орфографическими ошибками...

Зашла к Вам со страницы уважаемого и многочитаемого мною писателя Юрия Фукса, где Вашим произведениям посвящено несколько статей.

Иду читать другие Ваши миниатюры. Кстати, данный очерк я дочитала до конца. Вот теперь не знаю, гениальная я или нет! До этого была полностью уверена, но после Вашей фразы в третьем снизу параграфе засомневалась! /смеюсь/

С уважением,

Маша Шаммас   07.07.2015 15:51     Заявить о нарушении
Но уважаемый Вами Юрий Фукс тоже говорил об особенностях моего стиля, языка и так далее. Так что элементы критического анализа у него явно были. Зачем же так неуважительно о критиках? Они ведь тоже разными бывают. В понятие критики входит не только разбор недостатков, но и анализ художественных средств автора.
Вы прочитали у меня кучу миниатюр, которые никак не отражают сути моего творчества. Написаны они давно, мне нравилась атмосфера общения с авторами, тем более что у меня появился круг своих постоянных читателей и друзей, и мне было неинтересно общаться с теми, кому охота просто пободаться или продемонстрировать свою эрудицию. "Заметки о мастерстве" написаны ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ, молодых, и поверьте, у меня достаточно среди них тех, кому мои советы пригодились. Они присылают мне свои вещи для анализа - не в пространстве ПРОЗЫ. Пока я была здорова (относительно), я искренне помогала им.А теперь мне не до ПРОЗЫ вообще. Но всем, кто остался в друзьях, я безмерно благодарна за сердечное отношение ко мне.

Людмила Волкова   07.07.2015 20:38   Заявить о нарушении
Посмотрела Вашу страницу, Маша,и стало понятно, почему Вы так болезненно откликнулись на мою статью, адресованную не ВАМ. Вы называете себя писательницей, а тут какая-то Волкова смеет советы давать. Да гениальная Вы, не сомневайтесь (не смеюсь.

Людмила Волкова   07.07.2015 20:43   Заявить о нарушении
Людмила, болезненно я не реагировала - а высказала свое личное мнение. При этом я Вас не оскорбляла, не унижала, не высмеивала и не ехидничала, а наоборот даже указала, что пишу с уважением (в конце моего небольшого обращения к Вам).

Я действительно прочитала несколько Ваших миниатюр, великодушно извините меня за это - я не знала, что их нельзя читать.

Да, а шутка моя не прошла, про гениальность... Я только хотела обыграть тот факт, что дочитала Ваш очерк до конца (до места, где написано о том, что мнящие себя гениальными, этого очерка до конца точно не дочитают).

И еще, Людмила. Заметила, как больно Вас уколол тот факт, что я указываю свой род занятий как "русская писательница и иллюстратор". Кстати, не знаю даже, что Вас больше рассердило - "русская" или "писательница", ведь о слове "иллюстратор" Вы даже не упомянули.

В любом случае, я уже поняла, что слово "писатель" на Прозе.ру - это слово запретное, сакральное, мистическое. Писателями и писательницами никто не достоин называться, а еще каждый другого так и норовит графоманом обругать.

Вижу теперь, что Вы чрезвычайно умная женщина, ведь Вам беглого взгляда на мою страницу хватило, чтобы определить, куда меня отнести.

Так вот, писатель - это не только призвание, не только ТО САМОЕ высшее звание, которого достойны только те, на кого падет Ваш выбор. Это может быть и профессией - тем, чем человек на жизнь зарабатывает. Не злобствуйте же так, Людмила. Попробуйте представить, что на месте этого сакрального слова "писательница" стоит слово "каменщик". Вам сразу же станет лучше, вот увидите.

Доброго Вам здоровья.

Маша Шаммас   07.07.2015 21:38   Заявить о нарушении
Господи, сколько эмоций на пустом месте...

Людмила Волкова   08.07.2015 10:53   Заявить о нарушении
Людмила, по мне лучше эмоции, чем снобизм под маской пренебрежительного равнодушия.

А что, эмоциональный писатель - это еще ужаснее, чем просто обычный? ;)

Маша Шаммас   08.07.2015 11:53   Заявить о нарушении
"снобизм под маской пренебрежительного равнодушия" - это не обо мне.

Людмила Волкова   08.07.2015 20:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дневник совы. О жанре рецензий» (Людмила Волкова)

Ну вот...
Расстроилась.
Не могу я писать рецензию, разбирая произведение по косточкам. Потому что тогда оно, это произведение, для меня - умрет. И герои, стоит написать "его характер удался, он убедителен в своих поступках" - умрут. Как герои классиков после написания школьного сочинения.
Не рецензию, а отклик на то, что - зацепило, заставило сопереживать, задуматься, поверить - я могу написать. Писать тогда, когда невозможно не написать. Но здесь нет окошка "отклики", а есть - "рецензии".
Я не литературный критик, и не писатель. Я - ветеринар. Я - читатель.
Оставьте мне мое право - читать. Наслаждаться. Верить. И право сказать автору - верю, переживаю, понравилось. Не объявляя меня - лентяем.
Как я не объявлю лентяем того, кто просто гладит собаку и играет с ней, не осматривая ее рот, уши, кожу, не щупая пульс и не пальпируя брюхо.

Марина Пятая   15.04.2015 12:42     Заявить о нарушении
Вы, Мариночка, как всегда - с юмором! Но Ваши отклики - отзывы куда интереснее многих рецензий. И никого я не заставляю писать рецензии, а просто объясняю разницу между отзывом и рецензией. Здесь их нет, за редким исключением. И рецензия может быть живой, интересной, полезной для автора-профессионала.И особенно - для новичка. Это читатель имеет возможность просто наслаждаться чтением, а начинающий автор примет во внимание, чего ему не хватает.
Мне лично очень интересен процесс творческий: за счет ЧЕГО получился герой живым? ПОЧЕМУ задело, а не оставило равнодушным? Каким секретом обладает автор, которого ХОЧЕТСЯ читать? Почему ветеринар Марина пишет о зверях так, словно она - художник слова, а не врач? Значит - она еще владеет СЛОВОМ?
ПРосто я - филолог, а Вы - читатель-ветеринар, еще и обладающий даром творчески воспроизводить реальность. Так вот, я имею право писать о своих филологических наблюдениях за творчеством других, как и Вы - описывать кошек и прочих зверушек с таких живым словом, что поневоле это Ваше СЛОВЕСНОЕ Мастерство ХОЧЕТСЯ оценить. Что я и делаю. А лентяи не те, кто не пишет рецензий, а те, кто обходится одним словом "понравилось!", и автор потом ломает голову, ПОЧЕМУ это понравилось?
И право имеете просто уйти. Один факт Вашего прихода на страницу говорит о том, что произведение, МОЖЕТ БЫТЬ, и прочитано.
Так что задачи у каждого свои.
Кстати, анализ МАСТЕРСТВА автора тоже интересная штука, если критик имеет чувство юмора, вкус и способность анализировать ИНТЕРЕСНО.

Людмила Волкова   15.04.2015 14:59   Заявить о нарушении
Да, вопрос выбора профессии.
Как Вы, наверное, отвернетесь от секционного стола, за которым я, с горящим от возбуждения взором, буду отсекать, скоблить, разрезать - вот ответ, ПОЧЕМУ он умер, ЧТО дало именно эти симптомы, ВОТ моя ошибка или доказательство правоты - и не увидите в сухих строчках протокола когда-то живую, ласковую, любимую зверушку...
Так и я с недоумением разглядываю отпрепарированное произведение, так мне понравившееся, которое вдруг из куска настоящей жизни превратилось просто в текст.
Убить, рассечь - чтобы научиться. Сколько лягушек надо извести, чтобы усвоить, что они и без мозга отдергивают лапу от кипятка? Я могу прочитать об этом в учебнике, и поверю, и не стану подвергать децеребрации всех встреченных мной лягушек. Так расчленения "текстов" классиков в школе мне хватило, чтобы разрешить себе перестать убивать живые для меня произведения.
Мне кажется, что большинство здесь - такие же непрофессионалы, как я. Которые пишут, только когда не могут не писать, когда зуд в кончиках пальцев становится столь нестерпимым, что не дает спать, есть и работать, пока не выпустишь его источник на свободу. Какую рецензию МЫ можем написать? Представьте себе заключение по вскрытию, написанное человеком, который не вполне уверен в том, где есть печень, а где селезенка? По степени осмысленности и пользы примерно то же и получится.
Оставим право препарировать текст профессионалам: филологам, критикам. А мы, дилетанты, будем писать "понравилось" - если понравилось, и не станем выжимать из себя - почему понравилось, ибо чьорьт его знает, где у него селезенка! :)

Марина Пятая   15.04.2015 15:35   Заявить о нарушении
Вернулась и перечитала все "рецензии на рецензию"
И не зря!
Теперь слушаю Евгения :)

Марина Пятая   15.04.2015 17:21   Заявить о нарушении
В общем, каждому свое.И от учителя зависит, КАК он текст произведения анализировал.
Пишущий человек - все равно какой - графоман или профи - наделен творческим воображением, Только в разной степени одаренности. НО все равно работает он со СЛОВОМ, как художник - с красками и кистью. А значит - думает о том, как бы получше выразить словами то, что в голове копошится.
Я помню, как пришла на мой урок по "Господам Головлевым" инспектор,заранее настроенная против меня и темы. И как она удивилась, когда во время разбора сцены смерти Иудушки девочка расплакалась от жалости к этому противному (якобы) герою. Сцену читала я, но просто, не как актриса, но всех прошибло от таланта Щедрина, заставившего посочувствовать герою. И когда я спросила, как я это удалось автору, мои дети, уже привыкшие к интересному анализу МАСТЕРСТВА, потянули руки. Наперебой с места кричали фразу, которая заставила девочку прослезиться: "Где - все?" Они поняли ужас одиночества Иудушки, своими руками убившего все родное и живое вокруг себя.
Я вообще помалкивала. Визит был неожиданный, произведение - сложное. А нашу даму поразил урок. И уходя, она сказала мне: "Приду домой - перечитаю.Терпеть не могу Салтыкова-Щедрина.Спасибо вам! Первый раз вижу, чтобы класс так дружно хотел отвечать!"
Но Вы, Марина, как-то странно реагируете на мои советы. Ведь они - не для всех. Иначе как понять, что многие мне говорят спасибо за очерку по литературоведению?
Я же никого не заставляю мыслить и писать, как МНЕ нравится!

Людмила Волкова   15.04.2015 17:40   Заявить о нарушении
Ох, я, видимо, плохо выражаю словами свои мысли, иначе откуда такое "нарушение коммуникации".
Я никоим образом не умаляю ценности литературоведческих очерков, и этого в частности! (Иначе зачем бы я их читала?)
Просто я отношу себя к тем, кто пишет "понравилось", не объясняя подробно - что. И хотела объяснить, что это - не от лени, и не от недостатка времени. Кажется, у меня не получилось :(

P.S. Мой преподаватель литературы научила меня любить Маяковского. Из корявого дрыг-трык-грыг вдруг выступила - КРАСОТА. Это было маленькое чудо, да.

Марина Пятая   15.04.2015 18:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дневник совы. О жанре рецензий» (Людмила Волкова)

Спасибо за публикацию. Я хоть и не профессионал, но мне интересно. Здесь на Прозе.ру в основном пишут не рецензии, а отзывы с желанием поделиться своими мыслями. Я писал рецензии и на статьи (научные), и на диссертации, и пр. Знаю какой это труд, как надо внимательно все прочесть, ведь большая ответственность. Есть обязательный пункт: достойна ли статья публикации, соответствует ли требованиям, или достоин ли автор ученого звания.
Конечно, на Прозе неприятно читать, когда оформлено небрежно, глаза фиксируют ошибки. Хотя, как мне недавно рассказал один филолог, сейчас обсуждают новые правила, когда знаки препинания будут ставиться по смыслу.


Владимир Кожин 3   12.04.2015 10:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «Дневник совы. О жанре рецензий» (Людмила Волкова)

Добрый вечер, Людмила!...

Ни учиться, ни, тем более, учить кого бы то ни было писать рецензии не собираюсь... Хочу поведать лишь о своём отношении к неизвестному автору...
Захожу на страницу - нет фото автора!... Скверно!... Ой, как скверно!... Далее следует перечисление достижений ( - Ну и дела!... Каждый второй - номинант какой-нибудь премии!... - посетовал я в разговоре с приятелем. - Так и ты напиши, что номинант! - сказал он. - Проверять-то всё равно никто не будет!...). Ну, это - Бог с ним!... Заслужил - так заслужил!... Удивляет обильное цитирование... Так и хочется воскликнуть - "Вы же Автор!... Неужели для своей авторской страницы СВОИХ слов не нашлось?...". И если в другой ситуации подобная замануха, может, и сработала бы, то здесь, на литературном сайте, эффект прямо противоположный!... Идём дальше: произведений - 360, полученных рецензий - 16, написанных - 1. Смотрим список произведений - все заголовки с маленькой буквы, знаков препинания - никаких... Открываем текст...Это ж надо додуматься - слово "откуда" написать раздельно!... Хотя некоторые и возражают - мол, грамотность автора - ещё не гарантия таланта, но ТАКАЯ безграмотность вряд ли родит что-нибудь стоящее!...

Храни Вас Бог

Сергей

Сениф   22.03.2015 21:16     Заявить о нарушении
Как Вы правы, правы, правы! Я об этом тоже писала.Особенно впечатляет меня перечень заслуг. Номинантов здесь такая тьма! Я тоже в них хожу уже несколько лет, но об этом пишется (не автором) только в кабинете, Автор сам переносит на открытую страницу, хвастает. Не знает, бедняга, что не видеть ему победы, ежели не заплатит за публикацию в альманахе своего произведения, которое должна прочитать комиссия. А цена такая, что проще самому книжку издать с несколькими произведениями!
Я уже списывалась с администрацией по этому поводу. Прошу, мол, вас. дорогие, не зачислять меня никуда. Денег нет, я пенсионерка. А они мне присылают приглашение на церемонию вручения премии, ЕСЛИ я ее получу. Но получить никак нельзя, я же не опубликовалась в альманахе! Ха-ха!
А однажды вообще анекдот был: мне сообщили, что я вошла в "золотой фонд портала",(это десятка лучших), и нужно СРОЧНО написать, приеду ли на вручение премии. Опять пишу, что не приеду далеко и денег нет. Смотрю список фамилий "золотого фонда" Моя исчезла сразу, раз отказалась.Кто-то "серебряный" стал теперь золотым, ха-ха-ха!
Но игры продолжаются, вызывая у некоторых авторов звездную хворь.

Людмила Волкова   23.03.2015 13:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дневник совы. О жанре рецензий» (Людмила Волкова)

Перечитываю эту Вашу заметку, как бальзам на душу (как есть, в психотерапевтических целях :-) ). И вы ещё про занудство что-то говорите, когда всё так живо написано (и так ясно "разложено по полочкам").
Трудно писать хорошую рецензию, но всегда можно выделить что-то по существу, о чём можно сказать. Если, конечно, рецензия пишется не "для отмазки".
Я как-нибудь ещё приду к Вам почитать более объёмные вещи, а пока захотелось слегка душу проветрить. :-)
С уважением, Х. Ш.

Хайе Шнайдер   18.05.2015 20:33     Заявить о нарушении
Рецензия на «Дневник совы. О жанре рецензий» (Людмила Волкова)

Трудно не согласиться, Людмила Евсеевна, с тем, что Вы написали о рецензиях, какими они должны быть. Рецензии волнуют всех, будем справедливы. И даже мастеров слова. Не ошибусь, если скажу, что автор, видя в списке прочитавших произведение (будем считать, что текст прочитан) другого автора интеллигентно промолчавшего - расстраивается.
Про себя думает: "Не зацепило, не показалось, поди. А мог бы, и чиркнуть пару слов. Да и баллы от таких почиркушек идут - жалко, что ли".
Можно и баланс вести: "Понравилось", "Не переводи зря чернила", и т.п.
Я так и вообще считаю, что раз поцеловал (прочитал), то обязан жениться (чиркнуть). А как же - человек ведь ждёт, надеется. Как прозарянин прозарянам скажу: "Будем добрее друг к другу. Даёшь на каждое прочитанное произведение отзыв, отклик, рецензию! (на выбор)"
Главное начать. А так, глядишь, понравится, лёд тронется, и ...
С неослабевающим интересом к Вашим очеркам,


Вячеслав Поляков   21.03.2015 19:04     Заявить о нарушении
Я Вам отправила письмо, Вячеслав. А сейчас иду писать рецензию, то есть - ее часть.
Даже не знаю, что лучше - промолчать или убить рецензией.

Людмила Волкова   22.03.2015 14:18   Заявить о нарушении
Письмо я вчера получил, и ответил на него.
Для меня правда лучше, пусть даже и смертельная ). Уверен, что умру я не от рецензии :-).

Вячеслав Поляков   22.03.2015 14:23   Заявить о нарушении
Живите и творите долго!!!

Людмила Волкова   22.03.2015 16:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дневник совы. О жанре рецензий» (Людмила Волкова)

Иногда меня поражают не столько рецензии, сколько реакция на них)).
С интересом,

Геннадий Стальнич   16.01.2015 08:28     Заявить о нарушении
Это интересно. А какая именно реакция? Заинтриговали. Имеете в виду МОЮ реакцию? Она Вам кажется неадекватной?

Людмила Волкова   16.01.2015 13:13   Заявить о нарушении
Ой, я поняла, Геннадий! Просто не глянула, на что Вы написали отзыв. Механически прочитала те, которые касаются последней повести.
Меня тоже реакция на рецензии иногда поражает. В том числе - и моя. Все творческие люди эмоциональны до ужаса!

Людмила Волкова   16.01.2015 13:18   Заявить о нарушении
Да, пожалуй насчёт эмоциональности Вы правы,, Людмила.
С Уважением,

Геннадий Стальнич   17.01.2015 09:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дневник совы. О жанре рецензий» (Людмила Волкова)

Уверенные в своём неоспоримом таланте воспринимают рецензии,как позорный столб и "побитие" камнями собственной гениальности.Здоровая критика,тем не менее,полезна,как своевременное лекарство.Многие не понимают,что читатель видит произведение "другими глазами",а,если ещё читатель- профессиональный писатель,обладающий уважением к коллеге,то его замечание помогает сделать текст лучше,качественнее.Пособие к написанию рецензий-превосходное.Жаль только,что многие в очередной раз воспримут это,как укор своему таланту рецензента.

Елена Студзинская   15.09.2014 14:08     Заявить о нарушении
Это написано так давно... Здесь столько спорных моментов. Сегодня я, наверное, по-другому об этом написала, под иным углом. Но спасибо за отклик!

Людмила Волкова   15.09.2014 15:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дневник совы. О жанре рецензий» (Людмила Волкова)

Люда, Вы совершенно правы.
Наши рецензии сводятся к самым
примитивным порой оценкам:
понравилось, зацепило, ах, как мило!
Делать разбор произведения и хлопотно,
и накладно. Потому просто хвалят,
или хаят - без объяснения причин.
Сама этим грешу. Возможно, мы просто
не знаем, как правильно это делать.
Спасибо за Ваши советы, ибо они
очень ценны и развёрнуты и своевременны.
С теплом и уважением.

Тамара Злобина   24.05.2013 20:34     Заявить о нарушении
Моя "Сова" - это так, побрякушки в сравнении с другими вещами. Я не мастер миниатюр. Но вот рецензии стараюсь писать как положено, если чувствую, что автору нужна оценка, а не пустая похвала.

Людмила Волкова   25.05.2013 13:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дневник совы. О жанре рецензий» (Людмила Волкова)

Сохранила вашу рекомендацию из семи пунктов.
Скорее всего вы правы, но ПРОЗА отнимает так много времени в поисках интересных авторов, что вряд ли кто-то способен ещё и на пространные рецензии. Вот и получается на уровне "понравилось - не понравилось". Я для себя завела на рабочем столе отдельную папку со списком избранных авторов, но добраться до него... н-ну никак не могу: физически не хватает времени, или плохо организую себя.
Спасибо.
С наступающим праздником вас и всего самого-самого доброго.

Нэлли Журавлева Ектбрг   07.03.2013 13:05     Заявить о нарушении
МНого мне чести - копировать рекомендации, как писать рецензии. Это советы для начинающих. Спасибо за внимание, Нелли. Но я удивлена, что мои рекомендации вообще попали в поле Вашего интереса, если Вы практически совсем не знаете, КАК я сама пишу?

Людмила Волкова   07.03.2013 14:06   Заявить о нарушении