Трофей, фарт - этимология понятий

В современных словарях понятия ТРОФЕЙ и ФАРТ в связи с их графикой (написанием) не объяснены, исследователи считают, что понятие «трофей» попало в русский язык из других европейских языков, а о происхождении слова «фарт» словари или умалчивают, или ссылаются на плохо объясненное толкование Макса Фасмера.

Трофей – военная добыча, захват и присвоение имущества принадлежащего  неприятелю, в древности правомерный и распространенный способ приобретения собственности и обогащения; согласно свидетельствам источников грабеж неприятельской страны у римлян и греков, считался не позорным, а почетным делом, свидетельством храбрости. Этимологию понятия ТРОФЕЙ выводят от др.-греч.tropaion обращение (в бегство), памятник обращения в бегство; трофей; фр. Trophee, от лат. tropaeum, trophaeum - добыча, захваченная при победе над неприятелем; знак, символ победы; первоначально этим термином обозначалось отбитое у врагов оружие, посвященное богу; русск. трофей — с Петра I; заимствовано из франц. troph;e (словарь М. Фасмера).  Во всех остальных русских толковых словарях  подобные значения; понятие интернациональное и очевидно древнее, в английском – trophy; итальянском – trofeo; немецком – Troph;e; французском – troph;e; испанском – trofeo.

Этимологию понятия ФАРТ (словарь М. Фасмера) выводят от нем. Fahrt (поездка); возм., через язык охотников, где Fahrt означает «след», но допустима и непосредственная связь с семантикой Fahrt, fahren «езда, ехать», ср. русск. везение, невезение, ему; везёт. Данная Максом Фасмером трактовка понятия ФАРТ как «след», «езда» - неубедительна и нуждается в уточнении.

Викисловарь
1) жарг. счастье, удача, везение; риск; А по ночам из подземелий "Сухого оврага" выползали на фарт "деловые ребята" с фомками и револьверами. В. А. Гиляровский. Не желаете ли на фарт итти? В. Г. Короленко. В предлагаемых вариантах применения понятия отчетливо выражена мысль – ИДТИ ЗА ДОБЫЧЕЙ; 2) жарг. ДОБЫЧА, краденые вещи.
Синонимы
Везение, пруха (иврит – ПАРАХ процветать), удача, счастье, добыча, выгода, прибыль, счастье.

Корявцев П.М. Отдельные вопросы этимологии блатной фени. С-Пб.: 2006.
- "фарт", букв. "добыча" от ивритского "фарат" - "делить", "менять деньги".
- общий термин, обозначающий до настоящего времени "воровскую" удачу, то есть постоянное наличие добычи. Отсюда же прилагательное "фартовый" в значении "постоянно при деньгах".
Отметим – автор выбрал правильное направление (иврит), однако истолкование неверное, для еврейского понятия «ДОБЫЧА» есть вполне определенный термин; в других русских толковых словарях выдаётся значение – счастье, удача; в европейских языках термин ФАРТ отсутствует, в некоторых переводится как ФОРТУНА.

Итак, подведем общий итог, понятия ТРОФЕЙ и ФАРТ имеют одинаковый корень – Т.Р.Ф. при чтении наоборот – Ф.Р.Т., в слова вкладывается один и тот же смысл – ДОБЫЧА; связь ГРАФИКИ, ФОНЕТИКИ и СМЫСЛА (содержание понятия) не объяснена.

У древних израильтян добыча (БАЗ, ТЭРЭФ, ШАЛАЛ добыча, награбленное, трофей) также считалась законным приобретением,  предметом военной добычи могло быть всё, что можно было перевезти из завоеванной территории в свою страну (Быт. 14:24; 34:27—29; Втор. 20:14; Иер. 49:32). Если добыча не предавалась уничтожению по повелению Бога, то ее делили между участниками войны; кроме воинов,  участвовавшими в сражении, право на добычу имели и те, которые в нем не участвовали (Иош., 22:8; I Сам. 30:24),  часть отдавали в пользу народа.

Какая связь между еврейскими библейскими понятиями и латинскими и греческими словами, как могли семитские понятия проникнуть на территории Италии и когда (возможно) это могло произойти? Произведения культуры (слово) является продуктом мыслительной деятельности, этим обычно занимаются идеологи (пророки, философы, теоретики), они осмысливают какое-либо явление и выдают его в форме краткого политического лозунга – СЛОВА, которое в очень короткое время преодолевает громадные расстояния и внедряется в лексику других народов.

Греческое алфавитное письмо на территории Италии развивалось медленно, без резких изменений, и лишь постепенно, в IV—III вв. до н. э., сложился собственно латинский алфавит. До этого времени архаический латинский алфавит во многом (большинство букв) совпадал с  финикийско-еврейским алфавитом, например: Алеф и А; Далет и Д; Вав и  В;  Хет и Х; Каф и К; Ламед и Л; Мем и М; Нун и Н; Пе и П;  Цади и Ц (без черты); Кох и Кю; Реш и Р. Следовательно, наличествовала межкультурная коммуникация между семитами и племенным миром Италии, на рубеже IX -VIII в. до н.э., финикийцы начали проникновение на Сардинию, они основали там прибрежные фактории на островке Сульцис и затем колонию в современном Монте-Сираи, на западе Сицилии опорным пунктом финикийцев стала Мотия; позже, в VI в. до н. э. бурную колонизационную деятельность в Италии развил Карфаген. Исследователи предполагают, что финикийцы торговали в Риме с VII века, уже в то время в Риме существовала «колония» финикийских купцов под покровительством бога Мелькарта, надпись из Пирги сообщает, что храм или святилище Астарты, где нашли этрусские и пунийские тексты, и пуническая  колония были основаны в Пирги, к северу от Рима.

Опираясь на союз с этруссками, Карфаген начал вести активную политику в Сицилии и на островах Сардиния и Корсика, в 535 г. до н. э. объединенный карфагено-этрусский флот разбил греков в морской битве при Алалии (Корсика). Известен текст договора между Карфагеном и Римом от 509 года до н. э. (переход к республике), который определил сферы коммерческого и политического влияния, Карфаген обязался не причинять вреда  романским городам, а также не строить форт в Лации. Союзники поделили сферы влияния: этруски стали осваивать Корсику, а карфагеняне повели наступление на Сардинию и закрепились на юге острова.
Таким образом,  первоначально карфагенское влияние в Италии было значительным, что не могло не отразиться на лексике формирующегося латинского языка и римском пантеоне богов, например, имя богини удачи Fortuna, содержит также корень F.R.T.; предание содержит представление только о поздней Фортуне, тождественной греч. Тюхе и приписывает введение культа Сервию Тулию, древнейшее, первоначальное значение богини не  поддаётся определению. Тю;хе (Тихе, Тихэ, Тихея «СЛУЧАЙНОСТЬ», то, что выпало по жребию) — в греческой мифологии богиня случая и удачи; греческие авторы разного времени сообщают, что Тюхе — одна из Мойр и она сильнее своих сестер. Мойры (др.-греч. «участь, доля») — греческие богини судьбы, упомянуты в «Илиаде» и «Одиссее»;  в иврите – МЕОРА случай, событие, происшествие;  очевидно, культурные греческие понятия «сливаются» с семитской терминологией.

Таким образом, мы выяснили, что культурные коммуникации (культура неустойчивая и открытая система) между семитским миром и формирующимся Римом могли привести к заимствованию общесемитских (еврейско-финикийских) понятий, например -  ТРОФ+ЕЙ (troph+aeum добыча) = ТЭРЭФ добыча, пища; ТАРАФ, ТОРЕФ растерзать, ранить, отнимать. Русский термин ФАРТ (добыча), который обычно считают жаргонным, очевидно возник в XIХ веке, по крайней мере в это время понятие зафиксировано в литературе и вероятно связано с коммерческой деятельностью еврейского населения России (72,5% всех купцов в 1897 г.); прочитано наоборот – ТРАФ = иврит ТЭРЭФ  добыча.


Рецензии