Горжетка... от шеи до пупка

Ольга Янченко:
1941 год. Мы - беженцы!
Горжетка... от шеи до пупка!
 ***
 Этот горький факт из моей жизни июня 1941 года я почему – то упустила, вспоминая злоключения нашей семьи в беженцах. Теперь же, после приглашения меня на какой – то форум в России, решила вытащить его из осколков памяти моей.

 Так вот, в тот страшный вечер 22 июня папа пришел домой в таком растерянном состоянии, какого с ним раньше не было. Всегда собранный, молчаливый, деловой папа мой сказал, явно волнуясь: - Надя, Оля, сидите тихо! К окнам не подходите, шторы не трогайте. Я узнаю, что случилось, приду и всё решится…

 Неизвестность пугала. До вечера мы, словно мыши, чуть ли не в состоянии обморока, ждали папу. Вернулся он поздно и неуверенно сказал: - Надя, похоже, началась война. Вроде бы на нас, на  СССР напала Германия. А ведь с ней мы были на договоре каком-то.

 Короче говоря, надо уходить, срочно. Ничего брать с собой нельзя, пойдём налегке. Надя, надень своё новое зимнее пальто. Возьми мои хромовые сапоги, перекинь их через плечо вот за эти верёвочки. Оля, одевайся быстрее! Что там у тебя из одёжек в шкафу? Туфельки новые надень. И выходим тихо.

 Потом, когда мы уже оказались за городом, в лесу, я увидела, что на папе была его любимая чёрная кожаная куртка, а в руках  бережно завёрнутые в тряпочку компас и карта БССР.

 Так мы вдруг стали тайными беженцами. Вёл нас папа только ночами, вдали от больших дорог, через леса, болота, мимо селений. И когда маме уже стало очень плохо, он сказал: - Надя, мы живы только потому, что идём одни. Твои обмороки…Это третий месяц…Тебе станет легче на четвёртом…

 Тогда, в чужом лесу я не понимала, о чём эта арифметика. Но когда мы наконец добрались до маминой родины на Волге, в город Горький, 13 ноября 1941 года у меня появился новорожденный брат Олег, Всё тайное стало явным.

 Пока же мы в дневные часы суток тихо сидели в болотах. Шли только ночами. Я смотрела на маму, закутанную в её драгоценное новое зимнее пальто, которым она очень гордилась и берегла до зимы, я силилась понять, зачем эта конспирация.!.

 И когда одним дождливым утром папа распорядился вату из него вырвать и бросить тут, в болоте, мама  ударилась в слёзы. Она, рыдала, приговаривая: - Драп фуле, в рубчик, цвета шоколада!

 А уже вечером вата из пальто с подкладкой пригодилась мне. Ведь вдруг выяснилось, что я второпях ушла в этот страшный долгий поход только в летнем сарафанчике и сандаликах, которые я очень скоро в болоте потеряла.

 Но ближе к теме. Ведь заголовок этого материала очень конкретно назвал суть события – горжетка.
 Так вот, после жестокой экзекуции от пальто остался тот самый драп фуле и воротник из каракуля. Горжетка!
 Это огромный, от шеи и до талии мамы воротник. Именно он и спас нас от голода.
 
 Уже  где-то на территории России мама обменяла эту драгоценную огромную каракулевую горжетку  на муку и хлебную закваску.
 Замесила тесто с перемолотой варёной картошкой, испекла первую буханочку хлебушка и пошла с ним на ближний базарчик..

 Разделив первую выпечку эту на 10 кусочков, мама продала их по 10 рублей каждый...Нам не досталось ни крошки. Я плакала. А мама, сморкаясь, утирая слёзы, опять приговаривала:- Драп фуле, в рубчик, цвета шоколада! И вот уже нет от пальто даже горжетки !
 ***
 © Copyright: Яна Ольгина, 2011
 Свидетельство о публикации №21102111214
 ***
 © Copyright: Ольга Янченко, 2011
 Свидетельство о публикации №11102116240
***
 Написать рецензию
 Здравствуйте, Ольга Георгиевна!  Спасибо за Ваши рассказы . Они , словно окна , распахнутые в прошлое ... В Ваших рассказах много горечи , но в то же время в них присутствует дух сильных , не сломленных тяжелейшими испытаниями людей .
 И в Ваших рассказах - живая ИСТОРИЯ страны.
 С уважением и теплом сердечным, Валентина.
 Валентина Михалева   11.02.2011 23:55   
***
 Добавить замечания
 Валюша,спасибо за понимание сути моей работы! Да, я уже и сама древняя история. И пока живая...
 Ольга Янченко   12.02.2011 03:21   Заявить о нарушении правил / Удалить
***
 Храни Вас Бог!
 Валентина Михалева   12.02.2011 12:48   Заявить о нарушении правил / Удалить
***
 Спасибо, Валечка! Да, кто-то поддерживает меня в этом мире живых, так же, как ты, добрая душа.
 Ольга Янченко   12.02.2011 13:55
***
 © Copyright: Ольга Янченко, 2011
 Свидетельство о публикации №11103246827
***
Написать рецензию
 Я всегда жалею и сочувствую Детям Войны. Собрать бы такие рассказы, да сделать пусть небольшую книгу, чтобы современные дети читали в школе и больше ценили то, что у них есть. Я в свое время читала "Мы з вогненнай вёски" и некоторые рассказы помню до сих пор.
Светлана Самородова   20.11.2011 13:29   
***
Спасибо, Света! Ты прониклась главной мыслью из этого текста. Спасибо!


Рецензии