Письмо галичанке о православных и греко-католиках

А що говорять в Росії про греко-католиків, православних Київського патріархату? Що вони всі горітимуть в пеклі?) Бо було дуже неприємно, коли ми потрапили в Почаїв, а нам там говорять: " За здоров'я єретиків не давати записки!" На проповіді священик говорив, що спасуться тільки вірні церкви Московського патріархату...а уніати, розкольники і.т. далі - нещасні люди...
Вибачте, що зачіпаю таку тему, але мені цікаво)


Письмо

Дорогая панна N! По поводу греко-католиков и православных Киiвського патрiархату (к которому Вы принадлежите).. Это очень острый вопрос, острый, как кол)) Я серьезно..
Да, отдельные священники могут говорить, что все неправославные будут гореть в аду, но это - не строгая позиция Церкви.. Да, св.Киприан Карфагенский в 3 веке сказал "Extra ecclesiam nulla salus" - вне Церкви нет спасения.. И мы в это верим, когда поем " верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую церковь", но вот что будет с теми, кто вне ее - это вопрос, на который трудно дать ответ.. Наиболее известные православные авторы сегодня (митр.Антоний Сурожский, о.Андрей Кураев, проф. Осипов и т.д.) говорят, что тут всего знать нам не дано.. Да, мы верим (и Вы в это верите), что спасение - в православии, а вот спасутся ли другие - честнее сказать - не знаю.. «Все неправославные точно будут в аду» - этого все-таки нет в Символе веры и это не является абсолютно точной и принятой всеми православной доктриной.. Но при этом отцы Церкви предупреждали о смертельной опасности греха ереси и раскола.. Раз эти люди вне полноты Истины, то вероятность попасть в ад и не спастись, конечно, увеличивается, но отсюда еще не следует, что все вне православия непременно окажутся в аду.. Нам просто не дано это знать, но мы обязаны предупредить заблудших братьев о той опасности, который они подвергаются в своих конфессиях.. Это не мелочи: достаточно посмотреть, как орут и хохочут пятидесятники, чтобы понять, что у нас разное, мягко говоря, понимание христианства.. А попадание в ад – наивно думать, что оно зависит от некоей злонамеренности Москвы и ее патриархата – все в руках Божьих.. Хотя все мы, и православные РПЦ МП тоже, разумеется, не без греха, и каяться нам всегда есть в чем – в том числе и в грехах, которые были совершены в богоборческую эпоху – отступничества от Бога тогда хватало и в среде самих православных.. Но если человек сам, по своей воле, уклоняется от Бога и Его Церкви – то он рискует попасть в преисподнюю.. И никакая Москва тут ни при чем.. Но видеть это – прискорбно до разрыва сердца.. И никакого удовольствия от того, что православные люди находятся вне канонического общения со всемирным православием испытывать невозможно – если ты христианин..
А теперь о Галиции.. Галиция, боль моя..
По поводу Почаева - позиция Почаева - это далеко не обязательно позиция всей Церкви.. Но: во-первых, католики с точки зрения православия действительно должны считаться еретиками - тут ничего оскорбительного нет, пусть даже это греко-католики - они ведь верят в чистилище, непогрешимость Папы и другие ложные вещи.. А вот православные Киевского патриархата - это не еретики.. В России сегодня употребляется термин раскольники, т.к. часть украинских приходов отделилась от единства Церкви и не находится под омофором Патриарха, признанного другими православными церквями (поскольку патриаршество Филарета не признано ни одной канонической церковью, а не только Москвой).. Простите, я не хочу Вас оскорблять или в чем-то обвинять - кто я такой? Если бы я родился во Львове и был справжним галичанином - я почти наверняка придерживался той же позиции, что и Вы.. В самом деле - почему во Львове православные должны подчиняться Москве, от которой 50лет, до 1991 года, Галиция не видела ничего, кроме репрессий (более или менее жестоких)? Я понимаю этот мотив - национальный (мы галичане, а не русские) и политический (мы в другом государстве).. Но есть еще мотивы церковные..
Когда в 15веке Константинополь даровал Руси автокефалию, то в Русь входили и Москва, и Киев, и Львов (по крайней мере, православные на этих территориях осознавали свое единство, хотя политически были в разных государствах).. Да и позже - Иван Федоров, как Вы знаете, печатал Библию во Львове, и однозначно воспринимал Львов как часть единой Руси.. Когда сегодня в Москве говорят, что православные Украины должны быть в Московском патриархате - придерживаются именно такой логики - хотя мы разные государства сегодня, но духовно мы - единая православная Украина-Русь - от Ужгорода до Камчатки.. Когда сегодня в России говорят, что православным Украины лучше пребывать в Московском патриархате, то это ни в коем случае не значит, что православные украинцы должны стать русскими, московскими или отказаться от национальной независимости Украины - это значит только то, что было бы очень хорошо, угодно Богу (с точки зрения Москвы) - если бы мы были в единой Церкви.. Например, в православную церковь Англии входят в основном англичане, а не русские - но, конечно, хотя они и подчинены Московскому патриархату, от них никто не требует становиться русскими и присоединять Британию к России)) Русская Православная Церковь - это не церковь ТОЛЬКО государства Россия и русских по национальности - это часть Вселенской Православной Церкви, куда входят люди независимо от национальности и государственной принадлежности.. При этом, никто не отменяет того, что мы - разные, в разных государствах.. Понятно, что во Львове православие может быть только галицким и украинским - оно и не должно быть московским (за исключением людей, которые считают себя больше русскими, чем галичанами).. Вопрос в том, может ли это совмещаться с какой-либо зависимостью от Московского патриархата..
Про совместимость - это очень тяжело говорить.. Галичане и постсоветские русские живут в мире взаимных стереотипов - русское ТВ, если сегодня и показывает Львов и Запад Украины, то только в смысле национализма, каких-нибудь антирусских выходок и т.д. И то это показывается крайне однобоко - как события 9мая 2011г. - когда по нашему ТВ совершенно не говорили о попытках развернуть огромный красный флаг, что во Львове, естественно, вызывает крайне отрицательную реакцию – и это при всем том, что была известна позиция официальных властей Львова о запрете советской символики, а отношение галичан к этому и так ясно.. Увы, но многие в России не понимают, что красный флаг для Львова - это не знамя Победы, а символ Сталина и оккупации.. Тем самым у постсоветского обывателя формируются привычные штампы советской пропаганды - ааа! бандеровцы, пособники нацистов, националисты - при этом люди ведь ничего не знают ни про историю Галичины, ни про сталинские карательные акции против галичан.. Но если мы почитаем листовки партии "Свобода", раздаваемые на одноименном проспекте во Львове, или заглянем во многие западноукраинские сайты, то возникнет ощущение, что Россия - это такой Мордор, обитель абсолютного зла, а русские - это орки, которые только и думают, как снова войти на танках в светлый галицкий Гондор - Львов.. Или вот Голодомор - да, чудовищное преступление коммунистов.. Но это не геноцид украинцев русскими - от Голодомора пострадали и Брянская область, где я живу, и Краснодарский край, и Кавказ, и Воронеж с Курском.. Это геноцид всех народов СССР сатанинской большевистской властью.. И потом, какой Сталин - москаль? А Каганович, который проводил тогда его политику на Украине - тоже москаль? Ох.. Нам сложно понять друг друга, но иначе жить - не получится.. Может, тут помогает только "культурный обмен" - вот к нам 21 мая приезжает Океан Ельзи, который очень хорошо воспринимают в России.. Т.е. галичане и русские должны увидеть друг в друге образ Божий, человеческие лица, а не звериный оскал тьмы..
По поводу Киевского патриархата.. Тут вопрос в том, насколько это - политический проект, а насколько - чисто церковный.. Лозунг "независимому государству - независимую церковь" - это не строго православный лозунг.. Наоборот, он уже однажды привел не к самому лучшему результату.. Когда русские добились своего патриаршества в 1589, то через 130лет патриаршества не стало, Петр его упразднил - дело в том, что политической власти очень выгоден свой, национальный патриархат - так легче "рулить" церковью, сделать ее "карманной" - вот Петр I и попытался это сделать, и 200лет церковью "рулили" - до известной степени, конечно (т.е. независимость от государственной власти была как раз в тот период, когда русские (и украинские) иерархи подчинялись Патриарху другой страны  -  Константинополю в Византии).. А потом грянул 1917, и - Катастрофа.. Я искренне не желаю Украине такого пути.. И не хочу, простите за бестактность, чтобы украинскими православными "рулили" Янукович, Ющенко, Тимошенко, Табачник или кто-то другой - Путин там или Медведев)).. Политикам нужны свои временные интересы, а православным - вечное спасение.. И потом, ведь идея "своего патриархата" не поддерживается очень многими православными Украины - Востоком, Югом, да и значительной частью Центра и Правобережной Украины.. Да и Закарпатьем вместе с Буковиной тоже как-то не очень.. Поэтому - нужны переговоры между автокефальными патриархатами и Москвой - что мы можем сделать, чтобы не порвать друг с другом окончательно и быть едиными во Христе? Согласитесь, это не совсем нормально, когда замечательные верующие люди Галиции (а это – самая религиозная часть Украины) и остальной Украины входят в патриархат, каноничность которого не признана ни одним признанным православным патриархатом.. И это не ваше только несчастье - это наше общее несчастье.. Когда жена ушла от мужа - то пусть бы даже жена виновата - но разве одна она несчастлива? Муж тоже несчастлив без нее.. Я бы предпочел говорить не о вине (я не судья Вам), а именно о несчастье.. Развод - это несчастье, церковный развод - тем более.. Что Бог сочетал, человек да не разлучает.. Так что это - наша общая кровоточащая рана..
Знаете, в 20веке в русской Церкви был раскол - часть верующих эмигрантов и иерархов отделилась от РПЦ, от Москвы, под предлогом того, что Церковь в России находится под пятой большевизма (хотя русским иерархам в СССР просто выкручивали руки или расстреливали), - и образовали РПЦ за рубежом.. Это рана кровоточила более 80лет, но, слава Богу, этот раскол уврачевался, и сейчас мы находимся в евхаристическом общении и причащаемся от одной чаши - при этом РПЦ за рубежом сохранила свою автономию.. И, конечно, сегодня РПЦ МП признает, что и в том расколе были настоящие святые - например, преп. Иоанн (Максимович).. Не знаю, насколько здесь можно провести параллель с Украиной.. Но эти раны 20летнего отделения можно исцелить только вместе - во Христе.. Я знаю, что часть иерархов Киевского патриархата (сложно говорить об УАПЦ) не отвергает полностью идею воссоединения с Московским патриархатом, но на определенных условиях.. Вот об этих условиях и нужно говорить.. Мне известно, что покойный митрополит Андрей Горак желал такого воссоединения - так об этом однозначно свидетельствует нынешний митрополит Илларион Алфеев.. Если бы идея Киевского патриархата поддерживалась подавляющим большинством православных Украины, то Москва могла бы даровать полную автокефалию, но этого нет, следовательно - речь должна идти о том, как мы преодолеем наши разногласия, не нанеся ран людским сердцам.. Я бы полагал, что богослужение на украинском на тех территориях, где это - основной язык, могло бы быть разрешено (разумеется, вместе с церковно-славянским)..
Что до Почаева, то тут такая история - это единственный крупный православный монастырь Галиции Московского патриархата - и, конечно, там особо обостренное отношение ко всем, кто не принадлежит к православным МП.. К тому же, там почти все монахи - с Киева, Москвы или из Молдавии.. Мне говорили, что там даже запрещали исповедоваться на мове - не знаю, правда ли это.. Но Почаев, в любом случае - святыня величайшая.. Что до записок - то, да, на литургии нельзя поминать неправославных или раскольников, а вот на молебнах - архиеп.Львовский и Дрогобычский Августин (МП) говорит, что можно молиться о греко-католиках и православных КП или УАПЦ.. Конечно,  я не собираюсь Вас как-то обзывать (раскольница, грешница и т.д.) - я и сам грешник.. Но для любого православного необходимо общение со Вселенской церковью - если не с Московским Патриархатом, то с Константинопольским или другим каноническим.. Или даже Киевским, но при условии, что он будет признан всей полнотой православной Церкви..
Что до греко-католиков, то тут тоже много больных тем.. Вы знаете, что греко-католики - это бывшие православные, которых поляки принудили-таки принять католичество, но в такой мягкой форме, с сохранением православного обряда.. Хотя унию заключили в 1596 в Бресте, но во Львове большинство православных приняло ее не раньше начала 18века - галичане сопротивлялись, как могли.. Если бы в 1772, порсле раздела Польши Галицию присоединили к Россию - я уверен, что большинство греко-католиков рано ли поздно в православие бы вернулись, но - Галиция оказалась в Австро-Венгрии.. А в 1939 пришла проклятая советская власть - ее не интересовали ни греко-католики, ни православные, но нужно было ликвидировать католическую церковь Украину, т.к. она подчинялась "иностранному центру" - Ватикану.. И в этих целях коммунисты использовали Русскую Православную Церковь, иерархи которой, конечно, понимали - насильственно обращать греко-католиков в православие - это чудовищно.. Но кто их спрашивал? Они могли не согласиться, и сталинский режим все равно с помощью убийств добился бы своего.. Сегодня русские священники говорят, что согласие РПЦ на "расторжение" Брестской унии помогло сохранить многие греко-католические храмы Галиции - иначе сталинский режим уничтожил бы их (под предлогом войны с националистами) или закрыл - а так - люди могли ходить в храмы, исповедоваться, причащаться..
Не надо забывать, что часть греко-католиков во главе с о.Гавриилом Костельником искренне желала воссоединения - у о.Гавриила были даже столкновения из-за этого с митр.Андреем Шептицким.. О.Гавриил не виноват, что и его искреннее стремление вернуться в православие тоже было использовано сталинскими монстрами.. В сентябре 1948 года его убили на пороге храма Преображения во Львове.. Понятно, что греко-католичество было знаменем борьбы с советской безбожной империей для многих галичан.. И вот теперь - греко-католики в почете.. У меня, конечно, "есть мнение".. От поездок во Львов и в Тернопольщину возникает ощущение, что многие греко-католики - это не столько католики в смысле догматики (как поляки), сколько не до конца окатоличенные православные.. У них наши иконы, часто наши святые, наше богослужение, многие "православные привычки".. Если б я мог, я бы годами исследовал феномен галицкой религиозности.. Вот еще 30лет назад все галичане официально считались православными (кроме небольшой части римо-католиков и подпольных греко-католиков), и, наверно, не верили в чистилище и непорочное зачатие Девы Марии, но 20лет назад большинство стало греко-католиками - и - все сразу поверили во всю католическую догматику?? Не знаю, что и сказать.. Иногда мне кажется, что сегодня для многих галичан греко-католичество - это не столько "католичество, отличное от православия", сколько национальная, галицкая форма религиозности, а православие ассоциируется с Москвой, Сталиным, репрессиями и т.д. Молиться за Папу - это значит быть с Западом, а не с Россией.. Люди говорят - мои деды были греко-католиками, значит и я.. Но прадеды этих дедов были православными.. И мне бы очень хотелось, чтобы вся Галиция вернулась в православие, к религии своих истоков.. Ведь мы же с Вами входим в группу "Православна Галичина".. Греко-католики сегодня хотят, чтобы Ватикан дал им отдельный Патриархат - они называют своих митрополитов Патриархами - как вот сейчас Святослава Шевчука.. Но Ватикан никогда не даст им своего Патриарха - т.к. тем, у кого не было патриаршества изначально, папы потом патриаршества не дают, и потом, в Риме боятся, что тогда галицкие греко-католики станут совсем уж независимыми.. А вот если бы греко-католики соединились с православными Галиции в одну православную церковь, то, может быть, православные патриархи, и дали бы единого православного галицкого Патриарха.. Но это я так, мечтаю.. Львiв - це мiсто моей мрii..
Простите, что слишком отвлекаю Вас и - если обидел.. Больше не буду))
И еще.. Все, что я написал - это мое личное мнение.. Я знаю, что, по крайней мере, часть русских православных его разделяет.. Но это не мнение Церкви.. Так что если нужно побить - побейте лучше меня))





Я от просто думала про ці питання і самій на них складно відповісти. Я ходжу в церкву Київського патріархату. Коли їдем на схід України - ходжу в церкву Московського патріархату. Можу зайти помолитися у греко-католицький храм (хоча на літургію ні).... От сама розумію, що греко-католицькі, католицькі церковні положення багато в чому не праві, але водночас скільки святих було в католиків, і різні чуда у них також відбувалися, ікони мироточили, Богородиця являлася ( в Люрді наприклад...) І це все так плутає, коли чуєш, читаєш, що вони не спасуться і.т. д....
Мене найбільше це шокувало. Вибачте, що знову вертаюсь до теми Почаєва, але після його відвідин я їхала додому дуже пригніченою...Я себе відчувала ніби чужак на чужій території....звідусіль тільки як почують українську з галицьким акцентом мову, так одразу питають чи ви православні; коли відповідаєм так, то зразу питання :до якого патріархату належимо....раскольникам свічі не продаєм, за здоровя записок не берем! Розумію, звичайно, що це не у всіх таке вороже ставлення, але після такого в українських православних КП появляється вороже ставлення до МП...і звідси усі проблеми...

Я історії церкви добре не знаю, але чому церква КП вважається неканонічною??
І що потрібно, щоб вона стала канонічною? Щоби Київський патріархат був канонічним? Наприклад Болгарська, Сербська православні церкви....

Власне наші КП бачать своє підпорядкування МП як політичні дії...Якби Церква була повністю відокремлена від політики, від капіталу , то це інша справа. Я тіки за, щоби православні були одною великою родиною. Але в умовах тісного звязку церкви з владою підпорядкування Української церкви Москві виглядає не лише церковним....
Для мене ще болюча тема - це світська поведінка Патріархів...Я на жаль не бачу в них того, що було б зразком для наслідування... Ці дорогі машини, прийоми...я розчаровуюсь....І те ж у Філарета, і те ж і Кирила...Хай Бог мене простить за ці слова, але я б більше довіряла такому обєднаннню, коли б Церквою керував такий патріарх як сербський Павел
Я не надто обізнана у цих питаннях, так що вибачте. може щось не так пишу…



Письмо второе

Шановна панна N! Конечно, меня радует, что Вы посещаете и храмы Московского патриархата.. Значит, все не так фатально.. Знаете, у меня есть одна знакомая старообрядка, - так вот, - она посещает службы в храмах Московского патриархата, молится вместе со всеми, крестится по-своему, но.. не причащается.. Причащаться она ездит в Москву, в старообрядческую церковь.. Но ведь это нелепость – участвовать в соборной молитве Церкви, но не причащаться в ней.. Вот Вы могли бы причаститься в храмах Московского патриархата? Если да, то зачем тогда все эти разделения? Тогда у нас одна чаша, одна Евхаристия, и никакие земные, географические деления нам не нужны, ибо Христос неделим.. Если же Вы не можете причащаться в храмах УПЦ МП – тогда другой разговор – значит, наше разделение слишком серьезно, и мы должны спросить у Бога – одобряет ли Он такое рассечение Тела Христова, нужно ли оно для Вашего спасения? Ведь мы бы с Вами не стали причащаться в католической церкви – нет, поскольку это не та церковь, о которой мы поем в Символе веры.. Что касается молитв в греко-католических храмах.. Одно дело – перекреститься перед крестом, которым увенчан этот храм – крест Христов, - он крест и есть.. Или, в греко-католических храмах чаще всего наши, православные иконы – Почаевская, Владимирская, Страстная и т.д. От того, что они не находятся в православной церкви, они не перестают быть святыми православными иконами, которые мы обязаны чтить.. Другое дело, если речь идет о статуях или о неправославных иконах, или об иконах католических святых – здесь, конечно, перед ними молиться нельзя – иначе мы перестаем быть православными.. Т.е. не только участие в католической литургии неприемлемо для православных, но и молитва перед неправославными святынями.. И потом, находясь в греко-католической церкви, мы не должны забывать, что эти люди, при всем моем почтении к галицкой религиозности – вне полноты Церкви, - и, значит, мы обязательно должны молиться, чтобы Бог присоединил их ко Святой Своей Церкви..
Что касается римо-католиков. Да, в их церкви есть те, кого они считают святыми, они ссылаются на явления Божьей Матери (в Лурде, Фатиме, Меджугорье и т.д.), среди католиков много искренне верующих и благочестивых людей.. Но тут – нужно внимательнее присмотреться. Конечно, Русская Православная Церковь признает католические крещение, миропомазание (конфирмация), или рукоположение.. Мы заново не крестим католиков, и не рукополагаем их священников, если они переходят в православие.. Стало быть, признается, что определенная степень Божьего присутствия в католичестве есть.. Опять-таки, милосердие Божье бесконечно, и мы не можем утверждать, что оно не касается католиков – оно касается вообще всех людей. Это же можно сказать и о явлениях Божьей Матери. Кто мы такие, чтобы указывать Божьей Матери, кому Ей можно являться, а кому – нет?! Раз католики почитают Матерь Божью (хотя и выдумают о Ней ложные догматы – типа доктрины непорочного зачатия Девы Марии), то нет ничего удивительного, что Она им иногда является..  Вот если бы Она явилась баптисту или пятидесятнику, которые Ей не молятся и часто говорят о Ней всякую хулу – это было бы очень странно, ибо святость Божья не навязывает себя.. Другое дело, можно ли все эти явления счесть подлинными и не примешивается ли к ним ложь.. Скажем, в Меджугорье (Хорватия) в 1981 являлась Божья Матерь.. Мать моего польского друга Цыбульского, пани Барбара, даже бывала там.. И вот в небольшой брошюрке, которую она привезла оттуда, написано, что нескольким людям в Меджугорье Божья Матерь является каждый день – например, с 6 до 7 вечера! Это, мягко говоря, удивляет.. Даже величайшим православным святым Богородица являлась лишь несколько раз в жизни.. А тут – каждый день, да еще «строго по расписанию»! Знаете, «мистика по графику» - это уже что-то оккультное..
Католическая мистика вообще вызывает много вопросов – например, в православии сегодня приводят такие хрестоматийные примеры: блаженная Анжела из Фолиньо, которой привиделось, что Христос обнимает ее, она целует Его, и когда Он сильно прижал Ее к себе, ее «духовное наслаждение» достигло высочайшего предела(( Я противник теории Фрейда, но здесь она напрашивается сама собой; или Тереза Авильская (Испания, 16в) – ей привиделось, как ангел протыкает ее копьем и погружает его в ее внутренности, и чем больше он погружал это копье с горящим наконечником, тем больше ее «духовное наслаждение» увеличивалось.. Тут уж и без Фрейда эротические ассоциации приходят сами по себе.. Заметьте, - это святые, а не какие-то там заблудшие грешницы.. Вот такие образцы католической святости как-то чересчур смущают.. Или вот что: Франциск Ассизский, один из величайших святых католичества, перед смертью вдруг говорит, что он не осознает за собой греха, т.к. он все их искупил добрыми делами.. Имеется в виду католическая теория, согласно которой добрые дела рассматриваются как «заслуги» перед Богом, накопление которых дает человеку спасение – отсюда и индульгенции, если этих заслуг недостает.. И это не осталось в средних веках – в греко-католическом молитвеннике, купленном рядом с бернардинским костелом (ныне – церква св.Андрея) во Львове, я прочитал (со ссылкой на Львовский собор УГКЦ), что если в Великий пост человек съел мясо, то он может 5 раз помолиться «Отче наш» и 5 раз «Богородице Дево» - и все, он не должен исповедоваться в том, что нарушил пост! Т.е. спасение можно «заработать» и не каяться в грехах, если ты их «отработал» молитвой! Возникает вопрос: возможна ли святость в таких условиях? Ведь формально отработать грехи с помощью прочтения определенного количества молитв значительно легче, чем покаяться и преобразить свою жизнь благодатью Христовой.. И напоследок.. Греко-католики особенно чтут Иосафата Кунцевича, которого они считают священномучеником за истинную, «католическую веру», пострадавшего от «ужасных» православных «схизматиков» в 17веке.. В том же самом молитвеннике написано, что Иосафат «був щирий украiнець» и пострадал «за ту правду, що украiнська Церква не е схизматицька, але католицька, що належит однiй видимiй головi, Папе Римському». Простите, но человек не является святым просто потому, что он украинец (или русский, или еще кто-то) и пострадал за Папу.. Я всегда думал, что человек обретает святость, пострадав за Христа.. К тому же, как всем известно, деятельность Кунцевича заключалась в том, что он насаждал католическую унию насильственными методами – православные храмы просто закрывались и в них нельзя было служить, православным даже запрещалось хоронить и отпевать своих покойников на кладбище! А потом он дошел до того, что приказал вырыть тела православных с кладбища, и просто выкинуть их! После этого православный народ Витебска не выдержал, и его убили.. Я не оправдываю его убийство, но святым его называть – это как-то совсем уж..  Даже его собратья-католики были весьма возмущены его методами обращения в католичество..
Несмотря на все сказанное, я не хочу сказать, что все католические святые – исчадия ада, и всем им гореть в аду веки вечные.. Милость Божия беспредельна, и если кого-то можно помиловать – Господь милует.. Да, у католиков есть люди, которые значительно благочестивее многих православных – но можно ли ставить их наравне с православными святыми – я бы, честно говоря, усомнился.. А там уж – Богу решать.. Да, и у католиков происходит мироточение икон – но это только значит, что Своей милостью Господь не оставляет и их.. Это ведь не является знаком того, что католичество – истинная Церковь, ибо повреждение догматов в ней налицо.. Господь может исцелить и баптиста, и пятидесятника – Христос и апостолы исцеляли и язычников – но мы же не скажем, что в язычестве есть истинные святые! Так что – не пытаясь судить о том, что все католики будут в аду – предоставим Богу решать, где им быть, помня о католических заблуждениях, и стремясь обратить их в истинную веру..
Насчет Почаева я уже писал Вам, что там воспринимают Почаевскую Лавру как «остров московского православия», окруженный «враждебной галицийской пассионарностью».. Там боятся уклонения от православия, и это я понимаю.. Но: галичанин (или галичанка) – это не грех, грех – не жить по воле Божьей.. Наоборот, Вы должны радоваться, что Вы галичанка, т.е. принадлежите тому народу, который не позволил растоптать свои святыни так, как это позволил, увы, народ русский.. Все можно понять, просто.. Ладно, в Почаеве вас считают раскольниками, но при этом, кем бы вас ни считать, нужно проявлять ко всем христианскую любовь.. Не знаю, насколько оправданным является не продавать свечи православным Киевского патриархата.. Мы должны помнить, что в Евангелии Христос проявлял любовь по-разному – фарисеев он называл порождения змеи, а торгующих из храма выгонял.. Мы, однако, не Христос.. И нам бы хорошо любить другого, как бы он ни заблуждался, но делать это по-тихому, чтобы человек не озлоблялся, а шел к Свету и Истине.. Есть известный монашеский афоризм – никто не пришел бы к Богу, если бы не увидел на лице другого сияние вечной жизни.. Простите, что православные МП чаще всего этого сияние не излучают.. Да, согласен: чувствовать себя чужаком на враждебной территории (как Вы чувствовали в Почаеве) – крайне неприятно.. И очень бы хотелось, чтобы в святынях УПЦ МП Вы чувствовали, как у себя дома.. А для этого православные должны быть достойны этого имени..
А теперь о каноничности Киевского патриархата.. Условие тут одно – признание этой каноничности Москвой и всей полнотой православия.. Так ведь произошло в свое время и с признанием патриархата московского.. Поскольку, простите, Киевский патриархат отделился от единства УПЦ в одностороннем порядке и без взаимного согласия, то вопрос о каноничности оказался «подвешенным».. Но я (думаю и Вы) надеюсь на Бога, Который излечит нас от наших недугов..
И вот тут можно перейти к «политике»)) Признаюсь, очень не люблю разговоров на эти темы – но что делать.. Согласен, ни одна церковь не отделена полностью от политики, да и от капиталов тоже.. Впрочем, я не думаю, что УПЦ КП менее политизирована, чем «церковь Москвы».. Думаю, мы все понимаем, что Церковь, так или иначе, может, а порой даже должна влиять на политику и политиков.. Другое дело, как.. Что касается российской ситуации, то могу сказать вот что: политизированность РПЦ сильно преувеличена.. Да, патриарх Кирилл благословил Путина на президентство, но он в любом случае должен был это сделать, если Путин – не явный богоборец.. А так – нынешняя российская элита в подавляющем большинстве не является всерьез православной и потому не воспринимает интересы православия, как что-то важное для себя.. Так что «рулить» Церковью она, быть может, и хотела бы, но не знает, зачем ей это нужно, а главное – никаких материальных выгод это не принесет, а российские политики сегодня в массе, увы, думают об этом.. Что до церковного руководства – степень его влияния на российскую власть достаточно мала – дело в том, что эта власть в основном состоит из советских и постсоветских людей, которые и перекрестится-то правильно толком не умеют.. Даже «Основы православной культуры» в школах не могут ввести – это вызывает сильное сопротивление.. А в отношении Украiны – у российской власти не видно никакой грамотной политики – только - отключим газ – включим газ.. И, что, от этого украинцы будут нас больше любить?! Назначение послами в Украiну таких людей как Черномырдин (который и по-русски плохо говорил, не то что по-украински) или Зурабов (бааальшой специалист по украинскому вопросу) – ярко подтверждает то, что Россия не ведет никакой сознательной украинской политики и даже не знает, как ее вести.. В этом смысле бояться какой-то «имперскости» или захвата Украiны – просто смешно.. Нынешняя Россия не является сильным государством – ей хотя бы удержать собственные территории – от напора того же Китая, например.. Т.е. я хотел сказать, что интересы православия и национальные интересы русских не стоят для нынешней российской власти ни на первом, ни даже на десятом месте.. Так что русификация Украiне не грозит – это было бы возможно, если бы русские осознавали себя таковыми и были сплочены какой-то одной вдохновляющей идеей – но это очевидно не так.. Это галичане тесно объединены одним национальным чувством и глубокой религиозностью, а современные русские в массе безразличны к вере, да и к своей русскости тоже..
Насколько глупой, неразумной и неэффективной является российская политика в отношении Украiны было видно хотя бы на примере поддержки Януковича в 2004-2005.. Большей глупости сделать было нельзя – и вот таких неудачников можно бояться украинским православным?! То, что патриарх Кирилл – не агент Кремля, доказывает хотя бы его визит в Украiну в 2009 – он поехал туда, куда совсем не хотели бы поехать российские политики (Ровно, Волынь и Почаев, допустим) – политиков устроил бы Киев и распивание спиртных напитков с киевской элитой.. Патриарх Кирилл согласен был даже принять гражданство Украiны – только бы подчеркнуть единство русских и украинских православных.. Да, он небезгрешен.. Так ведь мы все – не святые, а в лучшем случае кающиеся грешники.. Я тут даже не имею в виду те грехи, которые ему приписывают в Интернете.. Что в них правда, что – нет – решает суд.. Если не человеческий, то Божий.. Я не собираюсь судить патриарха – в своих бы грехах разобраться.. Я не собираюсь и оправдывать патриарха Кирилла – судит и оправдывает Христос.. Не буду тут и рекламировать его, по принципу - наш патриарх круче вашего.. Истина Христова не нуждается в рекламе.. Да, длинные автомобили высших иерархов могут смущать и смущают.. Я бы тоже хотел большей скромности – начинать, естественно, нужно с себя.. Но Вы ведь знаете – люди говорят: мы не ходим в церковь, потому что попы жируют.. А когда спросишь у них – а вот если бы все священники стали нищими, вы бы стали ходить в церковь? И большинство скажет: все равно – нет.. В том-то и суть.. Даже если бы патриарх Кирилл был последним из грешников, я все равно был бы православным РПЦ или другой канонической церкви, потому как в православии – Истина.. А так – ведь среди апостолов тоже был Иуда – что же: нам Евангелие не читать?!
Насчет автомобилей тут просто имперская традиция – и в Византии, и в России высшие иерархи – не на осле ездили.. Но это необязательно препятствует святости – мы же не можем заглянуть в сердца иерархов.. Многие лидеры сект даже специально любят подчеркивать свою скромность.. Да, патриарх Павел, который в ветхой рясе пешком ходил по Белграду – для меня тоже образец.. И такая благодатная фигура, наверно, могла бы объединить нас – впрочем, полной уверенности у меня нет.. Вы уверены, что если бы патриарх Павел был патриархом Московским, то украинские православные не отделились бы от него?  И потом, нас объединяет в первую очередь не человеческая личность, пусть даже самая святая – это католики думают, что папа есть «цемент» церковного единства – но Христос.. Так что единство наше – в первую очередь в Боге, а не в личности патриарха Кирилла.. Хотя личность патриарха тоже важна.. Будем же молиться Христу, чтобы Господь дал такого святого патриарха – и это произойдет, если Господь смилостивится, - или в лице Кирилла, или в лице кого-то другого.. А пока: да спасет и соединит нас Господь в Его Святой Церкви!


Рецензии
Приветствую, Константин. Очень интересная, подробная и содержательная статья. Хотел бы высказать свое мнение относительно образования под названием "Киевский патриархат (Денисенко)". С нашей стороны можно увидеть, что митрополит Филарет, претендовавший на должность Патриарха и получивший в этом отказ, очень "обиделся" и ушел в раскол. Как Вы верно заметили, Церковь не всегда может (даже не должна) избегать политических моментов в своей деятельности. На фоне антироссийской и антиукраинской пропаганды несомненно верховной гражданской политической власти требуется и своя карманная Церковь, поскольку существующая УПЦ МП слишком независима раз, и управляется из московского центра два. Также я не сомневаюсь, что многие люди не в состоянии на фоне взаимной антагонистической пропаганды здраво оценить ситуацию. На Украине вполне они могут решить, поверить, что УПЦ МП им враг, что это они нарушили свою честь и т.д. В таких условиях их переход к Денисенко понятен. Я не оправдываю раскол, но пытаюсь понять причины. После успокоения политической ситуации (которая видимо состоится очень нескоро) можно ожидать и примирения УПЦ МП с Денисенковским Расколом и возвращения отпадших обратно в лоно нормальной Церкви.
Сейчас главное не наломать дров и не вести себя зеркально по отношению к раскольникам. Опыт у нас имеется - в советское время были у нас обновленцы живоцерковники, которые вели себя точно так же, как и Денисенковцы (и причины были те же, что и сейчас, кстати). Так что единственное, что я могу сказать - я понимаю, но не оправдываю раскольников и ожидаю, что через несколько десятилетий они воссоединяться с нами. Я не питаю сколько - нибудь негативных чувств к населению Украины, там сейчас самые разные люди, и, как и в советское время в начале 20 века, активную позицию занимают бандиты. Это мы тоже проходили, как и живоцерковников. Все это пройдет. Но есть большая бочка дегтя - вспомним Ниневию и Содом, а так же слова Николая Сербского - причины кризисов - грехи людей. Кризис - СУД БОЖИЙ. И этот суд сейчас вершится на Украине. В Луганске и Донбассе в том числе. И либо пока Господь не решит, что все меры приняты и все, кто должен быть наказан, уже наказан и очищение состоялось, либо покаяние как с Ниневией (но я в это покаяние не верю, не будет его...).
//Марк

Къ Истине   12.06.2015 16:59     Заявить о нарушении
Спасибо! Да, согласен, Марк.. Некоторые люди видят выход в дарованной МП автокефалии УПЦ - т.е. именно законной автокефалии, а не раскола.. Однако проблема в том, что примирив таким образом раскольников, есть опасность оттолкнуть Восток и Юг Украины, которые в большей степени ориентированы на русский мир.. Т.е. проблема в том, что Украина (в т.ч. церковная) не едина - она разорвана на тех, кто хотел бы "украинского-отдельно-от-русского", и тех, кто этого бы совершенно не хотел..

Константин Матаков   12.06.2015 17:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.