Гость клуба Карина Ив. Некоторые особенности прозы

Автор статьи Карина Ив - гость клуба.


Некоторые особенности современной художественной прозы.


            На встрече творческой интеллигенции с молодыми французскими писателями в рамках прошлогодних «Дней Франции в Украине» одному из современных романистов, анонсирующих свою новую книгу, был задан вопрос примерно следующего содержания: что можете вы, молодое поколение французских сочинителей, сказать нового про любовь и человеческие отношения?  Чего не охватили и не описали в своих  произведениях Дюма, Бальзак и Мопассан?

            Ответ молодого человека (привожу по памяти) был прост и понятен даже с плохим переводом: отношения между людьми в течение целых столетий в целом не изменились, но на фоне новых современных декораций выглядят и воспринимаются совсем по-иному. Через другие детали, другие диалоги.  В новых реалиях совсем иначе, чем столетия назад, ощущаются переживания героев и мотивы их поступков. В этом смысле, нам есть, что сказать читателю.

            Вспомнила эту встречу я для обозначения темы настоящей заметки. Литература не создаётся вне времени и пространства; в определённой мере она – отражение окружающей жизни. Даже, если автор пишет на отвлечённые темы или в разных экспериментальных жанрах, он непременно будет наделять героев понятными ему рассуждениями и поступками, понятными – с точки зрения дня сегодняшнего. Поэтому рискну предположить, что «слепое» равнение на классиков, это всего лишь желание им подражать, ничего общего не имеющее с новизной в художественной литературе. Современная литература может равняться на мировых и отечественных классиков в основном, как ориентир, как высокую планку, но, ни в коем случае не должна пытаться подражать стилю и не копировать идеи. Классические творения создавались в другую эпоху и при других обстоятельствах.

              Сегодняшний литературный герой – это среднестатистический человек, живущий бешеным ритмом городов и ежедневно проглатывающий большой поток поверхностной информации. Одежда, манеры, речь, привычки, развлечения - всё усреднилось, выровнялось и сегодня бывает трудно отличить принца от обычного менеджера. По крайней мере, по внешним признакам. Поэтому необходимость детально описывать элементы гардероба или причёску героя сегодня, на мой взгляд, ослабила свою прежнюю значимость. Подобные описания и характеристики давали представление об образе жизни и месте в обществе героя ещё каких-нибудь сто лет назад. Сегодня президенты и банковские клерки одеты в однотипные строгие пиджаки и светлые рубашки с галстуками, миллионеры и свободные художники носят похожие джинсы с футболками. Одежда и причёска сегодня  о многом не скажет, а порой может даже исказить реальный статус героя. Отсюда - вывод первый: в сегодняшней прозе не стоит отводить много места детальным описаниям внешности героев. Через диалоги (внутренние монологи) и поступки характер героя может проявиться рельефнее и точнее. Скорее даже – через поступки. Говорить сегодня все более-менее научились. От депутатов до женихов. А вот поступки совершают разные, и именно они часто открывают истинное лицо людей.

             Большое количество источников информации перегружает сегодня психику обычного человека, не даёт полностью отключиться от социума и надолго окунуться в мир художественной прозы. Обязательно кто-нибудь позвонит, окликнет, где-то музыка заиграет или клаксон пикнет. Какой-нибудь экстренный выпуск новостей. А то и просто читатель вспомнит о долге за отопление или ремонте на кухне. Это герои чеховских рассказов могли беззаботно рассуждать о смысле жизни долгими летними вечерами в усадьбах за чаепитием или читать длинные романы о вечной любви. Сегодня вас обязательно найдёт какая-нибудь СМСка даже на даче, даже на далёком пляже Доминиканы вас настигнет роуминг, раздражая обилием разнообразных выгодных предложений. И выведет из состояния полного растворения в судьбе литературных героев. А когда через пару дней, после решения множества мелких проблем, после консультаций и бесед с подругами, родственниками, коллегами,  после беглого просмотра очередной серии бесконечного кино или популярного ток-шоу, в общем, - прожив обычные два дня, вы вдруг захотите вернуться на часок к прерванному чтению, то будете долго настраиваться на нужный лад и вспоминать: кто же из героев кому и кем приходится. Вывод второй: современная художественная проза не должна быть длинной, тяжёлой и перегруженной информацией; пусть это будет лёгкая новелла или небольшой рассказ, но обязательно такой, чтобы можно было осилить за один присест.

            Хочу оговориться, что я здесь вообще не веду речь о формате мемуаров, миниатюр, философских басен, поздравлений и отчётах о внуках, кошечках, юбилеях, выпущенных книгах и прочих намёков на художественную литературу, изобилующих на сайте Проза.Ру. Мне вообще непонятно, как такие «произведения» допускаются к анонсированию. Одно дело размещать их у себя на страничке, в виртуальном кабинете, и совсем другое – выносить на всеобщее обозрение, привлекать аудиторию. Я уже не говорю об элементарной безграмотности и неаккуратности некоторых анонсируемых текстов, авторы которых часто отмахиваются от замечаний стандартной фразой: пусть редакторы и корректоры запятые и дефисы расставляют. Хотела бы я увидеть эту очередь издателей и редакторов!

             После этого лирического отступления я хотела бы обратить внимание на ещё одну интересную, с моей точки зрения, особенность. Через открытые границы, свободный интернет, сотни телеканалов хлынул такой поток информации, что обо всех важных событиях, датах и происшествиях становится известно всему миру практически одновременно. Поэтому сегодня становится слабой информативная составляющая прозы, и на первый план выходят художественные достоинства текста, стиль и слово. Привязка художественного текста к датам и событиям может иметь короткий читательский отклик (часто можно наблюдать по верхним строчкам рейтинга Прозы.Ру), но в перспективе обречена на ослабление интереса и невысокую литературную ценность. Вывод третий: тема произведения должна быть по возможности абстрактной, максимально отдалённой от конкретных стран, городов и персоналий. Сюжет такой темы должен быть понятен и знаком любому читателю в любом уголке мира.

             Наше время перестало давать миру фундаменталистов всех областей науки и культуры. Не появляются больше новые Менделеевы и Ломоносовы, Гегели и Канты, Толстые и Пушкины. Наука и культура всё более носят прикладной, потребительский характер. В этом смысле выглядят смешными попытки некоторых авторов замахнуться на создание эпических или философских творений, эпохальных романов или поэм, оперирующих высшими категориями и библейскими истинами. Герои и мизансцены Зощенко, Ильфа-Петрова, Кундеры, большинства рассказов Чехова и Гоголя гораздо ближе сегодняшнему читателю и не утратят своей актуальности ещё долгие годы во многом благодаря выбранному формату, в фокусе которого простые житейские проблемы и человеческие отношения, более важные для каждого из нас, чем глобальные мировые химеры и фундаментальные исследования. Отсюда - вывод четвёртый: в создании художественного текста не стоит касаться глубоких, краеугольных проблем человечества; оглядеться вокруг себя, подметить важные детали и красочно их изложить, - намного интереснее и честнее.

               Хотела бы коснуться и сюжетного наполнения. На мой взгляд, постепенно изживают себя «чистые» формы. Однобоким сегодня может казаться «чистый» детектив, эротика, фантастика и т.д. Современный художественный рассказ должен (по возможности, конечно) включать в себя элементы если не всех, то многих жанров и форм, -  юмор, драму, эротику, фантастику, приключения, детектив.  Наша сегодняшняя жизнь именно такова, в ней смешаны все перечисленные жанры, и ещё целое множество других. Потому и произведение, построенное на сплетении или лёгком касании разнообразных жанровых ходов и особенностей, будет восприниматься живым и интересным читателю. И поэтому,  вывод пятый: современная художественная проза не должна ложиться в узкие жанровые рамки; она должна быть шире, вызывая самые полярные эмоции, от смеха - до слёз.

              Приведенные в этой статье соображения не претендуют на теоретические исследования в области филологии и исключительность, а носят лишь характер любительского взгляда со стороны на современную художественную прозу.


Рецензии
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.