Рецензии на произведение «Гость клуба Карина Ив. Некоторые особенности прозы»

Рецензия на «Гость клуба Карина Ив. Некоторые особенности прозы» (Дискуссионный Клуб Прозы)

В целом Вы правильно охарактеризовали современную прозу. То есть, чтобы выбится "в люди" нужно писать так и именно так, как Вы советуете.
Ну, а если человек не ставит себе цель иметь миллион читателей? Если его устраивает тысяча, ну две? Даже один!
Ведь и на самом деле: "Тот, кто нравится миллионам, всегда доволен собой, тот кто нравится избранным, само терзание". Валерии Жак Поль.
Писать так, как принято всеми и для всех - ума много не надо, я бы сказал даже грубее - нужно иметь душу бесстыжую потому как писатель все образы достает исключительно из глубины своей души. Они должны быть в ней, в душе! И неприменно, конечно, хорошее знание грамматики русского (или иного) языка!
В заключении еще одна цитата из Джона Элиота.
"Что бы нравится одному, надо в миллион раз больше, чем для того, чтобы нравится миллиону".

Михаил Анохин   22.07.2012 19:09     Заявить о нарушении
Рецензия на «Гость клуба Карина Ив. Некоторые особенности прозы» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Пишу отзыв, сознательно не читая уже полученные рецензии. Я прочту их позже, и если они повлияют на мою оценку, я готов её подкорректировать. Я много интересного нахожу в оценках других авторов.

Я увидел в вас единомышленника, Карина, по крайней мере, если судить только по этой статье. Все пять выводов и мне приходили в голову, и некоторые я даже озвучивал на ПрозеРу.

Но на всякий случай я решил высказать те лёгкие замечания, которые у меня появились в связи с самими вашими ФОРМУЛИРОВКАМИ. Потому что единомыслие бывает кажущимся.

Итак – вывод первый. В основном, я согласен, что описание внешности героя уже не несёт такой смысловой нагрузки, как в классике. И всё-таки, исключения могут подчеркнуть образ. Неумение персонажа хорошо комбинировать вещи (галстук, рубашка, аксессуары и т.п.), наивная привязанность героини, скажем, к розовому цвету, склонность героя покупать очень дорогую одежду, которая ему не совсем по карману. Разве это не дополнило бы их образы?

«Вывод второй: современная художественная проза не должна быть длинной, тяжёлой и перегруженной информацией…» Опять же – соглашусь лишь частично. Я на ПрозеРу прочитал несколько крупных произведений, которые считаю образчиками современной литературы, и уверен, что они очень проиграли бы от ужатия.

Но, может быть, это от того, что я сам не очень современный, и мне не приходят СМС-ки каждые полчаса.

Что касается вывода третьего, поспорю с этим вашим тезисом:
«становится слабой информативная составляющая прозы, и на первый план выходят художественные достоинства текста, стиль и слово».
Наоборот, «слишком художественный текст», объективно прекрасный, сегодня проигрывает прозе, оригинальной по сюжету и подаче идей, но простой по стилистике. Такова конъюнктура – причём, не только толпы «книгожёров», а и интеллигентной аудитории.

Кроме того, были о остаются читатели (правда, сам я к ним не принадлежу), которые очень любят «профи-прозу», которым интересны детали – как именно герой защитил своё оружие от песка или ржавчины, каким образом героиня-филателист отыскала редчайшую марку и произвела её экспертизу, и т.д.

Не совсем соглашусь и с такой формулировкой вывода четвёртого:
«не стоит касаться глубоких, краеугольных проблем человечества».
Да, автору не стоит прагматично ставить перед собой нарочито помпезных целей, это верно. Но хорошая книга всегда касается «глубоких, краеугольных проблем человечества».

Хотя, конечно же, вы правы, что «оглядеться вокруг себя, подметить важные детали и красочно их изложить» – это очень важно.

С выводом пятым я согласен только при условии, что писатель не впал в эклектику, и не готовит умопомрачительное рагу и прочую окрошку.

Общее впечатление от статьи у меня хорошее.

С почтением,

Геннадий Петров   19.05.2012 19:44     Заявить о нарушении
Рецензия на «Гость клуба Карина Ив. Некоторые особенности прозы» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Эко Вы, Карина, все упростили, расставив точки над ё, забавно. Только, смею Вас заверить, статья провисает по степени серьезности с самого начала. Вот - откуда, цитирую.

«…был задан вопрос примерно следующего содержания»
и
«Ответ молодого человека (привожу по памяти) был прост и понятен
даже с плохим переводом..»

Вы изначально привели неудачные примеры. Не знаю, как - кого, а меня они сразу настроили на небрежный тон автора, который всё знает «примерно» и все понимает через плохой перевод. Ну, право слово, не стоило об этом упоминать, дабы другие не сомневались в серьезности Ваших доводов.
Это о первом впечатлении.
Второе впечатление (если забыть о французах) - двояко.
Если Вы имеете в виду литературу – я не согласна со многими выводами (что произведения должны быть короткими по объему, абстрактными по месту действия, не напрягать читателя мемуаристикой ). Могу подробнее пройтись по выводам, если будет необходимость.
С другой стороны – если речь идет о сетературе - можно предположить, что Вы частично правы. Например, в интернет–публикациях, действительно, начинающим авторам не стоит мучить читателя длинными сочинениями, описаниями и глобальными проблемами. Примером может быть популярная ныне форма коротких заметок на разные житейские темы в ЖЖ и ЛиРу. Если автор зарекомендовал себя интересным (по количеству посещений и откликов) на короткой дистанции, то его будут читать, даже если он замахнется на длинную. А потом его, как обеспечившего себя рекламу, заметят издатели, опубликуют, продадут. И будет всем удача в финансовых вопросах.
А жестких рамок - как писать и о чем - до сих пор нет. Есть требования к качеству. Впрочем, как всегда.
С уважением,

Мнемозина   19.05.2012 13:14     Заявить о нарушении
Рецензия на «Гость клуба Карина Ив. Некоторые особенности прозы» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Статья представляет собой сугубо личный взгляд автора, как на литературу, так и на современного читателя, что и обсуждать не стоило, тем более в рамках Дискуссионного клуба.

Чтобы сформулировать своё мнение, пришлось бы написать свою статью, а я, известно, не мастак.

*…всё усреднилось, выровнялось и сегодня бывает трудно отличить принца от обычного менеджера. По крайней мере, по внешним признакам…*- пишете Вы, Карина.
Тем более, на мой взгляд, важны описания, которые Вы так щедро упразднили.
Один, другой штрих, подсмотренный зорким глазом писателя, и *среднестатистический человек* предстанет перед читателем индивидуальностью.

*Наше время перестало давать миру фундаменталистов всех областей науки и культуры.*-Не слышала, что Нобелевский комитет устранили, вроде, номинации и награды объявляют ежегодно!

Фундаменталист Габриэль Гарсиа Маркес опять шедевр представил миру.

К тому же, по Есенину «Лицом к лицу, Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи.»-всё со временем приведут к общему знаменателю, независимо от того, что мы, обыватели думали о своём настоящем.

К примеру, повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» и Э.Казакевича «Звезда», на годы преданные забвению, нынче заняли достойное место на Олимпе.

Перегружены мы нынче, на мой взгляд, «попсой», а настоящее в суете не познаётся.

А напоследок я скажу!
Карина, не отказали себе высказать личное мнение, под знамя которого соберутся Ваши единомышленники, а в рамках Дискуссионного клуба выскажутся в прениях, инакомыслящие, не остерегаясь авторской подчистки,

отчего же, отказываете другим в праве размещать и (о, ужас!) анонсировать свои тексты,
*невысокой литературной ценности*!?

Всего доброго!

Зоя Чепрасова   15.05.2012 16:08     Заявить о нарушении
*(О Париже,) Сегодня я написала бы больше о своих эмоциях, о том, что поразилась, как речка извивается и петляет через весь огромный город, которому конца не видно даже с такой высоты, о том, как беззастенчиво целуется парочка прямо на смотровой площадке и т.д. Другими словами, описательная часть художественного произведения, на мой взгляд, сегодня должна быть менее информативна, чем 100 лет назад, в силу того, что поток информации льётся на каждого из нас ежедневно, и даже с избытком. Но больше места должны занимать эмоции, впечатления, отношения, диалоги, поступки. Я не знаю, удалось ли мне донести свою точку зрения?*

Как всегда, в умной статье одно, а настоящее живое в обсуждении.
Здесь Вы, Карина, правы, соглашаюсь.
Но детали по-прежнему нужны,только иные!

Именно так написала о Париже Ольга Реймова. Три зарисовки, написанные очень живо, без излишних подробностей, которые уже сто раз прочитаны в многочисленных источниках.
http://proza.ru/2011/08/29/790

Карина! Статью писать, не дрова рубить! Потому и не пишу!

Зоя Чепрасова   15.05.2012 16:28   Заявить о нарушении
"Статья представляет собой сугубо личный взгляд автора..." - ну да, я так и написала в конце статьи. А какой я по-вашему должна была высказать взгляд? Партийный? Или общественности ПрозыРу? Тем и интересны дискуссии, что в них все участники высказывают своё личное мнение. Поэтому, я не совсем поняла, что вы здесь имели в виду.
"...которые Вы так щедро упразднили." я ничего не упраздняла, возможно вы не слишком внимательно читали, тогда попробую пояснить на примере: Герой одет в белую футболку, синие джинсы и чёрные кроссовки; к нему подходит его друг, который одет примерно так же, только в красную футболку; к ним присоединяется девушка, которая одета примерно так же, но в фиолетовую футболку. Скажите, что даст читателю подробное описание цветов футболок? Почти ничего. Гораздо больше об этих героях скажут слова и поступки. А 100 лет назад описание расшитого воротника или длины парика уже рисовало бы социальный портрет героя. Вот, что я хотела сказать, если это было неясно из основного текста. Вручение наград Нобелевского комитета не является показанием абсолютного уровня работ, а лишь выделяет его относительно других, поданных в данное время на рассмотрение. Например, Солженицын получил премию больше из политических раскладов того времени, или вы станете утверждать, что он большой мастер слова?
Зоя, я только не поняла насчёт рубки дров, что вы имели ввиду? Не могли бы вы пояснить своё назидательное замечание?



Карина Ив   15.05.2012 17:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гость клуба Карина Ив. Некоторые особенности прозы» (Дискуссионный Клуб Прозы)

-- Трудно не согласиться со смешением жанров и стилей, но почему бы "глобальные мировые химеры и фундаментальные исследования" не подать легким языком байки? Никаких проблем не вижу.)))

Анатолий Шинкин   15.05.2012 13:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий! Я сама люблю лёгкий язык байки, но считаю, что не всякая тема ляжет на его формат.

Карина Ив   15.05.2012 17:40   Заявить о нарушении
Может быть, воспользоваться языком фланели!?

Зоя Чепрасова   17.05.2012 00:23   Заявить о нарушении
Зоя, а что такое "язык фланели"? И ещё, я написала ответ под вашей рецензией и попросила объяснить: что вы имели в виду, когда писали мне про рубку дров? Вы этого не сделали, хотя и на страничку мою заходили, рассказы читали. Теперь ещё и "язык фланели" появился.

Карина Ив   17.05.2012 07:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гость клуба Карина Ив. Некоторые особенности прозы» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Карина, удивили Вы своей статьей! Приятно удивили. Одно дело писать, и совсем другое - порассуждать о том, как писать. Как при ходьбе, если вдруг задуматься о том, как правильно переставлять ноги. В любом случае почерпнул много интересного, в том числе и из полемики под статьёй. Утром открыл сайт, глянул на первую страничку рейтинга и прочёл две вещицы: одну, про то, как дама возилась с болтами и гайками и путалась между триппером и триммером, а вторую - Вашу. Оказалось - не зря прочёл, на контрасте между рассуждениями о триппере, получившими высокие оценки рецензентов, и Вашей попыткой разобраться, как же мы докатились до "трипперной" литературы.
Сразу оговорюсь, мне сам тон статьи показался резковатым, где-то даже провокационным. Хотя с большинством Ваших тезисов не могу не согласиться, сам интуитивно некоторые "фишки" (смешение жанров, описание героев через действие) давно использую.
Мне также показалось, что каждый из пяти Ваших выводов требует более основательной аргументации, уж больно простыми выглядят постулаты и аксиомы, предваряющие такие серьёзные заявления.
Возможно следовало взять одну из пяти позиций и разобраться в ней поглубже, с убедительными примерами и ссылками на авторитетные источники, а не скользить поверхностно по таким важным и спорным темам.
Вывод четвёртый меня заставил задуматься. Возможно, как Вы утверждаете, я не имею права касаться вечных, главных, святых, философских тем, возможно у меня нет той степени базовых знаний, какие были у великих мыслителей прошлого, но меня именно такие темы волнуют больше всего, как цель всего творчества. А бытовуха и описание окружающих людей для меня лишь инструмент приближения к этим темам. Не более.
Но, сколько людей, столько и мнений. Во всяком случае Вашу статью хочется перечитать ещё раз, вдумчиво и, если не возражаете, я потом добавлю несколько критических замечаний.

Вова Осипов   15.05.2012 11:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Вова, за оценку и ваши замечания. Вы знаете, как я ценю ваше мнение. Насчёт резкого тона статьи... возможно вы правы, но это мой стиль, вы же знаете, я не люблю сглаживать углы и стараться всем угодить, всех похвалить, поблагодарить и быть паинькой. Согласна с вашим замечанием насчёт недостаточной аргументации, но не думала, что придётся так подробно комментировать очевидные, на мой взгляд, вещи. Если вы чувствуете в себе достаточно сил, опыта, знаний, чтобы касаться высших тем (4-й вывод), то никто вас не остановит - пишите. Но разве вы не встречали здесь убогие попытки многих авторов переписать на свой лад мифологию, религию, философию? Вот об этом я хотела сказать в первую очередь. Когда наивно пишут о том, как девочка играет во дворе с котёнком, это (даже с ошибками) вызовет улыбку. Но, когда также наивно тянут в свои опусы в качестве персонажей Зевса, Афродиту, и даже самого Иисуса Христа, то это вызывает раздражение.
Буду рада всем вашим новым замечаниям!

Карина Ив   15.05.2012 17:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гость клуба Карина Ив. Некоторые особенности прозы» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Дорогая Карина!
Совершенно согласна с Вами во многом, особенно отрадно слышать и от Вас о смешении жанров в нашей литературе.
И это закономерно для исторического развития- все начинается с "классики", когда в каждом жанре вырабатываются критерии, законы, правила.
Но когда их усвоили, поняли, отработали, просто необходимо найти что-то новое, интересное, важное, и это второя стадия развития литературы, самая интересная, потому что из соединения двух-трех жанров рождается нечто новое, неведомое пока, подозреваю, что вариантов соединения бесконечное множество, и у нас все впереди...
И если еще ко всему перечисленному прибавить лирику в разумных пределах, то блюдо станет еще интереснее, ярче, неповторимее, да и мало ли что еще можно прибавить, главное, чтобы увлекательно и талантливо
С благодарностью
Любовь

Любовь Сушко   15.05.2012 07:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь! Приятно, когда взгляды и оценки в чём-то совпадают. Приятно, что есть пишущие люди, которые тоже задаются подобными вопросами и ищут на них ответы, а не выступают с догматическими лекциями из учебников школьной литературы. И то, что главное в любом творчестве "чтобы увлекательно и талантливо" - бесспорно. В этой статье я сделала попытку остановиться всего лишь на некоторых технических моментах, продиктованных сегодняшними реалиями. Мы меняемся, мир вокруг нас меняется, и литература не может не меняться. Вот только, как, в какую сторону? Именно об этом я хотела поразмышлять. Но многим участникам дискуссии показалось, что я пошатнула святая святых, самые основы великой литературы и меня принялись дружно перевоспитывать...
Ещё раз, спасибо за понимание!

Карина Ив   15.05.2012 09:38   Заявить о нарушении
Дорогая Карина!
Все дело в том, как мы воспринимаем литературу- мраморный ли это памятник, которого не нужно касаться, только молиться на него или живой организм, который развивается, наполняется новыми явлениями и гранями.
Для меня откровением стало признание школьников( старших классов), что писатели, те, кто давно умерли, потому что живых они в глаза не видели.
Хуже если то же произойдет и с самой литературой- это то, что давно умерло. Кому от этого станет легче?
Перефразировав классика, можно сказать, что литература не только храм, но и мастерская, и обе эти части ее бытования очень важны...
Все у Вас правильно и верно
С благодарностью
Любовь

Любовь Сушко   15.05.2012 09:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гость клуба Карина Ив. Некоторые особенности прозы» (Дискуссионный Клуб Прозы)

Хочу оговориться, что я здесь вообще не веду речь о формате
мемуаров, миниатюр, философских басен, поздравлений и отчётах о
внуках, кошечках, юбилеях, выпущенных книгах и прочих намёков
на художественную литературу, изобилующих на сайте Проза.Ру.
Мне вообще непонятно, как такие «произведения» допускаются к
анонсированию. Одно дело размещать их у себя на страничке, в
виртуальном кабинете, и совсем другое – выносить на всеобщее
обозрение, привлекать аудиторию. Я уже не говорю об
элементарной безграмотности и неаккуратности некоторых
анонсируемых текстов, авторы которых часто отмахиваются от
замечаний стандартной фразой: пусть редакторы и корректоры
запятые и дефисы расставляют. Хотела бы я увидеть эту очередь
издателей и редакторов! (c)

Вот с этим согласна на сто процентов. Единственно, оговорюсь, что мемуары, в целом, зря попали под раздачу. Это я к тому, что название рубрики не всегда соответствует наполнению.

К сожалению, имхо, разумеется, слишком многие стремятся угодить невзыскательной публике. А подстраиваться под потребителя, как раз и не стоит.

Спасибо Вам за труд, но для меня весь остальной текст статьи ценности не представил.

Ирина Камина 2   14.05.2012 23:14     Заявить о нарушении
И вам спасибо за отзыв, Ирина! Хотя для меня его текст тоже никакой ценности не представил.

Карина Ив   14.05.2012 23:21   Заявить о нарушении
Здравствуйте.
Ира, Вас хочу поблагодарить за упоминание о мемуарах. Как-то пропустила этот момент, а то бы обязательно сказала об этом в своей рецензии.

Карина. Какие мы все разные)) А мне вот, наоборот, очень нравится этот жанр литературы. Может в силу возраста, а может потому, что считаю, что нет ничего интереснее жизни человеческой. Когда-то автор нашего сайта Леонид Маслов делал такой перечень авторов, пишущих в этом жанре. Огромный перечень получился и некоторую часть произведений из него я читала. Ну, интересно же! О полезности же и говорить излишне. Польза несомненная, зачастую это жизненные примеры, дающие жизненный стимул. А насколько это необходимо родным и близким людям автора, пишущего воспоминания. Да и сама эта работа - это то, что держит пожилых людей, дает им ощущение нужности, важности жизни и своей в частности.
Вчера вот встретила давнего своего знакомого, когда-то вместе работали. Владимир Иванович старше меня намного, ему уже за восемьдесят и он рассказал, что на дачу уже не ездит, а нашел другое занятие по душе - пишет историю своей жизни. А она у него богатая. Можно судить по одному факту - один его день был царский генерал, а второй - пролетарий, его с мамой угнали в Германию и там разлучили, а встретились совершенно случайно, уже на обратном пути, когда ехал из Германию домой, на каком-то полустанке, когда выскочил набрать воды. В общем, слушать не переслушать. Так, Владимир Иванович стал стихи писать года два как. Читал мне. Глаза горят - любо дорого посмотреть.
А вы говорите, что мемуары - это намек на художественную литературу. Совсем я вами, в этом вопросе, Карина не согласна. Нельзя под одну гребенку. Если есть что сказать и есть кому с интересом слушать - вот это и показатель.
Извините, за горячность.))
Спасибо еще раз за статью,

Татьяна Чехова   15.05.2012 19:56   Заявить о нарушении
Татьяна, попробую высказаться деликатно, отдельно по мемуарной тематике. Я уважаю желание и силы многих авторов, повспоминать, выделить интересное из своей прошлой жизни и поделиться этим с остальными. Возможно в определённом возрасте я и сама буду с удовольствием писать мемуары, и читать мемуары близких мне по духу людей. И некоторые тексты Леонида Маслова я читала, поверьте, с большим интересом. Но... Я ставила акценты в своей статье на создание современных художественных текстов, на технические детали, помогающие развить новые тенденции, на особенные нюансы для тех, кто ищет, а не вспоминает. Не знаю, не обижаю ли я кого-то? В написании мемуаров автор уже не будет искать, творить, экспериментировать. Он будет ещё раз заново переживать особенные моменты своей биографии, но не более. При всём уважении к любителям этого жанра.

Карина Ив   15.05.2012 20:59   Заявить о нарушении
/искать, творить, экспериментировать/ - это зависит от степени литературных способностей.

Татьяна Чехова   15.05.2012 23:40   Заявить о нарушении
согласна, Татьяна, но при прочих равных, у кого будет больше стимулов и энтузиазма, у тех, кто пишет воспоминания, или у тех, кто конструирует новые сюжеты и темы?

Карина Ив   15.05.2012 23:43   Заявить о нарушении