Выписка из истории болезни
Образец мужества, героизма, верности долгу. Ла-ла-ла, ла-ла-ла. Презрев смерть, до последней капли крови. Ла-ла-ла, ла-ла-ла. Всем бригадным генералам завораживающий пример; воспитывает в массах патриотизм, поднимает боевой дух. Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Фабула – практически все, что учебники сообщают. Разве отличник-ботаник добавит из примечаний, доказав неизвестно кому, что очки свои носит незря: победили персы спартанцев все-таки не числом, а предательством. Спустя месяц безуспешных атак, отыскался среди ахейцев один древнегреческий иуда по имени Эпиальт. Позарился на персидские серебряники, провел тайной тропкой врагов соотечественникам в тыл. Отвратительный и гнусный поступок. Ла-ла-ла, ла-ла-ла!
Эх, если бы не предательство, как бы ещё обернулось! Ла-ла-ла, ла-ла-ла!
А найдется среди ботаников эрудит - вспомнит к случаю исторический анекдот. Как припертым к стенке спартанцам празднично настроенные персы предложили сдаться. Вы окружены, сопротивление бесполезно, сдавайтесь. Нас здесь столько! - выпустим стрелы разом, стрелы тучей закроют солнце. На что греки им отвечали: нам сражаться в тени сподручней, нежели в солнцепек.
История анекдоты любит. Также благоволит она к мерзавцам, последних чтит и не забывает. Настоящий герой у неё, как правило, безымянен, а трагедию она обращает в фарс. Якобы, чтобы сохранить беспристрастность в изложении фактов. Врет, естественно, как всегда. Клио – известная вруша-груша.
Лжет, к примеру, она и в том, что отряд Леонида насчитывал всего-навсего триста спартанцев. А илоты? Оруженосцы, ординарцы, маркитанты? те, что разводили огонь, чинили оружье и упряжь, готовили обед, подносили булыжники для пращей? Илоты - без счета - не в счет?
Ну да, народ для истории, что в математике значение пи в десятом знаке после запятой. Можно и пренебречь, на окончательный ответ не влияет.
Это на ипподроме главный тот, кто везёт. На скачках жизни значение приобретает другой - у кого в руках вожжи.
Если быть точным до конца, то из Спарты по направлению Фермопил вышло не триста, а триста три воина. Одного из тех, триста трех, молодого Пантита; главнокомандующий Леонид, заметим, трезво оценив обстановку, услал в Фессалию, за подмогой. Из учебников знаете: с подмогой Пантит опоздал. На этом закруглимся с Пантитом.
Другие два «неучтенных» спартанца Еврит и Аристодем. История сохранила их имена, что уже само по себе ничего хорошего не сулит. И правда, вышло нехорошо.
Накануне решающего сражения у обоих разболелись глаза. С диагностикой в те далекие времена дела обстояли неважно. Пожалуй, не лучше, чем теперь. Ни искусного врачевателя, что стоит многих воителей грозных, ни захудалого лекаря под рукою у Леонида не нашлось. Болезнь приняла тяжелый оборот. Короче, Еврит с Аристодемом ослепли.
После чего Леонид отпустил их обоих в Спарту. Мол, идите, ребята, ступайте с миром домой, нечего вам здесь делать. Никто вас ни в чем не винит. Видно, так распорядилась судьба, мойра по-древнегречески.
Дисциплинированный Аристодем послушался царя и ушел.
Еврит ослушался и остался.
А когда раздались бряцания, кличи и вопли боя, приказал илоту облачить себя в доспехи и отвести в самую гущу сечи. Илот-поводырь, проводив Еврита до места, немедленно поле битвы покинул, убежав напрямик домой, в Спарту.
Еврит остался стоять столбом посреди мясорубки, карикатурно, наподобие веера, размахивая мечом, пока пробегающий мимо перс не поразил его дротиком, соблазнившись нетрудным подвигом.
Возвратившегося к очагам Аристодема земляки поначалу приветствовали как инвалида войны. Однако стоило известию о гибели отряда Леонида достичь Лакедемона, тут же все от слепца отвернулись. Мужчины встречали его презрением, женщины гнали с порога прочь, мальчишки плевали «трус!» в невидящие глаза.
Что ж! Спасибо Зевсу за то, что не зрили потухшие очи взглядов, какими одаривали Аристодема вчерашние друзья и добрые соседи! Но уши! Уши-то слышали! Хватило бедолаге с лихвой.
В отчаянии слепец записался в ближайшее ополчение, чтобы в первой стычке проститься с жизнью, тем прощение заслужить. Был убит, заслужил. Толку? Так ведь и не узнал, что оправдан.
Илоту, бежавшему с поля боя, никто никаких претензий не предъявлял. Все сочли его поведение правильным и разумным.
А то! Какой, скажите на милость, прок от мертвого илота? Мертвому ниву не засевать, руна данайских овнов не стричь, в олимпийских предгорьях табуны не пасти.
Что придает истории Еврита непривычный негероический окрас.
Уже неловко говорить о подвиге. Подвиг, разумеется, не в том, чтобы помереть зарезанным, как баран, или с дубьем проломленным черепом. Умереть не проблема, мы все умрем. Воин в бой вступает не на погибель, а победить. А если не суждено победить - хотя бы урон нанести врагу. И уж, конечно, не для того, чтобы потешить тщеславие врага, увеличив собою число трофеев; а родные пенаты ввести в расходы на плакальщиц.
Глупостью поступок Еврита тоже не назову. Когда малое леонидово войско выдвигалось навстречу монолитной орде, ни у кого из спартанцев остаться в живых скользкой мысли не возникало. Никто вернуться жене не пообещал...
Так о чем тогда эта история? Если не о подвиге, ла-ла-ла? Не о глупости, ла-ла-ла? То чему она учит?
О превратности судеб эта история. О том, что кому-то повезло родиться илотом, а кому-то нет.
Потому история эта ничему научить не может.
Просто кому-то повезло.
А кому-то просто не повезло.
Вот и всё!
Свидетельство о публикации №212051400968
Послушав немного, согласилась, но с оговоркой "Кузнец-то он кузнец, только наковальни Судьба всем подсовывает разные".
Мою мысль не поняли, а казалось бы, всё очевидно: в разных ситуациях исходы разные, как бы ты ни трепыхался.
В жизни были события, когда пришлось сильно удивиться: героический во всех отношениях человек, имеющий награду "За мужество", в другой, менее опасной ситуации, оказался трусом.
Наверное, мой отклик получился несколько сумбурным? Прошу меня за это извинить - мой "сеанс связи с Прозой" заканчивается на сегодня, тороплюсь успеть высказаться :))).
С теплом и с искренней симпатией, Ольга
Ольга Анцупова 16.04.2016 12:16 Заявить о нарушении
Про Сенеку здесь не случайно. Сенека, как известно, проповедовал аскетическую жизнь, что "все проблемы человека обусловлены его стремлениям к излишествам, к тому, чего ему на самом деле не нужно: к славе, к богатству, почестям...".
Ирония заключается в том, что понимая всю тщету и пагубность стремления к "излишествам", сам в себе Сенека не смог это стремление (к славе, к почестям, к желанию быть "значимым", на слуху...) преодолеть, из-за чего и помер досрочно...
Каждый человек - кузнец своего счастья? Да ладно. Весь человеческий опыт опровергает этот тезис. Любой успех - это прежде всего итог того, что "обстоятельства благоприятно сложились".
Скорее, мы кузнецы - своего несчастья. И то сомнительно. Ибо наполовину от того, что мы есть - мы обязаны родителям; а на четверть того, что мы есть - той среде, в которой росли...
Можно ли поставить человеку в вину лень? То есть, ответить на вопрос: насколько он ленив "сам по себе", а насколько в силу генов, полученных при рождении, а насколько в силу того, что его ребенком не научили трудиться?
Тот кто знает ответ на этот (простой???) вопрос: не просто идиот - он негодяй. Вот только насколько он негодяй сам по себе, а не в силу генома, полученного при рождении? насколько он лично непосредственно виноват, а не является также "жертвой обстоятельств"?... и так далее...до бесконечности...
С уважением
Ерин Игорь Геннадьевич 16.04.2016 17:21 Заявить о нарушении