Свет далекой Буты

Турецкий огурчик», «индийский огурец»,  «восточная пальметта», « восточный боб», «персидский кипарис», «кашмирский орнамент», «пейсли», «шах», «слеза Аллаха» …  - вот такое количество названий у этого, весьма распространенного по миру  элемента восточного орнамента.  А в Азербайджане  этот значок  называют – «Бута».  Как  выглядит этот значок, должно быть, многие знают, ну а если кто не знает…. Представьте себе каплю росы, повисшую в воздухе или одну  из половинок «инь-ян».  Ну, а чтобы стало совсем понятно,  значок этот напоминает до боли знакомый из школьного учебника ботаники  изящно изогнутый контур инфузории «туфельки».  Правда, так он выглядит сегодня,  за многие тысячелетия преобразившись в такую  вот, декоративно-причудливую форму. На  совсем  же древних  азербайджанских коврах изображение Буты выглядит несколько иначе, но об этом – чуть позже.

Бута как  элемент декора, в Азербайджане используется  с незапамятных времен. И  хоть ее совершенно справедливо  называют  символом  Востока, с такой же точностью ее можно назвать и символом Азербайджана.  Встречается  Бута в рисунках азербайджанских ковров и тканей,  в произведениях декоративно-прикладного и ювелирного искусства, в декорировании архитектурных сооружений, присутствует и на гербе города Баку, в виде трех  язычков пламени. В Карабахе до наших дней( если б не война) дожила традиция – в Новруз печь сдобные лепешки в форме буты, которые так и называются – «Фатир-бута». Присутствует Бута и на многих древних сооружениях на территории Азербайджана и даже на некоторых древних камнях.
 Оказала Бута свое  влияние  и на все восточные культуры, по большей части, на декоративно-прикладное искусство оказала влияние и на восточную архитектуру, став некой  моделью, эталоном для создания своеобразных – «бутаобразных» восточных форм. Купола восточных зданий напоминающие по форме  Буту, предметы восточного быта – посуда, кувшинчики для розовой воды (гюлабдан-бута),  головные уборы - чалма, обувь – чарыхи итд итп.


При кажущейся своей незатейливости и отсутствии граней, значок этот  представляет собой достаточно непростой и многогранный элемент орнамента. Он органично вплетается в сложные художественные композиции, но может выступать и в виде  совершенно  самостоятельного художественного объекта.
 Став чем-то привычным и даже обыденным в нашей азербайджанской повседневности, этот элемент декора вопросов как будто, не вызывает. И все же, что он означает? Что это - абстракция? Плод фантазии художников древности? А может закодированное послание из прошлого, пришедшее к нам через многие века? Кстати, через сколько веков? А может… тысячелетий? Откуда появилось это изображение? Изображение - чего? Неужели и вправду…  огурцов?

Согласно известной шутке, наука это - расследование преступлений, по которым  истек срок давности. Ну что ж, проведем запоздалое расследование, сделав небольшой экскурс в нашу историю?

Город Баку - один из древнейших городов мира. И хоть точный возраст его до сих пор вызывает споры в среде историков, по утверждениям известного английского  египтолога - Флиндерса Петри, о существовании Баку было  известно еще в 3-ем  тысячелетии до новой эры.  Упоминания о Баку встречаются  в Египетской «Книге мертвых», как о «священном  Bahau» - городе неугасимых огней на берегу Первозданного моря. Упоминается о Баку  и в Авесте, и в Ветхом завете Библии, и в Евангелии. Упоминается практически во всех  священных писаниях мира, начиная с древне-шумерских.
 
Баку на протяжении долгого времени являлся  духовным центром одной из древнейших религий мира - зороастризма. Возможно, высоким положением  духовного центра  город был обязан своему месторасположению? Возвышенность, обдуваемая пятью ветрами, омываемая с трех сторон морем.  Самовозгорающийся огонь в местах выхода на поверхность природного газа и нефти. Место на разломе земной коры, где соединились четыре сакральные стихии зороастризма – Огонь, Вода, Земля, Воздух, с особенной, притягательной энергетикой  огромной геопатогенной зоны Земли. Впрочем, Баку всегда был окутан мистическим флером.


Баг-Кюр (Божественное изначалие(шум, др тюркс),  Атеши Багуан  (Огненный Небесный Бог или "бросающий огонь Небесный Бог (ат- бросать, еш - огонь шум., др. тюркс.),  Ба-Ка - Врата Бога(шум, др тюркск ) - вот  некоторые из древнейших  названий Баку, в каждом из которых обязательно присутствовало упоминание о Боге. Место, к которому в те далекие времена устремлялись паломники того  небольшого населенного мира, чтобы поклониться священным нефтяным и газовым огням Абшерона и Баку, олицетворявшим в сознании последователей древних  религий - воплощение Огненного Божества. С множеством капищ и храмов, центральным из которых во времена зороастризма был  восьмиэтажный  семиалтарный храм, вошедший в историю города как  - «Гыз галасы» («Девичья башня»).

Гыз галасы, сохранившая свое «девичье» название вероятно, с еще более ранних времен, с периода  матриархата, когда была напрямую связана с именем  древнейшей богини Анн-Ана, Небесной матери, которой  когда-то поклонялись на территории Азербайджана. Богини Любви и Материнства, древнейшее капище которой до сих пор сохранилось на территории  Гобустана, в доисторическом поселении - Анна-зага. (Огромное по площади поселение Гобустан являет собой великолепный  памятник эпохи верхнего палеолита, но с мезолитической культурой). 

Надо сказать, что этой богине здесь будут поклоняться и в зороастрийские времена. И хоть значимость ее несколько снизится, а имя ее несколько изменится, получив более статусное звучание  и новый титул - Аредви Сура Анна-Хита  -  «Пречистая, могущественная небесная мать", тем не менее в пантеоне новых богов зороастризма она останется.  И хоть в новые патриархальные времена, пришедшие на смену матриархату, девственный храм будет уже посвящен семи планетарным богам и главному божеству зороастризма  - Ахура Мазде, память об изначальной принадлежности его Священной Деве все же останется в народе. 

По описаниям, все  восемь этажей башни светились разноцветными огнями.
Надо сказать, что в астро-огнепоклоннических воззрениях тех далеких времен каждой из планет соответствовал свой сакральный цвет. Сатурну  - черный, Юпитеру - серый, Марсу - красный, Солнцу - желтый. Венере - белый, Меркурию – лиловый. Луне соответствовал зеленый цвет. Эти воззрения остались до сих пор в художественных традициях азербайджанского ковроткачества и прикладного искусства.

***

Но вернемся к нашей Буте. Принято считать, что значок этот  - символ Божественного Огня, которому с незапамятных времен и практически вплоть до принятия ислама поклонялись на земле Азербайджана. Значком этим помечались древние огнепоклоннические капища, предметы быта тех времен, его можно увидеть и на многих древних сооружениях на территории Азербайджана. А еще и на музейных экспонатах из древних захоронений.

Необходимо заметить, что огню в те времена поклонялись не только  на территориях Азербайджана. И не случайно изображение Буты встречается в терме Индии и в декоре металлических изделий и рисунках тканей  Ирана, в произведениях декоративно-прикладного и ювелирного искусства стран Ближнего Востока и Средней Азии. Словом, в искусстве стран, некогда входивших в обширную Персидскую империю, на территориях которой долгое время исповедовался  огнепоклоннический зороастризм. В Иране до сих пор подарок с изображением Буты  считается своеобразным пожеланием счастья и благополучия дому.

На санскрите слово - «Бута» тоже означает - «огонь»(буте - пута –бута). Но вот, в отличие от зороастрийских воззрений на этот символ, в древнеиндийской мифологии словом «Бута» называли всех злых духов. Что не удивительно, все авестийские персонажи, почитаемые у зороастрийцев - богами,  в индийских Ведах - поначалу - боги,  со временем они причисляются к демонам. Видимо, в те времена  противостояние между двумя религиями, а может и не только – религиями, было радикальным. Но при всем том, в древнеиндийских традициях врачевания  встречается представление о «Бута» как о чем-то, регулирующем жизненные процессы в человеческом организме: «бута воды, бута крови, бута телесной плоти, бута нервных токов».

 К слову, в Азербайджане словом «бута»  называют и небольшое степное кустарниковое растение – колючку, крупные цветки которой своей формой напоминают этот символ. И если поджечь кустарник, то каждый его цветок загорится маленькой бутаобразной свечкой, наполнив помещение особенным ароматом, который, как утверждают, обладает легким наркотическим воздействием. Возможно, именно благодаря этим свойствам это растение в числе других и возжигали когда-то в капищах,  храмах и домах почитателей древних огнепоклоннических религий?


***

Менялись времена, но, даже с приходом других религий и воззрений на землю Азербайджана трепетное отношение к символу древних религий – Буте не менялось.  Двухвековой эллинизм, принесенный войсками Александра Македонского во времена персидских завоеваний, апостольское христианство, принесенное апостолами Варфоломеем и учеником апостола Фаддея - Елиссеем, и наконец, ислам, принесенный арабскими завоевателями и укоренившийся здесь. Не считая недолгого иудаизма хазар и недолгого буддизма Ильханидов до принятия ими ислама.

Бута всегда оставалась в жизни и культуре бывших огнепоклонников своеобразным загадочным тотемом. Оставалась на гербах древних городов и государств на территории Азербайджана, на печатях,  на официальной почте. Служила знаками отличия у военных и сановных персон.
 Джыгга-бута» (бута-корона) символизировала - мужество, храбрость, славу и доблесть. Фигурка Джыгги в виде султанчика прикреплялась и к сохе в день первой весенней пахоты. «Ман-бута»  олицетворяла - честь, достоинство, красоту и…  значительность. Интересно, что в грузинском языке словом «ман» обозначают  «буту». «Джыгга-бута» и «Ман-бута» украшали короны шахов, головные уборы больших военачальников. «Лелек-бута» (бута-перышко)  более простая в изображении, символизировала отвагу и являлась знаком среднего ранга. Кстати, все три слова - «джыгга», «ман», «лелек» - слова из забытого авестийского языка.

 
Рисунок буты служил и некоей традицией написания письма - «Язылы-бута» ( прописная бута ). Письмо вписывалось в рисунок Буты, так писались послания, пожелания, стихи и даже заклинания. Внутрь изображения Буты иногда помещались и рисунки любовного или героического содержания, и тогда такую Буту уже называли  - «Язылы Ман-бута».

Надо отметить, что изображения буты на территориях Азербайджана очень разнообразны. И в каждом из регионов ее изображали по-своему, и в каждом из регионов рождались художественные формы  - Муган-бута, Бакы-бута, Хила-бута, Ширван-бута, Карабах-бута итд. Благодаря чему искусствоведы сегодня  с легкостью могут определить, где был соткан тот или иной ковер или сделана та или иная вещь. И в традиции декоративно-прикладного искусства Азербайджана видов Буты собралось такое множество…! Эв-бута (бута –дом), хаш-бута(бута с крестом), сая-бута (простая бута), эйри-бута (кривая бута), диликли-бута (зубчатая бута), гыврым-бута ( бута с завитком), гармаглы-бута (крючкообразная бута), шабалыт-бута (бута-каштан), бадамы-бута (миндалевидная бута),  зархара-бута (парчевая бута).  Гадим-бута (древняя бута), дик-бута (остроконечная бута), гоша-бута (двойная бута), готазлы-бута (бута с кисточкой), чичекли-бута (бута с цветком), янар-бута (горящая бута) и так далее и тому подобное.

Возможно, такое многообразие изображений этого символа носило какой-то сакральный или магический смысл, где бута выступала элементом магической символики? Ведь в основе древних религий лежала магия, а изображению буты приписывались свойства оберега, предохраняющего от злых духов и дурного глаза. И жилища азербайджанцев украшались коврами и всевозможными предметами быта с изображениями Буты. А забавные на наш современный взгляд, изображения - «бала-бута», «хамли-бута», «балалы-бута», «эвли-бута», «гошаарвадлы-бута», «арвадушаглы-бута», «баба-бута»…? Тоже магическое действие? Ну, а присутствие этого символа в свадебном одеянии невест и женихов было просто обязательным, чтобы не сглазили!
 
И сотканные мастерицами ковры представляли собой не только картину,художественное полотно, но еще и своеобразные амулеты, а иногда и целые магические послания, которые позже прочитывались другими, посвященными в сакральную тайнопись ковра. Кстати, не знаю, как сейчас, но старые мастера ковры умели прочитывать.

 Позже, когда из памяти поколений сотрутся все знания о сакральной символике  древности, изображения символов, потерявших свою первоначальную смысловую значимость, станут просто элементами декора.

***


С древнейших времен на Востоке все прекрасное отождествляют с понятием - «Бута». В народе употребительны  выражения: «На нем красивая Бута», «Ее украшает золотистая миндалевидная Бута». Упоминание о Буте в завуалированной форме говорит о том, как духовны, талантливы, благородны и желанны те, кто украшен ею. Поэзия Азербайджана тоже не обошла своим вниманием Буту. Великий азербайджанский поэт XVIII века - Молла Панах Вагиф в одном из своих стихотворений, описывая Буту, вышитую на нимтене любимой (расшитая жилетка, отороченная мехом или бархатом) сравнивает ее то с красивым лицом  возлюбленной, а то и с сияющим язычком пламени. На «огненное» происхождение Буты намекает и бейт(баяты):

«Кайма на твоем платке из Буты.
Я сгораю от любви».

А вот баяты, обращенное к Буте за помощью в любовных делах. Звучит почти как заклинание:

«Подул сильный северный ветер, Бута!
Мое терпение иссякло, Бута!
Скажи мне, что с ней делать, Бута!
Любимая обиделась на меня, Бута!»

 Баяты по традиции, должно было так же, уместиться в рисунок Буты.

***

Интересно, что в древних азербайджанских воззрениях, выраженных в эпических произведениях, Бута не только элемент декора, это нечто большее. Бута – дар небес, суть, вложенная Свыше в человека, его душа, а точнее, божественная составляющая человеческой души.

В эпических произведениях народа получение во сне в дар – Бута означает  получение  Свыше таланта, «божьей искры». Вместе с Бута  можно получить и талант прорицателя. И дается бута, согласно народным легендам, не каждому, а только самому неумелому, бедному и непутёвому, но чистому сердцем  юноше.

Адрес обители Бута никому не известен, однако, в эпосе ашуга Моллы Джума - «Саят бек и Саялы ханум»  адрес обители  приводится. И попасть туда можно, если уснуть возле Аг-Даг (Белой горы), «на перекрестке дорог, в тени деревьев ореха и инжира, под  журчание родника». Но, согласно народным поверьям, в обители Бута спать нельзя, о чем близкие  предупреждают юношей, странствующих в поисках Бута. Нельзя спать  на перекрестке, это плохое и опасное место, где не может быть сна. Перекресток - место, где сталкиваются  невидимые силы добра и зла.  Но это еще и место перехода из одного возраста в - другой и из одного мира в - другой. Вот такой вот, портал в другое измерение!
 
К тому же, с самых сумерек находиться  под сенью  деревьев тоже нельзя, а тем более там спать! Спящего - может ударить джинн! Ведь у каждого дерева есть свой дух, и ночью духи выходят из деревьев, чтобы водить под деревьями свои хороводы.  А тем более, спать под ореховым и инжирным деревом…?
В Азербайджане до сих пор считается, что именно под этими деревьями нельзя подолгу находиться, даже днем. Ореховое дерево символизирует безнадежность, ибо «тот, кто сажает ореховое дерево – не ест его плодов».  Инжирное же дерево это – «полено бабушки Фатмы»( нечисти). Да и у открытого водоема тоже спать  нельзя, вода тоже - место перехода из одного мира в – другой.  Вот такая она опасная, эта обитель загадочной Бута! Все эти  поверья уходят корнями в очень и очень глубокую древность.

 
Но кто же даритель Бута? Из строк этого эпического произведения становится ясным, что даритель – Ай (Луна). Но Ай в образе седовласого старика имеет два лица, одно из которых закрыто зеленым покрывалом. Он то дарит, то отнимает свои дары, а то и вовсе хочет увести с собой доверившегося ему юношу!
 Но все заканчивается благополучно, юноша получает свою Буту в виде яблока и чаши с волшебным напитком. И проснувшись утром, обретает талант ашуга, воспевающего Любовь. Получает он и великий дар взаимной Любви с прекрасной девушкой, о которой он и мечтать не смел.

Надо добавить, что в Азербайджане издревле было распространено посещение мест, которые и по сей день называются народом – «пир»(огненное святилище Бога). Туда приходили и приходят со своими просьбами и пожеланиями. И пиры эти часто напоминают описанное в  эпических произведениях место Бута: горы, перекресток дорог, деревья и обязательное присутствие  какого-нибудь водоема.

***

И все же, что же означает древнейший значок Буты? В каких веках он возник, и к какой из древних религий его правильней было бы отнести?

Просмотрев всю культовую символику первой планетарной цивилизации, то есть шумерской цивилизации, отпечатанной на глиняных табличках, привычного глазу изображения Буты я не увидела. Но увидела другое изображение, очертаниями похожее на этот символ, вот только линии его не были закругленными. И символ этот выглядел примерно так же, как на самых древних азербайджанских коврах. (Познакомиться с образцами изображения этого символа на древних коврах Азербайджана можно в таблице известного труда замечательного азербайджанского художника по коврам – Лятифа  Керимова – «Азербайджанский ковер»(рис прил).
 
Шумеры этот символ называли – «ут», что с шумерского расшифровывается как  – «огонь». Иногда встречается и форма – «Бут» или -  «Бо».  Правда, что означает это - «Бо», не ясно. 

На звездном небе, в северном полушарии можно отыскать одно из самых прекрасных созвездий, сегодня оно зовется  – «Волопас». Но интересно, что древнее его название – «Бута» (греч. ;;;;;;, лат. Bo;te). 

А очертания его, образованные наиболее яркими  звездами, похожи на тот самый древний рисунок Буты с шумерских глиняных табличек и с азербайджанских ковров. Вот, как оно выглядит на звездном небе(рис прил).

Bootes – так называли его и в древнем Египте, и название это означало - «Великий»  или – «Тот, кто правит». Египтяне называли его еще и - «Smat», что имело похожее значение - «Тот, кто  подчиняет и управляет». А самое древнее  название созвездия, которое было известно лишь египетским жрецам, было - «Bau», что означает - «Прибытие». И связывали это созвездие египтяне со своим богом Осирисом, который внешне был подобен людям.

Сегодня созвездие Волопас  идеологически никак не задействовано, но вот когда-то, в глубокой древности ему поклонялись. Бутес - Хранитель Звездных врат и Хранитель Райских Врат. Поклонялись ему и в древней Греции, и в Риме, поклонялись и на территориях  Мидии, Атропатены (античные го-ва на терр.Азербайджана), поклонялись и в Персии. 
В греческой мифологии Бутес– образ первого земледельца Земли - Триптолема, сына царя Келея. Правда, созвездие это в древности было еще и символом  борьбы за корону и власть(?).
 Иудеи связывали название  «Bootes» с древнееврейским корнем - «Bo», что и на древнееврейском означает - «прибытие».  И связывали они с этим словом грядущего Мессию, о чем упомянуто в Псалме 96:13.

Самая яркая звезда созведия Волопас – Арктур, которую невозможно не заметить среди огромного числа звезд (более90), входящих в это созвездие. И находится она от нас на расстоянии 36 тысяч световых лет.

Древние римляне называли ее – «Araturus». Интересное совпадение, именно так в шумерских хрониках называлась территория  библейского Рая земного – «священная страна Арата». Та самая пратерритория, о которой рассказывается в древне-шумерских летописях и во многих других древних писаниях мира.  Место, куда по описаниям шумеров, прибыли их божества. Спустились с небес в «сияющих небесных палатах» - Дин-гирах. Где они трудились под руководством Бога, создали растения, животных и первого человека – Адапу(прототип библейского Адама), имя которого с шумерского расшифровывается как – «землянин». И в итоге, создали огромную страну, населенную людьми и «небесными воинами». Откуда через время после Всемирного Потопа часть  жителей Араты отправится  в месопотамское Междуречье, где создаст библейскую страну Сенаар(Шумер).

***

В древности об этой звезде складывались мифы и легенды. Арктур - Хранитель Ковчега. Но кроме того, звезда – Арата(Арктур) управляет потоком Небесного Огня, дарует знания живущим на Земле и распределяет между ними таланты.

Почему-то на память пришло еще одно баяты: 


«Арахчын твой расшит золотыми нитями,
На нем вышита Бута, сверкающая многоцветьем.
Глаза твои, горящие томно,
Похожи на самую яркую звезду Буты».




1. Арахчын – маленькая расшитая  шапочка, поверх которой крепилось  шелковое покрывало

2. Бала – ребенок,
3. хамли - беременная
4. балалы - с ребенком
5. эвли- женатый
6. гошарвадлы- дважды женатый
7 арвадушаглы- имеющий жену и детей
8. баба (с ударением на втором слоге) - дед.В более широком смысле - предок, пращур.


Рецензии
КАКАЯ КРАСОТА, СЕСТРА! И ТВОРЧЕСТВО ТВОЁ ПРЕКРАСНО ТОЖЕ! ТВОЙ УМ ЗАТМИЛ ТВОЮ КРАСОТУ, НЕСРАВНЕННАЯ!

Чтобы найти Арктур на небе, нужно проложить дугу через три звезды ручки ковша Большой Медведицы — Алиот, Мицар, Бенетнаш (Алькаид)

НО ПУТЬ ДОМОЙ ТВОЙ-ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ БЕРУ...ЧЕРЕЗ ВЕРУ ТЫ УЖЕ ПРОШЛА, СЕСТРА!ПРЕКРАСНА ТВОЯ ВЕРА!

"Так вот, однажды, когда Мухаммад сидел в темноте пещеры, Архангел Джибрил (он же Джабраил, он же Гавриил, он же ДЕЖ-БЕР-ИЛ, дежурный ХОМО-1 по тому пространственно-временному хроноотрезку), наконец-то установил с Мухаммадом полный и устойчивый ментальный контакт.

Испуганный этим событием, Посланник поспешил домой, чтобы рассказать своей единственной жене, Хадиче, о случившемся. И знаешь, сынок, вот здесь то и начинается самое интересное! Яркий пример того, как Иблис, Носитель Эйцехоре, может мстить за своё частичное поражение!

Арабский этнос, сынок, должен был на самом деле своих женщин носить на руках только за то, что если бы одна из них оказалась ЧУТЬ-ЧУТЬ ГЛУПЕЕ, КОРАН НИКОГДА БЫ НЕ БЫЛ НАПИСАН!

Хадича успокоила мужа и ПОВЕРИЛА ЕМУ! Поверила первая из миллионов мусульман! Она могла бы сказать Мухаммаду: «Хватит лазать по пещерам, у тебя просто поехала крыша! Иди лучше займись нашими верблюдами, от тебя в семье один убыток!*

И ТОГДА ИСЛАМ БЫ НИКОГДА НЕ ВОЗНИК!" ("Радуга в облаке")

Аллеф Лей   28.06.2014 08:16     Заявить о нарушении
Интересно, спасибо. "Алиот, Мицар, Бенетнаш (Алькаид)"...? "Надо посмотреть вашу Радугу в облаке". :)))

"НО ПУТЬ ДОМОЙ ТВОЙ-ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ БЕРУ" Беру- имеете в виду единицу измерения или что-то другое?

Лейла Сабзали   28.06.2014 11:17   Заявить о нарушении
А ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО? И ЕСЛИ ДОРОГА ЗВЕЗДА ТА ВАМ- НЕ ПРОСТО Ж ТАК...СЛУЧАЙНОСТЕЙ НЕТ... ПОЧИТАЙТЕ У МЕНЯ ЧТО НАЙДЕТЕ, ЗАГЛЯДЫВАЙТЕ...Я ТОЖЕ К ВАМ ПОЗАГЛЯДЫВАЮ, ТАК ГЛЯДИШЬ, И БЫСТРЕЕ К ДОМУ ПРИДЕМ, КАЖДЫЙ К СВОЕМУ...

Аллеф Лей   29.06.2014 02:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.