По ту сторону натурфилософии

КТО ЖЕ ПРАВ или ПО ТУ СТОРОНУ НАТУРФИЛОСОФИИ

Один мудрец наблюдал за окружающим миром – человека, общества, природы, космоса – и сделал такой вывод: Все изменчиво, переменно. Если нечто кажется неизменным – то это лишь игры, обман и иллюзия.

Другой мудрец наблюдал за более или менее сходной реальностью вокруг себя, и его вывод был примерно таков: Все вокруг нас меняется. Если нечто нам кажется неизменным, то это – не наш мир: переменчива САМА НАША природа. Но есть, по ту сторону, другой – настоящий – мир. А он – неизменен.

Вначале, я хотел проявить (или: поиграть в) операциональность, т.е. назвать условных мудрецов «наблюдателями»; в сущности, «мудрец» – туманное слово, если только его не употребляют собеседники, которые (осо)знают, о ком они говорят.
Однако взаимоисключающие выводы, которые делают оба мудреца, лишь отчасти связаны с их наблюдениями; основное, это – обобщение всего опыта вообще, плюс, оценка тех реалий, которые суть по ту сторону опыта (или, как говорится, трансцендентны ему). Мудрецы исходят из того, что ВСЕ невозможно познать. Поэтому они допускает некую другую реальность. Это допущение и есть, собственно, единственный аргумент в умозаключении! Весь фокус вот в чем:
 
Первый мудрец заведомо признает, что либо «этого не может быть» (доказательство от противного), либо это обман чувств. Второй мудрец же признает, что эта «якобы невозможная» реальность и есть единственной возможная действительность.
Кто же прав? – классический вопрос. Эмпирически, оба – и правы, и неправы, а логически, «они оба могут». На самом же деле, ПРАВ ТОТ, КОГО Я ВЫБИРАЮ. ВЫВОД, который еще не есть ВЫБОР - лишь игра слов или идей, индукции (а порой, и дедукции).
Настоящий выбор - ВЫБОР ума и сердца.


Рецензии
Хорошая миниатюра.
Буквально подстрекательство к мышлению.
Чем не лучшая цель для философской прозы?
Скажем так : а почему же все упирается в "Выбор ума и сердца"? В смысле от чего собственно этот выбор зависит? Не от того ли, чтò мы хотим от мира в котором живем, чтò нам по душе (уму+сердцу) в нем ДЕЛАТЬ?

Атом Космосов   14.12.2013 03:40     Заявить о нарушении
Дорогой мой Атом! Спасибо за хорошую - умную и благожелательную - рецензию! (моя страничка ее почему-то не показала - я увидел рецку лишь в тексте, который решил перечитать - только потому, что о нем совершенно не помнил!)

Во что упирается сам наш выбор, и насколько он зависит от опыта или мысли? - так, кажется, стоит поставленный Вами вопрос. Вопрос, конечно, не МНЕ, и поставлен он шире: что, собственно говоря, первично - сама наша мысль (в результате того или иного ВЫБОРА) или внешний мир, который индуцирует наш выбор, а затем и мысль?

А на ЧТО мы должны опираться, в попытке ответа на этот вопрос? - МЫ ли даем ответ, или, быть может, сам опыт, даже оставшись незамеченным, неосознанным?! Ведь именно это последнее, т.н. Безсознательное, дает ответ на все вопросы (так считал один австрийский доктор и масса его приверженцев). Как же это доказать или опровергнуть? Ведь то, что ОСОЗНАННО - это худо-бедно МОЁ, тогда как Безсознательное (или подсознание) - нечто заведомо чуждое. Потусторонняя трансценденция, вот и все.

Но приближаясь к истокам, я понимаю: делая выбор, я беру на себя ответственность. Я один - с моим выбором, открытиями и ответами. А против меня - вся эта потустороння мощь.

Но - поскольку я беру на себя ответственность за ответ - значит, я не кукла, а личность, живая, решающая душа. И значит, на моей стороне - Господь!

Локсий Ганглери   14.12.2013 23:46   Заявить о нарушении
Все так, милый Локсий.
Тут только одна деталь немаловажная : у австрийского тубиба и его братии бессознательное есть нечто чужое и чуть ли не враждебное. Но так ли это всегда? Т.е. кому оно чужое а кому может и не совсем. Тем кто ссорится со своим бессознательным оно и становится враждебным (не хочу этим умалять драматизма вопроса о возможности с ним не ссориться).
Кстати, мне все же очень по душе то, что по-французски сознание (conscience) одновременно означает и совесть. Если не ошибаюсь по-немецки и по-английски тоже что-то подобное. Ну, соответственно, бессознательное...
Конфликт с бессознательным (в собственно фрейдовском смысле) ни что иное как конфликт с совестью. При этом я согласен не сгущать пафосно-моралистических красок над понятьем совести.
Хороший подход - "приближаться к истокам". Тут как раз, чай и подружишься с Unbewusste , да может быть еще и не только со своим. И мошь вся потусторонняя глядишь и польется на твою мельницу.
Неплохой план по энергоснабжению. Только на деле все непросто. Целое поле брани для "личности, живой, решающей души".
Дай Бог сил.

Атом Космосов   16.12.2013 04:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.