Шолом-Алейхем-фрагменты рассказа На скрипке

Фрагменты рассказа "Ойфн фидл", язык -идиш

Перевод с идиш –Берл Вайншток

Предисловие переводчика:
Фрагменты рассказа «Ойфн фидл»(«На скрипке) на несколько минут чтения воскрешают образы еврейских народных музыкантов  -  клезмеров середины 19-го века. Кое-как выживающие заработками на свадьбах, в условиях крайней бедности они создали в старой России сотни произведений в стиле «клезмер» (*1), которые в наше время составляют основу репертуара многочисленных  KLEZMER BAND-ов по всей Европе и Америке.


....Каждый день мне приходилось слушать музыку. Как раз на середине пути от дома до хедера стоял небольшой домик, и оттуда постоянно слышались звуки разных инструментов, но чаще всего  -  скрипки. Там жил клезмер Нафтальци Безбородко, еврей, ходивший в укороченной капоте(*2), с заложенными за уши пейсами(*3), в накрахмаленном воротничке...Детей у него с женой было дюжины полторы, если не больше. Голодные, полуголые, босые  -  все они, от старшего до самого мадшего, играли кто на скрипке, кто на кларнете, кто на  контрабасе,на трубе, флейте,цимбалах , барабане, тарелках. Среди них были такие, что могли исполнить сложную мелодию на губах, на гребешке, на стаканчиках или горшочках, на брёвнышках или даже на щеках  -  черти настоящие!...Стою однажды под окном у них, прислушиваюсь к их игре. Один из старших, флейтист Пини, босой,лет пятнадцати, увидел меня, вышел и спрашивает, понравилось ли мне их исполнение.   –Хотел бы я так играть хотя-бы через десять лет!   -На чём бы ты хотел играть?  -  На скрипке,... но только не должны знать ни отец,ни мать, ни ребе в хедере(*4).   –Боже упаси! Кому  надо об этом барабанить?

...Взволнованный и смущённый, переступил я порог этого музыкального рая. Пини представил меня отцу:  -Вот Шолем, сын Нухема Вевикова, богача, хочет учиться игре на скрипке.  –Отец убрал пейсы за уши, поправил воротник, застегнул капоту и завязал со мной беседу о музыке вообще и о скрипке в частности. Он дал мне понять, что скрипка  -  самый лучший и красивый инструмент из всех существующих, важнее скрипки нет ничего на свете.   -  Почему дирижирует оркестром скрипка, а не труба или флейта? Потому-что скрипка  -  мама всех инструментов.  -  Так Нафтальци прочёл мне, размахивая руками,  целую лекцию, а я стоял и смотрел ему в рот, прямо-таки глотал каждое его слово.   -  Скрипка, понимаешь ли, старше всех инструментов...,ещё царь Давид играл на скрипке. Затем был известный Паганини. Лучшие скрипачи всегда были евреи, например Стемпени,. Педоцур. Говорят, что я тоже неплохо играю, но куда мне до Паганини! Рассказывают, что для своего таланта он продал душу дьяволу.

....-Ну-ка, хеврэ(*5),  за инструменты!   -Так Нафтальци выкрикнул своей команде, и все тут-же собрались, каждый взялся за свой инструмент. Нафтальци встал, ударил смычком по столу, бросил пристальный взгляд на каждого в отдельности и на всех  вместе, и они грянули на своих инструментах с такой силой, что я чуть не свалился с ног. Каждый старался играть громче соседа. Сильнее всех меня поразил малыш, которого звали Хемеле. Худой мальчик с белыми опухшими ножками, Хемеле играл на странном инструменте, каком-то мешке, который, когда в него дуют, испускает дикий звук и визг, как кошка, если ей наступить на хвост. Отбивая босой ножкой такт, Хемеле посматривал на меня хитренькими глазками и подмигивал, как- будто говорил: «Ведь таки здорово я дую!» Но больше всех работал сам Нафтальци: он и играл, и дирижировал, показывал оттенки исполнения руками, ногами, носом, глазами и всем телом, и если кто-то ошибался, он ещё скрежетал зубами и сердито кричал:  -Форте, пархуц(*6)! Такт, мамзер(*7), такт! Раз, два, три!

Обговорив с Нафтальци оплату за учёбу из своих карманных денег, я снова прошу, чтобы это было в строгой тайне, а не то   я погиб! Он даёт мне честное слово, что об этом не узнает даже птичка.....-Может сейчас есть у тебя несколько грошей? – я вынимаю рубль и даю ему...Он говорит жене: «Купи чего-нибудь перекусить.... несколько булок, две-три селёдки, лука не забудь, уксус, масло, ну и водочки немного. Когда всё это появилось на столе, братия напала на еду с таким аппетитом, как после долгого поста. Меня тоже пригласили к столу, и я не помню,чтобы я когда-нибудь ел с таким удовольствием, как  в этой трапезе. После завтрака Нафтальци кивнул своей команде, и в мою честь сыграли «композицию собственного сочинения.» Это произведение они играли с таким громом, что у меня заложило уши и закружилась голова, и я ушёл оттуда, как пьяный.  Весь день в хедере... у меня в ушах не переставая гремела «композиция». Ночью мне приснился Паганини верхом на дьяволе, он угостил меня скрипкой по голове  -  и я проснулся с криком и головной болью....Сестра  потом рассказала мне, что я в бреду выкрикивал бессвязные дикие слова: «Композиция»! «Паганини»!....

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА
(*1) сотни произведений в стиле «клезмер» -ссылка в Интернете: «Еврейская народная инструментальная музыка. Предисловие (Береговский М.Я.)
(*2)капота( на идиш  - «капотэ»)  -  верхняя одежда мужчин, среднее между плащём и сюртуком.
(*3) пейсы  -  пряди волос (локоны) на висках ортодоксальных иудеев
(*4) хедер – народная школа,существующая на деньги филантропов, ребе(учитель) обучает в одной комнате несколько возрастных групп  чтению, письму, арифметике, др-евр языку,толкованию текстов Торы.
(*5) хеврэ  -  братва
(*6) пархуц  -  паршивец
(*7) мамзер  -  выродок

Дополнят впечатление ссылки:   


 в рамку GOOGLE введите поочередно копию названия или ссылки :


Kaschauer Klezmer Band

http://www.youtube.com/watch?v=7UL3WOdGFyI

Щелчок на YouTube

щелчок на картинке You Tube


Рецензии