Наталья Мелёхина

«В Бога… не верил. Он знал, что Бог есть».

Чего не хватило мне в рассказах Натальи Мелёхиной, изданных в первом её сборничке «Медведь с заплатой на ухе»? Не поверите – отрицательных героев. Даже милиция – повсеместно проклинаемая – у неё развозит бомжей по больничным отделениям: «Кому голову проломили – того на нейрохирургию, со сломанной ногой – на травму, а у кого вся требуха внутри от пьянки продырявлена, того к гастроэнтерологам». И кладут «бомжика» пропойного не в коридоре, на топчан, а в палату, как человека, и занимается им собственноручно зав. отделением…
Тут я спохватываюсь, что начинаю язвить. Не может того быть, чтобы автор в многолетней журналистской практике не встречался с другой милицией и с другими врачами. Значит, идея у автора иная, чем отобразить отрицательную реальность. Идей, пожалуй, несколько.
Одна из них – вера и неверие в Бога. Два героя, журналист и врач, оба – профессионалы от Бога – один верующий, другой атеист. Оба помогают больным, одним и тем же людям. И тут возникает идея судьбы, фатума. Но, если так фатальны жизнь и смерть, что может поделать человек? Из чего бы биться двум профессиональным борцам с чужой смертью? Потому что «не бывает атеистов в окопах под огнём»? И слова эти Егора Летова даже вынесены в эпиграф рассказа. Фатум отступает, если человек не впадает в две крайние ереси – не самонадеян, но и не теряет веры в себя – а обращается к чему-то высшему в себе, к душе, а через неё – искренне – к Богу. Это и есть главная, на мой взгляд, идея рассказа, одноимённого с книгой.
Идейным содержанием, таким многослойным, этот рассказ тянет на повесть. Поэтому мне, читателю, словно не хватает здесь развития действия. Компактная, почти очерковая, форма не соответствует глубине содержания и количеству задействованных героев. Части произведения словно обрублены по прихоти автора: больничная эпопея – происшествие с потерявшимся мальчиком – встреча с героическими омоновцами. Причём история с мальчиком наиболее житейски правдоподобна и потому слащава. Она уже ничего не добавляет к портрету главного героя – понятно, что человек он добрый, фатально добрый и ответственный. Возможно, картинка эта нужна, как светлое пятно, граница между двумя фронтами, больничным и военным?
В рассказе очень заметна склонность автора к символизму. Герой сталкивается со старухой, похожей на саму смерть, и словно бы задабривает её (смерть) горстью карамелек (подслащенная пилюля?). Да и сны героя символичны: чистая – живая вода, и вода мёртвая – грязная. Всегда две крайности, между которыми – «золотой серединой» – истина. И молитва, которой заканчивается рассказ, и в которой упоминаются все встреченные за день люди, уравновешивает эту череду лиц, судеб, историй, а также мыслей и идей, как героя, так и автора.
Более гармоничным мне показался второй в книге рассказ – «Наследники». История семьи сельских тружеников, оставшихся в стороне от новой рыночной цивилизации. Эти люди тоже втянуты в «чёрный» рынок, но не в рыночные отношения. Отношения между ними – человеческие, поэтому и сохраняется семья, и здоровье, в первую очередь, духовное, да и сама жизнь.
Особенно мне понравились короткие рассказы, точнее, эссе «Из цикла «Дорогие вещи». Очень уместны здесь слова Чехова: «краткость – сестра таланта». Описание, возможно, родных автору людей, в любом случае, родных по духу, придаёт теплоты, даже сердечности миниатюрам. Отношение автора к героям – как к святым. Они и есть святые, только не канонизированные… Сила духа, красота души, щедрость душевная – можно бесконечно перечислять эпитеты, производные от слова «душа», чтобы охарактеризовать их.
Будь моя воля, именно с этих коротких рассказов началась бы книга. В них, кроме авторского мастерства, есть сверх-идея всей книги: каков ты сам, человек, таких людей и притягиваешь к себе, в своё окружение.
Потому-то и нет у Натальи Мелёхиной «отрицательных» героев – автор неизбежно оставляет отпечаток своей личности в произведениях, и светлая душа притягивает на свою орбиту подобные души и подобных героев.

Мелёхина Н. Медведь с заплатой на ухе. – Вологда, «Легия», 2012. – 28 с.


Рецензии
Нина Викторовна, спасибо за эту рецензию. Я где-то ее уже читала, но сейчас наткнулась случайно, перечитала снова, и почему-то так тепло стало от Ваших слов.

Наталья Мелёхина-Михайлова   11.11.2013 10:51     Заявить о нарушении
Сначала Вы её не оценили - видимо, впопыхах. Заметьте - исключительно положительная реакция на Ваше творчество, Наташа.

Нина Писарчик   20.11.2013 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.