Отчуждение. Театр абсурда одного актера

Луч прожектора, имитирующего свет, выхватывает сзади из темноты мою верхнюю половину тела и кладет размытую тень под ноги на сцену с имитацией деревянного покрытия. Я не вижу зрителей. В зале так тихо, будто я один. Ощущение, что в радиусе многих километров ни одной живой души, только потрескивание приборов и шелест проводов и световодов между ними. Отзвук микрофона гаснет, не долетев до стены, - видимо, зал достаточно большой. Что ж...
  Прокашлявшись: "ОТЧУЖДЕНИЕ..."
   
   
  "Если призадуматься, то вся наша жизнь и так не совсем то, что мы из себя представляем.
  В ней и без того много лишнего и ненастоящего. Оно все разрастается как бы само по себе, так зачем её ещё и пытаться скопировать в виртуал?"
   
  Нда... Гробовое молчание. Видимо, начал я не очень... Что ж, надо собраться. Собрались, собрались! Собрались...
   
  Вы говорите эту нелепицу и думаете, что она действительно нелепа, а тело как будто сковано. Публичное одиночество. Комедия одного актера. Вы согласились или сами вызвались сделать нечто действительно реальное, но не знаете как начать. Тело как будто занемело. Вы естественным образом волнуетесь, а оно неестественно замерло, словно ушло в режим ожидания. Но Вы же взволнованы! Голос вот-вот задрожит. Вот этот момент. Вы живы! И Вас действительно слушают! И тут ваш металлический голос по какой-то команде начинает жестко чеканить:
   
  "Реальность! Она всегда была настолько враждебной и жестокой, что уход от ее натиска кажется вполне естественным для любого человека. Она постоянно выдвигает свои условия, постоянно новые условия и законы - и они чаще не менее жестоки, чем сама реальность! ..."
   
  Да, вот уже лучше, но тишина не была прервана даже кашлем. Наверное, действительно сильные слова.
   
  "Как мы защищаемся? Вполне успешно! Согласно специальным тренинговым курсам, пройденным мною, которые, кстати, мне особо никак не пригодились в реальной жизни, можно выделить в наиболее вероятную тенденцию самые очевидные факты и подогнать их под весьма вероятную модель будущего...
  Давайте попробуем... Вы не против? ... Ну да..."
   
  В зале по-прежнему таилось непонятное выжидающее молчание. Свет от прожектора начинал припекать.
   
  "Человек, спасаясь от реальности, отторгал себя от природных условий, когда создавал свои собственные - жилищные или бытовые. Для начала мы должны это признать.
  Но это позволяет эффективнее отдохнуть и с новыми силами броситься на добычу всех необходимых для поддержания жизни благ.
   
  Постоянная борьба за выживание утомляет. Человек вновь спасается, создавая и совершенствуя орудия труда, оружие для убийства, машины и механизмы, постепенно все больше и больше отгораживая себя от внешней суеты. Разделение труда дает ему уверенность в собственной значимости на будущее. Скажите, что это не так.
  Кто не хотел бы подстраховаться, заведомо освоив вечную и востребованную профессию? Таких, видимо, мало..."
   
  Тут Вы пытаетесь улыбнуться, но лицо не слушается.
   
  "Большинство уклоняется от борьбы за выживание, хотя и не бедствует. В этом мы можем видеть добровольное отчуждение от внешней среды и от
  тяжелого каждодневного труда. Но и совершенствование этого отчуждения не стоит на месте.
  Аналоговые машины и простые механизмы постоянно совершенствуются и сращиваются с электронными модулями и цифровыми датчиками. Информация, переползшая на аналоговые магнитные и механические носители, множится и тиражируется в цифре в двоичном формате.
  Мы не можем даже точно сказать не только о механизме этого процесса, но и возможности контролировать хоть какой-нибудь процесс этого
  размножения".
   
  Вдруг из зала хлынули волны аплодисментов и возникло ощущение лживой поддержки, совершенно неуместной в своем автоматизме именно после этой неудачной фразы.
  К телу стал подбираться неживой неприятный холодок. Но Вы все же продолжаете.
   
  "И этот процесс в гораздо большей степени автоматизирован, чем предыдущие.
  А значит, логично будет сказать, что мы добровольно идем на отчуждение от осознания самого механизма этого отчуждения.
  Специализированные прикладные науки и узкопрофильные программы представлены нам в виде кратких инструкций на бытовом ассоциативном уровне. Они позволяют нам копить, множить и преобразовывать массу информации, которая могла бы нам дарить гораздо больше эмоций и знаний, если бы могли себе позволить ее воспринимать медленнее или хотя бы более полно.
  Однако мы продолжаем с ней только знакомиться, все больше оставляя про запас.
  И вся эта информация настолько доступна и всеобъемлюща, что мы ее просто храним и все чаще, даже не зная, где это находится физически.
  Если раньше в комнате стоял шкаф с книгами, которые мы читали выборочно, то сейчас в сети разливаются огромные океаны информации, в которой с уверенностью можно найти все, что пожелаешь. Как это называется, если не отчуждением от информации?
   
  С таким выводом можно было бы и поспорить, но это факт.
  Результат эволюции и культуры - это тотальное освобождение человека от какой-то необходимости.
  Но с другой стороны, подобное освобождение можно рассматривать и как добровольное отчуждение, поскольку население растет и все новые поколения вынуждены принимать блага цивилизации, веками отчуждавшей их предков от естественных условий существования как величайший подарок.
  Впрочем, многие из вас, скорее всего, думают, что им повезло родиться не на 300 лет раньше, а именно сейчас. Когда отчуждение всходит на трон. Докажите, что его нет...
   
  Не надо, лучше просто докажите, что не замечали такой процесс, как добровольное отчуждение от интеллекта?
   
  Ответьте на такой вопрос".
   
  В зале сгустилась враждебная тишина. Похоже, Вы чем-то смогли их заинтересовать.
  Вообще, с трудом можно представить спокойного слушателя, которого открыто обвиняют в утере разума.
  Без последующего анекдота, пусть даже самого бородатого, не уйти Вам со сцены под теплые возгласы.
  Но Вы не дешевый популист. Поэтому, конечно же, анекдота не будет.
  Вы здесь стоите и просто говорите для того, чтобы сделать хоть что-то реальное.
  На Вас из темноты зала надвигается огромное выжидающее монстрообразное молчание, в его огромную клыкастую пасть надо уже закинуть хоть какой-то маленький тухленький анекдотик ...
  Ну хотя бы неудачную шутку...
  Но он ничего не получит.
  Так Вы решаете и продолжаете без тени эмоций.
   
  "Вы замечали добровольное отчуждение от интеллекта?
  Возможные варианты ответа:
   
  Ты меня грузишь
   
  Не понял вопрос
   
  Не могу точно сказать, что
  ты пытаешься спросить, но на самом деле все не так
   
  Один умный человек сказал...
   
  Не задумывался
   
  Интересный вопрос
   
  Много думать вредно
   
  Лично я замечал, что последнее время думать стало немодно. Тем более высказывать свои мысли".
   
  Вот оно, наконец, прорвало. В зале послышались какие-то возмущенные возгласы, вернее восклицания.
   
  "Поэтому не буду спорить - отчуждаем мы себя от интеллекта или совершенствуем его, но вопрос спорный.
  Само возникновение этого вопроса является вопросом об общем уровне развития. Надеюсь, что вы поняли вопрос.
   
  Двигаясь дальше - в более тонкие сферы - в отношения, в эмоции, чувства, мне кажется, что и здесь происходит что-то похожее на некое отчуждение.
  В мире ничего не меняется, но времени на вопросы о чувствах остается все меньше, а продолжительность жизни - больше. Что странно.
  Страшно представить когда и как произойдет освобождение от эмоций, чувств, вынужденного общения.
  Когда мы самоустранимся от самой сути человеческого?"
   
  Вы видите проезжающую между вами и зрительным залом табличку, отсвечивающую на Вас зайчиком прожектора.
  Вы не видите, что написано с той стороны, но движение этой таблички сопровождается смехом в зале.
  Но Вас это не удивялет, почему-то Вы знаете, что с начала выступления прошло 9 минут и 53 секнды.
  Но не смотря на эту вынужденную и не зависящую от Вас глупую паузу, Вы продолжаете.
   
  "С одной стороны созданы все условия как для развития культуры и нравственности, так и для их упадка.
  Мы освобождены от необходимости тратить время на охоту, строительство, изобретения - мы все это покупаем в готовом виде, тратя время на заработок денег.
  После этого важного процесса вся наша энергия утрачивается настолько, что хочется расслабиться и пуститься во все тяжкие.
  Как бы парадокс, а как бы и нет. Парадоксальный парадокс? Иллюзорный? Игра совести и сознания?"
   
  Опять возвращается то самое недоуменное молчание, что, несомненно, успокаивает Вас.
  И Вы продолжаете так же жестко чеканить своим голосом с металлическими нотками.
   
  "Мы точно знаем, как реагировать на какие-то события или мы следуем сценарным алгоритмам, вложенным в подсознание последним сериалом и
  новостями, льющимися в нас из масс-медиа?
  Да, мы знаем, как реагировать, мы знаем, как надо реагировать, мы знаем, как мы среагировали бы и мы даже знаем, какой реакции от нас ожидают. Но знание о реакции это уже не наша настоящая реакция. Реакция - это нечто естественное, несоотносимое ни с чем из знаний.
  Реакция может быть получена и улучшена только с опытом.
  А информативная подготовленность это лишь суррогат опыта и реакции.
  Реакция естественного плана проявляется в отношениях, в эмоциях, в размышлениях, в мечтах.
  Мне кажется, в нас не убивают мечты, не разрушают отношения, не подменяют эмоции.
  Все намного проще - в нас истребляют способность нормально реагировать.
  И количество подобных успешных опытов по умерщвлению реакций уже перешло в качество.
  Лестница множественных отчуждений от естественных условий и законов реальности привела нас к обустройству системы, вытравляющей из нас реакцию и стремление получить опыт от борьбы с реальными, пусть даже враждебными, условиями.
  Мы даже машинально готовы платить за получение этого опыта на тренингах, семинарах и курсах.
  Система не стесняясь переключила дух борьбы на противостояние стрессам.
  Система забирает все импульсы, питающие естественную реакцию и желание нормальной реализации своих способностей.
  Эта система внедряет в сознание не правила, а вирусы, позволяющие управлять нами.
  И никто не говорит о точном управлении или о желаемом результате. Вероятнее всего, важен только факт управления.
   
  Если напрячь воображение и попытаться представить себе эту картинку - не станет ли нам страшно представить, что дальше мы соглашаемся
  копировать свое естество в двоичном формате в место, не имеющее никаких координат.
  Мы соглашаемся чиповаться и распродавать свои органы, делая вклады для незачатых детей, которых планируется выводить из нашего ДНК, когда все
  сознание будет упорядочено и сохранено вместе с кучей другой информации.
  Такая страшная картина в чем-то даже кажется комичной.
  Однако в этом апокалипсисе нет будущего, потому что это и не откровение вовсе, потому что нет ни бога, ни сатаны, ни прилагающихся к откровению остальных атрибутов и декораций.
  Ни одной заманухи, ни одной угрозы. Не кайтесь, не громите машины, не ломайте себе руки.
  Посмотрите на себя.
  Подумайте, сколько в вас живого, настоящего и сколько виртуального.
  Для взгляда на себя не важно даже, что вы скажете или подумаете.
  Просто осознайте, насколько вы близки к реальной жизни и насколько честны с собой..."
   
  Щелчок.

  Тут Вы понимаете, что микрофон еще работает, а Ваш динамик уже отключили.
  В виртуальном зале имитируется буря возмущенного презрения.
  С каждого места, мерцающего надписью "оплачено" и занятого условным субъектом, в Ваш видеоискатель летят голограммы объедков и тухлых помидор, кстати, а почему именно помидор?
  Летят матерные слова и символы, заменяющие их, и ни одного цветочка или смайлика.
  А Вы не можете даже увернуться, потому что в Ваш андроид не заложена "реакция" и понятие "отклониться" или "увернуться".
  Отъехать за линию представления Вы не можете догадаться, потому что свинчивали Вас для приличного общества.
  И вот Вы чувствуете то самое настоящее, что есть у Вас в этой жизни, то изначально живое и незыблемое в своей биологической форме с нервными окончаниями.
  Палец, лежащий на манипуляторе. Вы чувствуете его теплоту и как он вспотел, но дальше его вы ничего не чувствуете, и поэтому Вы даже не можете сказать чей это палец - Ваш или нет. Этот палец выключил Ваш динамик.
  Не проще ли было выключить сразу микрофон? И зачем выключать?
  Кому это нужно? Вам? Или тому, кто выключил? Но кто... выключил? Вы сами?
  Это называется "выключить" или "приостановить"? Это тоже может быть важно...
   Вас свинчивали для приличного общества, поэтому не расстраивайтесь - никогда не поздно вспомнить, что модуль отрицательных впечатлений уже давно защищен от перегрузок - он не может сгореть, ведь он сам очищает свой кэш при переполнении. Так что не задавайте себе так много неприятных вопросов. Зачем спрашивать "кто и зачем", если от осознания факта того, что Вас кто-то оскорбил, Вы изначально свободны. И главное - ВЫ ЖИВЫ!

 Щелчок...


Рецензии
Ну, давайте, добейтесь успеха с этими вашими мыслями. А я - с моими . У кого лучше получится, тот и прав:) Я, собственно, вот что хотел сказать вам:

Никакого "для" не бывает, кругом одно "потому, что". Никакое развитие невозможно,пар или лед - по сути, та же вода. Никого разумнее человека в природе нет (и не надо). Ничто в мире самостоятельной сущностью не обладает. Мир един, а мы - бесцельные волны на поверхности материи (или духа, разницы нет). Живое ничем принципиально не отличаетсяо неживого. И пофигизм рулит:)

Игорь Тарасенко   29.05.2012 12:45     Заявить о нарушении
я и не собирался спорить
просто показалось похожим на ту комичную ситуацию
вот и поделился (а Фишер шутить умеет)
совершенно с Вами согласен по поводу устройства мира
а успеха добиваться своими произведениями - это мне не понятно
успех в чем, у кого, зачем?
я пишу, делаю музыку, фильмы - пофиг что (пофигизм действительно лучше ставить у руля нежели страх)
и если это приносит плоды - мне нравятся эти плоды
пофигизм рулит - консенсус!

Евгений Махоткин   29.05.2012 12:53   Заявить о нарушении
А, ну извините, не распознал собрата:)
Так и что, нет желания писать так, чтоб люди говорили твоими словами? Нет потребности заполнить собой как можно больше пространства?

Игорь Тарасенко   29.05.2012 13:18   Заявить о нарушении
да, вопрос хороший
но ты скажи мне - ты готов блеснуть подобно нашим классическим алмазам?
я нет
может меня не для этого вытачивали
есть желание такое у многих
но дальше есть новые вопросы
если ты готов и делаешь это - ты как считаешь - несешь ты ответственность за то как это воспринимается? отвественность за произведения на мой взгляд самый важный вопрос
я не считаю себя гуру или охренеть крутым поэтом или прозаиком (как и в других областях)
я выбрал такой путь
проба в творчестве
за все то время пока я не стесняюсь обнародовать то что вышло, я заметил интересный феномен
совместные произведения получаются намного лучше
песни где интегрируется поэтическая изворотливость и профессионализм композитора
совместные стихи
проза - вообще обалденно получается
вот попробуй это, а потом взвесь
как тебе приятнее в одного пытаться блеснуть или получить удовольствие от совместного творчества
я пробую и так и так
и в разных жанрах
и знаешь - это очень приятно
и прогресс при этом сильно заметен
ты не "зашлаковываешься", если касаться песенной формы - тот кто отметал твои стихи год-два назад
сегодня может их же положить на музыку за время меньшее чем курится сигарета
как оно потом отшлифуется и выйдет, в каком музыкальном стиле - уже не так важно
"ты уже победил, просто это не так заметно"
стихи не изменились, значит вырос музыкант - это факт
другие формы восприятия очень важны
многие словесные жанры как ни грустно умирают
потому что люди меняются в каком-то смысле
попробуй послушать аудиокнигу того что когда-то читал и проанализируй сколько ты упустил при чтении и при прослушивании
в обоих случаях эти "упущенные в ощущении" части скорее всего не совпадут
тоже как бы феномен или как факт - расцнивай как хочешь
поэтому я тут не доказываю что я лучший или в чем-то сильно продвинут
пробую стили
ищу собеседников
ну если какие то замечания показались обидными - не хотел подколоть

Евгений Махоткин   29.05.2012 16:19   Заявить о нарушении
Да, я готов блеснуть:) исключительно для этого и пишу. Даю советы Гоголю, Христу, и ближнему:) Думаю, вот это достойно признания:

"В ласковой неге счастливых случайностей, с наглухо закрытым для забот и щедрым на любовь сердцем, ни началом своим не интересуясь, ни конца не предчувствуя, - так, и ещё на тысячу ладов живет на земле человек. В любой миг вечных дней своих, наяву как во сне, ступает он по изысканному ковру наслаждений и видит небо в алмазах. Там прохладный океанский бриз, словно терпеливый любовник чуть касается нежных волосков на коже; здесь горячий степной ветер порывисто впивается в губы, как верная жена после долгой разлуки. Летний жар разливает по телу томление, снег и мороз бодрят ему кровь, солнце золотит волосы, вода омывает и щекочет теплыми каплями. И нет предела сладости звуков и образов, какие роятся беспрерывно в голове человека, нет конца их льющемуся на бумагу потоку, ибо талантом и заурядностью своей, разнузданностью и самоотречением, счастливыми и загубленными своими жизнями хочет сказать и говорит человек одно только вечное "благодарю" создавшему его, а значит, созданному им миру".

Игорь Тарасенко   29.05.2012 17:43   Заявить о нарушении
Красивые слова
да, можно сказать блестящие и даже откровенные
но это видимо не все произведение
полный текст скинь, если не сложно, ссыль
вспомнился частично Сафон, только он не так восторженно это делает, с полутонами и переливами
совет ознакомиться это же не оскорбление и не нравоучение
делясь ощущением от прочитанного просто говорю про ассоциации
как и с Фишером - ознакомься с Сафоном "Тень ветра" - тебе его стиль покажется в чем-то близким и родным

Евгений Махоткин   29.05.2012 17:57   Заявить о нарушении
Евгений, это рассказ Завещание, прочтите, он выложен:) щас почитаю этого вашего...:)

Игорь Тарасенко   29.05.2012 18:04   Заявить о нарушении
почитал завещание, неплохая зарисовка
а откуда такая уверенность в том что Николай Васильевич думал именно так?
фантазия?

Евгений Махоткин   30.05.2012 16:31   Заявить о нарушении
Спасибо:) вот интересно, Евгений, вы всё спрашиваете об истине... А мне никогда не хотелось знать истину, мне хотелось творить её самому. Впрочем, это, всё же, не на 100% тот Николай Васильевич, фамилии я не называл. Я понятия не имею, как он думал, я Хочу чтобы он так думал:) и вижу в таком думании оригинальный взгляд на мир. И даже выход из некоторых нравственных тупиков. Но, естественно, главное, - чтобы читатели видели в этом литературу!
Вы понимаете мой подход?

Игорь Тарасенко   31.05.2012 11:46   Заявить о нарушении
подход-то я понимаю
понимаю что это фантазия и что тот самый НВ так не думал и никто не знает как он думал
и надо заметить слово истина я не упоминал
я поинтересовался только источником - это размышления после исследования биографии этого человека, фантазия, представляющая вполне обоснованную альтернативу или что то еще
как произведение - вопросов нет, вполне интересное
почему у всех сразу вздымается что-то негатичное когда я интересуюсь источниками?
когда рассказ реалистичный или результат исследования - это сразу видно
когда фантазия, альтернатива или размышления - интересует косвенный источник
это что - аморальное желание узнать у автора источник данного произведения?

Евгений Махоткин   31.05.2012 12:56   Заявить о нарушении
да кстати по поводу нравственных тупиков
так же сразу возникает вопрос (надеюсь он не будет воспринят опять же типа подъ$$ки)
когда ставится такой вопрос, а у тебя (мы же можем на ты уже верно?) он ставится неоднократно - логично предположить что тебя это как то беспокоит или задевает
и нормальная моя реакция как читателя задаться вопросом - типа что то часто ставится этот вопрос нестыковки некоторых догматических положений
ну есть догма и хорошо, нет - еще лучше
однако если автор такой вопрос постоянно поднимает - он как то хочет что то поменять
логично?
по поводу противоречий кодекса самурая тоже написано немало однако это все всвязи с историческими и культурными событиями
у тебя я не вижу контекста перемен
если беспокоит моральный тупик - надо что то поменять
или найти признак перемены или сформулировать ее в числе прочих задач
или нет?
читал однажды забавное произведение стихотворение
не буду упоминать автора
и критиковать не буду
там вцелом не все хорошо на мой взгляд и даже далеко от того что мне кажется можно выложить на обозрение
в конце он задает тот вопрос ради чего писались 12 строк
типа "если ты победил в бою с самим собой - ответь - кто тогда проиграл?"
не могу сказать что данный вопрос может задавать человек явно христианско-европейского уклада мысли при недостаточном образовании и опыте, просто дернув из даосских положений фразу - "главный бой - это бой с самим собой" или другие подобные тому где говорится о бое с смим собой (их несколько)
почему я упоминаю это - для этого человека, который не осознает иной уклад мысли некоторые даосские положения недоступны
возможно это он называет для себя нестыковкой или глупостью
вероятно его беда в том что вырывать какие-то мелкие фразы из общего контекста и делать из них удобрение для собственного творчества не стоит
иначе это не творчество
оно не в виде цветов уже
"чтоб лотос цвел ему нужна вода...
и ударил ученика по голове палкой..." (цитата)

Евгений Махоткин   31.05.2012 13:11   Заявить о нарушении
Зря ты меня со всеми мешаешь:) я просто не мыслю так как ты, вот и сложно ответить на вопрос, каков источник? В рассказе, кстати, и на характер творчества главного героя есть ссылка, с его же слов, так что вот это и могло послужить источником:)

"логично предположить что тебя это как то беспокоит" - ну, у меня своеобразные взгляды, фирменные. Прочти, пожалуйста, стих Патриотизм значит просто убей иноверца (Для своенравных пофигистов...). Каковы мои взгляды, должно быть ясно из моих текстов, пояснять - дело неблагодарное. Я считаю, что они новы, прогрессивны и имеют эстетическую ценность. Моя задача - доказать это публике.
Что значит, не видишь контекста перемен? В Завещании сказано, как должен вести себя любой человек в условиях, отличных от концлагеря:) и всё, готово счастье!

Победа нужна в бою не с собой, а с враждебными нам культурными и семейными установками. Вот они и проиграют:)

про лотос не понял, извини:)

Игорь Тарасенко   31.05.2012 15:35   Заявить о нарушении
про лотос это такой прикол
в двоичности доасских высказываний порою заложена парадоксальная самоирония и тут же ответ
своего рода демонстративный пофигизм

Евгений Махоткин   31.05.2012 17:03   Заявить о нарушении
вцелом все понятно о позиции можно оставить разговор с спорных тонах
ты называешь это счастьем я называю это свободой духа
термины тонких материй так и неопределены до конца
"мы сотканы из тех же ните что и наши мечты"
я это у Джека Лондона в "Смирительной рубашке" нашел, а кто то это находит в инуизме
я вобще не читал Джека Лондона в полной мере, но это произведение достойно пристального внимания - если будет желание - прочитай предисловия к разным изданиям
в них заложена история этого произведения и история тех кто его не понял
для справки - главный герой был в итоге счастлив и свободен

Евгений Махоткин   31.05.2012 17:09   Заявить о нарушении
Спасибо за рекомендации, только мне хватит уже читать, не интересно, на писательство бы времени хватало:)

Игорь Тарасенко   31.05.2012 18:03   Заявить о нарушении
как говорится всему свое время
а когда не вставляет лучше не мучить себя - лучше почитать
придет время - не забудь

Евгений Махоткин   01.06.2012 11:41   Заявить о нарушении