Пьян, пьяный, пьяница, пьянство - этимология

Лукниках, Шавельского уезда, один
государственный крестьянин, несмотря
на произнесенный им обет, напился пьян;
узнав об этом, все село подхватило изменника,
невольника привычки, ему приклеили к спине вывеску:
«пьяница» и, с барабаном впереди, обвели два раза кругом села
Н.А. Добролюбов. Народное дело.
Распространение обществ трезвости (1859) 


Поскольку мы говорим о том, что иудеохристианство культура инвариантная (неизменная, иудаизм - фундамент) по основным параметрам, то и рассматриваемые «национальные» модификации понятий-артефактов должны соответствовать этому утверждению и быть в языковой и логической связи с терминологией иудаизма – соответствовать СИСТЕМЕ.

Понятия ПЬЯН, ПЬЯНИЦА, ПЬЯНСТВО в русском языке должны представлять связанную между собой систему значений (образов), где к корню слова обозначающего основное явление, добавляются другие слова уточняющие СОСТОЯНИЯ явления. На сегодняшний день столь распространённые в русской лексике слова – необъяснимы, никто не может истолковать термины в связи с их графикой (написанием), в западных европейских языках понятия выражено другими знаками.

1) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 1995

* Пьяница (пиан, пиян). Матфей 24:49: «и начнет бить товарищей своих и есть, и пить с пьяницами». Остр. Еванг. 1057 г.
* Пьяно. 1. Допьяна; «самому пьяно не напиватца», 1671 г. 2. Опьянение (1382); и пьяху до великого пьяно», Московская лет.
* Пьянство (пиан, пиян). «Пьянство бо есть смыслу раздрушения и пагуба». Изб. Свят. 1076 г.
* Пьяный, «сами по вся дьни пьяны сущее и шумьны», Изб. Свят. 1073 г. 

б) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)

* Слово о Хмеле (1400-1500)   
«Пьяница Богу молитися не хощеть, книгъ не чтеть и не слушаеть, св;тъ ему от очию заступаеть».

* Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича (1553-1555)   

«По божественому апостолу всякъ пьяница и гордыи не имат части во царствии небеснемъ».


2) Существующая этимология

 Викисловарь
Корень: -п;-; суффикс: -ан-; окончание: -ый. Значение: нетрезвый, сильно охмелевший, напившийся спиртного.

Словарь Макса Фасмера

Пьяный - пьян, -а, укр. пяний, др.-русск., ст.-слав. пи;нъ (гр. methyo;n) (Супр.), болг. пиян, сербохорв. пиjан, словен. pijan, чеш., слвц. рijаn "пьяница", польск. рijаnу, в.-луж. рjаnу, н.-луж. рijаnу. Праслав. рьjаnъ: др.-инд. руanas – то же; см. Миккола, Ursl. Gr. 122; Зубатый, LF 28, 24 и сл. Несколько рек носят название Пьяна, Пьяная по причине своего извилистого течения; ср. описание у Мельникова (7, 2), Штукенберга (5, 518).


2) Обобщение и вывод

* Славяне – народ бесписьменный, все лингвистические построения на счет «старославянского» языка – недоказуемые гипотезы, нет первоисточников, нет славянской лексики, тем более праславянской.

* Согласно статистике частоты употребления слова в НКРЯ, термин «пьян»  сегодня употребляется в литературе примерно на самом низком уровне 1801 года, пик 1865-1903 гг., далее – падение частоты употребления до самых малых значений.
Термин «пьяница» – самый низкие показатели применения в 1819 г. и в  период 2000-2013 гг., пик – 1900 г.; 1981 год – средний показатель, далее падение частоты применения термина в литературе.
Термин «пьянство» - самый низкий показатель 1806, 2007 гг., пики частоты употребления – 1882, 1909; в советский период, в общем, постоянное падение употребления термина, небольшой подъём в 1987 году. 
Цензура или повышение культурного уровня народа?

Вывод
Целесообразно поискать образы и термины пьянства в библейских оригинальных текстах.

3) Терминология иврита и библейские образы

а) Терминология

* ПЬ+ЯН =  ивр. ПЭ рот, уста, край; ПАА  кричать, стонать, блеять, мычать + ЙАИН (ЯИН, ЯН)  вино.

Понятия иврита дают картину явления: 1) чрезмерное употребление вина (наполненный вином до краёв, до рта); 2) состояние человека после непомерного употребления вина (возбужден, не контролирует поступки).

Мы помним выражение  «пьяный вдрызг»: «Вначале человек становится похожим на павлина... Затем он приобретает характер обезьяны... Потом он уподобляется льву... Но в заключение он превращается в СВИНЬЮ и, подобно ей, валяется в грязи» (Абу-ль-Фарадж ибн Гарун, или Григорий Иоанн Бар-Эбрей (1226-1286) — сирийский церковный деятель и учёный-энциклопедист (Бар-Эбрей —  сын еврея)). Словарь Ушакова: «Свойственный охмелевшим, опьяневшим людям. «Глупый и пьяный бред собеседников» Гончаров.

* Пьяница

Словарь Ожегова: «Пьяница - человек, который пьянствует, алкоголик». Подобные значения в других словарях.

ПЬ+ЯН+ИЦА = ивр. ПАА  кричать, стонать, блеять, мычать + ЙАИН (ЯИН, ЯН)  вино + ЙАЦА  выходить.

Составное понятие характеризует пьющего человека в период его перехода из стадии НАЧАЛЬНОГО алкоголизма, когда ещё сохраняются ЗАЩИТНЫЕ рефлексы организма (рвота, похмельное состояние), к РАЗВЕРНУТОЙ стадии пьянства: в это время алкоголик поглощает токсическую дозу алкоголя – до 0.5 л водки и более.

* Пьянство

Викисловарь: «Значение - постоянное или частое и неумеренное потребление спиртных напитков, алкоголизм». В русских толковых словарях понятие отсутствует или имеет подобные значения.

ПЬ+ЯН+СТ+ВО = ивр. ПАА КРИЧАТЬ, СТОНАТЬ, блеять, мычать + ЙАИН (ЯИН, ЯН)  вино + ШАТА пить, выпивать, быть пьяным; ШТИА питьё, выпивка; ШАТУИ (могло быть прочитано ШАТВИ) пьяный.

Термин описывает будничное состояние алкоголика (пьяницы). Буква иврита «шин» (Ш) обычно передавалась русской буквой «С» (ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный).

б) Библейские образы

* 1-я Царств 1:14: «И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина (ЙАИН) твоего».

* 3-я Царств 20:16: «И они выступили в полдень. Венадад же напился (ШАТА, быть пьяным) допьяна в палатках вместе с царями, с тридцатью двумя царями, помогавшими ему.

* Даниил 10:3: «Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино (ЙАИН) не входило в уста (ПЭ) мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней».


Таким образом, русские понятия ПЬЯН, ПЬЯНИЦА, ПЬЯНСТВО оформились на базе лексики иврита и библейских образов, и объяснить их другими языками (и миропониманием) невозможно. Фрагмент идеологической системы должен быть подобен СИСТЕМЕ и объясняться её терминологией.


Рецензии