А оно нам нужно?

К   жизни  согласно  учению  Ницше?   А  оно нам надо?
Сегодня многих  людей  убедили  в том, что  жизнь развивается не по спирали  вверх,  а циклично – с подъёмами и падениями  -  ходит   по замкнутому  кругу.   Мы снова  оказались  перед    сложным перекрёстком  курсов.    «Невидимая рука  рынка»  направляет  нас по пути  указанному    Ницше.   
Имя     Маркса,  вместе с его  учением  о   коммунистическом движении  (коммунизмом, социализмом)   и  демократии,  как  власти   народа – пролетарского большинства  (точнее – его представителей);   с  его  опорой на  общественную  собственность  на   средства производства;    с     «Манифестом  Коммунистической партии»;    со   ставкой на  пролетариат,  как  основную  революционную  силу,     отодвинули  на обочину.
Суть  цели   учения  Ницше:  он  видит ослабление  духовной жизни,  распространение пессимизма  и нигилизма  в обществе,  он   хочет  любой ценой  предотвратить  катастрофу  буржуазного общества,  он  хочет  дать  своему  классу  новое, оптимистическое  учение,  противостоящее   марксизму – диалектическому и  историческому   материализму.
Избранные  мысли  о  его учении  (не дословно):  «Для того   чтобы выдержать  жизнь в бессмысленном мире  людям   нужны  иллюзии  и самообман.    Для слабых людей  они служат  утешением, помогают переносить тяготы  жизни,  для сильных  людей  они средство  утверждения  своей воли к власти».    «Он выдвинул  миф – учение  о воле к власти, как  основе  мирового процесса».     «Против  парализующего  ощущения  всеобщего разрушения  он выдвинул  идею  «вечного  возвращения»,  «всё  должно быть  так,  как оно есть  и как всегда было».   «Свобода  воли» - аффект  превосходства  над тем, кто обязан подчиняться».   «Я  свободен,  «он»  должен подчиняться.    Человек   повелевает  чему – то  и в себе, а это   «что – то»  повинуется, или считается  что  повинуется».    «Воля – это просто повеление  и  повиновение  на основе общественной постройки  множества «душ».  «Волю надо рассматривать под углом зрения морали – морали, понятой  как учения об отношениях  господства…».   «Что  истина  ценнее видимости – простой  моральный предрассудок,  вообще  самая  бездоказательная  гипотеза,  какая только есть  на свете».  «Всякая  действующая  сила:  всё – воля к власти».
 Теория,  теперь из  того же  учения, но  ближе к практике.   
«Сегодня мы подошли  к периоду  не  моральному.   Мы – имморалисты».
«К чему  стремятся  они  изо всех  сил? (они  у автора,   видимо,  марксисты)    Учинить  на земле  всеобщее  зелёное  раздольное  пастбище, приятное, надёжное, безопасное.  Две запетые  песенки и два  затверженных  урока:  «равенство прав»   и  «сочувствие  ко всем  страждущим»,  страдание  у них подлежит упразднению.    Мы полагаем,  чтобы  жизненная воля  возвышалась  до самой абсолютной  власти.     Жестокость и насилие, рабство, опасности,  подстерегание   на улицах  и в сердцах,  скрытность,  стоицизм, соблазны и  вероломство   во всех  видах, вообще  всё злое,  ужасное, тираническое,  всё хищническое  и змеиное,      что пристало  к человеку,       всё  служит  целям  возвышения животного вида  «человек»… Мы находимся  на другом  конце  любой  современной  идеологии, любых средних  чаяний.  Мы  -  «вольные  умы»,  мы не  самые  сообщительные  умы.  Мы  свободны  от правил  и «предрассудков», благодарствуем богу, чёрту, овце и червю  в нас самих.  Мы  любопытны,     до порочной  чрезмерности.  Мы  изыскатели до жестокосердия, у нас пальцы  безрассудно  ухватывающие всё.   Мы не прочь  заняться  любым ремеслом, требующим  острого ума и острых чувств,  благодаря  переизбытку  «вольной воли»  готовы идти на любой риск, на любую авантюру, мы с передними и задними душами, до конечных  намерений которых  едва ли кто  доглядит, с передними и задними планами, до края которых  едва ли кто добежит.   Мы,    скрытые     под   покровом  света,     завоеватели,     хотя и подобные  наследникам и расточителям.     Мы    собиратели,    с раннего утра  и  до позднего вечера,  мы  скопидомы  своих   сокровищ  и  ящиков  письменного стола,  набитых доверху.    Мы  расчётливы  в выучивании и   забывании,   изобретательны  в создании схем, порой гордящиеся  скрижалями категорий, порой педанты, порой,    ночные совы,     даже в самый светлый полдень,  и даже пугала  по потребности, - а сегодня есть в этом потребность,     поскольку  мы  прирождённые, привороженные  ревностные любители уединения, нашего  же собственного  глубоко  полуночного, полудневного уединения.
Вот что за порода  людей  мы – «вольные умы». 
По  Ницше: вся  беда  современного общества  в том, что массы людей  восприняли учение  христианской религии  о равенстве  перед богом  (и возможности любви  всех людей   друг к другу)  и теперь они требуют  равенства  на земле.    Идее  социального равенства  он противопоставляет  миф о природном, фатальном  неравенстве людей. Он утверждает,    что существует  раса господ, призванных повелевать и раса  рабов, которые  должны повиноваться.   Он  требует  «переоценки   все ценностей».   Он   призывает  господствующие  классы  отказаться   от либеральных убеждений, демократических традиций, моральных норм, религиозных верований – от всех  политических и духовных ценностей,  которые либо исходят  из признания  прав  трудящихся, либо могут служить  оправданием их борьбы за свои права.    Он  требует  восстановления  рабства, воспитания новой касты  господ, укрепления  их воли к власти.  Условие  их господства  -  отказ от христианской морали, морали  рабов, и признания морали господ, не знающих  жалости и сострадания, считающей, что     сильному,  господину,    всё позволено.   Культ  войны – призвание  каждого  господина.    Он назвал такого господина  сверхчеловеком,  позже – «белокурой бестией»
Прочитал  я  эти  откровения   об учении  Ницше,       и  расизм, нацизм, фашизм  и    «понятия»  зоны   стали более  наглядными.     Корни  учения  Ницше  глубоки.  Были, есть и будут его последователи.          Учение  Ницше,  и подобных ему  буржуазных  мудрецов,    нам,  русским, всем  россиянам,     надо?    Нет!    Это не наше.
Мне – стороннику мировоззрения  «ДЕЛО ВСЕХ» - понятнее  мнение современного мудреца – П.Тэйяр де Шардена:  «В настоящее время  широкие слои человечества  чарует  коварная доктрина  «прогресса  путём обособления», - доктрина селекции и избранности  рас,   доктрина,   льстящая  коллективному  эгоизму. 
Ложен и противоестественен  расистский  идеал,  когда  одна ветвь  завоёвывает для себя  весь сок дерева  и поднимается  за счёт  омертвления  других  ветвей.  (Ба,   так это же  ломехузы – особые паразиты  муравьёв – так делают).   
Двери  в будущее   открываются  вперёд  и не для  нескольких  привилегированных  лиц, не для одного избранного народа!  Они  открываются  лишь  под напором всех вместе  и в том  направлении, в котором  все вместе могут соединиться и завершить себя  в  духовном  обновлении  Земли.   Устранение  индивидуалистической  и расистской  ереси  для человека  будущего  необходимость, нет будущего  вне  единения.    В  конечном  счёте,   человечество  определимо  как дух.     Больше  мочь,  чтобы  больше действовать.  Потом:  больше действовать,  чтобы полнее  существовать.    Дух в нашем понимании – это способность к синтезу и организации.     Не только сохранение, но и возвеличивание  элементов  посредством  конвергенции.    Дифференциальное  единство.    Части  усовершенствуются  и завершают  себя  во всяком  организованном    целом.    Чтобы  быть  полностью  самими собой, нам надо  идти   в направлении  конвергенции  со всеми остальными».
Б. Рассел:  «… мир полон конфликтов: конфликты между евреями и арабами,  индийцами и пакистанцами,  белыми и чёрными в Африке;  наконец,  затмевающая  всё другое,  титаническая  битва  между  коммунизмом  и антикоммунизмом».
Выиграл эту битву  второй,  нет  «затмевающей  битвы»,  а  СВЕТ  РАЗУМА  гаснет.
В день рождения  Христа,  помню,  так   пелось:  «С рождеством твоим, Христос – Бог,   воссияет свет разума»,  на  Пасху  и в другие дни  люди  надеются  на то же.  Не  получается  пока.
Без  большой  цели – идеи, без   соответствующего  времени   мировоззрения,  без  веры в успех  ОБЩЕО  ДЕЛА   жить  можно, но не долго.    Так говорят мудрые люди.
В. Лоб.


Рецензии