А оно нам нужно?
Сегодня многих людей убедили в том, что жизнь развивается не по спирали вверх, а циклично – с подъёмами и падениями - ходит по замкнутому кругу. Мы снова оказались перед сложным перекрёстком курсов. «Невидимая рука рынка» направляет нас по пути указанному Ницше.
Имя Маркса, вместе с его учением о коммунистическом движении (коммунизмом, социализмом) и демократии, как власти народа – пролетарского большинства (точнее – его представителей); с его опорой на общественную собственность на средства производства; с «Манифестом Коммунистической партии»; со ставкой на пролетариат, как основную революционную силу, отодвинули на обочину.
Суть цели учения Ницше: он видит ослабление духовной жизни, распространение пессимизма и нигилизма в обществе, он хочет любой ценой предотвратить катастрофу буржуазного общества, он хочет дать своему классу новое, оптимистическое учение, противостоящее марксизму – диалектическому и историческому материализму.
Избранные мысли о его учении (не дословно): «Для того чтобы выдержать жизнь в бессмысленном мире людям нужны иллюзии и самообман. Для слабых людей они служат утешением, помогают переносить тяготы жизни, для сильных людей они средство утверждения своей воли к власти». «Он выдвинул миф – учение о воле к власти, как основе мирового процесса». «Против парализующего ощущения всеобщего разрушения он выдвинул идею «вечного возвращения», «всё должно быть так, как оно есть и как всегда было». «Свобода воли» - аффект превосходства над тем, кто обязан подчиняться». «Я свободен, «он» должен подчиняться. Человек повелевает чему – то и в себе, а это «что – то» повинуется, или считается что повинуется». «Воля – это просто повеление и повиновение на основе общественной постройки множества «душ». «Волю надо рассматривать под углом зрения морали – морали, понятой как учения об отношениях господства…». «Что истина ценнее видимости – простой моральный предрассудок, вообще самая бездоказательная гипотеза, какая только есть на свете». «Всякая действующая сила: всё – воля к власти».
Теория, теперь из того же учения, но ближе к практике.
«Сегодня мы подошли к периоду не моральному. Мы – имморалисты».
«К чему стремятся они изо всех сил? (они у автора, видимо, марксисты) Учинить на земле всеобщее зелёное раздольное пастбище, приятное, надёжное, безопасное. Две запетые песенки и два затверженных урока: «равенство прав» и «сочувствие ко всем страждущим», страдание у них подлежит упразднению. Мы полагаем, чтобы жизненная воля возвышалась до самой абсолютной власти. Жестокость и насилие, рабство, опасности, подстерегание на улицах и в сердцах, скрытность, стоицизм, соблазны и вероломство во всех видах, вообще всё злое, ужасное, тираническое, всё хищническое и змеиное, что пристало к человеку, всё служит целям возвышения животного вида «человек»… Мы находимся на другом конце любой современной идеологии, любых средних чаяний. Мы - «вольные умы», мы не самые сообщительные умы. Мы свободны от правил и «предрассудков», благодарствуем богу, чёрту, овце и червю в нас самих. Мы любопытны, до порочной чрезмерности. Мы изыскатели до жестокосердия, у нас пальцы безрассудно ухватывающие всё. Мы не прочь заняться любым ремеслом, требующим острого ума и острых чувств, благодаря переизбытку «вольной воли» готовы идти на любой риск, на любую авантюру, мы с передними и задними душами, до конечных намерений которых едва ли кто доглядит, с передними и задними планами, до края которых едва ли кто добежит. Мы, скрытые под покровом света, завоеватели, хотя и подобные наследникам и расточителям. Мы собиратели, с раннего утра и до позднего вечера, мы скопидомы своих сокровищ и ящиков письменного стола, набитых доверху. Мы расчётливы в выучивании и забывании, изобретательны в создании схем, порой гордящиеся скрижалями категорий, порой педанты, порой, ночные совы, даже в самый светлый полдень, и даже пугала по потребности, - а сегодня есть в этом потребность, поскольку мы прирождённые, привороженные ревностные любители уединения, нашего же собственного глубоко полуночного, полудневного уединения.
Вот что за порода людей мы – «вольные умы».
По Ницше: вся беда современного общества в том, что массы людей восприняли учение христианской религии о равенстве перед богом (и возможности любви всех людей друг к другу) и теперь они требуют равенства на земле. Идее социального равенства он противопоставляет миф о природном, фатальном неравенстве людей. Он утверждает, что существует раса господ, призванных повелевать и раса рабов, которые должны повиноваться. Он требует «переоценки все ценностей». Он призывает господствующие классы отказаться от либеральных убеждений, демократических традиций, моральных норм, религиозных верований – от всех политических и духовных ценностей, которые либо исходят из признания прав трудящихся, либо могут служить оправданием их борьбы за свои права. Он требует восстановления рабства, воспитания новой касты господ, укрепления их воли к власти. Условие их господства - отказ от христианской морали, морали рабов, и признания морали господ, не знающих жалости и сострадания, считающей, что сильному, господину, всё позволено. Культ войны – призвание каждого господина. Он назвал такого господина сверхчеловеком, позже – «белокурой бестией»
Прочитал я эти откровения об учении Ницше, и расизм, нацизм, фашизм и «понятия» зоны стали более наглядными. Корни учения Ницше глубоки. Были, есть и будут его последователи. Учение Ницше, и подобных ему буржуазных мудрецов, нам, русским, всем россиянам, надо? Нет! Это не наше.
Мне – стороннику мировоззрения «ДЕЛО ВСЕХ» - понятнее мнение современного мудреца – П.Тэйяр де Шардена: «В настоящее время широкие слои человечества чарует коварная доктрина «прогресса путём обособления», - доктрина селекции и избранности рас, доктрина, льстящая коллективному эгоизму.
Ложен и противоестественен расистский идеал, когда одна ветвь завоёвывает для себя весь сок дерева и поднимается за счёт омертвления других ветвей. (Ба, так это же ломехузы – особые паразиты муравьёв – так делают).
Двери в будущее открываются вперёд и не для нескольких привилегированных лиц, не для одного избранного народа! Они открываются лишь под напором всех вместе и в том направлении, в котором все вместе могут соединиться и завершить себя в духовном обновлении Земли. Устранение индивидуалистической и расистской ереси для человека будущего необходимость, нет будущего вне единения. В конечном счёте, человечество определимо как дух. Больше мочь, чтобы больше действовать. Потом: больше действовать, чтобы полнее существовать. Дух в нашем понимании – это способность к синтезу и организации. Не только сохранение, но и возвеличивание элементов посредством конвергенции. Дифференциальное единство. Части усовершенствуются и завершают себя во всяком организованном целом. Чтобы быть полностью самими собой, нам надо идти в направлении конвергенции со всеми остальными».
Б. Рассел: «… мир полон конфликтов: конфликты между евреями и арабами, индийцами и пакистанцами, белыми и чёрными в Африке; наконец, затмевающая всё другое, титаническая битва между коммунизмом и антикоммунизмом».
Выиграл эту битву второй, нет «затмевающей битвы», а СВЕТ РАЗУМА гаснет.
В день рождения Христа, помню, так пелось: «С рождеством твоим, Христос – Бог, воссияет свет разума», на Пасху и в другие дни люди надеются на то же. Не получается пока.
Без большой цели – идеи, без соответствующего времени мировоззрения, без веры в успех ОБЩЕО ДЕЛА жить можно, но не долго. Так говорят мудрые люди.
В. Лоб.
Свидетельство о публикации №212052601326