Прозаики мы...

Исторический экскурс из Википедии – вместо предисловия:
* В древнегреческой литературе любая художественная словесность называлась поэзией.
* В Древнем Риме и затем в средневековой Европе проза находилась на втором плане, представляя собой литературу бытовую или публицистическую, в противопоставление высокохудожественной поэзии. Рыцари под балконами красавиц  читали  огненные стихи и пели серенады…
* А  в эпоху  Просвещения  в  Европе   возникают повесть, новелла, вслед за ними складывается роман. Старые поэтические жанры, игравшие основную роль в литературе постепенно теряют своё основное, ведущее значение, хотя отнюдь не исчезают из литературы
* К XIX веку писатели-прозаики, новеллисты и романисты, становятся наиболее заметными фигурами в художественной литературе, давая обществу те большие типические обобщения, которые в эпоху торжества поэзии дали создатели поэм и трагедий.

    Всему своё время. Чувствуете – как  проза вышла на первое место, оставив позади эту легкомысленную поэзию?  Так то – проза есть проза, она иногда может казаться сероватой, скучной – не то, что поэзия,  возвышающая душу до небес и выше -   на волнах метафор. Но на землю, где обитает проза жизни, всё равно возвращаться  приходится. И, как говорят, чем выше поднимешься – тем больнее падать….   Я всё удивляюсь – почему на нашем портале  Проза.ру так много стихоплётов – извините, поэтов, поэтесс и виршистов вообще?  Ведь есть же у них сервер Стихи.ру.  Или у  нас  конкуренции меньше и среди прозаиков их поэзия  белее заметна и звучит по другому?  Ничего не поделаешь – рыночная экономика с конкуренцией между производителями  духовных благ. За творческую славу приходится бороться. Я бы им предложил создать свой портал  Поэзия.ру,  Лира.ру,  Вирши.ру…

   Однако вернёмся к прозе. Один герой, кажется у Чехова(?), очень удивлялся, когда узнал о том, что он разговаривает прозой…  Звучит-то как -  П-р-о-з-а!   Не то, что  «поэзия» - намного солиднее.  Попробовал бы он разговаривать поэзией. Правда некоторые так и делают, это у них поэзия в прозе.  Кстати есть и поэтическая проза, может это одно и тоже?  Я не лингвист, не литератор и мне трудно в этих тонкостях разобраться -  хоть убей.  А вот ещё интеллектуальная проза – это что?  Для интеллектуалов или  исходит от таковых?  Но кто нынче не такой? Каждый считает себя интеллектуалом, особенно если попал на Проза.ру – не так ли?  Ведь существует "интеллектуальная история" — история интеллектуалов, то есть история людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. Есть специалисты этой науки.
 
  Как бы там ни было, я на личном опыте  прочно установил  ещё один вид прозы – Прозу Жизни…  Проза жизни – это несомненный факт, а  бывает ли поэзия жизни?    Пытался  я  в  юные годы писать стихи – посвятил  их Валере, любимой девушке. Она выслушала мое творение  скучным лицом и заявила – «это у тебя стихи в прозе, есть у Тургенева такие»… А я так старался, всё подгонял под  рифму и  на тебе -  в прозе  оказался, «как кур во щах». Но я потом додумался,   не в стихах было дело –  я не нравился ей, а не стихи мои.  Это я окончательно понял, когда Валера моя вышла замуж за Володьку Соснина, который моложе и красивее меня, хотя стихи не сочиняет. Что поделаешь, говорят красота – социальная ценность. Божий дар. И очень удобно пользоваться этим даром - экономит много тяжких трудов на жизненном пути. А иногда позволяет достичь того, что невозможно обделенному этим даром.
Хотя и поют девчонки песню – «Не родись красивой, а родись счастливой», но при виде красивого мальчика у них сердце тает, а рот невольно расплывается в улыбке до ушей. Сам видел.

 А более зрелые, умудрённые опытом тётечки говорят – «Любить надо красивого, а замуж выходить – за надёжного!».  Это звучит как   один из незыблемых законов  этой самой  - Прозы Жизни…   
А надёжный -  значит не обязательно красивый да?  Может даже  должен  быть  некрасив – иначе подружки соблазнят, переманят. Одна тоже умудрённая (после двух абортов) изрекла  традиционное – «все мужики - козлы»  (а забыла сказать:  женщины – козы»). А потом смягчилась и более снисходительно - «мужик красив, если  хоть немного лучше чёрта». Есть ещё круче, тоже от женщин: «настоящий мужчина  свиреп, волосат и вонюч». Вот и пойми их  - этих загадочных наших россиянок.  Очень странное  у них  и  по-женски   не постоянное  понимание того,  что есть мужчина и каким должен быть. "Надёжный" в  женском понимании – это параметр особый.  Надёжный – это отец детей, который  приносит  почти всю зарплату домой,  в гостях подает  жене  пальто и не изменяет ей в пределах черты города (курорт и командировки – исключение). А наша интеллектуалка Елена Ханга изрекла: "Мужчины - штучный товар". Так то.

  Вот такая она проза жизни – у неё часто возникают  конфликты  с литературной изнеженной прозой. Язык часто не тот – корявый,  либо матершинный  к тому же – народное творчество, фольклор понимаешь. Либо состоит только из междометий как у людоедки Эллочки, либо сленговый.  Но по семантике, по смысловой нагрузке каждое слово, звук в нем  невообразимо богаче,  чем в  литературном языке. Вдумайтесь только в эти звучные новые слова – позитифф, ессно, жжот, клёво, жесть…  Для подобных  новаций можно целый словарь составить, а может уже существует?
  В деревнях наших никакого словаря не надо, но говор у них деревенских особый, хотя и русский. Вот один сочный фрагментик для любителей фольклора -
во дворе деревенского дома пацан тащит за веревку годовалого бычка, а бычок тащит его назад. За этой сценой со смехом наблюдает сестра пацана. Пацан кричит ей:
- Танька, проститутка, чё зенки вылупила! Бери хворостину и зах%ячь ему по яйцам! Танька перестала смеяться и проворно исполнила просьбу. Бычок был водворен в загон. Вот так работает деревенская Проза, не то что наша - прозарушная изнеженная и рафинированная, искусственная, литературная, городская. Настоящая Проза живет в деревне. Правда, приезжие из деревни вместе с городским людом создают смешанную прозу - грубоватый великий русский язык!

  Богат и шершав язык житейской прозы и без мата не обходится - мат стал неотъемлемой частью фольклора нашего. Услышал деревенскую поговорку - "Золото с говном перемолото". Что означает так и не выяснил - загадка. Видимо отражает сложность и угловатость деревенского бытия. Вполне возможно, что в одном человеке уживаются и ангел и черт.  Один автор Проза.ру выразил свое мнение: "Все мы такие". Думаю - во всех есть эти "золото и г-о", но в разных пропорциях. В некоторых эти "плепорции" зашкаливают, но не в сторону золота! Только "каждый из нас старается выглядеть немного лучше чем есть" (М.Веллер). Ибо голая правда о себе штука непосильная. Философ и писатель Жан Поль Сартр выразился весьма категорично по этому поводу: "Истинную правду о себе не вынесет никто". Вот так, не больше и не меньше - в этом вся противоречивая сущность человеческой личности, несмотря на его подобие Творцу. Слабовато оказалось подобие-то на проверку житейскими горками и человеку приходится прятаться от людей и даже от себя на сокровенной "личной территории" - по психологу Ключникову.
 
Некоторые наши "маститые" прозарушные авторы как Аркадий Тищенко, соревнуются в литературном мастерстве, обвиняют неопытных начинающих в отсутствии литературного вкуса, изящной словесности в их творениях. Я бы ответил на это так.  Проза.ру был задуман не как литературный портал, а в первую очередь как открытая социальная сеть для всех желающих - для общения, обмена мнениями, выявления талантов, знакомства с настоящими писателями. Проза.ру - это и психотерапия в этом плане, а наши "творения" - лишь повод для общения. Вы заметили как в обсуждениях первоначальная тема моментально расползается и плавно переходит на совершенно другие житейские темы? Вот в этом и суть и прелесть нашей Прозы.ру, а не в соревновании в писательском мастерстве.

А насчет писательского мастерства и художественного метафоричного языка тоже не все однозначно. Язык известных писателей - Солженицына, Виктора Шкловского, Лескова достаточно корявый, но их интересно читать - у них имеется твердый смысловой стержень повествования. Толстой и Горький тоже писали простым и ясным слогом. Не стоит говорить о поэзии Державина, Некрасова - их стиль и язык далеки от языка Пушкина, но до сих пор интересно читать их богатую содержанием творения.
Я встречал статьи с грамматическими ошибками, но очень интересные в смысловом содержании. Полагаю - прежде всего интересный сюжет, здравый смысл, потом уже форма подачи материала. Зачем красивые безделушки без смысла? 


Рецензии
Уважаемый, Алекс! Мне довелось общаться с некоторыми авторами "Прозы", стоявшими у её истоков. По их мнению это был действительно литературный сайт, где в рецензиях делились мнением не о рассказанной истории (сюжете), а пытались подсказать автору его недоработки, подвести научную базу под использованные худ. приёмы и т.д. Это был фактически электронный литературный клуб или кружок, где учились друг у друга начинающие литераторы. Только в отличие от лит.кружка здесь не было руководителей-литературных наставников:преподавателей лит. вузов, именитых писателей и т.д., которые бы разбирали и рецензировали работы членов сайта. (Думаю, орг. сайта Д.Кравчук и его помощники до сих пор кусают локти -ведь такие рецензии можно было продавать участникам за баллы и деньги.)
Но наступившая стремительно всеобщая компьютеризация общества быстро превратила литературный сайт в широкую социальную сеть. Подавляющее большинство тех, кто стоял у истоков сайта, видя стремительное падение творческого уровня, отсюда ушли, и мы имеет то, что имеем.
« Организаторы сайта, введя в список жанров публикуемых работ термин «Публицистика», имели ввиду ХУДОЖЕСТВЕННУЮ публицистику в первую очередь, с этим, думаю, согласятся многие, и классическим примером которой, например, может служить книга В.А.Гиляровского «Москва и москвичи».

« Гениальным образцом художественной публицистики служит рассказ М.Шолохова «Судьба человека», написанный специально для газеты «Правда». Изучив архивы, автор нашел документы и о факте отмены немцами решения расстрелять советского военнопленного за отказ выпить перед смертью за победу Германии, и о факте побега из немецкого плена шофера с машиной и «языком», скрученным им важным немецким офицером. И о фактах усыновления советскими солдатами, возвращающимися с фронта, беспризорных детей и др. факты, ставшие биографией собирательного образа главного героя. Да и сам рассказ написан в газетном жанре репортажа, когда автор лишь передаёт повествование встреченного им человека».

« Что же касается политической публицистики, то вспомните имена В.Зорина, А.Бовина, В.Фалина, Ф.Сейфуль-Мулюкова, В.Овчинникова и др. Их работы отличает высокая культура, образованность, энциклопедические знания, политическая выдержка и корректность. Но согласитесь, статьи на политические темы, написанные в таком ключе, ну никак не вяжутся с понятием художественной литературы и на литературном сайте».

Я не против того, чтобы авторы рассматривали политические вопросы, но делать это следует, на мой взгляд, посредством ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: рассказов, репортажей, стихов, мемуаров, «заточенных» на конкретную политическую тему.
Выразите литературно-художественными формами то, что Вы хотите сказать о патриотизме, предательстве "пятой колонны" и т.д. и т.п. Пишите на эти темы стихи, рассказы, повести, фельетоны на худой конец.

"Проза.ру" всё больше напоминает "блошиный рынок", где Вам и старые анекдоты за свои выдадут, и предложат пять не отредактированных глав ещё не написанного исторического романа, продолжения которого будете ждать ещё несколько лет, пока юная «авторша» доучит в школе историю, о которой взялась писать сагу. Послушаете склок и ругани "накрученных у телевизоров В. Соловьёвым" политиканов, выкладывающих простыни своей "политпублицистики" и километры взаимных упрёков, а чаще оскорблений в рецензиях на эту «работу». Прочтёте тысячу абсолютно однотипных, написанных как под копирку, плаксивых женских историй, заканчивающихся пробуждением, когда героиня, выпив чашечку кофе и выкурив сигарету, тут же начнёт новую жизнь. А от любителей репортажей, выкладывающих на сайт, по три-пять работ ежедневно, узнаете, как он проснулся, как сходил в туалет, что съел на завтрак, какая у него за окном погода и какие новости он услышал по телевизору».
А где же ХУДОЖЕСТВЕННАЯ литература?
С уважением!

Владмир Пантелеев   09.11.2024 13:36     Заявить о нарушении
"Но наступившая стремительно всеобщая компьютеризация общества быстро превратила литературный сайт в широкую социальную сеть"
- Никто не специально не "превращал" Проза.ру, это естественный процесс, значит спрос на сетевое общение был больше чем художественные литературные упражнения. Я сам сюда пришел чтобы общаться. Общение в любой форме есть великая вещь - оно непременный и сильнодействующий фактор становления человечества, языка и для социального прогресса, для дальнейшего цивилизационного развития. Не зря знаменитый Антуан де Сент-Экзюпери сказал: "Самая большая роскошь - роскошь человеческого общения". Правда, со своей экспансивной женой Консуэлой у него это общение часто переходило в перепалки. Ничего не поделаешь - галльский темперамент. Литература классическая конечно тоже общение, но однобокая, написать рецензии и отзывы Бальзаку, Гюго, Толстому с Куприным и Чеховым мы не можем, а на Прозе это делается запросто, ибо авторы все "свои". Никто не запрещает здесь обсуждать и высокую литературу, некоторые прозарушники увлечены написанием романов, но я к ним не леззу, ибо боязно. Мне больше нравятся актуальные рассказы, хорошие информативные статьи на любую тему. Так что у нас с вами взгляды на портал Проза.ру разные.
Для любителей "чистой литературы" есть "Изба-читальня" и другие сайты. А у нас Гайд-парк на российский лад!

Алекс Савин   09.11.2024 16:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 57 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.