Времена года. Лето

Иллюстрация из интернета
               
ВРЕМЕНА ГОДА.  ЛЕТО

Музыка Е.Гудкова
Стихи Л.Татьяничевой

    Эта миниатюра в хоровой сюите самая яркая и подвижная. Танцевальный темпоритм задаёт ей теноровое вступление в остинатном (повторяющемся) ритме на звуках доминанты Ре-мажора:  ля-си-ля-си-ля-си-ля-си-ля-си-ля-си-ляси…:               
                Лето, лето, лето,  красное настало лето,
                Красное настало лето, красное настало лето…

    На его фоне в партии женского хора  (сопрано и альты) появляется весёлая в народно-частушечном стиле терцовая мелодия плясового характера:
 
                ПОЛЯНКИ ВСЕ В НАКРАПАХ ГВОЗДИК ДА МЕДУНИЦ,
                А СОСНЫ В ХВОЙНЫХ ЛАПАХ КОЛЫШУТ ГНЁЗДА ПТИЦ!

Со  слов:          НЕПУГАНЫЕ БЕЛКИ ГЛЯДЯТ НА НАС В УПОР,
                ЧАСТУШКИ  -  СКОРОСПЕЛКИ ПОЁТ НАМ ПТИЧИЙ ХОР!  -

… к «пляшущим» восьмым в партии теноров и женского хора добавляются басы с «шагающими» четвертями. Вся партитура приходит в  движение: ритм женского хора перебивается теноровым остинато на фоне устойчивого шага у басов.

    Воцаряется полиритмическая вакханалия цветущего во всех красках, звенящего, волнующегося, движущегося, поющего на все лады, шелестящего и чирикающего Лета! Ритмически в  партитуре это выглядит примерно так:

Женский хор: ле  -   то   ле -  то,;  ле -    то  ле  та  та   и  т.д…

   Тенора:   красное-на- стало  лето  красное на- стало   ле-то  и  т.д…

      Басы:  ле -  то    ле   - то    ле -  то    ле      та  – та и т..д...

    Далее следует синкопированный квинтово - басовый предыкт*, тонально подготавливающий вступление лирической и напевной темы в партии сопрано.  Остальные голоса: первые и вторые альты и тенора составляют ей красивую гармоническую основу.

    Пружинистое синкопированное сопровождение у басов сохраняется. На его фоне, мягко диссонирующе и насыщенно звучит пяти-шестиголосная партитура в среднем регистре с напевной темой у сопрано:

                ПОЛОН ЯГОДЫ ПОДОЛ У ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЫ;
                ОХРАНЯЮТ  ТИХОДОЛ СОСНЫ НЕСМЕЯНЫ;

    Необычная красочность звучания композитором достигается не только путём наложения гармонических функций, но и путём  сочетания и сопоставления мажора и минора. Следующее предложение после мажоро-минора  (Ре – си)  -

                У ОЛЕНЯ НА ГУБАХ  АЛЫЙ СОК КЛУБНИКИ; ..
                И ЗАПУТАЛСЯ В РОГАХ КОЛОКОЛЬЧИК ДИКИЙ… ОЙ! – звучит
 
ярким гармоническим сдвигом в родственные тональности Ля-мажор – фа-диез-минор.  Сменой лада подчёркивается разнообразие стихотворных образов и чудесной экзотики в природе.

    Последний аккорд коротким портаменто** «соскальзывает» в основную тональность и сфорцандо*** - частушечное восклицание «ОЙ!» - и снова звучит первый куплет с припевом:

               ПОЛЯНКИ ВСЕ В НАКРАПАХ ГВОЗДИК ДА МЕДУНИЦ,
               А СОСНЫ В ХВОЙНЫХ ЛАПАХ КОЛЫШУТ ГНЁЗДА ПТИЦ.
               НЕПУГАНЫЕ БЕЛКИ ГЛЯДЯТ НА НАС В УПОР;
               ЧАСТУШКИ – СКОРОСПЕЛКИ ПОЁТ НАМ ПТИЧИЙ ХОР!
               ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТА-ТА!
               ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТА-ТА!

    Мало-помалу успокаивается ритм, следуют небольшое ritenuno **** и diminuendo*****,затем двухтактовый предыкт, после чего широко, и торжественно   вступает заключительный эпизод - apofeoso (обожествление) maestoso(торжественно), - построенный на постепенном насыщении фактуры* и усилении звучности:

                .РАСПАХНУТЫ ВСЕ ДВЕРИ ПРЕД НАМИ В КРАСОТУ:  -

– звучит гимн её величеству Природе – неиссякаемому источнику вдохновения, красоты,  доброты и мудрости. Контрастом на пиано (тихо) звучит следующая проникновенная фраза на постепенном динамическом усилении к концу произведения:

                КАК МАТЬ ПРИРОДА ВЕРИТ В ЛЮДСКУЮ ДОБРОТУ!

    Являясь сама колыбелью и бесконечным источником добродетели для людей, она всем своим существованием верит в разум и благородство своих чад…

    На фоне заключительного танцевального остинато у теноров в оптимистическом РЕ-мажоре вокализом звучат нисходящие аккорды  остального хора. По- летнему радостно звучат и поют все струны бытия – небо, воздух,  вОды, леса и травы.
 
    Стрекочет, звенит , шевелится и движется, подобно вечному двигателю, всё творение земное, венцом которого является стремящийся к вселенской красоте и совершенству разум человека и его душа!

*предыкт – короткая тональная подготовка к следующему эпизоду
**портаменто (portamento) – скольжение от звука
*** сфорцандо (sforzando) sf – неожиданный акцент 
****ritenuno –замедление               
***** - diminuendo – ослабление силы звука 
* насыщение фактуры – здесь – увеличение количества голосов

Павлова В.К. 20 января 2012 года


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.