Времена года. Лето
ВРЕМЕНА ГОДА. ЛЕТО
Музыка Е.Гудкова
Стихи Л.Татьяничевой
Эта миниатюра в хоровой сюите самая яркая и подвижная. Танцевальный темпоритм задаёт ей теноровое вступление в остинатном (повторяющемся) ритме на звуках доминанты Ре-мажора: ля-си-ля-си-ля-си-ля-си-ля-си-ля-си-ляси…:
Лето, лето, лето, красное настало лето,
Красное настало лето, красное настало лето…
На его фоне в партии женского хора (сопрано и альты) появляется весёлая в народно-частушечном стиле терцовая мелодия плясового характера:
ПОЛЯНКИ ВСЕ В НАКРАПАХ ГВОЗДИК ДА МЕДУНИЦ,
А СОСНЫ В ХВОЙНЫХ ЛАПАХ КОЛЫШУТ ГНЁЗДА ПТИЦ!
Со слов: НЕПУГАНЫЕ БЕЛКИ ГЛЯДЯТ НА НАС В УПОР,
ЧАСТУШКИ - СКОРОСПЕЛКИ ПОЁТ НАМ ПТИЧИЙ ХОР! -
… к «пляшущим» восьмым в партии теноров и женского хора добавляются басы с «шагающими» четвертями. Вся партитура приходит в движение: ритм женского хора перебивается теноровым остинато на фоне устойчивого шага у басов.
Воцаряется полиритмическая вакханалия цветущего во всех красках, звенящего, волнующегося, движущегося, поющего на все лады, шелестящего и чирикающего Лета! Ритмически в партитуре это выглядит примерно так:
Женский хор: ле - то ле - то,; ле - то ле та та и т.д…
Тенора: красное-на- стало лето красное на- стало ле-то и т.д…
Басы: ле - то ле - то ле - то ле та – та и т..д...
Далее следует синкопированный квинтово - басовый предыкт*, тонально подготавливающий вступление лирической и напевной темы в партии сопрано. Остальные голоса: первые и вторые альты и тенора составляют ей красивую гармоническую основу.
Пружинистое синкопированное сопровождение у басов сохраняется. На его фоне, мягко диссонирующе и насыщенно звучит пяти-шестиголосная партитура в среднем регистре с напевной темой у сопрано:
ПОЛОН ЯГОДЫ ПОДОЛ У ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЫ;
ОХРАНЯЮТ ТИХОДОЛ СОСНЫ НЕСМЕЯНЫ;
Необычная красочность звучания композитором достигается не только путём наложения гармонических функций, но и путём сочетания и сопоставления мажора и минора. Следующее предложение после мажоро-минора (Ре – си) -
У ОЛЕНЯ НА ГУБАХ АЛЫЙ СОК КЛУБНИКИ; ..
И ЗАПУТАЛСЯ В РОГАХ КОЛОКОЛЬЧИК ДИКИЙ… ОЙ! – звучит
ярким гармоническим сдвигом в родственные тональности Ля-мажор – фа-диез-минор. Сменой лада подчёркивается разнообразие стихотворных образов и чудесной экзотики в природе.
Последний аккорд коротким портаменто** «соскальзывает» в основную тональность и сфорцандо*** - частушечное восклицание «ОЙ!» - и снова звучит первый куплет с припевом:
ПОЛЯНКИ ВСЕ В НАКРАПАХ ГВОЗДИК ДА МЕДУНИЦ,
А СОСНЫ В ХВОЙНЫХ ЛАПАХ КОЛЫШУТ ГНЁЗДА ПТИЦ.
НЕПУГАНЫЕ БЕЛКИ ГЛЯДЯТ НА НАС В УПОР;
ЧАСТУШКИ – СКОРОСПЕЛКИ ПОЁТ НАМ ПТИЧИЙ ХОР!
ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТА-ТА!
ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТО, ЛЕ-ТА-ТА!
Мало-помалу успокаивается ритм, следуют небольшое ritenuno **** и diminuendo*****,затем двухтактовый предыкт, после чего широко, и торжественно вступает заключительный эпизод - apofeoso (обожествление) maestoso(торжественно), - построенный на постепенном насыщении фактуры* и усилении звучности:
.РАСПАХНУТЫ ВСЕ ДВЕРИ ПРЕД НАМИ В КРАСОТУ: -
– звучит гимн её величеству Природе – неиссякаемому источнику вдохновения, красоты, доброты и мудрости. Контрастом на пиано (тихо) звучит следующая проникновенная фраза на постепенном динамическом усилении к концу произведения:
КАК МАТЬ ПРИРОДА ВЕРИТ В ЛЮДСКУЮ ДОБРОТУ!
Являясь сама колыбелью и бесконечным источником добродетели для людей, она всем своим существованием верит в разум и благородство своих чад…
На фоне заключительного танцевального остинато у теноров в оптимистическом РЕ-мажоре вокализом звучат нисходящие аккорды остального хора. По- летнему радостно звучат и поют все струны бытия – небо, воздух, вОды, леса и травы.
Стрекочет, звенит , шевелится и движется, подобно вечному двигателю, всё творение земное, венцом которого является стремящийся к вселенской красоте и совершенству разум человека и его душа!
*предыкт – короткая тональная подготовка к следующему эпизоду
**портаменто (portamento) – скольжение от звука
*** сфорцандо (sforzando) sf – неожиданный акцент
****ritenuno –замедление
***** - diminuendo – ослабление силы звука
* насыщение фактуры – здесь – увеличение количества голосов
Павлова В.К. 20 января 2012 года
Свидетельство о публикации №212060500491