О вреде новаторских методик

В процессе написания книги о раннем развитии ребенка столкнулась с огромным количеством новаторских методик. Неприятно удивил тот факт, что многие из них, на мой взгляд, не просто малоэффективны, но и опасны. Множество предложений обучить вашего ребенка за короткое время счету до 100 и даже до 1000, чтению, письму… Знакомство с этими методиками показало, что они направлены вовсе не развитие малыша, не на формирование у него знаний, а именно на результат. Этакий синдром ЕГЭ, только для самых маленьких. Наше образование не случайно называли одним из лучших в мире. В его основе всегда лежала системность! Современные методики очень часто мне напоминают произвольное забивание головы ребенка набором информации. О каком развитии мыслительных процессов, как было заявлено в презентации к одной из методик, может идти речь, если родителям предлагают с помощью нехитрых дидактических материалов за несколько дней вызубрить с малышом счет до 100 без предварительной подготовки?  Хочется предостеречь родителей от увлечений подобным новаторством. Конечно, приятно, когда ваш малыш в присутствии знакомых может легко продемонстрировать, скажем, счет до 1000, но помните, механическое запоминание безрезультативно. Скорее всего, ребенок, обученный по такой "системе" столкнется с серьезными трудностями в школе. 

Подбирая образовательную программу для своего ребенка, необходимо знать:

Первичны всегда знания, то есть сначала мы должны познакомить с какой-либо информацией, «встроить» ее в понимание вашего ребенка, логически подвести к осознанию. Второй этап – умения, то есть способность эти знания применить на практике, и самый последний этап – навык, т.е. умения, доведенные до автоматизма. Только в такой последовательности! Информация без  осознания малоэффективна, ее трудно применить на практике.  В раннем обучении математике, очень важен не порядковый счет, а представления ребенка о числе, его месте, составу. Именно это - основа дальнейших вычислений. Все важнейшие отработки навыков происходят до первого десятка. В нашей десятичной системе удобнее объяснить, что 5-2=3, потому что 5 это 2 и 3. Попробуйте разобрать состав всех чисел до 100.  Подобная  картина и с обучением чтению. Нельзя «перескочить» на слоги, минуя буквы.  Ребенок должен понимать смысл звукового слияния, иметь элементарные представления о фонетических составляющих.

Это вовсе не означает, что надо остерегаться каких-либо знаний, не вписывающихся в рамки общей подготовки. Я в свое время легко объяснила своей 5-летней дочери смысл отрицательных чисел и дробей.  http://www.proza.ru/2011/12/25/356 Но этому предшествовала определенная подготовка, и объясняла я, действительно, смысл! Мне хочется призвать родителей к критичности. Прежде чем начать заниматься по новаторской методике, познакомьтесь с ней. Обратите внимание на системный подход. Не поддавайтесь на громкие рекламные заявления. Помните, в первую очередь необходимо заботиться о гармоничном развитии ребенка, а не о запоминании им многочисленной информации. 


Рецензии
Отличная статья. Интересные отзывы на неё.

Пару комментариев. Далеко не все родители подбирают образовательную(ые) программу(ы) для своих детей. Они ДОВЕРЯЮТ своих детей профессионалам учителям и педагогам. Доверяют их специалистам!... А профессиональный долг учителя-педагога - ЗНАТЬ И УМЕТЬ как преподать знания детям, знать все тонкости своей работы или по-крайней мере новички должны стремиться эти тонкости познать, перенять у более опытных коллег. Они разве не получают эти знания в институте?

Новые методики обучения не проходят проверки в министерстве образования? И после их изучения высшими СПЕЦИАЛИСТАМИ не получают одобрения для дальнейшего использования в школах? или получают? ... где слабое звено?... опять чиновники?

Если у преподавателей школ России какой-либо общественный ФОРУМ, где обсуждались бы профессионалами подобные вопросы о новых методиках обучения детей? Хотелось бы о нем узнать, если такой форум, такая площадка для диалога существует. Мы уже живем в 21 веке, и если такого форума у преподавателей и учителей НЕТ, то это было бы очень странно. От кого должна исходить инициатива. От чиновников, от родителей или от учителей?

Вот такие вот мысли пока родились после ознакомления с этой Вашей статьей, Елена.

Творцы Счастливой Жизни   19.10.2015 23:09     Заявить о нарушении
Просим прощения... есть подобные форумы.... Ура, ЕСТЬ!

http://pedsovet.su/forum/81

http://vk.com/club5433270

http://www.sobrpedagog.ru/

Творцы Счастливой Жизни   19.10.2015 23:17   Заявить о нарушении
Замечательные вопросы, требующие подробного ответа. Я не работаю сейчас в школе, но у меня много знакомых педагогов и то, что из себя сейчас представляет школа, я вижу их глазами. Более того, тема образования - моя "больная" тема, я интересуюсь всей информацией, которую удается найти. По поводу ответственности учителя. Представьте себя на месте педагога, большую часть времени которого отнимают отчеты, именно по ним оценивается эффективность его работы, а как следствие заработная плата и прочие бонусы. Программы "рекомендует" администрация, учитель вынужден обучать детей по "рекомендуемым". По поводу слабости многих курсов, учителя активно обсуждают все последние годы, НО, только представьте, какие деньги могут стоять, скажем, за учебниками по какому-то курсу. Обратите внимание на отзывы под моими статьями, профессионалы отмечают, что из образования убрали ПОНЯТИЙНУЮ основу, т.е.развитие основных мыслительных процессов ребенка. И самое страшное, что этому воздействию дети подвергаются в самом раннем возрасте, возрасте, когда МЫШЛЕНИЕ формируется. Я писала о методике Зайцева, сеть частных детских садов "Зайчата" расплодилась по стране. Бизнес, только бизнес. Кстати, даже беглое ознакомление с этой методикой удивляет авторством. Кубики, которые этот господин называет собственным изобретением, известны еще в 50-е годы.
Кстати, в учительской среде с недоверием относятся к "вывескам" типа лицей, гимназия и проч. Это вовсе не показатель качества образовательных услуг. Как из всего этого круга выбраться? Не знаю. Я пока вижу только проблемы. Ответственность за образование своего ребенка должны ощущать родители, в первую очередь. Именно они должны стать контролирующей инстанцией. Но для этого родителям не помешают хотя бы элементарные знания, т.ч. единственный очевидный выход - обучение родителей.

Елена Гвозденко   19.10.2015 23:31   Заявить о нарушении
Это фрагмент из статьи "Ягодки, грибочки"

Что же тогда изменилось? На мой, дилетантский на данный момент взгляд, из образования «выдернули» систему! Любое представление формировали у ребенка на основе его опыта. Это стадия формирования понятия, стадия получения Знания. Затем наступала 2 стадия – формирование Умений, т.е. ребенок должен научиться пользоваться полученными знаниями, и, наконец, стадия Навыка, когда умение доводят до автоматизма. Сейчас некоторые этапы вовсе «упразднили».

Но на форумах нашла несколько пространных хвалебных откликов педагогов на эти программы. Перезвонила знакомой, попросила прокомментировать. Вот ее мнение: «Понимаешь, если учитель работает по определенной программе лет десять, скажем, то у него всегда наготове разработки, многочисленные таблицы планирований. Все, что отнимает массу времени. Как ты думаешь, он захочет поменять собственное спокойствие на бессонные ночи в Интернете? Поверь, я не знаю ни одного педагога, который не мечтал бы вернуться к советским методикам».

Елена Гвозденко   19.10.2015 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.