Женщина из прошлого века

Только  две недели  как лето наступило, а я сегодня  солнечные очки потеряла. Любимые очки. Я их прошлым летом  в Милане прикупила. Дорогущие. Да и не в деньгах дело. Удобные, элегантные, прямо как родные. Из декора только перекрещенные две буковки СС на дужках. Кто понимает, поймёт мою досаду. Сижу, кручинюсь и вдруг вспомнила  её высказывание: Подлинное счастье стоит недорого, если за него приходится платить высокую цену, значит это  фальшивка. Ну и чего я грущу. Лето наступило. А это как  в песнях поют - маленькая жизнь. Да и очки можно любые другие  купить. Хотя, когда у тебя на носу очки с брендом иконы  стиля ХХ века,  ты и чувствуешь себя иначе. ХИ-ХИ – женщиной прошлого века.
Сама  Габриэль  всегда  старалась показать, что она  ровесница века, хотя родилась она  в 1883 году. Но эти 17 лет она  скрывала. Да и родословную свою тоже  скрывала.
Матушка маленькой Габриэль продавала овощи на рынке, а папаша (кстати, Габриэль внебрачная дочь) продавал носки. Много ли пейзанок  стало  кутюрье? Эта уникальная женщина  сделала  себя сама. Простота деревенских домиков, где окна и углы домов,  облицованные другим цветом в виде каймы, так  созвучны  её элегантным  костюмам: всё однотонное, неяркое и очень простых форм.
После  смерти матери маленькая Габриэль попала  в приют «Обади». Там девочки получали навыки шитья.  Сиротки ходили  в  чёрных платьицах с белыми воротничками,… И она  привнесла в моду одежду своего детства.
«Я изобрела маленькое чёрное платье»- безапелляционно  заявляла она. Ну, пусть и не она придумала это черное платьице, но она  сделала его модным.
Девушки прошлого века, ну? У кого из нас не было маленького чёрного платья? Универсальное: и в пир, и в мир, и в добрые люди. Я бы до сих пор носила, но « изменились мои контуры».
А вот она  всегда  оставалась тощей. Ей и корсет, который носили дамы того времени, был не нужен. Я сняла  с женщин  корсет,- вдохновенно привирала она, хотя корсет из моды вывел Поль Пуаре, вечный её  конкурент. Да не в корсете дело, а во внутренней  свободе. Мне плевать, что вы обо мне думаете, я о вас не думаю вообще, заявляла Габриэль, ставшая  содержанкой кавалериста Этьена  Бальзена. А в Париж она  уехала  с его другом.
В Париже она становится кабаретной певичкой. В «Ротонде» собирались бедные, никому  в ту  пору  неизвестные художники и поэты: Пикассо, Аполлинер, Кокто, Дали…
 Голос  у неё был противный. Её взяли на разогрев, в перерыве между певицами. И она  своим скрипучим голосом  пела  скабрёзные песенки. «Куда ушёл мой петушок?» Петушок- Коко. Так  к ней  и прилипло это имя Коко.
Певицы из неё не  вышло, не каждой дано стать «воробышком» Пиаф.
Но как любила говорить Габриэль: если ты родился без крыльев, не мешай им расти. И она буквально перевернула  моду  молодого ХХ века. А за образец она  взяла Себя.
Короткая стрижка! Шляпка. Солнечные очки. Загар. Брюки.
 Так  появилась Коко Шанель - уникальная женщина, первопроходец высокой моды.
Она обожала мужскую одежду. Смело надевала  вещи своего любовника Боя Кепели.
Юноши второй половины прошлого века, вспомните своих длинноногих возлюбленных  после ночи любви, выходящих из ванной в  ваших рубашках. А? « Эээ. То- то, дружок. В этом- то  всё и дело». А идея стиля  от Коко. Мода выходит из моды, а стиль никогда. А стиль несложно имитировать самостоятельно.
Это  она подарила идею – эмансипированной женщины. Это она  научила комбинировать мужскую и женскую  одежду  в одном гардеробе, это она облачила женщин  в брюки. Лично я в юности была  адептом  другой субкультуры - хиппи. Но как мне  нравились мамины костюмы в стиле Шанель: простота кроя, чистота форм, мало цвета, дорогая простота.
Любимое  высказывание Коко: « Если вас поразила красота женщины, но вы не можете вспомнить во что она была одета,- значит, она была одета ИДЕАЛЬНО». Вот тебе и модистка из Мулена. Вот это харизма. Я вот всё думаю, образование она получила в  сиротском приюте. Читать, писать научили, навыки шитья ей там дали. Но она  была интересна гениям. В друзьях у неё ходили Кокто и Дали, Дягилев и Стравинский…Встречают то по одёжке, но провожают по уму. Сама она любила говорить, что второго шанса произвести первое  впечатление  не будет. Что это? Жизнь огранила? Умение перекачивать в себя знания своих мужчин? Самообразование? Да скорее чутьё на время… и дерзость. Но и дружить умела. Например, с Сержем Лифарём, для которого она создала немало сценических костюмов, всю жизнь её связывала нежная дружба. Да и для балетов Дягилева много напридумала и бесплатно.
 Если хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что вы никогда не делали,- говорила «великая мадмуазель». Ну не была она  парфюмером. Однако духи номер пять носят её имя, и  почти  сто лет  «девушка наша проходит в Шанели…». В духах этих есть аромат России. Это совместное детище Коко и великого князя Дмитрия Павловича. Племянник последнего императора был самым красивым мужчиной своего поколения, но слабость у него была - любил женщин старше  себя. Коко на ту пору было 38 лет. В результате их бурного романа и появились эти духи.  Парфюмер (эмигрант из России финского происхождения)  Эрнст Бо предложил  парочке несколько вариантов  на выбор. Запах женщины  Коко и её кавалер Романов ощутили в варианте под номером 5.
А какой талант предпринимательский  у неё был. Она  не  спешила  пускать в продажу  созданные духи. Несколько флаконов подарила самым шикарным подругам- дамам  из высшего света. Ну а когда о новых духах по Парижу  разнеслись слухи, и они стали суперпопулярными, вот тогда она  и выставила их  только в своём «модном  доме». В результате  заработала миллион.
А я всё думаю, отчего на эти духи не бывает  скидок.  А класс не тот, и так разберут. Запах удачи таинственный, сексуальный. Запах  состоявшейся женщины. Вместо привычного вычурного флакона, Коко взяла  за основу форму  штофа от водки. Вот он русский след. Обожают женщины и её высказывание: нет некрасивых мужчин, есть недостаток цветов и тёплое шампанское. В русской транскрипции это высказывание  обожают мужчины: нет некрасивых женщин – есть мало водки.
Я не биографию её хотела написать. Просто потерянные очки вызвали такой прилив  воспоминаний об этой  гениальной  женщине. Прожила она 88 лет. И всё в её жизни было: и успех и падения, и забвение, и возвращение. И всегда по жизни она  шла  со своим девизом: чем хуже  у женщины дела, тем лучше она должна  выглядеть. Ну, а нам девушкам второй половины ХХ века хочу напомнить ещё один её  совет: ничто так не  старит, как стремление молодиться.


Рецензии
Здравствуйте и здравствуйте, Наталия !

весьма интересно и увлекательно ; отдельные эпизоды в новинку, ибо я никогда
не интересовался модой, особенно женской. --- красивее любой одежды
женское естественное тело.

а вот историческая часть "экскурсии" воспринял особо : конец девятнадцатого
и начало двадцатого веков( по теперешнему летоисчислению ) что во Франции,
что в России были настолько насыщенны важнейшими не только в культурной среде
событиями.

( Наталия !
для последующих читателей возможно будет удобнее, если весь сплошной текст видоизменить : каждый выделенный абзац соответствует элементу общей замечательной мозаики. )

.......

Добра и Света !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   02.01.2024 19:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 68 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.