Однажды в июне

       Никита сидел на моем крыльце  и смотрел на наплывающий от реки туман. Полкан уютно пристроился у него в ногах. Я вышел к ним, набросил на плечи Никиты свою фуфайку и сел рядом. Полкан крутанул головой, давая понять, что он услышал и узнал меня.
    – Карл уснул? – Никита тоже повернул голову.
    – Нет. Сидит, тыкает по клавиатуре пальцами. Смурной, – я протянул пачку сигарет.
    – Только выбросил, – Никита неопределенно махнул куда-то рукой.
    – Ко мне на «газон»? – сказал я, подчеркнув в голосе самоиронию.
    – В твой бардак!
    – Устроишь пожар. Смотри… – я закурил и тоже стал смотреть на туман. – Вот чё тебя черт дернул? Какой смысл – на  ночь глядя, ругаться? Тот клавиши разбивает. Ты вот «не весел»…
    – …Старею, наверное. Никогда раньше не позволил бы себе вслух инсинуировать по поводу этой дурацкой темы… А тут? Правильно говоришь – «черт попутал». Дурь, конечно…
   – Не думаю… Рано или поздно все задают этот вопрос. Но редко кто «выбивает» ответ на него из собеседника. Да ещё с помощью неплохой дикции, грамотно построенных фраз и наличием определенной логики.
   – Ты-то для себя придумал удобоваримый ответ?
   –…Пока нет. Да и не особо этот вопрос у меня «свербит»… что б на него обращать внимание, а тем более выдавливать из себя ответ на него. Как-то так живем в рамках «пакта о ненападении». Он меня не трогает – я его.
     Ты-то вдруг, что на него осерчал? – спросил я с иронией.
  – А хрен его знает!
      Вчера проснулся, а он что-то воспрял, руки расставил, я в них и попал. Провозился весь день и вечер с ним, а на ночь вот – к тебе. На утро получается… Витьке позвонил, сказал что я буду у тебя, и… Все-таки день рождения Пушкина. Как-то хочется побыть со своими… Праздник всё-таки…  Как-никак…
     У тебя-то версия какая-никакая есть – «В чем смысл жизни?» – Никита повернулся ко мне. – Все равно – «все дороги не пройдешь, всю водку не выпьешь, со всеми певуньями в стогу не переночуешь». Времени маловато… 
 – Никита… Тебе ночи мало? Ни свет, ни заря… Солнце ещё не взошло. Не выдержим день. Окстись, ради Бога… Или вон иди к Карлу… Ты отдохнул, он отдохнул, тональность только пониже и можете начинать сначала… Мы с Полканом подойдем, вас по третьему кругу послушаем, вы воду в ступе потолкёте – нас повеселите…
 – Ну, тебя…
 – Вы только начинайте с начала – «с чего вы взяли, что должен быть он – смысл этот» – это первое, а потом уже решайте – «в чем, если он есть». Йес?
 – Так ты считаешь, что смысла нет?
 – Брэк, брэк, брэк… Я ничего не говорил… Пойду проверю верши и вернусь. Полкан, ты со мной? – я встал и взял ведро, давая понять, что я ухожу. Полкан встал и пошел за мной.
 – Браконьеры… и предатели… – услышал я сзади.
 – И разберитесь там ещё, о какой жизни идет речь! Об жизни индивидуума, о жизни сообщества,  жизни общества, и о какой популяции идет речь? Да, Полкан? – парировал я и скрылся в тумане.
  – …Мы с тобой, как ежик и лошадь, – сказал я Полкану и подумал о том, что если бы Полкан мог говорить, то, наверное, поправил бы меня и ответил: – Мы с тобой, как человек и собака, которым делать нечего, кроме как мочить ноги в холодной траве. 
  – Вы с Полканом как ёжик и лошадь в тумане, – раздалось сзади, и показался Никита. – Я говорю о жизни отдельно взятого человека.
 – Его родили для жизни  – значит цель его существования – жизнь, значит смысл жизни  – устранение причин мешающих достижению цели. Где-то так!
А цель и дорогу он выбирает… пусть случайно выбирает. Но идет же…
  …Ты похож на филина, – сказал я, оглядев его с ног до головы, и обратил внимание, что поля фуфайки чем-то напоминают крылья. Но почему-то крылья тетерева.
 – Простудишься, – я кивнул на его кроссовки, – и вещь испортишь. Дорогие...  Кожаные... Из кожи брата меньшего... Которого ты сожрал, чтоб самому жить… и людей смущать ночными разговорами.
  Полкан посмотрел сначала на кроссовки, потом на меня, а потом на Никиту.
– …Для конкретного человека… – Никита упер «руки в боки» отчего полы фуфайки поднялись ещё выше, он стоял выше нас, ожидая ответа.
«Если присядет, то будет совсем походить на тетерева на току»,  – подумал я.
 – Ты похож на несушку, только не кудахчешь… – сказал я и пошел доставать из травы жердь, чтоб вытащить верши.
 – Значит смысл жизни человека в устранении препятствий для его жизни? – он пошел за нами.
 – Отстань, а!.. Репей!
  «Да» – если так тебе хочется, но это противоречит смыслу жизни других людей и общества в целом. Поэтому такая трактовка не может быть принята обществом, – я нашел «кол» и пошел вынимать верши.
…Пока мы проверяли верши с Полканом, складывали рыбу и опять опускали их в воду Никита, молча, ходил за нами. Но чувствовалось, что его распирает от желания что-то сказать.
  Улов был неплохой. Было понятно, что три линька достаточно приличных размеров гарантировали отличную уху, а плотва и уклея  обещали одну-две сковородки неплохой жарехи. Это было понятно и Полкану, поскольку он повеселел.
  Белое покрывало над водой стало толще стали появляться редкие одинокие всплески мелочи, которая начинала резвиться.
 – Браконьеры, – сказал Никита.
 – Как и все человечество.  Что есть «браконьер»? По сути  – просто человек нарушающий правила того, что он делает, придуманные обществом для того, чтоб это же самое делать по правилам.  Убивать не по правилам – «браконьерство», по правилам… Что по правилам-то это? Тоже убийство. Но по правилам. Суть для объекта не меняется. Что его убили «по правилам», что «не по правилам» – для него без разницы. Для общества – «да», есть разница. И то только в том, что кто-то нарушил правила, а не в самом факте убийства. Поскольку общество мало интересует содеянное, его больше интересует факт нарушения правила, установленного им.
 Ты пересек сплошную линию. И что из этого, если на сто верст никого на дороге. Но ты лишишься права ездить рядом с этой полосой потому, что ты нарушил правило или правила.
 Суть существования любого общества – установление правил и соблюдение  их членами общества.
  Мы с Полканом вне общества – мы у него ничего не берем, ничего ему не даем, поэтому считаем себя свободными от законов общества.
  Общество так не считает, поэтому оно вправе нас наказать, поскольку нас защитить от общества некому. Пусть наказывает. Да, Полкан? Мы разве «против»?.. Флаг в руки и вперед на Дарданеллы!.. Бей нас, изничтожай. Изгаляйся над нами. Куражься. Да, Полкан? Рви нам ноздри, выдирай язык, ставь клеймо на лбу. Что принято у вас – то и делайте.
   Я с удовольствием разглядывал Никиту, размышляя и представляя то, как сегодня пройдет день. Мне так надоело за ночь слушать мнение то одного, то другого, что просто хотелось позлить их обоих. Кроме этого было жалко клавиатуру, от которой Карл наверняка еще не отстал и продолжал тыкать в неё пальцами.
   – Чем собственно я сейчас отличаюсь от тех, которые качают нефть и моют золото? Тем, что от их деятельности что-то достается обществу, а от моей – ничего.
  …Никитушка, но ты же понимаешь, что это не так. Ты-то понимаешь, что от нефти и золота достается только армии и полиции, которая их охраняет, и тем, кто воспроизводит им рабочую силу, тем, кто их развлекает.
   Мы с Полканом не требуем защиты, нам не нужны работники – вот мы и ничего от пойманного обществу не отдаем.  И нам по барабану, кто будет там качать нефть и заставлять других лазить по кимберлитовым трубкам, поскольку нам этого не надо. 
  …Мне положительно нравилось злить Никиту.
– Вот ты помнишь?.. Сегодня у Александра Сергеевича день рождения.  А Наталья Николаевна – его сто тринадцатая любовь. Это по правилам? А вести себя так, что другим с тобой неуютно? Двадцать девять дуэлей и первая же серьезная – смерть! О ком думал? О Наталье? О нас с тобой? О русском языке? И любил он осетрину запеченную цельным куском по полтора – два фунта, а это… кусочек от семисот до почти килограмма. Это по правилам? Если каждый в обществе будет так жрать осетрину?.. Не от этого ли нет сейчас осетрины? Не от этого ли сегодня  быть «сотой любовью» по правилам? А?.. И что это за общество со своими правилами? Что это за правила такие?..
   Как тогда были не соблюдающие  их, так и сегодня их полно. Да, Полкан?
   Не веришь посмотри на нас с Полканом. Да, Полкан?
 – Уеду я от вас, – Никита сел прямо на траву.
 – Хоть уедешь, хоть останешься, хоть женишься, хоть не женишься – все равно будешь жалеть о сделанном. Одно спасает человека, что не дано ему знать, что было бы если бы не было того, что уже было. Хоть что-то защищает его от себя… Куда уедешь-то?.. Как мы… Что Витька говорит?..
 – В Колумбийский университет… лекции читать буду…
 – О! Давай! Дорога известная… Потом помянешь меня, Витьку, Полкана ещё парочку американцев на вручении какой-нибудь премии, а я буду жить тем, что всем рассказывал, как ты с Карлом выжрали три литра самогона за ночь… обсуждая смысл жизни…
…В смысле – обсуждая «ничто»… пока был самогон в банке… Учти  – так и буду говорить…
  – Так ты против?..
  – А кто я тебе?.. – я остановился и посмотрел на его помятую небритую физиономию, – чтоб быть «за» или «против»?
  … Придем, побрейся. Прямо на глазах у тебя щетина лезет. Помрешь – два раза брить надо будет… Будет ли кому брить-то?.. Вот это тебе не безразлично… А не все остальное… Как выглядеть в гробу будешь… А как сейчас – тебе наплевать…
  – Сам-то?..
  – Я дома. А ты в гостях. Вот в Нью-Йорке и ходи на лекции небритый.
…О чем лекции-то? О том, как бы ты писал, если бы умел? О том, как неточно написали другие? Какой смысл вкладывали в слово, в окончание, в предлог?
…На английском читать лекции о русской литературе… Или наоборот…
Студентов-то в наручниках на такие лекции приводят? Не могут же по своей воле идти.
 …Господь разъединил людей по языкам для чего? Для чего? Плевать он хотел на эту башню, надоело смотреть на дурь человеческую – тратят время на пустое дело… Чтоб каждый своей дорогой шел, не отвлекался на «давай поговорим». Усек? Каждый своей! По дороге познания со своим инструментом – языком и нравами. Не сможешь ты познать «чужой язык и нравы»… Жизни не хватит… «Где родился – там пригодился» – дураки придумали?..
  – Отстань!  Как скандинавский лесоруб – «в лесу – о бабах, с бабами – о лесе»! Рыбу чистить не буду! От твоих линей потом неделю везде рыбой пахнет.
 Мы, молча, подошли к дому. На крыльце сидел Карл. Он как-то согнулся и наклонился к широко расставленным ногам, держа сигарету в кулаке.
– «Сделал дело – гуляй смело»! Раздолбил клавиатуру-то?
Я поставил прямо «под нос» ему ведро с рыбой.
 – Это как в сказке – закрытая дверь, которую нельзя открывать, – сказал он, глядя на Никиту.
  – Это как в палате  твоей больницы – «белочка» – алкогольный психоз, – сказал я.
 – Просто в жизни должна быть закрытая дверь, которую открывать нельзя.
 – С вывеской «Смысл жизни»? – добавил я, убирая ведро и расстраиваясь из-за того, что рыбу, похоже, мне придется чистить самому.
    Солнце выкатилось из-за верхушек деревьев, разогнав туман. У кого-то закричал петух, прокашлялся и опять стал стараться выводить свои «рулады», изредка замолкая в надежде, что ему кто-то отзовется.
 – Ага! Дождешься!.. Без тебя не знали, что взошло, – сказал я ему.
 – Так ты считаешь, что такого понятия, как мировая культура, нет? – спросил Никита.
  – А ты считаешь, что войн нет? А если есть – то при наличии мировой культуры?.. Или она есть, но об этом воюющие не знают, что она есть? – ехидно ответил я. – Просто идет стремление одного народа понять, кстати, – безуспешно, чего достиг другой народ в понимании этого вашего содержания, хранящегося за закрытой дверью.
  – Давайте я почищу рыбу и пожарю? А?.. Домой за мукой схожу, может там ещё что-нибудь на «черный день» есть? А? – Карл посмотрел на нас как-то жалобно.
  – Будь добр! Сделай милость! А?.. – я радостно согласился в тон ему.
… Мы сидели с Никитой на крыльце. Курили. Карл под навесом возился с рыбой. Полкан крутился около него.
Показалась машина. Не наша – городская.
 – Наверняка Витька, – сказал я.
 – А то! – грустно сказал Никита. – А на хрена мне эти деньги?
 – Какие? – спросил я, глядя на выходящего Витьку с какими-то пакетами. Витька был почему-то в приличном костюме.
 – Тоже не спал.  Даже домой не заходил. У кого ночевал?.. Котяра!..
 …Которые обещали за лекции заплатить. Куда их тратить?.. Вот смеху будет, если он рыбу привез! – сказал Никита.
  – Я вам за носильщика что ли? – крикнул Витька от калитки, – хоть бы оторвали задницы или улыбнулись, что ли!
   Он приподнял пакеты.
    Полкан медленно пошел к нему.
 – Неси сюда! Ну их! – крикнул ему Карл.
 – Неси туда на «газон», – крикнул ему Никита и ехидно посмотрел на меня, – там сегодня спать будем.
    Я встал и пошел проверить – работает ли клавиатура.
  – Хорошо, что есть у нас Александр Сергеевич… Ничего придумывать не надо, – услышал я уже открыв дверь.
      
   


Рецензии
Привет, Саша.

Начну с шутки.

Умер один человек, стоит перед Богом и спрашивает:
- В чем был смысл моей жизни?
- А помнишь, как ты в 1968 году ехал в поезде Москва - Новороссийск и человек за соседним столиком, в вагоне-ресторане, попросил передать солонку...?

Может быть смысл жизни в том, чтобы мы ее чем-то недостающим наполняли?

Во-первых, нас создали по Образу и подобию. Это ведь может означать и передачу демиургических способностей по созданию миров? Я не исключаю возможности того, что каждый из нас создаёт настоящим свой собственный будущий мир или собственное ничто, уничтожение навсегда, если ничего стоящего не выйдет к окончанию белковой стадии.

Во-вторых, в Писании написано "плодитесь и размножайтесь, твари")
Это призыв к сохранению жизни в тварном виде, продолжению себя в потомках (если не ты, то кто-то из твоих продолжений сможет сделать что-то стоящее). И, возможно, требование создания творческих продуктов -плодов для наполнения тварного существования духовностью.

В любом случае, жизнь лучше использовать для счастливого развития себя, становления своего духа и удовлетворения души. Ведь у каждого из нас был такой ничтожный шанс зачаться у своих родителей, родиться, вырасти и дожить до каких-то осмысленных лет. Поэтому жизнь нужна и для настоящей благодарности за такую удачу.

Мне понравился рассказ. В нем много настоящего. И показано многообразие смыслов жизни. Например, быть, как Ёжик с Лошадью, бредущими наугад, в тумане. А можно и как Поросенок на крылечке - созерцать эти плывущие "бочком по речке" туманы или даже просто думать о них, уже имея такой чувственный опыт. И еще можно сказать спасибо Козлову, потому что он уже воплотил свой смысл жизни в образы, которые навсегда поселились в головах миллионов читателей и будут продолжать находить себе все новых поклонников.

Желаю найти всем достойным писателям такие же смысловые нагрузки жизни.

С уважением,



Ив Олендр   18.06.2012 21:17     Заявить о нарушении
Инна!
"Во-первых, нас создали по Образу и подобию..."
*А в чем смысл его существования?..
**Какой смысл создавать кого-то по образу и подобию?.. (см. "Теория подобия")
"...для счастливого развития себя, становления своего духа и удовлетворения души. "
*Что такое "счастливого"?..
**Что такое "дух"?..
***Что такое "душа"?..
Но мне очень приятно, что Вы уловили (и почти согласились) главное... - "у всех героев этой миниатюры, у тех с кем Витька был вечером и ночью, у таксиста (в такую рань) (и у линей и у уклеек, и у плотвиц) - ( а уж про ёжика и лошадь не говорю, а тем более про более чем прозрачный намек на Винни - Пуха и Пятачка ("ты похож на медвежонка летящего на воздушных шариках") - смысл и цель разные. Разные! А значит это не предмет обсуждения и тем более споров.
Мне показалось, что для всех важнее всего (а это именно День Рождения Пушкина) побыть рядом с теми, кто дорог, кто ждет (или не ждет) тебя, а просто есть на свете.
Просто такая небольшая зарисовка, которая в данный момент ставит не во что возможность быть где-то, каким-то важным и умным ибо это ничто по сравнению с тем, что ты не один.
Одного охотника- промысловика в годах спросили: "В этот сезон опять пойдешь в тайгу? Старый ведь уже!.." Он ответил: "Конечно пойду! Что я тут у вас один буду делать?"
А про солонку - это хорошо!
Знакомый аккорд.
Сегодня слушал Пола Маккартни...
По большому счету все, что было написано вечного - было написано рядом с друзьями...
Удачи Вам!


Саша Тумп   18.06.2012 21:56   Заявить о нарушении
Саша, это были не риторические вопросы?)
*А в чем смысл его существования?

Если человека, то мне кажется, что я выше ответила. А если Бога - то это ведь совсем другая тема?
**Какой смысл создавать кого-то по образу и подобию?.. (см. "Теория подобия")

А какой смысл рожать детей? В тишине, спокойствии, минеральной форме или даже в состоянии мысли, или пустоты было бы намного проще и спокойней, но ни Богу, ни человеку ( в большинстве случаев) не нравится, видимо, это состояние, и хочется чего-то нового, внешнего, развивающегося. И что в этом неправильного - сделать высшую разумную форму жизни приближенной к Себе, дать ей автономную возможность саморазвития. Вот мне, например, никогда не скучно с самой собой, но люди вызывают у меня эмоции, а собственные дети ( тоже в чем-то мои образы и подобия) меня, в большинстве случаев, радуют.

"...для счастливого развития себя, становления своего духа и удовлетворения души. "

*Что такое "счастливого"?..
"счастливого" - это приблизительно, как и со смыслом. У каждого свои приоритеты.

**Что такое "дух"?
Это внутреннее волевое состояние, т.е. управляемое сознанием.

***Что такое "душа"?..
А с душой сложнее. Ей свойственны не только осознанные, но и немотивированные движения ( можно это отнести частично к подсознанию, и даже к каким-то внешним силам, при определенном религиозном восприятии, их можно называть Божьей волей).

Настоящие друзья - это тоже неплохой повод для счастливой, осмысленной жизни. Для человека важно быть кому-то нужным, и не для чего-то, а просто по факту своего существования.


Ив Олендр   19.06.2012 01:02   Заявить о нарушении
Инна! Мне кажется, что так все очень сложно и некорректно. На уровне гипотез. То есть на том уровне при котором и возникают споры.
Поиск истины совместно маловозможен ибо цель жизни одного ВСЕГДА противоречит интересам другого.
Я опять возвращаюсь к ДП.
Как в ранней, так и во второй редакции, я так и не понял мотивов его путешествия.
Нарушается логика - "Нахождение семени - поиск чего - для чего?" Если задекларировать-озвучить свое видение, то зачем нужен читатель.
Мне кажется читатель сам должен придти к выводам, пуст другим чем автор.
"А если Бога - то это ведь совсем другая тема?" - почему другая? Он по нашему образу и подобию!.. Логично предположить, что проблемы его подобны нашим... А если опираться на гипотезы, то и надо начинать с "начала" - слова(истины или ещё чего там) было мало создали Землю для человека и проблемы его? Что - скучно было без человека и его проблем? Или созданием Ч. решалась какая-то проблема? Но очевидно, что подобное подобным не исправить...
Вот я и постарался привести Читателя к мысли - "А стоит ли жизнь( в смысле - время её) на то, чтоб забивать голову несвойственными жизни проблемами. Не есть ли это главное искушение?..
Все, возможно, намного проще и понятнее, а усложнение - от незнания ( неполучения, недодостижения, недопонимания) простых, наивных, правильных целей и задач!
"Устранение явлений противоречащих обычной беззаботной жизни, то бишь - устранение проблем..."

Саша Тумп   19.06.2012 09:51   Заявить о нарушении
Саша, привет.
А как насчет варианта со смыслами разного уровня сложности? Кому-то надо упроститься в процессе, кому-то усложниться и сходить в дебри с головоломками. В этом тоже разнообразие методов познания жизни.

Про ДП в новом варианте. Я думаю, что по двум главам тяжело понять общий замысел. Но это роман о попытке понять мироустройство и "сложный") смысл существования, приведя его к простой форме (идеи витают в воздухе!)).

Только совсем уж просто не выйдет, потому что ГГ находится среди магов и его сопровождает вступивший с ним в контакт настоящий ангел.

Мы ведь никому не обещали писать в жанре грубого реализма?)
Но, я надеюсь, что за всей этой канвой читатели найдут что-то настоящее для себя.

Ив Олендр   19.06.2012 12:26   Заявить о нарушении
Когда слышу слово "ангел", то сразу вспоминаю, что он "в натуральную величину" стоит на Александрийском столпе. :-)
"смыслами разного уровня сложности"...
Можно ли понять более высшие или низшие уровни смысла предназначения гвоздя не поняв его самого простого смысла существования?..
Можно ли достичь высшей ступени просветления, не пройдя промежуточные?
И как "упроститься" если человек знает только беспредельно сложное?
И откуда он знает, что это - сложно, если он не знает - что такое просто?..
Мне показалось, что ДП уже запутался на полпути ибо не знает, для чего ему знать мироустройство?
По крайней мере по первым двум главам создается образ не целеустремленного, а растерявшегося человека.
Мне показалось, что Ангелу было бы легче разговаривать и что-то объяснять Арбузной Корочке...
Хотя... Может он и дойдет до того к чему шел...


Саша Тумп   19.06.2012 12:44   Заявить о нарушении
Каждый материализовавшийся ангел всегда в натуральную величину.))
АК в романе будет немного, но у нее важная роль, потому что она будет основным свидетелем возвращения ДП на помойку, но уже в новом качестве, и именно она напишет Новое Евангелие.

Ив Олендр   19.06.2012 13:03   Заявить о нарушении
Кстати, вот такая "банальная" мысль:

"Людям невозможно дать чужие крылья - они должны вырастить их сами"

Монах Симеон Афонский

Ив Олендр   19.06.2012 13:07   Заявить о нарушении
Иеромонах Симон не смог "приобрести крылья" в Сергиевой Лавре и поэтому уехал на Афон?
«Таинственные беседы, или Сокровенные истины»... Почему истины должны быть "сокровенные"? И что это за сокровенные если они опубликованы в СМИ?
Хотя все возможно...

Саша Тумп   19.06.2012 13:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.