Встретились два брата. И один из них говорит: "Брат, я хочу искренне поговорить с тобой. Доверься мне, потому что я честен с тобой. Да и вообще, я поступаю всегда честно, потому что иное — сам знаешь, что такое. Ты же знаешь мои деловые качества. Можешь не сомневаться, все сделаю как надо и в срок. Так что, и делать тебе ничего не придется, ведь я же тебе брат, а не кто-нибудь".
Другой брат ответил в смущении: "Я верю тебе, успокойся, но лучше нам поговорить в другой раз".
Братья разошлись, так ничего и не обсудив. Но второй из них, понуро плетясь домой, задумался: "Ведь не верю я брату своему. А почему? Возможно, много слов об искренности, честности, готовности к свершению дела и родственных чувствах. Много говорящие о добродетелях невольно вызывают подозрения в том, что они-то и далеки от них, т.е. по меньшей мере неискренни. Что же это? Что же я сам говорил и делал? Все это куда-то ускользает. Ах, нет! Все-таки вспомнил. Я же в ответ сказал, что верю ему, хотя несомненно лгал, пусть и для смягчения развода. Да-да, был малодушен, а мог быть просто мудрым".
Вот интересно, что означает мудрое поведение в той ситуации. Сказать, что ты не веришь? Надо аргументировать. Что дальше тогда? Худой мир и так далее. Эта пословица всегда об умолчании. Как часто мы лжем вынуждено! Как часто правда разрушительна.
Отказ в доверии может не сопровождаться аргументами. Если сказать об этом, то, скорее всего, отношения разрушатся, но очень велика вероятность, что в итоге это благотворно отразится на том, кому не поверили. Заметь, ведь словами в данном случае оправдаться невозможно. Можно только либо проигнорировать, либо самому попытаться понять, почему так произошло. Еще интересно, что отказ в доверии - не осуждение, хотя обиженный воспринимает его именно как осуждение.
Но все-таки, когда ты говоришь: "Я тебе не доверяю", сразу возникает вопрос "Почему". Так или иначе - это конфликт. Надо объяснять и разрешать конфликт.
Да, конфликт возникает. Но отказ в доверии, я настаиваю, означает невозможность продолжения диалога, в том числе и выяснения причин и приведения аргументов. Анализ причин, аргументов производится уже потом, если необходимость в этом чувствуется. Это, думаю, примерно так же, как и в случае признания нелюбви. Я сейчас не говорю о том, можно ли и как вернуть утерянное доверие. Возможно, путь к этому в покаянии, прощении, но и здесь не нужны аргументы.
И все-таки между нелюбовью и недоверием есть разница. Недоверие связано с фактами несправедливости, которые переживаются иначе. Если иногда разведенные снова женятся, то вот восстановить доверие... Возможно ли это?
Доверие восстановить можно, в отличие, быть может, от любви. Для этого нужна воля простить, с одной стороны, и покаяться - с другой. При этом все резоны надо забыть. Только тогда все обнуляется и начинается с нового листа. Я исхожу, как ты уже понял, из того, что доверие (вера) и любовь - движущие, формо- и смыслообразующие силы, не зависящие от разума.
Да. Я считаю, что это лучший выход. Ив полагает, что нужно всегда говорить правду. Но мы лжем или умалчиваем правду не из-за своей порочности, а для того, чтобы не истощать мир, в частности, людей. А шанс мы можем дать им и так, внутри себя. К тому же мы часто не знаем правду точно и сами, и весьма сомневаемся в своих догадках.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.