Рабы - кто они?

Как все мы знаем ещё со школы, рабовладельческий строй человечества давно закончился, сменившись, причем неоднократно, другими формациями, более эффективными, с экономической точки зрения, и более справедливыми — с гуманитарной. Нам кажется, что мы уже безвозвратно пережили самое ужасное, что может случиться с человеком — стать рабом. Типичный образ раба: лишенный гражданских прав, юридически почти никак не защищенный, унижаемый везде и всеми, лишенный элементарных форм собственности, нередко в оковах, голодный и почти голый, принуждаемый к тяжелой работе ради чуждой ему цели. Иначе говоря, быть рабом  — не приведи Господь. В наше время вспоминают о рабстве как идее в связи с её некоторыми проявлениями в текущей жизни: сексуальное рабство, рабство гастарбайтеров и военнопленных, в связи с низкими зарплатами, которых хватает едва лишь на  биологическое выживание. Об этом здесь я не стану говорить. Однако, чтобы лучше понять мою цель, замечу, что в меню римского раба входило до 0.8 литра сухого вина (а другого тогда и не знали)  и до 400 граммов оливкового масла. Этого не каждый наш современник может (или захочет) себе позволить, а потому не будем цепляться за невольную или навязанную мысль, что раб это расходный материал, говорящее орудие труда и т.п.

Иисус Христос пришёл, чтобы сменить эру справедливости ("око за око") эрой любви ("возлюби врага своего"). При этом к существующему расслоению общества на рабов и господ Он как будто остался равнодушным, как если бы это было само собой разумеющимся положением дел, не имеющим никакой альтернативы. Замечу попутно, что данное обстоятельство сыграло некоторую провоцирующую роль в воспитании умонастроения последующих революционеров  (что осталось без присмотра, можно взять как удачную находку, а не считать банальным воровством). Но и не в этом суть. Я думаю, что Он исходил из незыблемости проблемы (а не текущего материально-юридического состояния, заметьте) рабства, источником которого является нравственная суть человека. Другими словами, раб родится и воспроизводится внутри человека, который склонен всё списывать на внешние обстоятельства, а себя выгораживать.

Человек может родиться в семье и короля, и раба. Он — наследник и богатств, и долгов своих родителей и более далеких предков. Кто оспорит? Но, родившись, он сразу же оказывается связанным с тем, что уже существует, ранее было без него, а также с тем, что воплотится позднее, но уже с его прямым или косвенным участием. Сейчас я не о фатализме.

Новорожденный, раньше или позже, начинает, пусть смутно, осознавать, чем и как ему быть. Это — критическая точка развития. Дело не в выборе конкретной профессии или области деятельности. Я сам до самого последнего момента перед выпуском из школы ничего не знал на этот счёт. Остановимся и осознаем свободно, а потому легко, что именно здесь решается, кем ты станешь, рабом или свободным человеком. Разумеется, родители и ближние твои могут очень помочь тебе на данном перепутье, а может (если не повезет) — искусить, соблазнить тебя. Напомню, многие свободные от рождения древние люди недёшево продавались в рабство. Кто-то из них обретал счастье, а кто-то — проклинал своё рабство.

Выдающиеся умом римляне, а позднее и сам Иисус, говорили, что раб это тот, кто не знает, что творит его господин. И именно в этом вся суть и ключ к пониманию вопроса! Римляне поясняли, что отказом от знания целей своего господина они отказывались и от ответственности за собственные деяния. А безответственный человек не может быть свободным, а потому и гражданином. Что-ж, таковых много развелось на земле, их можно как-то использовать на благо себе, ещё кого-то, да и вообще кого угодно. А чтобы они не перевелись, надо о них позаботиться, но не больше, чем об овцах. Так вот, они не только не перевелись, но и размножаются так усердно, как это предвычислил Фибоначчи. Очень соблазнительно отказаться от всего ради "лексуса, квартиры и чтоб нажраться каждый день". Так что, выходит, смена формаций — всего лишь выдумка некоторых, скажу так, немцев? Рабом быть удобно, поскольку снимает ответственность за дела земные и мучения разума на пути к Богу. Но Господу, как сам Он сказал, нужны не рабы, а друзья.


Рецензии
Да, вероятно именно - ответственность является определяющим в этом вопросе.
т.е. её наличие или отсутствие, за свою судьбу, судьбу ближнего, общества, Родины...

Самая же сущность сего понятия-состояния, пожалуй, - принадлежность...
Т.е. добровольная принадлежность, например, примитивным качествам в себе - лени, гонору-гордыне, страху, алчности, злу, жестокости, сладострастию, похоти...
Или обратному - Любви, Истине, добру, духовной радости, простоте, жертвенности, Правде...

Сергей Одиниз   03.08.2014 05:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.