Кравчучка

       …Опять  эта  писательница  выставила  заголовком  слово  совершенно  какое-то  невообразимое  и  непонятное.  Так  скажет большинство  читателей,  но  не  все!..  Репатрианты  первой  алии исходом  из «неньки Украины»  значение  этого слова  знают. Был когда-то  (в  «той жизни») там  президентом  г-н  Кравчук, и во  времена  достопамятные  ходил  там  г-н  Кризис,  и  люди-человеки знали:  если  где-то  что-то  дают/распродают/выкидывают  надо срочно  бежать,  чтоб  успеть схватить/набрать/урвать  и т.д., и т.п…Чтобы,  так  сказать,  объять  необъятное – надо  было  иметь куда  сложить и как тащить.  Сумка на колёсиках ёмкостью не менее полутора пудов (картохи, к примеру) -  самое  оно,  то, что нужно.  Это чудо и получило название «кравчучка» , и с этим же именем  прибыло  на  Землю  Обетованную.  Ну,  ради  правды можно  сказать, что, вероятно, прибыло  только  имя,  а сам предмет  разговора  уже  давно  производится  Израильской  промышленностью,  но!   чаще  гораздо  видим  мы  олим  хадашим с  этой  радостью,  волочащейся и постукивающей  разболтанными колёсиками  по  плиткам  тротуаров,  чем  коренных  жителей страны,  которые  грузят  свои  магазинно-рыночные  покупки  в тележки  под  названием  «Мицубиси»,  «Ауди»,  «Рено»  и  т.п…
     Несколько  наблюдений,  связанных  с  этой  темой,  предлагаются  вниманию  читателей:
~~~  - Изя,  вы уже  были  на  шуке?  Таки  что  вы  можете  мне  сказать   за  синенькие?  Что?!  Три рубля  за  килограмм  идут  синенькие  сегодня?  Ну, ладно-ладно, не  рубля, а  шекеля, в чём разница?  Но  вы  будьте  здоровы до ста  двадцати  с  такими  синенькими,  а  я – ну уж нет, я буду икать  два  дня  после  таких  синеньких,  если  жена  мне  приготовит из  них  сотэ  и  гордо  цену мне объявит. И за каждой ложкой,  за  каждой  ложкой!..
 ~~~ Сколько  рук  нужно  пожилому  человеку,  который  в  базарный  день  тужится  исполнить  мечту  всей  недели: «скупиться»  на  рынке?  Не  менее трёх,  и  вот  почему:  в  левой  руке  палочка-верная  подруга и спутница во всех  жизненных  передрягах;  правая  рука  тянет уже  переполненную «кравчучку» и… при  подходе  долгожданного  автобуса  чем  цепляться  за  поручень,  чтобы  преодолеть  высоту  его  ступенечки?  Третьей рученьки  нет,  оставишь  палочку  прислоненной  к  зелёному  металлу – упадёт  под  ноги  собратьям,  оторвёшься  от  своей  тачанки – снесут её, что  чревато  разбитыми  яичками,  раздавленными  помидорками  и  втоптанным  в  пыль  укропом… Но, опять же:  народ,  наученный  горьким  опытом,  приноровился палочку   крепить к  запястью  шнурком, а  по  поводу  полуторапудовой  тележки  громко  кричать:  «Эзра!..» - и она, т.е. помощь, придет  в  виде  крепкого  плеча  солдатика  или  усилий  хрупкой  сочувствующей  студентки. Спасибо!  Тода раба!..
~~~ А  эта мини-глава  называется  СПИСОК.  Что  может  быть важнее  списка,  составляемого  чуть не  целую  неделю  перед  базарным  днем?  Если  сразу  не  положили  вы  в  боковой  карман  телеги  эту  выстраданную,  многажды  оспоренную  бумажонку, - вполне  возможно,  что  потерю  вы  обнаружите  только  на  следующий  день  посреди  рыночной  суматохи.  «В  глазах  туман» - как в известной  песне поётся… Что делать?  Проверяем:  деньги  туточки,  и  то  хорошо!  А  пойдём  по  рядам (ведь  больше  ничего  не  остаётся. Дома  с  пустой  тележкой  будем  иметь  грандиозное шоу);  и  шествуя  по  этим  рядам  мы  твёрдо  знаем,  что  тут  есть не  только  пункты  из  списка  нашего,  но  много  ещё  чего – лишь  бы  кошелёк  согласен  был…   Это  берём,  это тоже  берём,  эту  ерунду  не  берём,  а  это,  то  и  во-о-н  то  дайте  нам  по  полкило.         «Кравчучка»  распухла, а ещё  ведь в  магазин  за  хлебом  надо. Вопрос:  что  супруга  вписывала – «бородинский»  или  маленькие булочки-халы?   В  следующий  раз  пусть  сама  идёт  на  рынок  со  списком  в  бюстгальтере!  А  бурчать  буду  я.  Она  никогда  мою  любимую  газету  не  приносит,  хоть записываю  я  её  в  список  лично, и  первым  пунктом!
~~~ Далее у нас  описание  катастрофы… Форс-мажор:  в  самый  ответственный  момент  выползания  из этой  суматохи  у  телеги--правильно  догадались!-ломается  колесо.  Сперва  ахаем/визжим//произносим  «бип-бип-бип»,  затем  погоня  за  оторвавшимся колесом  (со  скрежетом  покалеченного    инвентаря),  поиск  помощников и  советчиков,  опоздание  на  очередной  автобус,  аритмия  сердечная  и  т.п.  Дома  при  выкладывании  продуктов обнаруживаются    обязательно  некоторые  утраты.  Ну, что  сказать?  Пусть  только  такой  форс-мажор  будет  нашим  горем…
~~~Далее – вздохи  тяжёлые…
    -Да-а,  я  таки  вам  говорю, Берточка:  это – не Привоз!.. Ну,  вы помните?-  откуда  не  войдёшь, так  пахнет  РЫБОЙ!  И  какой!.. Не  помню  уж и  названий, голова  не  та  теперь, а  запах и вкус  помню.  Как – то  дня  два  мой  Сенечка помогал  рыбакам  улов  выкладывать,  и ещё  один  раз в  коптильне  денёк  работал, так  я  вам скажу, что  спал  он  на  веранде  и  ещё  целый  день  купался  в  море,  и  я  его  долго  потом  на  Привоз  не  отправляла:  на  что  мне  муж,  пахнущий  рыбой… А  это  здесь точно  не Привоз!  И  Сенечки  нет  давно…  И зачем  мне  без  него  эта  телега?!...
~~~ Мойше,  ваша  супруга  умеет  готовить  овощную  диетическую  икру  из  ничего?  Моя  Фаня  таки  умеет,  представьте  себе.  Она меня  посылает  на  шук,  пишет  там  кое-что  на  бумажке,  чтоб  рано  утром  я  принёс  всё  это  «ничего» ей  на  кухню,  выгоняет  меня в  палисадник  читать «Идиот  Ахронот» (это чтоб я не мешал  своим  бурчанием  ей жечь  прямо  на  открытом  газе то,  что  привёз  я в нашей  «кравчучке»).  А я вам скажу,  почему  эта  икра  имеет  в  своём  названии  слово  «ничего». Она таки  вкусная,  икра  моей Фанечки,  мастерица супруга у меня, вся в свою  маму – так наготовит  целый  тазик!  А  запах! – не описать словами… Так наши  дети и дети наших детей его чувствуют за несколько  километров.  Базарный  день – четверг; в пятницу у  нас  в  доме  полный  кагал,  вы  это  представляете?!  Что  остаётся  от  тазика  икры?  Бедьюк, точный  бедьюк,  уважаемый  Мойше:  ни-че-го.  Для  чего  я  мучаюсь  и  волоку  эту  телегу  с  овощами?  Ночью  выброшу  её  на  свалку,  куплю  себе два «коттеджа» и булочку,  и  пусть они посмотрят,  как  это  смачно!..
~~~ Люди,  спокойно, полный  шекет, пожалуйста,  ведь  этот  абзац  уже  последний  в  рассказе  про  «кравчучку». Всё  это  я  видела  собственными глазами и  слышала  собственными  ушами,  я  ведь всегда  только  об  этом  и  пишу,  остались  невысказанными  лишь  эмоции,  связанные  с  наглостью  ЧУЖИХ  голубей.  Где  я  держу  свою  сумку-выручалку?  Точно,  там  же,  где и все:  на  балконе вешаю.  А у кого есть  соседка Броня, несмотря  на  все  мои  увещевания  прикармливающая  на  своём  балконе  выше  этажом  всех  окрестных  голубей?  У меня  есть  соседка  Броня.  И  она  же  мне  сегодня  на  автобусной  остановке  во всеуслышание  заявила:  «Если  вы, милая,  будете вашу  телегу  почаще  чистить  щёточкой – она будет иметь аккуратный  вид».  Вы  таки  можете  себе  представить,  сколько  всего  услышала  Броня о  себе.  О  голубях.  О  стране  нашей.  О том,  что  было с  нами,  и  что будет…
                До  свидания! Да будет полной ваша «кравчучка»!
      


Рецензии
Отлично, Анна.
В Одессе бывал лишь проездом, а в Израиле вообще не был.
И что с того? Когда читаешь столь мастерски написанные
вещи - это всё равно что побывать там. Сюжет, лексика - всё
точно и выразительно. Спасибо,В.Л.

Виктор Леонтьевич Лысенко   16.06.2012 13:01     Заявить о нарушении