Крещатик. Кафе и кондитерские начала ХХ века

В последней четверти XIX века в Киеве небольшие кофейни постепенно стали набирать некий аристократизм, превращаясь в элитные кафе-кондитерские, которые удивительным образом одновременно представляли и классическую европейскую кондитерскую и восточную кофейню, и, при этом, выполняли ещё и роль своего рода клуба.
Если в 1901 году в Киеве было 6 кондитерских, то спустя всего десять лет, в 1911 году их уже насчитывалось 39.

        На Крещатике посетитель, заплатив 20 копеек, мог насладиться чашечкой свежесваренного бодрящего напитка, а также разными сортами печенья, пирожных, шоколада, мороженого или ликером. И хотя цена чашечки кофе была отнюдь не низкая, если учесть, что кружка лучшего пива с раками обходилась в 5-6 копеек, киевлян  это не останавливало, и число «кофеманов» росло из года в год, так что посещения кофеен стали неотъемлемой частью жителей города, и, конечно, посетить одно из кафе старались все приезжие.

Одним из первых, углу Крещатика и улицы Прорезной открыл кондитерскую, приехавший из Одессы, купец 3-й гильдии ДАВИД ВАСИЛЬЕВИЧ БАСТУНОВ, которую он назвал
«ЯССЫ».

         Известный киевский журналист, поэт, драматург и редактор издания «Киевский Телеграф» барон Альфред Августович фон Юнк(1826-1870) о ней писал: «Кондитерская «Яссы» устроена вполне на аристократическую ногу и мы без преувеличения можем сказать, что и в столице подобное заведение могло бы считаться первым. Не говоря о приготовлении в этой кондитерской конфектов, тортов, разных печений, убранство ее великолепно: мебель спокойная на пружинах, дамская гостинная наполнена тропическими растениями. С нижнего этажа проведена спиральная лестница на второй этаж, где устроены прекрасная билиардная и особый буфет. Здесь во всякое время можно встретить множество посетителей играющих в билиард, шахматы или домино. Умеренность цен много привлекает посетителей и в свободное время здесь с удовольствием можно провести вечер».
        После смерти Бастунова, бизнес перешел к его вдове, которая вскоре уступила дело Жоржу Дортенману,  открывшему в популярном помещении кондитерскую «Жорж».

КОНДИТЕРСКАЯ «ФРАНСУА»

На углу Крещатика и Фундуклеевской 2 находилась кондитерская «ФРАНСУА» варшавского мещанина, поляка ФРАНЦА ФРАНЦОВИЧА ГОЛОМБЕКА.
        Предприимчивый поляк, кроме того, был владельцем отеля «Франсуа» на углу Владимирской и Б. Хмельницкого (Фундуклеевской). Чуть позже, в построенных зданиях на улице Жилянской Голомбек открыл еще одни гостиницу «Меблированный дом» «Франсуа» на 130 номеров, где тоже открыл кафе «Франсуа» с бильярдной.
В каждом из его заведений царила, характерная для польских кафе опрятность, удобная мягкая мебель, непринужденная обстановка и относительно невысокие цены, хотя кофе здесь подавали не хуже, чем у Жоржа Дортенмана и Семадени. Кроме того, в них можно было преобрести крупные фрукты в сахаре — дыни, ананасы и т. д, а шоколадные конфеты, хотя были не самые дорогие, но считались непревзойденными.

        Любила бывать в этих кафе и молодежь. Поскольку по соседству, на Фундуклеевской 6, находилась Фундуклеевская женская гимназия, юные гимназистки, рискуя попасть на глаза своим строгим дамам, нередко забегали в кондитерскую, чтобы выпить чашечку кофе с пирожным или встретиться с кем-то из молодых людей.
А гимназисты-старшеклассники из Первой и Второй гимназии, сдав успешно экзамены, толпой устремлялись к «Франсуа» есть мороженое.

Летом на улицу выносились столики и натягивался тент. Ароматный кофе приятно было пить в прохладной тени.

          Вот как описывала своё посещение кафе «Франсуа» детский писатель и автор исторических повестей Бэлла Моисеевна Прилежаева-Барская (1887 – 1960):
          «30 августа 1911 года часов в 6 вечера я с несколькими приятелями, проходя по Крещатику, зашла в «кавярню» вблизи Фундуклеевской. Маленькие польские кофейни, дешевые и чистенькие, обычно были полны народа, но на этот раз на обширной веранде, похожей на заросшую диким виноградом беседку, кроме двух или трех посетителей, углубившихся в газеты, никого не было. Заходить в душное помещение не хотелось, и мы остались на веранде…».

       Все сладости Голомбек изготавливал на своей фабрике (ул.Жилянская 23). Основанная в 1874 году, как небольшая мастерская по производству кондитерских изделий, со временем она превратилось в одну из лучших киевских кондитерских фабрик, продукция которой не раз отмечалась на промышленных выставках: 1880 год – 2 медали, одна из которых – за «трудолюбие и искусство», в 1897  – 3 медали, и одна в 1913 году.

       В 1913 году на углу Крещатика и Николаевской 2, открылся магазин шоколада, конфет и какао варшавской фабрики ЯНА ФРУНЗИНСКОГО, предлагавший срочное выполнение заказов и доставку домой самой свежей продукции.

         В 1859 году принимает российское гражданство и открывает в Киеве собственный кондитерский бизнес 28-летний швейцарец МАРТИН ЯКОВЛЕВИЧ ШТИФЛЕР (1831-1895). «Рост средний, волосы, брови черные, глаза серые, лицо овальное, особых примет не имеет», - записал полицмейстер в документе, подтверждая, что гражданин сей «не имеет препятствий» именоваться подданным империи. К тому же М.Штифлер представил свидетельство о крещении.

        В 1869 году М.Штифлер, к тому времени купец 2-й гильдии, преобретает длиный и узкий участок усадьбы профессора университета Фридриха Меринга площадью 2843 кв. саженей с кирпичным двухэтажным домом, который своей узкой частью выходил на Крещатик 15, и застраивает его тремя одно и двухэтажными домами. В двух он открывает предприятие «Мартин Штифлер», включавшее фабрику кондитерских изделий и два магазина для их продажи с буфетами и бильярдными, а одну квартиру и два магазина в двухэтажном доме, который выходил на Крещатик, сдает в аренду.
В 1875 году три разноэтажных дома, Штифлер по проекту архитектора А. Я. Шилле перестраивает в трехэтажное здание с двумя дворовыми крыльями.
В 1888 году Мартин Штифлер заключил деловое соглашение со своим земляком швейцарцем Бернардом Семадени об открытии в Киеве общего кондитерского бизнеса, однако, как видно, деловое партнерство продлилось недолго.

        В 1900 году усадьбу Штифлера приобрело за 1 миллион 375 тысяч рублей известное страховое общество «Россия», в планах которого было построить торговый дом, проект которого заказали известному петербургскому зодчему Павлу Андрееву (1869-1939). Так на Крещатике был построен Пассаж,который теперь хорошо знают не только киевляне, но и гости города.

В 1900 году, на Крещатике 3, в просторном доме Цельтнера, открывает контору директор правления Общества Демеевской паровой фабрики шоколада и конфет фирмы «Валентин Ефимов»-  швейцариц АЛЬБЕРТ ЯКОВЛЕВИЧ ВЮРГЛЕР. В этом же доме размещалось и правление Товарищества.
«Фирма,- писали газеты,- составила себе лестную репутацию у всех имевших и имеющих с ней дело, в особенности у сахарных заводов, которых она первая обогатила разными техническими новостями и усовершенствованиями».
В советские времена  она известна, как фабрика им. Карла Маркса, на которой изготавливали знаменитый «Киевский торт».

Особой популярностью пользовались: кондитерская Бернарда Семадени на углу ул. Институтской и Крещатика 15, кондитерская «Жорж» на углу Крещатика и Прорезной, а также  «Варшавское кафе» на углу Крещатика и Лютеранской.

КОНДИТЕРСКАЯ БЕРНАРДА СЕМАДЕНИ

      В январе 1877 года приехал в Киев, и тогда же открыл кондитерскую- Бернард Семадени.
       
        БЕРНАРД АНДРЕЕВИЧ СЕМАДЕНИ(1845-1907)- происходил из известной династии швейцарских кондитеров Семадени, которые ещё в начале XIX века вели свой бизнес в кантоне Граубюнден неподалеку от итальянской границы.
       Отец Бернарда - Анджей (Андреа) (1802—1886) уже вёл свое дело в польском городе Люблине, где в 1836 году основал кондитерскую фабрику. Там же вели кондитерское дело старшие братья Бернарда Каспер (1836-1886) и Александр (1844-1893).
До приезда в Киев, Бернард некоторое время стажировался в Одессе, в «Швейцарской кондитерской», которую держали братья Яков и Доминик Фанкони.
       
       Надо отметить, что у братьев Фанкони было чему поучиться. Яков Доминикович Фанкони - как и Семадени, родом из одного из «итальянских» кантонов Швейцарии - приехал в Одессу в 1872 году 33-летним опытным предпринимателем, имевшим 16-летний стаж работы в одной из лучших кондитерских Варшавы. Построенное по европейскому образцу, кафе Фанкони было в Одессе одним из наиболее посещаемых, так как славилось разнообразным ассортиментом предлагаемых кондитерских изделий: конфетами в изящных фирменных коробочках, драже, бисквитами, печеньем, шоколадом, мороженым и морожеными фруктами и даже восточными сладостями. Не случайно, среди его посетителей бывали писатели: Антон Чехов, Иван Бунин, Александр Куприн, поэт Николай Гумилев и десятки других знаменитостей.

       Бернард Семадени оказался отличным учеником! Уже через год, в 1878 году, на Крещатике 9 в доме Штифлера он открыл небольшое кафе, которую назвал «Швейцарская кондитерская Бернарда Семадени и Фанкони», намекая на причастность к популярной одесской фирме.
          Через некоторое время, накопив капитал, перебрался в помещение на углу Крещатика, 15 и улицы Институтской, в первом этаже дома Авраама Бродского.
Это двухэтажное здание на Крещатике 15 было построено в 1877 году по проекту архитекторов Александра Шилле и Виктора Сычугова, а позднее, в 1888 году , архитекторами Владимиром Николаевым и Артуром Абрагамсоном был надстроен еще один этаж.

С точки зрения бизнеса, это место было исключительно удачное: напротив, через дорогу, находилась городская Дума, а буквально в нескольких сотнях метров - здание Биржи. С этого времени, название кондитерской «Б.Семадени» русскими и латинскими буквами вдоль всего фасада, не только много лет привлекало киевлян и гостей города, но было своего рода визитной карточкой Киева.

        Зимой посетители сидели в теплом помещении, летом столики выносились на улицу, под специальный навес.

Успеху заведения во многом способствовали добросовестность и предприимчивость владельца.

        Во-первых, прекрасный кулинар, Бернард Андреевич постоянно изобретал всё новые и новые виды и формы тортов и пирожных. Ассортимент был просто огромным и даже сегодня считался бы весьма оригинальным: букеты из шоколадных конфет, шоколадные башенки, торты в виде цветочных корзинок, каштаны в сиропе, ананасы. Самыми вкусными считались фирменные пирожные и торт-мороженое «Семадени», которыми обязательно угощали киевских домах уважаемого гостя .
Но, в первую очередь, у Семадени были лучшие сорта какао и шоколада: швейцарские, английские, голландские.
Больше того, посетители могли даже основательно пообедать, выпить бокал-другой вина или выбрать что-нибудь из прохладительных напитков, или полакомиться марсельскими фруктами, американскими ананасами, отведать парижское драже.
Одним из изобретений кондитера, стала карамель «Кетти-Босс», созданная на экстракте из различных лечебных трав, и помогавшая от кашля. Между прочим, карамель была утверждена, как лечебное средство медицинским департаментом. Впрочем, эту карамель любили все – и простуженные, и здоровые.

В 1885-1887 годы  Бернард Андреевич значительно расширил свой бизнес. На Большой Васильковской, 12 он приобрел две небольшие усадьбы и в начале оборудовал собственное кондитерское производство. В двухэтажном здании содержались шоколадная и «конфектная» фабрики, на которых работали всего 20 рабочих.
Это не только позволило расширить и без того богатый ассортимент, но и организовать прием заказов на различные «художественно-кондитерские работы, в виде фигурных тортов, пирамид, мороженого, кремов и тому подобного» — читаем на его рекламном плакате. При этом заказчик мог предложить, при желании, свой рисунок или дать описание желаемого шедевра кулинарного искусства. Все заказы обещали быть «артистичными». И, конечно, принимались заказы на свадьбы, балы и другие торжества.

      Позднее, на Крещатике 39 им была открыта ещё одна кондитерская

      Кроме того, эксклюзивно, в кондитерской Семадени подавали... кефир, который специально готовили в «Центральной молочной» Тарасовой на Крещатике 33, рядом с улицей Лютеранской. Об этом кисломолочном напитке в северных столицах империи ходили легенды. Однако в Киеве, который с 80-х годов XIX века сохранял монополию на его изготовление, рецепт приготовления целебного напитка не разглашался.
Предлагалось здесь и знаменитое «сухое варение» семейной фирмы Балабухов, которое очень нравилось не только киевлянам, но и именитым гостям города. Однако цена - 1 рубль за фунт - на то время – дорогое удовольствие.

        Во-вторых, Семадени широко использовал всевозможную рекламу своей продукции и услуг. Вывеска возле входа приглашала «вкусить» кусочек изумительного шоколада, замешанного на свежем альпийском молоке».
Иногда рекламные объявления были стихотворными, причем автором выступал сам Семадени.
Сохранилось несколько образцов:

ЗИМА
Зимний вечер... Скучно что-то...
И вот лампы пали тени...
Мне развлечься есть охота...
Не пойти ли к Семадени?

ВЕСНА
И покинув тяжесть лени,
чтоб забыться как-нибудь,
направляюсь к Семадени
и хочу там отдохнуть

Когда в 1878 г. в Киеве стали продаваться первые телефонные аппараты, Семадени тут же приобрел такой аппарат и установил в своей кондитерской. И хотя по-началу телефонная связь всего лишь соединяла обеденный зал и кухню, многие приходили посмотреть на новинку. Когда же в начале 1885 года в Киеве построили первую телефенную станцию, Семадени ради престижа заказал себе, хотя это стоило больших денег, телефонный номер «1», так что теперь желающие могли забронировать столик или сделать заказ по телефону!

В этом заведении была ещё одна новинка- музыкальная машина: бросил монетку-и начинала звучать, выбранная тобой пластинка.

        По одесскому образцу Фанкони, Бернард Андреевич устроил в своем заведении бильярд, считавшийся лучшим в Киеве.

Практически с самого открытия, в кафейне от посетителей не было отбоя. Провести часок-другой в изысканной атмосфере и в приятном обществе, сыграть партию-другую в бильярд приходили купцы, чиновники, думские заседатели и даже жандармы. Здесь же можно было встретить известных актёров, писателей, журналистов. Последние, впрочем, приходили не только выпить кофе, но и получить, что называется, из первых рук, последние биржевые сводки и городские новости и сплетни.

Заглядывала сюда и публика, которую привлекала возможность не только полакомиться кофе или мороженым, но, в первую очередь, полистать свежие газеты, которые поступали сюда со всех концов света – из Польши, Бельгии, Германии, Франции, России: «Independens Belge», «Nord», «Gazeta Polska», «Allgemenie Zeitung», «Французская иллюстрация», «Санкт-Петербургские новости», «Русский инвалид», «Киевский телеграф» и другая местная периодика. Выписывать такое количество иностранных газет на дом – дороговато, а вот почитать их в кондитерской, к тому же бесплатно, прельщало многих. Удобно расположившись за столиком, киевские джентльмены погружались в чтение прессы, попивая ароматный кофе.

Чтобы продемонстрировать свой изысканный наряд и обсудить последние светские новости и сплетни, а также модные веяния - посещали заведение Семадени дамы.
Здесь за чашечкой чая с пирожным назначали встречи молодые люди.

        Говорили, что Сам генерал-губернатор Владимир Александрович Сухомлинов (1848-1926), переодевшись в гражданское, случалось, инкогнито посещал это заведение, прислушиваясь к разговорам и настроениям разношерстной киевской публики.

Вот как описывает посещение кофейни в рассказе «Гардемарин» писатель Константин Паустовский: «На Крещатике гардемарин зашел со мной в кофейню Семадени, заказал две порции фисташкового мороженого и два стакана воды. Нам подали мороженое на маленький трехногий столик из мрамора. Он был очень холодный и весь исписан цифрами: у Семадени собирались биржевые дельцы и просчитывали на столиках свои прибыли и убытки».

      Суть в том, что за участие в торгах в здании биржи нужно было платить немалые взносы, поэтому некоторые «биржевые игроки», которые платить не хотели, за что получили прозвище «биржевые зайцы».  Кроме того, существовал  круг лиц, не имевших права участвовать в биржевой деятельности - всевозможных авантюристов и мошенников.Если такая публика собиралась у входа в биржу, полиция их разгоняла.
Вот почему эта публика облюбовала, расположенную по соседству кондитерскую Семадени. Здесь, за чашечкой кофе или чая, они решали важные дела, заключали контракты, обсуждали сделки, а расчеты, нередко, делались карандашом прямо на мраморной поверхности столика.
 
        «В дневное время, примерно между 11-ю и 3-мя часами, - писали в путеводителе по Киеву в 1901 году поляки Карл Свирский и Чеслав Ящевский,- кондитерская бывает переполнена специфической толпой киевских коммерсантов и дельцов, многочисленными авантюристами и аферистами, маклерами и шулерами, а также вездесущими газетными репортерами, которые устроили здесь что-то вроде «неофициальной биржи»; посторонний посетитель будет чувствовать себя здесь не в своей тарелке.».

«Я втерся в компанию маклеров и сижу уже у Семадени наравне со всеми за белым мраморным столиком и пью кофе со сдобными булочками. Такой уж здесь обычай – не то подходит человек и выгоняет вон. Тут, у Семадени, и есть самая биржа. Сюда собираются маклеры со всех концов света. Здесь всегда крик, шум, гам, как — не в пример будет сказано — в синагоге: все говорят, смеются, размахивают руками. Иногда ссорятся, спорят, потом судятся, потому что постоянно возникают недоразумения и претензии; без суда посторонних лиц, без проклятий, кукишей и пощечин никогда ни у кого — и у меня также — не обходится», — рассказывал в письме к своей жене Менахем-Мендл, персонаж романа Шолом-Алейхема.

Еще живописнее это заведение сделалось с началом Гражданской войны, когда из северных столиц хлынули на юг богачи и аристократы.
20 января 1917 года, вместе с братом жены Ярмилы, офицером русской армии Ярославом Майером кафе посетил, в будущем знаменитый автор «Бравого солдата Швейка» - чешский писатель Ярослав Гашек. Однако, это посещение завершилось скандалом. В то время, в кафе собирались офицеры, а вход нижним чинам был запрещен. Родственники сел за стол, но Гашек, который имел только чин ефрейтора, стал вести себя на редкость вызывающе. Сидевший в кафе генерал потребовал, чтобы Майер вывел своего компаньона. Однако, Гашек не подчинился. Не обошлось без полиции. Гашек был задержан и отправлен для содержания под арестом в Борисполь, где находился чехословацкий запасный батальон.

С начала 1890-х годов, Бернард Семадени становится активным участником и лауреатом Киевских сельскохозяйственных и промышленных выставок. Так, на выставке 1897 года, Семадени не только продемонстрировал продукцию своей фабрики,  за что был удостоен серебряной медали, но и провел мастер-класс по приготовлению шоколада.

       Не чужд был кондитер и благотворительной деятельности. Так, в августе 1884 года вместе с другими киевскими предпринимателями из Швейцарии, он стал основателем благотворительного общества. Члены общества оказывали всестороннюю помощь соотечественникам — выделяли пособия проживающим в городе или проезжающим, помогать ссудами «престарелым, дряхлым и больным», а также финансовую поддержку «для воспитания и содержания сирот или детей бедных родителей». Благотворительное швейцарское общество содержало женское общежитие на Крещатике, 41.

Те, кому не по душе был шумный рой коммерсантов, оккупировавших едва ли не все столики у Семадени, отправлялись за чашечкой кофе на угол Крещатика и Прорезной в уютное кафе «Жорж».
   
КОНДИТЕРСКАЯ «ЖОРЖ»

    В 1872 году, на первом этаже здания на углу Крещатика 28 и улицы Прорезной 2, которое принадлежало купцу 1-й гильдии, заместителю председателя киевского биржевого комитета Генриху Карловичу Клугкисту, открыл свое заведение выходец из Пруссии ГЕОРГ (ЖОРЖ) ДОРТЕНМАН(?-1886). Свою кондитерскую он так и назвал «Жорж».

Жорж Дортенман, как и Семадени, не случайно выбрал место для своего кафе. Еще в 1860-е годы греки-кондитеры продавали тут белую халву, рахат-лукум, монпансье, засахаренные орехи, миндальные конфеты. Здесь же пирожники предлагали горячие пироги с мясом или рисом. Словом, «сладкоежки» привыкли, что за покупками надо идти на угол Крещатика и Прорезной.

        Позаботился Дортенман и об оформлении внутреннего убранства. В 1886 году, узнав, что в Киеве находится художник МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ, который в то время участвовал в росписи внутреннего убранства Владимирского собора, он тут же пригласил мастера. В итоге Киев получил не просто элитарное заведение но и, в некотором смысле, произведение искусства.
Благодаря умелому руководству, кондитерская быстро завоевала популярность. Здесь в изящныъ фарфоровыъ чашечках предлагали как кофе самых дорогих сортов - «Ява», «Цейлон», «Мокка», которые, как уверяла реклама, отличались «хорошим ароматом, запахом и вкусовыми качествами», в красивых расписных фарфоровых чашках, так и недорогие лакомства, которые стоили 1 коп. и пирожки по 5 коп. Однако, особенностью заведения были вкуснейшие торты. И, как пирожными от «Семадени», так тортом от «Жоржа» угощали в «лучших домах» Киева.

Ежегодно в кондитерской и открытой при ней фабрике изготавливала две тысячи пудов конфет и 500 пудов шоколада из гамбургского какао, а общий оборот составлял 70 тыс. рублей.

К сожалению, в начале 1886 года Жорж Дортенман серьезно заболел, уехал за границу на лечение, но это мало помогло.

После смерти предпринимателя, некоторое время бизнесом руководила его вдова Ольга Дортенман. Вскоре, однако, произошли два важных события.

       Во-первых, кондитерскую перекупили французы МАРТА БЕРТО и ЛУИ ВИРТ, которые, впрочем, оставили прежнее, популярное название. В 1911 году собственниками кофейни уже значились КАРОЛИНА БЕРТО и ЛЮЦИЯ ВИРТ, а в 1916 году собственницей числилась одна лишь Каролина Берто.

      Во-вторых, в 1902 году новый владелец здания - Первое Российское страховое общество - пригласило архитектора ВЛАДИСЛАВА ГОРОДЕЦКОГО выполнить реконструкцию. В 1903 году строительство было завершено. Красивое 4-этажное здание чем-то было похоже на рыцарский замок и горожане иногда называли его «рыцарский дом». Высокий шпиль венчал купол полукруглой башни, которая, в свою очередь, пересекалась поэтапными «поясами» ажурных изогнутых балконов. Гигантская мансарда с металлической вязью напоминала корону и хорошо просматривалась не только с Думской, но даже и с Бессарабской площади. Из –за высокой мансарды, в некоторых источниках этот дом даже указывается как пятиэтажный.
На первом этаже, как и прежде, располагалась кофейня-кондитерская  «Жорж».
         
        Новые владельцы кондитерской, тоже не теряли время даром- закупили новейшее оборудование и провели техническое переоснащение заведения. В 1907 году в компании работало 25 человек.
В тогдашнем ассортименте кофе присутствовали разнообразные «колониальные» чаи, собственного изготовления конфеты, мороженое, торты, пирожные. Дети очень любили различные фигурки, сделанные из шоколада- свисток, флейта, гномы, заяц, клоун, трубочист, бутылка шампанского, револьвер, домино, велосипедист, мальчик и девочка на качелях, запряженный в повозку конь, паровоз с вагонами и др.

        В те годы, за чашечкой кофе в уютном кафе «Жорж» часто проводили время молодой врач Михаил Булгаков и его первая жена Татьяна Николаевна Лаппа(1892-1982).
«...мороженое надо есть у Жоржа» - такую рекомендацию находим мы в автобиографической книге поэта Николая Ушакова «Повесть быстротекущих лет».
Но главным, как и прежде, был кофе.

После начала в 1914 году Первой мировой войны, кондитерская, несмотря на дороговизну, не сбавляла оборотов – ни количество посетителей, ни выручка не уменьшались.
Больше того, компания «Жорж» неоднократно делала взносы и пожертвования то, в пользу киевских пенсионеров всех ведомств, то на подарки солдатам, то в пользу детей фронтовиков.
       Кондитерская «Жорж», просуществовав 47 лет и закрылась в 1919 году.

   КАФЕ «ВАРШАВСКОЕ»-ШАХМАТНЫЙ КЛУБ

    На углу Крещатика и Лютеранской 3, в трехэтажном доме Парфентия Николаевича Попова находилось ещё одно популярное среди киевской публики заведение - «Варшавская кофейня» поляка В.Л.ЗИГМУНТОВСКОГО.
      
         В рекламе указывалось: «Здесь вы всегда сможете вкусно пообедать и интеллектуально отдохнуть. К вашим услугам свежие газеты и журналы.» Хотя кофе здесь подавался не самых знаменитых сортов, зато допускалось курение, а за две-три мелких серебряных монетки можно было сносно поесть. Понятно, что это заведение посещали не слишком обеспеченные представители интеллигенции: артисты, начинающие писатели, журналисты.
      
      Среди них: фельетонист и репортер, а впоследствии известный писатель АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1870-1938), который списывал здесь, как говорится, с натуры, своих «Киевских типов»; режиссер и антрепренёр НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ СОЛОВЦОВ(1857-1902) и актеры его театра ЕВГЕНИЙ ЯКОВЛЕВИЧ НЕДЕЛИН (1850-1913) и ПАВЕЛ ЛЕОНИДОВИЧ СКУРАТОВ.

       Но особой популярностью это кафе пользовалось у любителей шахмат, так как для них здесь даже была оборудована специальная комната с шахматными столиками и выставленными на них гроссмейстерскими фигурами и часами. Так что, порою, шахматные баталии здесь продолжались до поздней ночи.
 
        Самым, пожалуй, преданным посетителем кафе, был известный украинский писатель, переводчик и драматург, режиссер и антрепренер, издатель, автор либретто опер Н.В.Лысенко, автор пьесы «За двумя зайцами» - МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ СТАРИЦКИЙ(1840- 1904).
       Драматург не только любил провести здесь время за чашкой ароматного кофе, но, как один из самых активных «фанов» древней игры, нередко, засиживался до поздней ночи с кем-нибудь за шахматной партией или, решая сложнейшие гроссмейстерские задачи.
        Сын композитора Н.В.Лысенко - Остап вспоминал: «Часто Михаила Петровича я находил в кафе, где он, рьяный шахматист, бывало, часами просиживал над доской, распутывая хитрые маневры своего противника».
       В те годы имя М.П.Старицкого можно было часто встретить не только на театральных афишах и обложках книг, но и на страницах такого специфического издания, как «Шахматное обозрение».

         С этим кафе связано и имя шахматиста, международного мастера(1950) ФЁДОРА ИВАНОВИЧА ДУЗ-ХОТИМИРСКОГО(1881-1965)
       В раннем возрасте потеряв родителей, он подростком приехал в Киев. Перебивался случайными заработками, а вечерами увлеченно читал книги, которые покупал в букинистическом магазине. В один из таких визитов, в его руки попало руководство по обучению шахматной игре, книга, которая и определила дальнейшую судьбу 19-летнего юноши.
        Перечитав книжку и решив все предложенные задачи и разыграв сам с собой по нескольку раз каждый из приведенных этюдов, Фёдор вообразил себя крупным экспертом, стоящим всего в паре шагов от чемпионского титула.
         Полученные знания можно было проверить на практике только в одном месте – «Варшавском кафе» на Лютеранской улице. Однако, первый «блин» вышел комом, оказалось, что изучение одной, пусть и хорошей книги, вовсе недостаточно, чтобы получить действительно высокий уровень игры. Необходимо было учиться, играть, проигрывать, снова учиться и снова играть.
Уроки не прошли безследно. Уже весной 1899 года Федор одерживает убедительную победу в Общегородском киевском турнире и завоевывает личное первенство. Всего же Дуз-Хотимирский 4 раза (1900, 1902, 1903, 1906) - становился чемпионом Киева. В последующие годы, постоянно выступая в международных турнирах того времени, он хотя и не добивался выдающихся результатов, но в каждом соревновании давал ряд интересных, красивых партий, надолго запечатлевавшихся в памяти ценителей его тонкого комбинационного мастерства.
        Под руководством Дуз-Хотимирского в Киеве был открыт учебный шахматный кружок для молодых начинающих шахматистов. С его же подачи в 1901 году было создано Киевское общество любителей шахматной игры, члены которого постоянно встречались именно в этом кафе.
         Спустя много лет, став признанным мастером, Дуз-Хотимирский с улыбкой говорил, что своей «академией» считает это кафе на Крещатике, где в юношеском возрасте проходил теоретическое и практическое обучение.

Что же касается самого Общества любителей шахмат, то его первым председателем был избран замечательный организатор и пропагандист спорта -киевский нотариус, граф из известного польского рода АЛЕКСАНДР ФАДДЕЕВИЧ ПЛЯТЕР (1851-1920). При этом стоит подчеркнуть, что за десять лет до этого, Александр Фаддеевич стал создателем и руководителем Киевского Общества велосипедистов, которое находилось в соседнем доме, на углу Крещатика и Лютеранской 29/1.

       С первых дней создания, Киевское Шахматное Общество развило активную деятельность, стало приглашать в город знаменитых мастеров и организовывать крупные шахматные турниры.
И, конечно, самым значительным стал, проходивший в Киеве с 14 сентября по 6 октября 1903 года Третий Всероссийский шахматный турнир, собравший рекордное количество участников. Чтобы сэкономить на аренде помещения, турнир проходил в зале Киевского велосипедного общества, на Крещатике, 29.

       В этом турнире, как и в двух предыдущих Всероссийских первенствах, принял участие сильнейший шахматист России того времени, дважды сражавшийся в матче за звание чемпиона мира против первого официального чемпиона мира по шахматам Вильгельма Стейница - МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ЧИГОРИН(1850-1908). Он же и стал победителем турнира, и получил главный приз – 500 рублей.

       Когда 16 февраля 1914 года, газета «Киевлянин», сообщила, о приезде в Киев «всемирно известного игрока в шахматы» ХОСЕ-РУАЛЯ КАПАБЛАНКИ(1888- 1942) который по просьбе киевских шахматистов, сыграет с ними ряд партий», именно в этой шахматной комнате, ведущие киевские шахматисты обсуждали вопрос о том, кто из них должен стать участником игры с гроссмейстером. Думаю, что талантливые киевские шахматисты Ефим Боголюбов, Федор Богатырчук и Александр Эвенсон, которые в результате составили киевскую «сборную», тоже присутствовали во время принятия «исторического» решения.
Возможно, вспоминая тот киевский приезд гроссмейстера, Ильф и Петров в романе «Двенадцать стульев» писали: «Из фешенебельной гостиницы вышел Хосе Рауль Капабланка. Его окружали дамы. Приветственные крики потрясли город. Гроссмейстера встретили рукоплесканиями.»

      По разному сложились судьбы членов киевской «команды».
 
        ЕФИМ ДМИТРИЕВИЧ БОГОЛЮБОВ (1889 -1952 ) .
        Ефим Боголюбов родился в 1889 году, в Киевской губернии. В 1924 и 1925 году становился чемпионом СССР. В 1929 году проиграл матча на первенство мира Александру Алехину.
        В 1926 году уехал в Германию, где с 1928 по 1939 год 8 (!) раз становился чемпионом Германии.
Все современники Ефима Дмитриевича Боголюбова были о нем высочайшего мнения. Александр Алехин писал о нем как о выдающемся представителе украинских шахмат. Эмануэль Ласкер в своем учебнике, среди примеров привел большинство партий Боголюбова. В 1924 году он говорил о Боголюбове: «Я вижу на его голове венец чемпиона мира». Макс Эйве писал: «Боголюбов играл солидно, а его стиль был по большей части позиционным. Кроме того, у него был яркий тактический талант, который особенно ярко проявлялся тогда, когда противник уже был стратегически переигран».

 ФЁДОР ПАРФЕ;НЬЕВИЧ БОГАТЫРЧУ;К (1892- 1984)
        Родился в Киеве. В 1912 году окончил 2-ю киевскую гимназию. С юности принимал участие в шахматных турнирах. В возрасте 17 лет стал чемпионом Киева, опередив будущего претендента на мировое первенства Ефима Боголюбова. В 1917 году окончил медицинский факультет Киевского университета , получил диплом врача, после чего отправился добровольцем на фронт.
В 1927 году стал чемпионом СССР.
В 1940 году защитил диссертацию и стал доктором медицины. В 1941-1942 годы, в оккупированном Киеве возглавлял Украинский Красный Крест, занимавшийся помощью военнопленным. Отсидел месяц в тюрьме гестапо. С 1942 года- директор Института экспериментальной медицины, профессор. В 1943 году вместе с семьёй эмигрировал в Краков(Польша),а в 1944 году - в Прагу(Чехословакия). Конец Второй мировой войны застал его в зоне американского контроля в Германии.
        В мае 1945 года эмигрировал в США, а с 1948 года проживал в Канаде, где с 1949 по 1970 год - профессор кафедры анатомии медицинского факультета университета Оттавы. Почетный член Канадского общества радиологов. Участник ряда Международных конгрессов геронтологов. В 1955 году за работу «Стареющий позвоночник человека» получил приз и медаль имени Барклая как лучший радиолог мира.
          Автор свыше 30 печатных работ, опубликованных в американских, канадских и европейских научных изданиях. Наряду с научной - вел активную антибольшевистскую деятельность, был членом Союза борьбы за освобождение народов России, председателем Объединения украинских федералистов-демократов и редактором ее печатных изданий, в которых проявил себя ярким публицистом.
В то же время продолжал участвовать в шахматных турнирах. Участвовал в чемпионатах Канады (в 1949 г.- 2-е место, в 1951 г.- 3-е место), играл за команду Канады на шахматной олимпиаде в 1954 году в Амстердаме. В 1954 году стал международным мастером (ФИДЕ не смогла присудить ему звание международного гроссмейстера из-за протеста СССР).

После его смерти, литератор и историк Сергей Воронков в книге о нём «Доктор Живаго советских шахмат» писал: «Он умер 4 сентября 1984 года – как раз накануне первого матча Карпов – Каспаров, что по-своему символично: Богатырчук родился в 1892-м, когда на троне восседал еще Стейниц, а ушел из жизни, когда уже начиналась эпоха Каспарова. От первого шахматного короля до тринадцатого – вот это биография! Впрочем, в Москве о смерти бывшего чемпиона СССР тогда никто не узнал: имя этого человека давно находилось под строжайшим запретом. Для системы это был враг похлеще Корчного, второго такого в наших шахматах и не найти!»

        АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВИЧ ЭВЕНСОН(1892 -1919)
       С 1909 года жил в Киеве, где окончил юридический факультет университета.
С 1913 года – один из наиболее талантливых киевских шахматистов, о котором высоко отзывались Александр Алехин и Х.Р.Капабланка.
Во время Первой мировой войны, служил в кавалерии, принимал участия в боях, был ранен, награжден Георгиевским орденом. В 1919 году, в Киеве, расстрелян деникинцами.

        Кстати, тот поединок кубинца против киевского трио проходил с переменным успехом. В какой-то момент «сборная» захватила инициативу. На радостях Боголюбов предложили Капабланке ничью. В ответ маэстро с улыбкой заметил: «Мое положение не такое уж и плохое», но уже через десять ходов гроссмейстер понял, что надо соглашаться на ничью, и дружелюбно пожал всем троим руки.

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:

1.Наталья Гамоля, Елена Мокроусова «Как киевлян карамелью кашель лечили» https://refdb.ru/look/1657687-pall.html
2.Наталья Гамоля, Елена Мокроусова «Шоколадный Семадени» 3.«Крещатикские кофейни» http://www.dsnews.ua/politics/vdart1771
4.Алексей Зотиков «Завсегдатай Оперы» http://develop.com.ua
5.«Прогулка по Жилянской улице в Киеве» 6.«Усадьба Голомбека (Жилянская, 23)» https://kievlyanin2015.livejournal.com/63287.html
7.Станислав Цалик «Куда в Киеве тянулись на сладкое» https://bigkyiv.com.ua/kuda-v-kieve-tyanulis-na-sladkoe/
8.Олена Плаксіна «Велосипедне і шахове товариства у Києві організував бучанський дачник Олександр Плятер» 9.Виталий Ковалинский «Шахматный турнир 1903-го»

 


Рецензии