О казаках замолвим слово

Про историю казаков написано много. Но авторы  в большинстве своем  страдают близорукостью. Не могли казаки  взяться  сами по себе,свалиться как инопланетяне с неба. Так, где же, правда. Правда она в детальном изучении истории различных народов и  их словесности и культуры. Без культуры не могли существовать племена. Вероятно, слово культура имеет в своей сути основу - культ. При этом  ни в коем случае не нужно относить казачество к какой - то отдельной национальной принадлежности. В этом то и состоит основная ошибка всех известных нам  авторов. Одни, говорят, что казаки Славяне, и все они Русские. Да, беглых было много, но это было после организации Московской Руси.  Другие – уверяют , казаки Черкесы, и потому города названы Черкассы и Черкасск. (Новочеркасск; Старочеркасск).  Точно так же можно уверять что например все кто болеет за футбол, это национальность Фанаты.
Единой истории этого народа не описал еще никто. Причина малость знаний и национализм, который  насаждался церковью и продолжает насаждаться,  кем попало и теперь. О принадлежности к Христианству- это то же сказки подобные сказке про Китайского попа Ивана. (Ван –хана) Как могло быть население Дона Христианским, если оно входило в состав Мамаева войска.
В Российской истории очень много темных пятен. Особенно в истории до 1917 года. В основном история представлялась с точки зрения марксистко-ленинского учения о классовой борьбе. В результате вся наша история до революции представлялась очень невзрачной и только в темных тонах. Чего не скажешь об трактовке истории в других странах. Многие народы просто забыты, другие представлены с негативной точки зрения, порой очень незаслуженно. О некоторых сословиях России писали и пишут только негатив, как будто это не они сделали Россию такой огромной и Великой.
Наиболее вероятен вариант , что на территории от Алтая- до Средиземного моря жил народ, а вернее множество различных племен. Как они назывались - это сейчас мы врядли сможем сказать правильно.Это могли быть и Скифы, Сарматы  или  еще какие то более ранние племена. Названия племен  изменялись, принадлежность  «государям», так же менялась, но было одно - это было нааселение  жившее и войной и  трудом. В Истории Кыпчаков, об этом  правдиво сказано.  Не было единого населения. Были воины.  Строители. Промысловики. Замлепашцы. Металло обработчики.                И т.д.
То есть на лицо  единое сообщество с разделением труда.                Как и в современном обществе. Госудалство – это  было сильным и хорошо развитым. Торговля  этого  государства   велась и с Западом и с Востоком. Значит, было чем торговать, что - то они производили. В летописях говорится о хлебе,  скоте и рыбном промысле.Поделках из металлов в том числе и  драгоценных.  Но как сказал В И Ленин – каждое государство должно уметь себя защитить. Вот и  содалось сообщество воителей. Кто туда шел. Если почитать историю разных народов без предвзятости, то мы увидим, что это те, кто не хотел  быть ни строителем, ни  шорником, ни  кузнецом, и уж ни как не земледельцем. Такое можно наблюдать и сегодня.  Но тогда таких просто изгоняли из своей среды. Их называли по-разному , это были и Греки, и Славяне и Скандинавы, и Половцы, и Печенеги и еще множество различных племен и народностей. Все они сбивались в ватаги. Для заработка , нанимались на ратную службу. Это что - то вроде  службы в Армии по контракту. Если вы когда нибудь слышали, как характеризуют первых казаков экскурсоводы  музеев, то наверно помните. Земледелие – запрещено, под страхом смертной казни. Жену- заводитиь нельзя. Баб на войне много.В истории Хазарии  упоминается что  Хазары нанимали на службу для набегов на Киевскую Русь  войска с южной  границы, а именно  Дон и Запорожье, Крым , Кавказ. При этом финансирование и обмундирование производили именно Хазары. Армия эта была  весьма сильна, но наемная, а значит - воюем, пока платят. Так было до  разгрома Хазарского Каганата  Вещим Олегом. Если посмотреть на рисунки этого Князя, то Славянской внешности там нет и в помине.  И так  войско  выполняло множество функций и получало довольствие от Хазар. (История крепостей Саркел). Но после разгрома каганата, все войско осталось  брошенным. Так было до прихода в этот край армии Чингис Хана. Исторические события текут, как река, плавно и закономерно, тянутся на пространстве веков одно за другим, как звенья одной гигантской цепи. Катастрофы в жизни народов составляют лишь исключения; но и эти исключения, если внимательней вдуматься в ход исторических событий, не являются неожиданностью, а долго, упорно и последовательно, неумолимой логикой событий, подготовляются и потом вдруг разражаются над политической жизнью народа в виде катастроф и страшных переворотов, иногда совсем изменяющих географическую карту стран. Следовательно, все исторические катастрофы и неожиданности есть только следствия скрытых причин, подготовляющихся целыми веками и даже тысячелетиями. Помимо последовательной причинной связи, исторические события отличаются также периодичностью и наклонностью к повторению. Словом, история много и много крат повторяется, а потому изучающий ,  минувшее всегда имеет возможность заглянуть в будущее, быть, в некотором роде, пророком, предсказателем грядущих событий.
 Увидев  обученных военному искуству людей, Бату -хан сразу сообразил , что его можно организовать в  прекрасную армию. Так он и поступил. Это подробно описано монахом Рубруком  в истории Монголов. Потому не стану повторяться.
Общаясь с историками ныне живущими в Мещере, и Рязанской области, узнал множество нового и интересного, постараюсь очень кратко рассказать о Мещерских казаках.
"МЕЩЕРА, древнее племя, жившее в 1-м тыс. н. э. по ср. течению Оки. Говорило на языке финно-угорской группы. По археол. данным, с М. связаны могильники и городища 2-12 вв., расположенные по ср. течению Оки. Культура М. была близка к древнемордовской. М. упоминается в Толковой Палее - памятнике древнерус. лит-ры 13 в. и в рус. летописях (в частности, в связи с походом Ивана IV на Казань). Большая часть М. к 16 в. обрусела, др. часть в период существования Казанского ханства (15-16 вв.) слилась с татарами." (Большая Советская энциклопедия.)
Этот удивительный народ проживавший в области Мещера (юго-восток Московской, почти вся Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области), внес свою лепту в историю нашей России.
Мещерские населенные пункты были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества. Находились в Коломенском уезде, в Кадомском и Шацком уездах.В XI-XVI веках центр Большой Мещеры, как указывал В.Н. Татищев находился в верховьях реки Цны и левобережье реки Хопер. Археологи, историки исследуя этот край с пришли к выводу, что в XIII-XVI веках здесь сосуществовали мордовские, русские и татарские селения, составлявшие своеобразный симбиоз скотоводов и земледельцев. Мирно сосуществовали и религии ; православие, ислам и тенгрианство. Проживавшие здесь люди занимались охотой, рыбалкой скотоводством и "казакованием"(то есть совершали набеги на соседей, купцов и совершали походы за добычей). Навыки скотоводов и участие в добывании добычи сделали из них хороших воинов. После распада Золотой Орды вся эта территория была включена в состав русских княжеств. Территория стала окраиной Московского княжества. На эту территорию стали прибывать татарские мурзы со своими людьми, пожелавшие служить Московскому князю.
К середине XV века, Великие князья стали привлекать к охране своих границ, в связи с острой нехваткой войск, и Мещерских казаков.
Мещеряков привлекали к городовой и сторожевой службе. Как казаки (военное сословие), мещеряки впервые упоминаются в 1491 году. В 1493 году они участвуют в походе на Азов. Никоновская летопись под 1551 годом сообщает об участии полковых казаков из Мещеры в походе на Казань(Никоновская летопись под 1551 годом сообщает об участии полковых казаков из Мещеры в походе на Казань. «А изъ Мещеры, — говорится в ней — послал государь Полем пеших казаков на Волгу Севергу да Ёлку, а с ними 2500 казаков и велел им, пришедше на Волгу, суды поделати и поити вверх по Волге воевати казаньских мест»). В самом начале Ливонской войны(1558—1583 годов) участвовали «конные казаки мещёрские» в приборе своего «казацкого головы» Ивана Безкудникова. Из числа мещеряков создавались отряды сопровождения дипломатических миссий в Крым, Турцию и Сибирь.
Мещёрские казаки, приписанные к пограничным московским городкам и служившие московским государям, в поведении и обычаях были очень похожи на русских. Мещёрские "дети боярские" служили атаманами и сотниками у казаков. Об этом сообщает Мещёрская десятня 1556 года: «Мещеряне ныне они в приказчиках у Мордвы, и у засек, и у казаков в атаманах и в сотниках у казаков. Атаманы казачьи: Здешний Игнатьев сын Жуков, Булатко Дмитриев сын Месоедов; сотцкий казачий на Шаче Гриша Морозов сын Борисов». Во времена Ивана Грозного мещерские казаки, особенно после покорения Казани, широко используются в охране  дальних рубежей, а так же для завоевания и присоединения новых земель, в частности для завоевания и освоения Сибири. Служилыми татарами и казаками в Мещёрском крае распоряжался особый Мещёрский приказ в Москве. Совместно с другими казаками, Мещерские казаки во главе с атаманом Матвеем Мещеряком были и в составе отряда Ермака. Андрей Дубенской, был предводителем мещерских казаков. В 1628 году он был послан в Сибирь, где основал в урочище Красный Яр крепость, будущий город Красноярск. Участием в освоении Сибири Мещерские казаки внесли большой вклад в расширение территории России и получении природных богатств, которые мы используем в настоящее время.
В Смутное время Мещерские казаки поддержали самозванцев. Это их участие на стороне самозванцев имело для них негативные последствия. Их стали выселять из мест проживания.
Мещерские казаки составляли значительную часть служилых людей, на Засечных линиях Московского государства в XVI-XVII веках. Они были в составе городовых и станичных казаков. Участвовали в отражении набегов татар и нагайцев. По мере выдвижения границ России на юго-восток, расселялись и мещеряки, перейдя Волгу и дойдя до Урала. На Урале, в Башкирии, мещеряки-мусульмане в XVIII веке большими массами поселились среди башкир. Были они и в составе Касимовского ханства. Впоследствии они входили в организованное Башкиро-Мещерякское войско(об этом войске у меня на канале есть статья). Часть мещерских-казаков християн ушли к Донским казакам(род Иловайских является представителем этих казаков). Часть ассимилировалось с русскими. Со временем в исторических источниках исчезли упоминания о мещерских казаках. В связи с негативным мнением большевиков к казачеству и истории России до 1917 года, многие архивы были просто уничтожены и сведений о казачестве осталось очень мало. Особенно о тех казачьих войсках и формированиях, которые не существовали до 1917 года. Ученые во времена СССР старались обходить эту тему или писать о казаках в темных тонах. Поэтому во всех современных исторических изысканиях по истории казачьих объединений, которые по разным причинам исчезли из исторических описаний, пишут "предположительно", "вероятно", "можно сделать вывод"... Спасибо ученым и за это. Спасибо, что вообще стали писать о казаках(эти строки пишу искренне, так как исследований о казачестве очень мало и порой они очень скудны).

 Христианами Казаки стали  после того как  пала Орда.Несколько тезисов Болдырева заслуживают ответа, но целиком статью рассматривать не имеет смысла, там много тавтологии и переливания из пустого в порожнее. В конце автор все же смог сформулировать свои основные «вопросы», на них и ответим «по пунктам». С.В.Болдырев: «Мы знаем, что казаки принимали участие в Куликовской битве (1380 г.)»  А Московское государство стремительно стало продвигать свои границы все дальше на Восток. Если внимательно  читать историю  времен царствования Романовых, то  невооруженным глазом видно, что Христианство насаждалось медленно и планомерно. Это подарки  соборами, которые Русь начала строить на Дону и далее приучение к земледелию, создание семьи, все это  отбивало охоту  воинствовать.   
 А при Петре 1 , Казаков вообще  приняли в войско Российское, но не как наемников, а как штатных  военных. Так что все не так просто в истории казачества. Донской край в древнее время входил в пределы местности, называвшейся у греков Скифией или Скитией, у римлян Сцитией, нередко Танаисом, по реке Танаису, нынешнему Дону, у римских историков І века — Сарматией, у днепровских руссов — Хазарией, у арабов — Казарией и Газарией, у Константина Багрянородного (X в. нашей эры) южное Подонье до Кавказа названо Казахией. По русским летописям ХІV и ХV веков край этот назывался «Полем», нередко «Диким Полем», а с половины ХVІ века московские цари, начиная с Ивана Грозного, все владения казаков называют уже «Доном».
Русский генерал-майор А. И. Ригельман, написавший Две книги по казачьей истории и от 1740 г. общавшийся с Казаками на Днепре, Дону и Тереке, говорит в «Летописном повествовании о Малой России»: «Когда Татары, под предводительством хана своего Батыя, в 1240 г. взяли Киев, оной до основания разрушили и всю тамошнюю страну опустошили, и был град оной со всеми облежащими местами пуст, тогда и Казаки отторгнулись от державства Российского и оставались под властию Татар». те времена казачество периодически нанимали на службу русские князья.В подтверждение этих слов Ригельман указывает и «Примечание к Татарской Родословной истории о Казаках, живущих в стране, как Татары именуют, Кипчакской, т. е. на землях тех же самых, лежащих между рек Тин или Танаис и Бористен, ныне же именуемых Доном и Днепром».
Эти Казаки,   копируя древние источники, называет иногда Косаками, до времени «державства Российского» составляли коренное население Томаторкани. Только после смерти ее государя Мстислава Храброго (1036 г.), Ярослав киевский «покорил под свою власть Косаков, которык прежде больше всех опасался» (Ригельман).
Однако эти связи с Киевом оказались некрепкими. При первом появления Монголов в 1223 т. степные племена Касаков или Казаков оказались на их стороне и способствовали поражению объединенных русско-половецких сил. Русские летописи укоряют по этому поводу казачье племя Бродников и их вождя Плоскыню.
 В казачьем обществе было разделение, как и у всех  цивилизаций. Были коренные и прочие казаки. Множество казаков  было приписными.
На самом деле никакими казаками они не являлись. В их числе были представители разных национальностей, выполнявшие в казачьей общине те или иные работы, в то время как большая часть казаков была занята на службе в полках. Назывались такие рабочие «приписными». Их приписка в состав казачьих общин регулировалось соответствующим распоряжением князя Потемкина и Военной Коллегии.

Поверстанные казаки – тоже не являлись казаками по происхождению. Поверстать в казаки могли того, кто соблюдал казачьи традиции, был люб казакам и то, при условии лишь женитьбы на казачке. Поверстанный казак мог служить и «жить в казаках», но в его документах всегда отмечалось национальность и сословие, например: «великоросс, из елецких мещан, поверстан в казаки». Поверстанный казак не мог избираться в атаманы. Вот  это и  наводит на мысль о том, что "коренные"  были все таки отдельным  народом, не очень крупным, но все же народом , на протяжении веков пытавшимся сохранить свою нацию. После татар, в казачестве  осталось множество  выходцев из Орды. Если Вы  посмотрите экспозицию Ростовского краеведческого музея, одежда Донских казаков, то  без особого труда  увидете, что это татарская одежда. По этой же причине  долгое время  сообщество, а не государство казаков, противилось  подчинению России. Большинство казаков - в том числе коренных-это татары и авхожцы из Мещеры.А в Мещерском крае, проживали люди  не имеющие  генной связи с  татарами, а  большей частью, были выходцами  из Средиземноморских народов.
Но вернемся к  законам  Донского казачества. Если один из родителей был казачьего происхождения, а другой нет, то их дети назывались родовыми казаками. В частности, родовыми были дети поверстанных казаков. Родовые, как и поверстанные, не имели права избираться в атаманы.

Казаки, оба родителя которых происходили из казаков, назывались потомственными казаками. Говорить о том , что все казаки это отдельный народ, считаю не обосновано. Это с точки зрения происхождения. Коренные,да - это отдельный народ с глубокими корнями. Но в современном понятии, народ- это сообщество людей связанных одной культурой и языком. Язык на Дону, особый, свой. Пришлые люди не все понимают  в разговоре  местного населения, здесь множество татарских и каких то еще слов, возможно еще Скифских. Но то что все казаки понимали татарскую речь, в этом я  убежден не на чьих то  мнениях , а самолично.
В царствование династии Романовых  казачество на Дону  получило , множество  различных людей , в большинстве своем из России. Казаки и сами  брали работников на работорговых рынках. Но эти  так называемые рабы, становились свободными и могли стать казаками. Особенно разрослось казачество во время войны 1812 года. Да и ранее  для заселения Кубани и не только . Аракчеев  тот вообще хотел всю Россию сделать по казачему принципу. Ему понравился опыт  Матвея Платова с "Чугуевским "полком.
Потомственный казак, все предки которого в обозримом прошлом состояли только из потомственных казаков, назывался родовитым казаком.

Атаман мог быть избран только из числа потомственных или родовитых казаков.
Такой подход  к разделению на классы, очень напоминает  структуру Хазарского каганата. Он был последним звеном перед созданием  казачьего войска  Монголами.
Эта система была разрушена Петром 1.Но  навыки казаков, как воинов, все же дали возможность сохраниться казачеству .Сейчас  на Дону казаков в том понятии  которое было в позапрошлом веке, практически не осталось.  Здесь  потрудились и Романовы и особенно господин Троцкий. Он казаков ненавидел лютой ненавистью.
Автор  из Петровских времен , Лызлов подтверждает давно известный исторический факт, о том что часть казаков уходившая из этих земель, вернулась на былые места своего проживания : «Пришли и заселили те места от того времени, когда изгнаны были от литовских князей из стран российских от Подолия.». Это произошло потому что союзники казаков по Золотой орде - волжские болгары приняли ислам, и та часть казаков которая тяготела к Польши и Московии в противовес арабской экспансии приняла христианство, но другие казаки продолжали сохранять старую родную ведическую веру предков и не желали принимать ни христианское рабство, ни мусульманский шовинизм. Лызлов говоря об этом пишет так : «Пятигорцы и черкасы, закон Махометов не воспринимают, и ненавидят названия турецкие и не хотят их слышать.» Ещё в битве на Куликовом поле проявился этот раскол. Где Запорожские казаки выступили на стороне русского князя Дмитрия, а Азовские или Кубанские казаки на стороне Мамая. Подтверждение этому мы находим в своде древне-булгарских летописей : «Мамай (кстати казачье имя, у татар таких имен и в помине не было, а казаков казак Мамай национальный герой), князь Волжской орды, темник из рода Кыйан, (Кый – древне славянский князь основатель г.Киева, то есть корни одни и те же) ….У Мамая были (в войске): монтыги, черемшанцы, степняки, крымцы, анчийские (анты) казаки, ногайцы. У уруского князя (Дмитрия Донского): монтыги, ногайцы, артанцы , казаки и русские....» После победы князя Дмитрия на казаков выступавших на его стороне начались гонения. В 1395г. Азов подвергся нападению Тимура Аксака, и многие казаки были вынуждены отступить и оставить берега Дона.

Но уже в 15 веке о чем выше упоминает Лызлов они с Московии и Литвы вернулись на свои прежние места проживания. Азовские же и Белгородские казаки со своих мест проживания никуда не уходили, в 1503 году часть Азовцев перекочевала к рекам Северному Донцу и Десне. Но уже в 1549 году они вернулись усиленные притоком казаков Белгородских. В 1551 г. московский посол доносил о гневных жалобах султана, что казаки « поотымали всю волю в Азове» «С Азова оброк емлют и воды из Дона пить не дают». Лызлов описывая земли проживания казаков называет их древним казачьим названием –«Дикое поле», объясняя это тем что казаки своевольный дикий народ, он приводит также и размеры этогоместа: «Но еще так,от времени Батыева всё Дикое поле ( так называлась местность на которой обитали наши предки) от Волги до Днепра казаками обладалось, его же считают на тысячу и двести верст… Паче же рекут, яко это народ дикий и вольный, своевольно живущий.Иные же из них прейдя за Днепр и дойдя до реки Днестра и поселились около Белаграда (белгородские казаки) и Очакова (очаковские казаки), городов волошских (волохи -это латиняне).
Сей Белград называется Манкоп и Монкострум. Стоит в устье Днестра реки, которая впадает в Черное море, а Очаков стоит в устье Днепра который в то же море впадает за Очаковым в трех верстах. Сей Очаков от Белграда находится за двести верст, а от Перекопа Крымского и от Черкас, города Малороссийского, так же. Сих казаков называют белогородскими и очаковскими. Они домостройство имеют лучшее, чем азовские и богатее их суть.
Прочие же начали жить в Диких полях даже до Азова и до реки Дону, яко границы казачьих жилищ полагаются с севера от области московских великих государей, от запада королевства Польского, от полудня Волошскую и Мултанскую землю в соседстве имеют.
Так же по Дону реки мимо Азова шествуя в море Меотское (Азовское) чтоб твердо заградить портоки, соделано выше Азова яко бы в седьми верстах на Дону по обе стороны его две башни, которые называют каланча, из них же чрез весь Дон от башни до башни протянуты цепи железные и утверждены крепостью. … А вся сия крепость соделана погаными, имеющими великое опасение от Московской православной монархии.»
Так же из работы Лызлова можно много знаний почерпнуть о быте, культуре и привычках казаков: «Породою суть (пятигорцы и черкасы) возраста среднего, обличия широкого, черноватаго, бороды долгие, их же мало стригут (потому что жили в горах, а которые жили в степи, те стригли и бороды оставляя только висячие усы). А чело (голову) все бреют, кроме молодых и особ знатных, и себе хохлы наверху глав оставляют.
Шеи имеют твердые, в теле крепки, мужественны и смелы. К телесному рачению над природовозделыванием суть весьма склонны. Пища их от всяких скотов. Поля свои пахотные просом засевают.Вместо наилучшего овечьего молока, кобылье сырое пьют, оно у них лучшее лекарство после всяких трудностей. Иногда же с вином смешав, упиваются тем.(Вероятно - имел в виду КУМЫС).
К холоду, и не спанию, и всякой нужде весьма терпеливы, ибо временами по три и четыре дня едут не спав в полях. Потом же, когда что достанется в руки, едят много и спят. Часто ловят зверей в оных местах у древнего потока, если их человек двести соберется, а несколько тысяч придут на них, то ничего с ними поделать не могут, особенно когда приберутся они до оной дубравки, о ней же выше писалось. Зелей различных, которые растут у рек Дона и Волги, весьма с охотою употребляют. Соль мало любят есть, поведавши, что яко кто без соли кушает то у того зрение очей светлее бывает. Когда же хотят поесть то в определенном месте ставят еду и, кругом усаживаются ноги под себе подогнувши. Так же кругом и за столы садятся.   
  В "диких полях" путь свой по звездам правят, паче же знамением получая, его же словенским языком называют "железным колом" (сотворяют волхвы из воинов-казаков круг и получают знамения от своих богов , что делать и куда идти). Одежды долговатые носят. В шапках яко мужчины, так и жены одинаково ходят и не снимая их кланяются. И сие у них творят честь воздавая, ибо яко мы честь воздаем снимая шапку кланяясь, а у них в шапке; и это противно нам, а у них без шапки кланяться безчестно.
В одеждах верхних мужчины и жены мало между собою разнятся, токмо жены платком белым головы себе укрывают. Ризу исподнюю льняную носят, некоторые во градах и селах житие свое имеют. Иные же, в полях кочуют. Во время зимнее с диких полей к морю в теплые места отходят. И во время весны стариков своих, и жен, и детей в города свои отсылают, а сами в чужие страны войною ходят. ..Сами не крадут, и крадущих наказывают.»

Много Лызлов уделяет внимания описанию воинского искусства казаков: « Конскому сидению и стрелянию из лука с молода учатся. Оружия, их же на войне употребляют, суть лук со стрелами, кистень, сабля [есть ныне копия, отчасти и стрельбы огненной]… И когда идут на войну, то двух коней , а то и трех в поводу ведут, и когда один утрудится, то на другого пересаживаются. .. Реки же вплавь переходят. Навязав два снопа великие тростей, и свяжут двух коней уздами, от единого на другого узду положивши, так и хвосты их свяжут крепко. И так на один сноп полагают оружие свое и седло, на другой же сам сядет. И держатся одной рукою за хвосты конские, а другою коней погоняют, и так переезжают на другую сторону реки. Во время битвы на коней садятся без острог, с плетью только, на легком, но крепком седле. Узды простые имеют. В войне недолго бывают, но скоро от неприятеля бежать будут, и в это время наибольше стреляют из лука по догоняющим, а потом все купно(вместе) собравшись обратятся на разрозненого гонящегося супостата и ударяют и битву обновляют снова.Это  тактика Монголов. Казачество  перенимало все  виды эффективного ведения войны, "не числом, а умением".
 В поле ровном смелее битву составляют. Полки своя строят около, поставивши строем закривленным (еще военные люди этот прием марсовым танцем называют), дабы стрельба их лучная кроме всякой помешки до неприятеля приходила. И в первом сражении яко частый град стрелы пускают, яко бы и свет затмить им, а потом перестают. Во устроении бранном дивный некий порядок содержат. Воевод или начальников всего воинства знаменито искусных и в делах воинских разумных имеют… Когда же брань в месте тесном случится, то сего вышеописанного строя не употребляют, а отступают, ибо мало у них брони обретается, чтоб удержать неприятеля.

В сидении на конях такой обычай содержат. Сидят в седлах, а ноги в стременах зело кратко имеют, того ради, дабы скорее и лучше на обе стороны обращаясь из лука могли стрелять. А еще же если кто упадет на землю, то другой в тот же час без промедления опершись ногою в стремя и наклонясь к земле подымет упадшего, и даже в скором бежании конском творят такое. Так же от копья или рогатины могут на сторону нахилиться, и только единою рукою или ногою коня держать, и так часто от злых случаев спасаются. Пешие никогда на войнах не бывают, так как пехоты между собою не имеют. Мужественны очень и смелы, один за другого умирают, бьются с неприятелем до последней кончины. Пока его неприятель с коня не свергнет, скаредно не обсечет, и калекою не оставит, и оружие не отнимет, но и тогда он руками, и ногами, и зубами, и всеми телесами, какие ни есть до последнего издыхания боронится. И в это время наибольше его надо опасаться, когда затаится яко бы умирая, ибо видя смерть перед собою, о том только мыслит, что бы смог за собою неприятеля взять. К приступом городов не очень способны. Великое множество стран опустошают. Народ этот суть грабительный, к чуждым богатствам весьма лакомый. Стада христианские с пастухами часто в орды своя отгоняют, разбоем и граблением кормятся.» Рассказывая о древних предках казаков Сарматах, Гетах и Скифах он приводит следующие факты: «На сие они соизволили от оных каменных гор Кавкасийских, прийти к Индии, где царя Индийского, убили и области его, так и иные при реке Ефрат и у моря Перскаго обретающиеся пленили и опустошили… Славу обрести хотя, пришли первыми на Черное море и на Меотское и жили там немалое время в покое… Стрелы свои лютым ядом напущали, яко о том пишет Овидий Насо. Еще тот же Овидий к тем же римлянам в виршах пишет. Что творят Сарматы (так Греки называли предков казаков) страшное зло, когда зимой померзнут Дунайские воды, скачут чрез реку на конях всякое дело воинское разумея, уничтожая римских воинов. Еще тот же поэт пишет , что Савроматы, и Ботты, и Готты злы и никого не боятся. Никогда побеждены (предки казаков) не бывали, но всюду они побеждали.
Дария царя Персидского из Скифии изгнали; и славного персидского самодержца Кира убили; Александра Великого (Македонского) гетмана именем Зопирион с воинством победили. Никогда же чужому народу к себе входить не позволяли, а своими людьми довольно населили.»

Пояснения из источников:

1.Греческие источники.
 Скифы - общее Греческое название населявших Северное Причерноморье племен северноиранской языковой группы (VII-III вв. до н. э.), вытеснивших Киммерийцев и совершавших походы в Малую Азию, Сирию, Палестину (кон. VIIнач. VI в. до н. э.). Успешная война с царем Дарием I (514-513 до н. э.), деятельность царя Атея способствовали объединению Скифии от Азовского моря до Дуная (к 40-м гг. IV в. до н. э.). В 331 г. до н. э. скифы уничтожили осадившую г. Ольвию армию македонского наместника Зопириона. К конце III в. до н. э. под натиском Сарматов они отошли в Крым, где Скифское царство просуществовало до 2-й половины III в. н. э., когда оно окончательно пало под ударами Готов. Деяния Скифов, их материальная и духовная культура оказали значительное влияние на историю и культуру народов Юга России.
2 Мелюзина - фея, героиня кельтского фольклора, позже - латинской поэмы, французских, немецких и польских романов, которая периодически превращалась в полуженщину, полузмею, обитавшую в воде. "История благоприятна о благородной и прекрасной Мелюзине с польского на словенский (язык) на Москве преведеся преводником Иваном Руданским в лето 7185 (1677)" (см. рукописи: ГБЛ, Унд. 939. Л. 143; ГПБ, Q.XVII. 8; и др.).
3 Легендарный рассказ о происхождении скифов от Скифа, сына Геракла, и женщины-змеи Гилеи, впервые был зафиксирован Геродотом (Геродот. История. Л.: Наука, 1972. С. 189).
4 Вслед за А. Гваньини, А. И. Лызлов называет русских - "москва", украинцев и белорусов - "россиане", молдаван и румын - "волохи", а под словом "татарове" подразумеваются все кочевые племена Восточной Европы.
5 Перечисляются упоминаемые античными историками восточноскифские племена.
6 Легендарные библейские страны, местоположение которых толковалось по-разному: от Менгрелии на Кавказе - до Индии и Монголии .
7 Вопрос о происхождении монголо-татар весьма сложен и до конца не выяснен современной наукой. В китайских источниках монголы и татары называются "да-да". Существуют версии, что монголы - одно из татарских племен и, наоборот, племенное название татар давалось монголами покоренным тюркским народам, и т. д.
8 Имеется в виду, видимо, Урал.
9 Имеется в виду, видимо, государственное образование в области Бактриана (верхнее течение Амударьи), существовавшее уже в 1-й пол. I тыс. до н. э. В VI-IV вв. до н. э. входило в состав державы Ахеменидов, покоренной Александром Македонским, после распада его империи составляло ядро Греко-Бактрийского царства (ок. 250-140-130 гг. до н. э.), а затем стало центром созданного кочевниками тохарами Кушанского царства (I-III вв. н. э.). Парфянское царство было основано вторгшимися в Парфию кочевниками саками (по Лызлову - сагами) из племени парнов (дахов) в III в. до н. э., вскоре ассимилированными коренным населением. В результате войн с Селевкидами Парфянское царство к кон. II в. до н. э. превратилось в мировую державу, включавшую в свои границы Месопотамию и почти весь Иран. Саки, разгромившие Греко-Бактрийское царство, в кон. II в. до н. э. заняли северные области Парфии. С переменным успехом Парфянское царство вело длительные жестокие войны  с Римом (I в. до н. э.- II в. н. э.), используя и помощь саков, пока в 220-х гг. н. э. не пало под ударами Сасанидов.
10 Сарматами называли кочевые ираноязычные племена, расселившиеся в IVIII вв. до н. э. на территории от Тобола до Дуная и объединенные в союзы племен - языги, роксоланы, сираки, аорсы и аланы. Со II в. до н. э. утвердили свое господство в степях Северного Причерноморья языги и роксоланы, однако оно было утрачено в связи с нашествием готов (III в. н. э.), а затем гуннов (IV в. н. э.). Часть сарматских племен была вовлечена в Великое переселение народов (отдельные их группы достигли даже Северной Африки). Другая часть осталась в причерноморских степях и смешалась со славянами. Третья часть племен закрепилась на Кавказе и в Средней Азии. А. И. Лызлов справедливо не соглашается с мнением ряда польских историков, рассматривавших сарматов как прямых предков славян. Он указывает на причину этой ошибки.
11 Сведения об амазонках А. И. Лызлов передает в основном по Хронике А. Гваньини. Этот весьма популярный в античной и средневековой историографии сюжет был одним из любимых в греческой мифологии. Он нашел свое отражение сначала в "Илиаде", а затем был зафиксирован в "Истории" Геродота.
12 Рассказ А. И. Лызлова перекликается со сведениями об амазонках, издавна бытовавшими на Руси. Уже в Повести временных лет были приведены выписки из Хроники Георгия Амартола, византийского историка IX в.: "Другой закон у гилий: жены у них пашут, и созидают храмы, и мужские деяния совершают, но и любви предаются сколько хотят, не сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь. Есть среди них и храбрые женщины, и женщины, умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и воинствуют, как и они... Амазонки же не имеют мужей, но как бессловесный скот однажды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы неким торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от них в чреве, снова разбегаются из тех мест. Когда же придет время родить, и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то прилежно вскормят ее и воспитают..." и т. д.
13 Рассказ об отрубленной амазонками голове Кира восходит к Геродоту (История, с. 79).
14 Автор "Скифской истории" цитирует А. Гваньини, придерживавшегося так называемой сарматской теории, согласно которой польская шляхта, в отличие от крестьян и горожан, происходила не от славян, а от сарматов, что, по мнению шляхтичей XVI и XVII вв., обосновывало их "природные" права и привилегии.
15 Восточное Средиземноморье было захвачено Ассирией в правление Тиглатпаласара III (744-727 гг. до н. э.), отца Салманасара V. А два похода Салманасара были совершены для подавления восстания (724 г.), поднятого царем Финикии и Сидона Элулаем Тирским и царем Израиля Осией. После трехдневной осады столица Израиля Самария была взята ассирийцами, царь Осия пленен, население угнано в рабство.
16 Мнение Д. Ботеро о происхождении татар от угнанных ассирийцами в плен евреев лишено оснований.
17 В хронике Д. Ботеро, которой воспользовался А. И. Лызлов, история жизни и деяний Чингисхана освещена поверхностно и неточно. Победе Темучжина, будущего Чингисхана, над Ван-ханом (Ункамом) осенью 1203 г. придается неоправданно большое значение; первый крупный завоевательный поход за пределы Монголии был совершен Чингисханом против тангутского государства Си Ся в 1209, а не в 1162 г. (подробнее см.: Кычанов Е. И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М., 1973).
18 Плано Карпини, член ордена миноритов (одно из подразделений ордена францисканцев), вместе с францисканцами Бенедиктом из Польши и Стефаном из Чехии был послан папой Иннокентием IV к великому хану Гуюку. Формальная цель поездки - обращение монголов в христианство, а фактическая - разведывательная миссия (1245-1247 гг.). Хан принял монахов, но в ответном послании папе угрожал новыми походами против европейских стран (подробнее см.: Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957) 19 Город Сузы пал в 1258 г. {449}
20 Речь идет о неверно датированном А. Гваньини и М. Стрыйковским походе монголо-татар в Восточную Европу - 1223 г.
21 Тюркские племена, нахлынувшие в степи Северного Причерноморья и Кавказа в сер. Х в. Набеги половецких ханов (иногда в союзе с соперничавшими между собой русскими князьями) постоянно разоряли пограничные районы Руси. Победоносные походы Владимира Мономаха (1103 г. и др.) на время очистили южнорусские степи от половцев, но со 2-й четв. XII в. набеги их вновь усилились. Окончательно половцы были разгромлены монголами на Северном Кавказе и в битве при р. Калке (1223 г.).
22 Прося русских князей о помощи, половецкие послы справедливо отмечали, что татары "нашу землю днесь отъяли, а ваша заутро взята будет". Присоединяясь к этому мнению, черниговский князь Мстислав Удалой писал русским князьям:
"Оже мы, братие, сим не поможем, то си имут предатися к ним (татарам.Авт.), то онем (татарам.- Авт.) болши будет сила". Татарские послы, пытаясь отговорить русских князей от военного союза с половцами, заявили, что их войска "ни на вас приидохом, но приидохом... на поганые половче", и предложили русским князьям участвовать в грабеже разбитых половецких ханов. Однако князья, выступившие на защиту Руси от неведомого вражьего племени, решили, что "лучше бы нам есть прияти их на чужой земле, нежели на своей", и, перебив татарских послов, двинулись в поход.
23 Первое сражение войск древнерусских князей и половецкого хана Котяна с монголо-татарским войском полководцев Чингисхана Субэдэя и Джэбэ-Нойоном произошло на    р. Калке 31 мая 1223 г. В битве участвовали киевские, галицкие, черниговские, смоленские, волынские и другие русские полки. Небольшая владимиро-суздальская рать князя Василька Константиновича (племянника вел. кн. владимирского Юрия Всеволодича) не пришла им на помощь, не выступил в поход и новгородский полк.
24 Несмотря на то что во время битвы на р. Калке половцы "побегоша, не успевше ничтоже... назад и потопташа, бежаще, станы русских князь", а князь Мстислав Романович киевский не вступил в сражение, окопавшись в своем лагере на горе, русские полки во главе с Мстиславом Удатным бились отчаянно: "... и бысть сеча зла и люта". Шестеро князей пали в бою, "а прочии вои десятый приде кождо в свояси", "погибе много бес числа людей". Князья Мстислав Удатный и Даниил волынский с остатками разбитых дружин бежали через Днепр, уничтожив за собой все суда; сдавшееся после трехдневной осады киевское войско было вырезано, князья зверски убиты.
25 В исторические сочинения это сообщение попало из русского народного эпоса, в котором именно с битвой на Калке связывалась гибель русских богатырей.
26 Ногайская Орда, выделившаяся из Золотой Орды при Едигее и оформившаяся окончательно при его сыне Нурадине (1426-1440 гг.), располагалась на территории от Северного Прикаспия и Приаралья - до р. Туры и Камы и от Волги до Иртыша. Составлявшие ее племена назывались ногайцами - по имени темника Ногая, в орду которого они входили во 2-й пол. XIII в. Орда делилась на улусы во главе с мурзами, часто лишь номинально подчинявшимися хану. Во 2-й пол. XVI в., после взятия русскими войсками Казани и Астрахани, распалась на орды Больших, Малых ногаев и Алтыулскую.
27 Заволской Ордой в русских сочинениях называлась Кок-орда (Синяя Орда), образовавшаяся в результате распада Улуса Джучи (на грани XIII и XIV вв.) на две части: Ак-орду (собственно Золотую, а буквально: Белую Орду) и Заволжскую, в которую вошли земли в бассейне Сырдарьи, степи и города на восток от Аральского моря до рек Ишима и Сары-су. Кок-орда составляла как до, так и после распада Улуса Джучи правое крыло улус-джучиева войска - бараункар; Золотая Орда - левое крыло, джаункар.
28 Печенеги представляли собой союз тюркских и некоторых других племен, кочевавших между Аральским морем и Волгой (IX в.), а затем, под давлением с востока хазар и огузов, передвинувшихся в южнорусские степи до Дуная (X в.). Половецкие ханы воевали с Русью, Византией, Венгрией и др., пока вел. кн. Ярослав Мудрый не нанес им решительное поражение в 1036 г.
29 Волжско-Камская Болгария - первое государственное образование народов {450} Среднего Поволжья и Прикамья. Объединение находившихся под властью Хазарского каганата болгарских племен было начато ханом Альмасом в 922 г. Разгром каганата князем Святославом Игоревичем (965 г.) способствовал созданию суверенного Болгарского государства, неоднократно воевавшего с русскими князьями и в 1006 и 1229 гг. заключавшего с ними договоры. Успешно отразив натиск ослабленных битвой при Калке монголо-татар, Болгария долго сопротивлялась ордынскому завоеванию (1232-1236) и вошла в состав Золотой Орды, сохранив некоторую автономию. Оправившаяся после разгрома Болгария начала расширять свою территорию в районе Вятки и Камы, но многочисленные карательные экспедиции ордынских ханов способствовали ослаблению и раздроблению государства. Земли к югу от Камы были в XV - нач. XVI в. заняты русскими князьями. В XV в. от прежней Болгарии самостоятельной оставалась только небольшая территория вокруг захиревшей Старой Казани.
30 Вандалы - группа восточногерманских племен, которые переселились из Скандинавии на южное побережье Балтийского моря и далее на юг до Дуная, вступив в столкновение с Римом (II в. до н. э.- III в. н. э.). В IV в., объединившись с аланами, под напором готов прошли через Галлию, Испанию и захватили римские провинции в Северо-Западной Африке, основав могущественное королевство (V в.), заняли Сицилию, Сардинию, Корсику и другие острова, разграбили Рим. Королевство вандалов было разгромлено византийским полководцем Велизарием в 533-534 гг. Кимвры - германские (или кельтские) племена Ютландского полуострова, вторгшиеся во II в. до н. э. в Галлию. Они совершили походы в Испанию и Северную Италию и были побеждены римским полководцем Гаем Марием (101 до н. э.). Готы - восточногерманские племена, прошедшие из Скандинавии через южное побережье Балтийского моря в Северное Причерноморье, где смешались с местным скифо-сарматским населением (II-III вв.). В результате войн с Римской империей заняли Дакию. Основанный ими союз племен был разрушен гуннами (375 г.), причем часть готов осталась на Крымском полуострове.
31 Дакия, со 106-го г. провинция Рима, занимала территорию, близкую современной Румынии. Постепенно была занята Готами, карпами, Гепидами и Сарматами (III в.).
32 Румыны и Молдаване.
33 Согласно Степенной книге и другим источникам, русские князья после Владимира Святославича совершали походы на волжских Болгар в 977, 985, 994, 997, 1120, 1164, 1183, 1186 и 1220 гг.
34 А. И. Лызлов, вслед за А. Гваньини, в трансформированном виде воспроизводит предание ногайцев об их происхождении от Чингисхана.
35 Мнение М. Стрыйковского и М. Бельского о родстве половцев и печенегов с литовцами и ятвягами, приведенное в "Скифской истории", не соответствует истине: первые имеют тюркское происхождение, а вторые - индоевропейцы.
36 По Нимфейскому договору с Византийской империей (1261 г.) генуэзцы получили опорные пункты на Крымском полуострове. Вскоре они добились от ставленника Золотой Орды в Крыму хана Мангу передачи им во владение крепости Кафа (Феодосия), ставшей центром их торговой и военной экспансии в Северном Причерноморье. В 1357-1365 гг. им удалось захватить у венецианцев крепости Чембию (Балаклава) и Солдайю (Судак); им принадлежали также г. Боспор (Керчь) и Тана (в устье Дона). Формально верховными владетелями генуэзских колоний в Крыму являлись татарские ханы, но фактически это были владения Генуэзской республики, выступавшей союзником Золотой Орды. Население колоний - греки, итальянцы, армяне, татары, русские и др.- не раз восставало против генуэзского владычества. В 1475 г. все генуэзские крепости в Крыму были захвачены Турцией и ставшим ее вассалом Крымским ханством. 37 Керкель (Керкер) - город-крепость, один из центров Крыма времен Золотой Орды, а затем и Крымского ханства; местоположение его связывают с Чуфут-Кале (в 7 км от Бахчисарая).
38 Город Старый Крым (Эски Крым), ранее называвшийся Солхатом.
39 Килия - генуэзская колония в устье Дуная; входила в состав Валашского (XIV в.) и Молдавского (с XV в.) государств. Несмотря на мощные укрепления,   
неоднократно подвергалась штурму и разорению турками (1462, 1475, 1484, 1584 гг.), а затем казаками (1594, 1632 гг.).
40 Монкастро - итальянское название крепости в устье Днестра, на месте современного г. Белграда-Днестровского.
41 А. И. Лызлов ошибочно перевел Стрыйковского, писавшего, что в упомянутых выше городах были созданы генуэзские торговые фактории.
42 В летописях отмечено множество кровавых набегов половцев на Русь, продолжавшихся в XI-XIII вв.; не раз их конница доходила до Киева. Ни мирные договоры (тут же нарушавшиеся половцами), ни строительство пограничных крепостей и укреплений не могли сдержать непрекращавшиеся набеги на Русскую землю. Основным средством защиты Руси стали поэтому многочисленные походы русских князей на половецкие кочевья. Сильнейшие удары по половецким вежам нанесли походы князя Владимира Мономаха, который, по словам летописи, "пил златым шеломом Дон"; множество половцев бежало на Кавказ. Бесстрашный сын Мономаха Мстислав загнал половцев "за Дон, и за Волгу, за Яик" (1-я пол. XII в.). Крупные походы русских войск в степь были совершены и в 80-х гг. XII в.


На фото : Внук Вячеслав Кудяков, в горах Кабарды. Снимок мой.


P.S. Специально для незнающих историю Дона.
 
Данила Ефремов был сыном старшины донского войска Ефрема Петрова, участника Лифляндского похода 1702 года и казнённого Булавиным при взятии Черкасска в 1708 году; дата рождения Данилы Ефремова точно неизвестна.

Впервые Данила Ефремов заявил себя на боевом поприще в ранней молодости: 28 января 1707 года он участвовал с другими казаками в атаке на главную квартиру шведского короля Карла XII в Галиции.
 В том же году Ефремов был избран походным атаманом донских казаков и в сражении под Калишем, против шведского генерала Реншильда, в течение четырёх часов сопротивлялись значительно превосходящим силам противника.

В 1726 году Ефремов находился на службе в крепости Св. Креста и был тамошним старшиной, в следующем году находился в Низовом корпусе. В 1734 году он в том же корпусе был походным атаманом.
  В 1736 году, будучи ещё   старшиной,  Ефремов был послан к калмыцкому хану Дундуку- Омбо, желавшему отложиться от России. Ефремов нагнал хана за Кубанью и, обещая прощение, уговорил возвратиться.
В удостоверение своих слов он оставил заложниками у хана своего сына Степана с несколькими именитыми казаками, сам же отправился в Санкт-Петербург и убедил императрицу Анну Иоанновну простить Дундука-Омбо. Калмыки были приведены к присяге, сам Дундук-Омбо в 1737 г. пожалован в ханское достоинство, а Ефремов в 1738 году пожалован императрицей войсковым атаманом донских казаков.
Кроме дипломатических способностей, Ефремов проявил военные и административные таланты. В 1738 г. кубанские горцы, нахлынув в большом числе на землю Донского войска, разорили Быстрянскую станицу и напали на Каргальскую, но Ефремов, собрав войско, «сколько отряд из оставшихся за командованием в армии казаков в домах найтиться могло», разбил и прогнал неприятеля обратно к Кубани. В следующем году набег повторился, и враги снова были разбиты донцами в верховьях реки Грушевка.
К атаманству Ефремова относятся постройка крепости около Черкасска и пожар, случившийся 12 августа 1744 г. и истребивший почти весь город. До того времени Черкасск был обнесён лишь палисадом; Ефремов же решил сделать каменные стены, которые защищали бы город также и от весенних разливов Дона. Но нашлись лица, которые послали в Санкт-Петербург донос, будто «оная ограда строится формальною дефензией во всем, яко крепости быть надлежит». Ефремов был вызван в Санкт-Петербург и на допросе показал, что стена строится около Черкасска вовсе не с «регулярной дефензией, но как ограда и стены каменные около монастырей строятся… для единого только утверждения от воды, которая повсегодно многие убытки чинит». Наряженное следствие выяснило правоту слов атамана, и указом императрицы Елизаветы Петровны в 1744 г. было повелено Ефремова отпустить на Дон, но стену разрешили строить лишь с турецкой стороны. В 1749 г. Ефремову был пожалован портрет императрицы Елизаветы с бриллиантами, в том же году, по приезде в Москву, он был награждён 400 рублями.
Пробыв в звании войскового атамана более пятнадцати лет, Ефремов в 1753 г. сам просил об увольнении, по преклонности лет, от атаманства и о назначении на его место его сына Степана. Императрица уволила Ефремова от должности, наградив чином генерал-майора. Степан Ефремов был назначен атаманом, но с тем, чтобы он «в нужных делах, случающихся по пограничному месту, и во внезапных приключениях по ордерам и наставлениям отца поступал». «Для отправления же секретных дел, — сказано было дальше в указе, — кои на него положены, дать ему, Даниле Ефремову, писаря и адъютанта, тако же 100 человек казаков из Донских, кого он сам к тому способных выберет». Таким образом, была основана «сотная» команда, послужившая основанием для образования в 1775 г. казачьего Атаманского полка.
В 1755 г. снова было повелено как войсковому атаману (Степану), так и всему войску Донскому состоять под главным начальством Данилы Ефремова.
В Семилетнюю войну, несмотря на свои преклонные лета, Ефремов принял команду над донскими полками, наряженными в Померанию. В 1759 г. он был пожалован в тайные советники «за добропорядочный поход через Польшу и за оказанные во время Померанской кампании дела мужества и особенно за весьма исправную в войске дисциплину».
Умер в 1760 году и похоронен в Черкасске у правой стены Ратниковской Преображенской церкви.
Степан Данилович Ефремов (1715 — 1784) — войсковой атаман Донского казачьего войска (1753-1772) из рода Ефремовых. Сын Данилы Ефремова.
В детстве был в заложниках у калмыцкого хана Дундука-Омбо. Степан Ефремов был назначен атаманом в 1753 году, ещё при жизни отца, по смерти которого ему досталось большое состояние, ещё более им увеличенное. Пользуясь им, он вёл роскошную жизнь, которую воспевали тогдашние местные поэты, а донцы еще долго вспоминали её в своих преданиях.
Ко времени атаманства Ефремова относятся первые распоряжения правительства об устройстве черкасских малороссиян, поселившихся на казачьих землях. Несмотря на запрещение, изданное в 1736 году, принимать и селить малороссиян из слободских полков в казачьих городках, остановить прилив переселявшихся было нельзя. Для осмотра хуторов и отбора зашедших на Дон черкасс, в 1762 году была наряжена правительством особая комиссия. По переписи 1763 года оказалось, что на Дону, кроме малороссиян, были и великорусские крестьяне, купленные от помещиков. Эта же комиссия, вероятно, открыла и некоторые злоупотребления со стороны Ефремова. На Дон был прислан генерал Романус для расследования, с какого времени войсковой атаман и старшины и на каком основании владеют юртами, какие с них получают доходы и куда расходуют, и давно ли появились крестьяне на их землях и откуда пришли.
В бытность свою в 1765 году в Санкт-Петербурге, Ефремов представил в военную коллегию проект коренного преобразования внутреннего управления войском. Все статьи этого проекта клонились к усилению власти атамана. Едва успел генерал Романус кончить следствие, как в Санкт-Петербург стали доходить слухи о новых злоупотреблениях атамана, который в это время был в столице и ходатайствовал «о пользе общественной по разным войсковым делам высшего рассмотрения и определения». Для успеха ходататайств по определению войска, атаману было выслано в Санкт-Петербург из войсковых сумм 7 тысяч рублей.
В это же время наказной атаман Сидор Кирсанов, или, по выражению самого Ефремова, «Сидорка, носящий образ Иуды Искариотского», и старшина Юдин послали в Санкт-Петербург донос, в котором обвиняли Ефремова в расхищении войсковой казны и провианта, во взятках и в подозрительной переписке с кумыкским князем Темиром. Ничего не подозревая, Ефремов возвратился на Дон и по-прежнему вступил в управление войском. Между тем донос возымел действие: из Санкт-Петербурга был послан ряд повелений, чтобы атаман немедленно ехал в столицу для объяснений.
 
На портрете Христинека
Сознавая себя во многом виноватым, Ефремов медлил. Наконец, в начале 1772 года прибыл на Дон генерал Гаврила Черепов, как будто для прекращения появившейся заразы, а на самом деле с целью принудить атамана к выезду в Санкт-Петербург,  кроме того, ему же было поручено позаботиться о скорейшей высылке 10 тысяч казаков на службу. Последний еще до этого был откомандирован на Яик, где учинил расстрел мятежных казаков. С приездом Черепова на Дону распространился слух, будто казаков хотят обратить в «регулярство». Ефремов, сделав вид, что едет в Санкт-Петербург, поехал по станицам созывать к себе атаманов и казаков и, таким образом, «учинил в простодушном народе ложные внушения, якобы из войска Донского будет выбор в регулярство». Проездивши несколько недель по войску, Ефремов снова возвратился в Черкасск и поселился в своём доме в Зелёном дворе.
Между тем из Санкт-Петербурга было получено приказание, «чтобы за отзывом атамана Ефремова в Санкт-Петербург, никаких от него ордеров не принимать и по его приказаниям исполнение не чинить»; однако на расположенных в пользу Ефремова казаков это не произвело особенного действия. Предчувствуя грозу, генерал Черепов расставил вокруг Черкасска караулы с тем, чтобы не пропускать в город из загородного дома войскового атамана.
1 октября по древнему обычаю собрался войсковой круг, на котором читалась присланная грамота об отрешении Ефремова от атаманства. Мало кто хотел с этим мириться. Произошли бурные сцены: казаки бросились к квартире Черепова, стали бить камнями и поленьями окна, двери и врываться в комнаты. Черепов через заднее крыльцо хотел скрыться, но был пойман и приведён обратно в город. Ему предложили снять караулы вокруг Черкасска и немедленно удалиться из города. Черепов требования казаков исполнил и, провожаемый старшинами, был доведен до Красного атаманского загородного дома.
О бунте было немедленно донесено в Санкт-Петербург, откуда вскоре получено повеление арестовать Ефремова и заключить в крепость Св. Дмитрия Ростовского.
В ночь на 9 ноября Ефремов был взят приехавшей из крепости командой. В Санкт-Петербурге его судили военным судом, он был признан виновным в том, что:
не исполнил многих повелений главнокомандующих,
в 1769 году собрал на Крымской стороне до 10 тысяч казаков и продержал их там довольно долго без всякой пользы, после разорения горцами Романовского укрепления не велел преследовать неприятеля далее реки Ея, ослушался шести указов военной коллегии о немедленном прибытии в Санкт-Петербург,неповиновением своим дал повод к возмущению казаков против генерала Черепова и публично перед старшинами, с дерзостью и угрозами, «забыв подданическую к Её Императорскому Величеству должность», выговаривал непристойные слова. Кроме того, он был «найден виновным и в прочих противных законам, чести и должности поступках».
Ефремов был приговорён «к лишению живота», именно к «правильному повешению», но императрица смягчила приговор, и Ефремов был сослан на вечное поселение в город Пернов, но потом был возвращён в Санкт-Петербург и прощён. Остался жить в Санкт-Петербурге, где и умер 15 марта 1784 года. Был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, а его вдова Меланья Карповна — за алтарём построенной атаманом на своём подворье Донской церкви. О свадьбе Ефремова казаки до сих пор вспоминают поговоркой: «Наготовлено, как на Меланьину свадьбу».


Рецензии
"КАЗАК" - это вроде как просто "конный воин", весьма обобщенное понятие.
Но совершенно точно - это не народ и не нация. Проще говоря: банда - бандой с довольно примитивными понятиями.
Это если смотреть на них объективно.

С уважением.

Евгений Солнцев   12.02.2016 18:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.