Капелла закрывает сезон
Кантата «Иоанн Дамаскин», посвященная памяти Николая Рубинштейна, оказалась первым сочинением Танеева, в котором его талант и мастерство выявились полно и ярко. Критика того времени писала: «Эта прекрасная музыкальная композиция, в которой встречается множество очень тонко и умно задуманных эффектов в хорошем смысле этого слова, композиция, проникнутая в своем целом серьезным достоинством и внушающая полное уважение к познаниям и умению автора».
Этот успех был, в сущности, первым в творческой жизни композитора, которого не уставали упрекать в «заумности», сухости, отсутствии непосредственности и таланта. «Иоанн Дамаскин» отличается высоким мастерством, возвышенным, строгим строем музыки, благородством и безупречностью вкуса.
Музыку на стихотворение Эдгара По «Колокола» (1849) в переводе Константина Бальмонта Сергей Рахманинов написал по предложению автора анонимного письма.. Как оказалось впоследствии, письмо это было послано молодой виолончелисткой Марией Даниловой. Рахманинова заинтересовало стихотворение.
С ранних лет увлеченный колокольным звоном и не раз передававший его в своих произведениях, он принимается за сочинение, определив его жанр как вокально-симфоническую поэму. В четырех частях произведения показан весь жизненный путь человека от светлой, полной радостных надежд юности до кончины.
«Колокола» принадлежат к выдающимся русским музыкальным произведениям кануна Первой мировой войны. В этой поэме, как в «Прометее» Скрябина, отразились тревожные, напряженные настроения начала века.
Свидетельство о публикации №212062001282