Начало двадцатого века. Местечко Ошмяны, Польша

Начало двадцатого века.
Местечко Ошмяны.Польша.

На фотографии мой прадед Саня Блехер и его  жена Лея.
В левом углу старший сын Нохем, мой дедушка.
Справа- дочь.
Между ними трое сыновей и ещё двое младших детей.
Семеро детей, семеро разных судеб.

Глядя на прабабушку я полагаю,что семья жила зажиточно.
Это еврейская семья,но почему у прадеда на покрыта голова и бабушка без парика или платочка?
Кто они,мои родные,по убеждениям?

Я спросила отца
- А твой дедушка Саня ходил в синагогу?

- В синагогу ... я знаю когда надо было  материально помочь дед всегда помогал.

Помню ребе сказал деду крышу надо ремонтировать, так Саня ответил беру на себя и сделал новую крышу.

А когда сиротам и вдовам надо было помочь он доставал золотую монету из тайника и говорил
-Завтра поменяю на злоты.-
А мы внуки знали , получим грошы на лёду и цукерки.
( мороженное и конфеты ) -
Отец всегда говорил вставляя польские слова, и слова на идише.                Pусский и английский у него были приобретённые языки.
Получался такой колоритный язык, который приводил меня в трепетное умиление,унося в те далёкие времена детства и юности.
Детям и внукам мне приходилось сразу переводить.


Блехер, вообще-то, это не его фамилия.               
 Саня взял её потому, что она соответствовала роду его занятий .
Он был жестянщиком.
Его настоящая фамилия Крамер.
Юношей он был взят служить в царскую армию на двадцать пять лет .
Не захотел молодой Саня провести лучшие годы своей жизни в армии, сбежал и сменил фамилию и родные места и поселился в Ошмянах, Западной Белоруссии, в то время Польша.
С этого времени и началась история моей семьи на Ошмянщине. 
Историю семьи,историю дома я узнала уже в зрелом возрасте, совсем в другом уголке земли, от отца  и тёти Лизы- сестры отца.


В книге памяти  Ошмян есть запись 1884 года, где упомянут Саня Блехер, как один из заводовладельцев города. 



Семеро детей, семеро разных судеб.

Мой  дедушка Нохем,старший сын продолжил дело отца.
Женился на Хаве Рогозиной из Молодечно.
У них было четверо детей.
Трое сыновей - Геннех старший, Мотл, Меир мой отец и  дочь,Лиза.

Старшая дочь вышла замуж за еврея из Вильнюса по фамилии Козёл.
Он владел магазином  коженных  заготовкок по обуви.
У них была единственная дочь, Хана.

Один из сыновей увлёкся революционными идеями и по заданию партии уехал в Харьков.
Там он женился и назвал старшего сына Карл.
Имя его  вызывало улыбку у деда Сани,
- Вы подумайте  только в семье появился Карл ,хорошо хоть фамилию не поменял.на Марса
Однако надо послать им посылочку,этим революционером,небось голодают.-
И он посылал продукты,так необходимые семье.
У Карла родилась ещё сестра Анка.
Их отец занимал руководящую позицию в Харьковском обкоме партии.
После событий 1939 года в Ошмянах собирался навестить родные места.
Не успел.Началась вторая Мировая война. Дальнейшая судьба семьи не известна.

Паренёк стоящий рядом с Нохемом,моим дедушком , остался жить в Ошмянах и работал на пару в  жестяном бизнесе.У него было двое детей Старший сын Абрам и дочь....
Они жили на Виленской илице,сейчас Красноармейская.
Из семьи остался жив Абрам Блехер. Он успел сбежать в первый день войны.
Попал на японский фронт ,где проявил  мужественно воевал. получил много медалей  и наград.
По словам отца ему присвоили звание Героя Советского Союза.
От семьи осталась швейная машина,которую принёс отцу житель Ошмян по фамилии Подгайский.
Отец насколько раз повторил мне фамилию ,значит это было важно для него.
Я ответила,что я знаю семью по ошмянам.
Я делала записи всего о цём говорил отец.
Он в это время болел и принимал химиотерапию.
Я провела с ним три недели,которые оказались бесценными.
Он плохо спал и я слышала, что он уже сидит. Часов пять утра,приношу ему чашку чая, я захожу  в его комнату, сажусь на край кровати  и он начинает своо воспоминания. Говорил он с охотой, и я видела,что это не утомляет его .

На лице появлялся свет,подобно свету далекой звезды, который льется к нам многие годы
Он передавал мне  историю семьи, многочисленные истории  штетла.
В послествии  я написала книгу " Три недели между Пурим и Песах"
Это два праздника, время  между которыми я провела с отцом.



Однако вернёмсе к семье Сани Блехера.

Двое сыновей перед войной уехали  в Америку.
Благадаря им сохранились  фотографии семьи ,посланные из Ошмян.
В Америке они не сделали , но остались живы.
Детей у них не было,странно подумала я узнав об этом.
Один женился на женьщине с детьми,и она больше не хотела детей.

Одного из них я застала.
Он был совсем старенький,ходил с  палочкой.
Он младший в семье, с палочкой на фотo.
Таким я его и запомнила с палочкой.

Младшая девочка погибла в Ошмянах во время войны.



Вечное наследие,семьи сейчас моё.

Так уж получилось что я его наследница.
А наследство своё положено хранить и беречь.
Вот и написав о нём, о людях которые жили в нём мне кажется, что в какой- то мере я и выполнила свой дочерний долг.


Рецензии
Здравствуйте, Роза. Ваши публикации для меня представляют огромный интерес. Моя бабушка со стороны отца Хая Намиот 1885 года рождения. Называла своей родиной Эйшишкес и Ошмяны. Встречали ли Вы в этих краях евреев с такой фамилией. В 1914 году бабушка была с семьёй переселена или депортирована на Волгу. Спасибо, Леонид.

Леонид Наумович   25.03.2018 00:48     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Леонид.
Как я могла его пропустить такой замечательный отзыв!

Роза Левит   31.07.2020 22:49   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Роза. Очень рад, что Вы отозвались. И всё же - Фамилия "Намиот" очень редкая. Вы когда-нибудь встречали в Ошмянах? Спасибо, Леонид.

Леонид Наумович   01.08.2020 18:26   Заявить о нарушении
Я посмотрю в книге памяти Oшмян.

Роза Левит   02.08.2020 15:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.