Читая Нестора

”Повесть временных лет”
От Иафета до Ольги

 (Прозаический перевод на современный русский язык  Д.С. Лихачева)
”Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля,
кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла русская земля”


”Так начнем повесть сию”.

Это не я начал. Это Д.С. Лихачев с  Нестором.
”Дмитрий Сергеевич — выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской Академии Наук (СССР). Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности”.  - (Википедия)
Я же  спорщик-любитель,  но, бога ради,  не подумайте, что я замахнулся на споры с академиком. Тем более, что сам то и не удосужился  даже в проффесора записаться.
 Поэтому с переводом разногласий нет. Признаю превосходство Дмитрия Сергеевича в знании древнерусского языка. Правда, такого языка никогда и не существовало. Это потом придумали название. А можно и старорусский,  староукраинский или старобелорусский.
До сих пор идет спор – доктор Ватсон, или Уотсон? Это лучший друг Шерлока Холмса.
Как это звучит на русском? Ватсон, или Уотсон?
Да какая разница, как звучит. Поэтому к переводу претензий нет. Тем более сам то я и не смог бы. Будем верить на слово. Если сможем.
А к летописцам вопросы есть. Не академики ведь, и даже не проффесора. Поэтому вопросы есть. Не в смысле, что с чем-то не согласен.  И знаю что-то, что никто не знает. А вопросы. Разные. А ответить некому. Лихачев уже не может. Да он и переводчик, а не летописец. Так что вопросы не к нему, а к Нестору.
”Нестор – древнерусский летописей, агиограф конца XI – начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря”. Сей летописец и написал ”Повесть временных лет” (также называемая ”Первоначальная летопись” или ”Несторова летопись”) — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века”.  - (Википедия)
Любопытный экземпляр. Не летопись, а Нестор.
Пещера. Скука. Свеча горит. Написал. С библейских времен и до 1117 года. С библейскими временами проще. Переписал еврейские народные сказки. А   история   Киевской Руси с 852 по 1117 г.? Вы помните, что делали неделю назад? А месяц? А он почти  300 лет описал. И не о себе. О других. О других проще. Они  уже возразить не могут. И без газет, радио и ящика. И, о ужас, без Интернета. Умный очень. Поэтому спорить не буду. Ему виднее, но все равно сомневаюсь. Имею право.
Название летописи дала одна из его вводных фраз в Ипатьевском списке. Автор летописи указан в  Хлебниковском списке. А есть еще и Лаврентьевская летопись. И еще.
Списки – это сборники летописей. Предусмотрительные люди были. Сразу сборники, чтобы не искать. Но на все списки ведь одного подлинника не хватит. Поэтому копии. А подлинник где-то затерялся. И никто его не видел и не читал. Да и зачем подлинник, если копий достаточно.
Ипатьевский список найден  в Ипатьевском монастыре под Костромой Карамзиным. Или не Карамзиным. Не важно.
Но это копия. Датируется список концом 1420-х гг. А подлинник летописи  в Киево-Печерском монастыре. Киев входит в Великое княжестве Литовское,  Руское и Жомойтское. А Кострома в Золотой Орде. И не очень дружат. Но для пользы одолжили. И не вернули. Нужно ведь было и для других списков скопировать. И потеряли. Не очень хорошие ассоциации вызывает эта потеря. Ведь чужое.
Любопытно было бы сходить в банк и попытаться взять кредит по копии паспорта.
А что? Многие верят. И Лихачев верил. Я понимаю, что он верил в то, что переводил. Но вера ведь не доказательство.
Многие верят в бога. Это дедушка такой. Очень хороший и добрый. Но при случае может и по башке трахнуть. Примерно, как царь родной. Может по головке погладить, а может и трахнуть. Но по справедливости  и от большой  любви.
А я не верующий. Ни во что. Ни в кого. Поэтому сомневаюсь. Во всем и во всех. И в себе сомневаюсь. Но это проще. Я себе нравлюсь и поэтому стараюсь верить себе. Но получается не всегда. И приходится  сомневаться. Замкнутый круг какой-то.
О вере. Штука необычайная. Хочешь, веришь. Хочешь, нет. Результат один.  Никто не видел дедушки. Ан, нет.  Нет, значит есть. И подтверждение есть. Ведь никто не видел. Значит умный и хорошо прячется. И многие верят.
О верующих.
Значительная часть верующих (православных - других не знаю) искренне верит в существование дедушки. Приятно. И надежда, на потом, есть.  И думать не нужно. Да и не очень интересно. И привыкли. Празднуют. Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Не знаете что это? Как же. Яблочный спас. Причем яблоки? Да как раз поспевают. Причем Иисус? А черт его знает. Но праздник. И привыкли. И вся вера сводится к крещению детей и пасхальных куличей.
Значительная часть интеллигенции (интеллектуалов) не верит ни во что, но считает веру очень важной для поддержания у народа (толпы)  обычных человеческих ценностей. Не убий, не укради, … А народ (толпа) без веры этого не понимает. Поэтому важно. Впрочем, и с верой, многие не очень понимает эти ценности. Разве только покаяться можно. Но это потом.
И искренне верующие тоже есть.  Очень верят. Верят. Не  важно во что. Знаний немного и не любопытные. Знал я такого. Хороший парниша. Спокойный и добрый. Все посты соблюдал. И очень строго соблюдал. Очень верил.  И хотел в духовную академию поступить. Не для, а верил. Но на вопрос:
- Откуда у тебя такие деньги? – искренне удивлялся. Верил. Очень верил. Но действительность всегда права. И все равно верит. В монахи ушел. И там верит.

”По потопе трое сыновей Ноя разделили землю - Сим, Xaм, Иaфeт”.

Обсуждение еврейских народных сказок меня не очень интересует, впрочем, как и  русских.
Это когда-то больше интересовало мою дочь.  Вы думаете ее поразил положительный герой русских народных сказок – Иван-дурак. Как бы не так. Ей нравилась сказка ”Мудрая девица и семь разбойников”.
”Дочь вышла на двор, стала осматривать бочки, одну открыла — в ней масло, другую попробовала открыть — нет, не сможет; припала ухом и слушает, а в бочке кто-то шевелится и дышит. ”Э, — думает, — да тут недобрая хитрость!”…
Дочь ушла, затопила печь да между стряпней все воду греет, кипяток носит да в бочки льет; всех разбойников заварила… ”

Впрямь мудрая и добрая. А главаря разбойников потом топором изрубила на мелкие кусочки.
Был у меня знакомый, воспитанный на русских народных сказках. У него все рассказы заканчивались разрезанием трупа на мелкие кусочки и рассылкой  их почтой в разные концы Союза. Зачем? Это он не объяснял. Но звучало убедительно.

”По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне”.

Загнул Нестор. Крут. Или не Нестор? Может,  при копировании добавили?  К центру Европы все время тянет.
”Иллирийское племя нориков объединило под своей властью несколько кельтских, иллирийских племён и племя венетов. Последние жили между Альпами и северной оконечностью Адриатического моря и дали своё имя Венеции… Царство Норик достигло большого хозяйственного подъёма. Норик чеканил собственную золотую монету…
В 16 г. до н.э. Норик был преобразован в одноимённую римскую провинцию и в таком качестве просуществовал вплоть до распада Западной Римской империи.” – (Википедия)

Это приблизительно нынешняя Швейцария. Ведь круто. Центр Европы. И еще до всяких там французов с немцами и британцами разными.

”Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели.”

Сплавились по Дунаю. Освободили место для Швейцарии.  И ну по полям и  лесам бегать. И каждый себе место выбрал. И из нориков образовались десятки народов. Морава, чехи, хорваты и сербы, хорутане, поляки, мазовшане, поморяне. И конечно же – поляне, древляне, дреговичи, полочане, северяне. 

”Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом…
И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской”.

Ай да Нестор, ай да молодец. Всех обматерил, но некоторые отдельно.  Норики были. Все. А оказывается есть и славяне. Прародители. И Новгород построили. Столицу. В болоте.
И грамота славянская. От прародителей.
А почему не существует романов?
Не ромов. То другая история.
Романов почему нет? Языки романские есть, а романов нет. Тюркские языки есть, а тюрков нет.
А славяне есть. И много. И даже те, что не ведают о своем славянстве. Но язык похож, значит от прародителей. И прародителей назначили и утвердили на пленуме Лавры.
А может и в другом месте. Кто видел, что написал Нестор? По некоторым источникам помощник Екатерины утверждал, что она читала. Не в том смысле, что читала, а ей читали. Она то и на тогдашнем русском вряд ли что прочитать могла. Можно и поверить. А подлинник то и тю-тю. И больше его никто не видел.  А Карамзин уже с копиями трудился. Так что, кто утвердил, не известно.

”…  тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река”.

Любопытный маршрут Нестор сочинил. Днепр. Ловоть. Ильмень. (Новгород то - есть, столица). Море Варяжское (Балтийское). Вокруг Европы в Рим. Царьград. Понт (Черное море). Днепр…
Новгород столица мира. Европы.
И зачем эти греки по Днепру перлись? В столице отметиться? А не проще было - бы по Дунаю, потом волоком, потом… Речек впадающих в море Варяжское полно. И маршрут короче. Правда, в столицу не попадали.
А можно и вокруг Европы и туда и обратно. И без волока. А то туда по Днепру против течения, а обратно морем. Впрочем, если посмотреть на глобус, видно, что Варяжское море гораздо выше Средиземного. И течение наверно очень сильное было. Потому из Варяжского в Рим можно, а наоборот, против течения.
Да и что этим грекам у варягов нужно было. Что такое у них там есть, чего нет в Греции. ”В Греции все есть”.

”Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру”

Кто такой Андрей и чему он учил, я не знаю. Это, наверное, последствия еврейских народных сказок. Зачем он отправился в Рим вверх по Днепру, мне тоже не совсем понятно. Может это третий Рим имеется в виду? Но рановато еще. Но путешественник. Киев предсказал мимоходом. И много церквей.

”И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье".

Сколько впечатлений?  Бани. А в Риме варвары. И не моются. То острова открывают. То Египет завоевывают. А в столице мира бани. И это впечатляет. Других занятий нет.
Андрей. Путешественник, однако. Бани открыл для всего мира. Открыватель бань. Кроме бань ничего. А может, ничего и не было.
 
”И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их – Лыбедь”.

Это уже и до Киева очередь дошла.

”Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил”.

А то. Этих князей у нас, как собак нерезаных. Поэтому сейчас больше гетманов, чем кресел, на которых они сидеть хотят.
И к царю ведь ходил. И почести всякие. Говорят.
Слово – то, какое - ”говорят”. До сих пор существует. И Леонид Данилович и Виктор Федорович такое слово знают. ”Как говорят” - и следует за этим невероятная глупость. Поэтому и не уточняют, кто говорит. Аноним. А с анонима, спрос какой?  Он и виноват во всех глупостях. А они умные.
Виктор Федорович не так давно сказал:
- Как говорят: здравоохранение должно быть впереди, как дым от паровоза.
Время, когда по стране гуляли паровозы, Виктор Федорович провел в других местах и паровозов не видел. Но и честен. На анонима сослался.
И  к царю ездил. Почести. Наверное. К королю Иордании. Где это, В.Ф. вряд ли знает. Он самолетом. Летчики дорогу лучше знают.

”Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались”.

Глубокая мысль.
Далее опять перечисление всех славян. И у всех свое княжение. А потом пересчитал и других. Еще не славян, но потом привыкнут. Больше всех мне нравится ” мурома, говорящая на своем языке ”. Почему? Сразу вспоминается былинный русский богатырь Илья Муромец ”из того ли-то из города из Муромля, из того села да с Карачирова”. Мурома народ угро-финской группы, но уже привыкли.
Читал на сайте фонда ”Русское единство”: ”На берегу реки Оки, близ древнего града Мурома расположилось село Карачарово – родина знаменитого богатыря. Предполагают, что родился Илья в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына, и его жены Ефросиньи, дочери Якова. В детстве и юности страдал параличом, однако не роптал на судьбу, а смиренно молился. А горевал Илья лишь о том, что если б был он здоров, то ”не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам.
В селе находится дом Ильи Муромца. Это современный деревянный домик с надписью, что на этом месте когда-то был дом, где родился русский богатырь. Адрес: ул. Приокская, д. 279. А проживает здесь семья Гущиных, которые считают себя потомками богатыря.
В Карачарове есть знаменитый источник. Именно здесь, как рассказывают, брали воду, от которой поправился Илья, до этого 33 года пролежавший на печи”.

На печи и молился. Это уже лирическое отступление. Не оскудеет земля Русская Несторами.
Дальнейшее повествование Нестора представляет скифов, то есть хазар, или не хазар, болгар, белых угров, обров, печенегов, черных угров. Все они болтались в окрестностях и от нечего делать воевали друг с другом. Ничего интересного в этом нет. Обычная история.
И опять о том, где кто сидел. ”Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав”. Что и так понятно.

”Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают”.

Нестор жил в Киеве. Среди полян. Отсюда и любовь большая. Другие  - мерзавцы. Почти все. За небольшим исключением.

 ”А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды…”.
”А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, … И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, …а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, … еще вятичи, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон”.

С северянами Нестор загнул. Я - то из тех мест. И ничего такого за собой не замечал. Обидно.
Но сирийцы живущие на краю света в общем народ положительный. И бактриане (рахманы или островитяне).
 А индийцы – ” убийцы, сквернотворцы и гневливы сверх всякой меры; а во внутренних областях их страны - там едят людей, и убивают путешественников, и даже едят, как псы”.
Халдеяне и вавилоняне бесспорно мерзавцы.
Хороши гили. ”жены у них пашут, и строят дома, и мужские дела совершают, но и любви предаются, сколько хотят ”.
”В Британии же несколько мужей с одною женою спят, и многие жены с одним мужем связь имеют и беззаконие как закон отцов совершают, никем не осуждаемые и не сдерживаемые. Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот, единожды в году, близко к весенним дням, выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы некиим торжеством и великим праздником”.
Половцы  ”кровь проливают и даже хвалятся этим, едят мертвечину и всякую нечистоту - хомяков и сусликов, и берут своих мачех и невесток, и следуют иным обычаям своих отцов”.

Нравится мне про хомяков. У них за щеками зерно хранится. Так что сразу мясо с хлебом. Или это суслики?
И апогей. Из-за чего весь сыр-бор.

”Мы же, христиане всех стран, где веруют во святую Троицу, в единое крещение и исповедуют единую веру, имеем единый закон, поскольку мы крестились во Христа и во Христа облеклись”.

Почему-то мне вспомнилось – ”Пролетарии всех стран, объединяйтесь”.

О хазарах. Пришли к полянам и дань потребовали. Заплатили по ”мечу с дыма”. Как увидели хазарские старейшины мечи, сразу князю своему советуют сдаться. Мечи обоюдоострые, а у них сабли острые с одной стороны. Испугался князь и ну дань платить.  Нестор утверждает что, ”владеют русские князья хазарами и по нынешний день”. Все может быть.

”В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться ”Русская земля”. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом”.

Если ”Русь”, то и земля ”Руская”.
И опять ”как говорят”. Кто говорит, о ком? И где это написано, и кем подписано? И кто приходил и откуда, и куда ушел?  Но дату запомним.
Далее следует скучное перечисление дат и князей. Почему здесь, не очень понятно, но писатель барин.

”В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей”.

Это там, на севере, и к Киеву отношения пока не имеет.

”В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, … и не было среди них правды, … И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали …: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".

Многозначительная фраза. Кто такие - ”русь”? Нестор уже знал, что ”русь” не будет никому известна. Отсюда щведы, норманы, англы, готландцы. Этих-то все знают, а ”русь” - никто. А может и не было их?

Любопытно было бы узнать, помнит ли кто еще русь? И кто ходил в  852 году в Царьград, если русь пригласили в 862. С этими варягами одни вопросы. Жили за морем? Или все переехали на новое место жительства?
Где жили. С кем дружили. Было то их многовато. Не десятки или сотни, а много больше. Каждый князь, при необходимости, бежал в Новгород и возвращался с варягами. Доказывал свою правоту. Когда варяги заканчивались, все начиналось сначала. В Новгород и обратно. Только Ярослав несколько раз бегал в Новгород за помощью. Доказывал братьям свою правоту.
Сколько там этих варягов было?  Может, в Новгороде было бюро по найму?  Или у варягов безработица и  Новгород трудоустраивал? Или новгородцы ходили походами в варяжские земли и приводили пленных. И продавали. Ведь в то время работорговля была делом прибыльным, и экономика княжеств держалась на ней.
Вопросы, вопросы. И ответа нет.

” и сел старший, Рюрик, в Новгороде”.

А двух бояр Аскольда  и Дира отпустил в Царьград. Не родственники ведь.
Дался им этот Царьград. Зачем им эта деревня. Почему деревня? Так каждый, кому не лень, тут же в Царьград. Щит к воротам прибить непреодолимое желание. Знали бы греки, кто к ним приходил. Гордости  сколько было бы. Был бы город славы греческих моряков. Да откуда им знать.
Но до Царьграда не дошли. По дороге Киев случился. Остались и в Царьград не пошли. Больно нужно.
Но потом пошли.

”В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и …Царь же был в это время в походе на агарян, …епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, … множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей”.
Все-таки Русь - это Киев. Рюрик не участвовал.
Но масштабы, однако. Как думаете, сколько жителей в то время было в Киеве. Тысячи три? Или пять? Или десять с детьми, женщинами и стариками? А дружина князя насчитывала человек пятьдесят? Или многовато? И ” двумястами кораблей”. Страшно.
Но царь не испугался, и стал молиться, и буря разметала все корабли. Или корабль. Это пирога такая. Из долбленого дерева. Может, и были это индейцы племени апачей. Почему апачей? Да не знаю я других.

”В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал”.

Наследство оставил. Болото и сына.
Олег наследству обрадовался. И ну в поход. Подальше от болота. Своих садить. Не сажать, а садить. Сажают чужих. Традиция до сих пор сохраняется.

”В год 6390 (882). И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир”.

И обычное дело. Прикинулся дуриком. Мол, Киев посмотреть хочется. Крещатик. Лавра. София. И все такое.
Аскольд и Дир, конечно же,  лохи. Пустили. И теперь в Киеве есть Аскольдова могила. И Дира похоронили. Но в другом месте.
И традиции сохраняются. Через несколько сот лет, уже к Москве пришел другой князь. Хан Тохтамыш. А князь Дмитрий Донской далеко. Очень далеко. Карамзин говорит, что войско собирает. Поэтому далеко. А в Москве князь литовский Остей сидит. По дружбе помогает.  И пускать не хочет. А доброжелатели советуют. Мол, пускай посмотрит. Мавзолей ведь. ГУМ. ЦУМ. Может, прикупит что.
Далее понятно. И где могилка Остея, не известно. Правда, князь Дмитрий сразу перестал войско собирать и вернулся. И Тохтамыша щедро отблагодарил. А Тохтамыш по дороге домой и Рязань разграбил. Князя, который Дмитрию обещал помощь в стычке с Мамаем, но по дороге сильно заблудился и опоздал. У себя в княжестве.  Леса, леса.

 ”И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег "Да будет это мать городам русским".

Так вроде уже и так был. Наверное, не все знали.
И опять своих садить. И дань собирать.
Нестор все-таки уникум. Помнил, что сказал Олег 300 лет тому. Память хорошая. Или это не Нестор. Фраза – то многозначительная. Много определяет. И неспроста. Спросите любого, кто сказал:
 – ”Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет”.
И услышите, что Александр Невский. А мне кажется, что Николай Черкасов в фильме ”Александр Невский”.  Многие путают историю и художественные произведения. И знают историю по романам. Франции - по Дюма, России  -  по Карамзину.

”В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою…”

Шли и шли. Причем здесь угры? Ну, воевали с волохами и славянами, с греками и ”попленили землю Фракийскую и Македонскую”… ”и стали воевать с моравами и чехами”.

Невидаль какая.

”Был един народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь. Для них ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских, и у болгар дунайских”.

Теперь понятно, причем угры. Нет, все равно не понятно.

”Когда славяне жили уже крещеными, князья их Ростислав, Святополк и Коцел послали к царю Михаилу, говоря: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы нас наставил и поучал нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского..”

А зачем книги, если веришь? Картинки рассматривать можно и на греческом.
Но Михаил вошел в положение и прислал Мефодия и Константина. И перевели они книги. ” Константин же вернулся назад и отправился учить болгарский народ, а Мефодий остался в Моравии”

”А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий – славянский”.

А сначала ”Русь” были поляне, и варягов не было. Правда, был путь из варяг в греки. Смысл  понятен. Хоть и запутано все.
Единство партии и народа. Конечно.

”В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу”.

Вырос. Жену привели. Самому некогда.

”В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве… и было кораблей числом 2000…И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей… И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу”.

И деревня греческая согласилась. 2000 кораблей по 40 мужей – это 80000 мужиков, которые кушать хотят каждый день, и, наверное, по три раза. И эта толпа от Киева до Царьграда только рыбой питалась? ”Как говорят”  - рыбы было много.
Заметьте, Новгорода среди городов претендующих на дань нет. Правда, есть ”другие города”.
80000 мужиков. Такая армия и в нынешние времена кому хошь в морду даст. А тогда в Царьграде, наверное, тысяч  двадцать жило. С детьми и женщинами. И попы не в счет. У них другая задача. А может и чуть больше.
Далее следует повествование о том,  что греки должны делать при следующем приходе Олега или его послов. Это скучно.

”И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда”.

Интересно видели ли греки этот щит. Насколько я знаю, греки об этом щите ничего не слышали.

”И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными”.

Почему ”Вещим”? Не очень понятно. И почему язычники по любому поводу называют, черт знает кого,  ”Вещим”. Странно это. Я не верующий. Почти язычник, но никого не обзывал.
Понял. Я читать умею. А они непросвещенные. Откуда им знать, что это значит. И впрямь, что это значит?

”В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими…”

Далее следует длительное философствование на юридические темы. Кто, кому и что, если кто-то кому-то мечом трахнет. И что за этим следует. И о возможных злодеяниях. И если кто кого убьет, и наоборот. Не в смысле оживит, а убьет наоборот. И о людях торгующих. Ну, конечно дары, экскурсии по местам славы русских моряков и т.д.
Если честно, смутили ”русские”. Была ”Русь”, стали русские. С двумя ”с”. А до ”русских” еще лет шестьсот с гаком. Но это скорее к Лихачеву. Ну не мог Нестор об этом знать. Не баба Ванга ведь.

”И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами…  на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть”

Далее все по Александру Сергеевичу.

”И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер”.

Нечего босиком болтаться. Не пацан ведь. Князь.
И опять философствование на тему: кому волхвы что предсказали. Это уже скучно.

”В год 6421 (913). После Олега стал княжить Игорь”.

А не Игорь ли змею подсунул? Подрос ведь. Да и права. Олег – то лишь дальний родственник Рюрика. А Игорь сын. Законнорожденный, наверное.

”И затворились от Игоря древляне по смерти Олега.
В год 6422 (914). Пошел  Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой”.

Потом пришел Симеон на Царьград, печенеги на Симеона, греки рассорились, Печенеги ушли восвояси, болгары сразились и т.д. Все как всегда.

”В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков.,,  10 тысяч кораблей”.

Масштабы увеличиваются. И опять”русские”. А я писал, что Ватсон и Уотсон, это все равно. Все зависит от вкладываемого смысла.
И опять Симеон на хорватов, а Угры на Царьград, и ”сотворив мир с Романом восвояси”. Откуда Нестор все это знал?

”В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих… - и пошел на греков в ладьях и на конях”

Бедные греки. Опять договор о том, кто, куда и зачем.  И очень длительные рассуждения. Скучно Нестору в пещере.

”Игорь же начал княжить в Киеве, мир имея ко всем странам”.
Но скучно.
”пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его… и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало”.

И поделом.

”Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом”
”Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим".

Ольга себе на уме. Мол - приходите.
Лохи пришли. Точнее - ” и понесли их в ладье… и сбросили их вместе с ладьей в яму…И повелела засыпать их живыми; и засыпали их”.
”И послала Ольга к древлянам, и сказала им: "Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей… и прислали за ней… И натопили баню, и вошли в нее древляне… и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все”.
”И послала к древлянам со словами: "Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе… И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000”.
”В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю... И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах… Она же сказала: "Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья… Ольга же, раздав воинам - кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут,… И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев...  сразу загорелись все дворы...

Отомстила, так отомстила. Понятно, кто прототип ”Мудрая девица…”. Святая равноапостольная. А кто же еще мог удостоиться такой почести. Почему-то все святые отъявленные мерзавцы.

В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду…  и установила по Мсте погосты и дани и по Луге…”

Такая работа. Делать нечего и кушать хочется.

”В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю…”

Туда же. Но с  дружеским визитом. А царь не очень понял, зачем пришла, и по наивности сразу свататься. А она согласна только после крещения. А он лох и крестил.

”После крещения призвал ее царь и сказал ей: "Хочу взять тебя в жены". Она же ответила: "Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это - ты сам знаешь".

Перехитрила. Только не очень понятно, зачем вообще туда отправилась.

”Жила же Ольга вместе с сыном своим  Святославом и учила его принять крещение…  Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям,..”

Оно ему нужно было.

Вторая половина этой части летописи в переводе Лихачева пестрит ”русскими”. Не мог этого знать Нестор. Русские появились  после Петра I. И никто о них тогда не слышал. Лихачев, конечно,  слышал, но это позже. Вера великое дело.

Пока все. Если будет вдохновение,  продолжу.




От  Ольги до Владимира

 
”В год 6472 (964). Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых… и много воевал… И посылал в иные земли со словами: ”Хочу на вас идти”.

Откуда Нестор знал, кто что говорил?
Далее на хазар, вятичей победил, пошел на болгар, ”и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков”.

”В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой”.

И уже сдаться хотели жители, но послали гонца на ту сторону Днепра, ”Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?". Все знает Нестор. Да и гонец хорош. По-печенежски знал, несмотря на то, что впервые пришли. И переплыл гонец на другой берег к непонятно кому с воеводой по имени Претич.

”И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же решили, что пришел князь, и побежали от города врассыпную”.

Туповаты все-таки печенеги.
Сразу за Святославом послали (жители). Тот на коней и вернулся. ”И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир”.

А печенеги, пока туда и обратно, и собрал, ждали у Лыбеди. Интересно ведь. Вернется Святослав или не вернется? Любопытно.

”В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае”… Отвечала ему Ольга: "Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня?"… И сказала: "Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь".

Через три дня Ольга умерла. Уж очень Святославу Киев не нравился. Наверное, поспособствовал.
Далее следует восхваление христианских доблестей Ольги. О доблестях уже читали.

”В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян”.

А новгородцы и себе просить князя. Без князя никак. Им Владимир достался. Владимир же был от Малуши - ключницы Ольгиной. Тоже сын. А сам в Переяславец.

”В год 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе…  И к вечеру одолел Святослав… и послал к грекам со словами: ”Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город”.
”И сказали греки: "Невмоготу нам сопротивляться вам”…  Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней”.
”И сказал им Святослав: "Нас двадцать тысяч", и прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч”.

Греки конечно лживы, а русским можно и соврать. Для пользы отечества ведь.

”И выставили греки против Святослава сто тысяч, и не дали дани”.

Сначала русские наделали в штаны, но сказал Святослав ” не посрамим земли Русской ”, и была ”жестокая сеча и одолел Святослав, а греки бежали ”. Один против десяти, а как надавали.
Греки сразу подкупить попробовали. Не получилось. Подарили оружие. Оружие взял, чем греков сильно напугал. И греки на дань согласились и даже для  убитых.

”Увидев же, что мало у него дружины, сказал себе Святослав: ”Как бы не убили какой-нибудь хитростью и дружину мою, и меня... И сказал: "Пойду на Русь, приведу еще дружины".
”И отправил послов к царю в Доростол, ибо там находился царь, говоря так: ”Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь”.

Это конечно не ложь, а военная хитрость. Это греки лживы.
А Святослав поклялся ”иметь мир и истинную любовь со всеми великими царями греческими”.

”Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам”.

А там печенеги. И пройти нельзя. Зазимовал. А весной опять.
”В год 6480 (972). Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него”.

У честного человека череп и на чашу годится. Какая - никакая польза.

”В год 6481 (973). Начал княжить Ярополк”.
”В год 6483 (975). Однажды Свенельдич (сын Свенельда), именем Лют, вышел из Киева на охоту…”

А Олег тут же охотился. И обиделся. И убил его Олег.

”И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: ”Пойди на своего брата и захвати волость его”.

И не выдержал Ярополк.

”В год 6485 (977). Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю… Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров”.

Не болтайся под ногами. Еще Василий Иванович доходчиво объяснял, где должен быть командир. Наступаем – сзади, отступаем впереди на боевом коне. Поплакал Ярополк. Немного.

”И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча и до сего времени...  И наследовал власть его Ярополк... У Ярополка же была жена гречанка, а перед тем была она монахиней, в свое время привел ее отец его Святослав и выдал ее за Ярополка, красоты ради лица ее”.

Причем здесь жена гречанка, да еще и монахиня?

”Когда Владимир в Новгороде услышал, что Ярополк убил Олега, то испугался и бежал за море. А Ярополк посадил своих посадников в Новгороде и владел один Русскою землею”.
”В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: "Идите к брату моему и скажите ему: "Владимир идет на тебя, готовься с ним биться". И сел в Новгороде”.

И тут же жениться. Уж невтерпеж.

”И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: "Хочу дочь твою взять себе в жены".
А та ни в какую. Только за Ярополка. А это уже подлость.

”И напал Владимир на Полоцк, и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены. И пошел на Ярополка”.

Конечно, сразу же и любовь.

”И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и с Блудом”.

Далее Владимир подговорил Блуда, пообещав золотые горы. Навешали лапши на уши Ярополку.

”И послал Блуд к Владимиру со словами: ”Сбылась-де мысль твоя, и, как приведу к тебе Ярополка, будь готов убить его”.

”И так убит был Ярополк... Владимир же стал жить с женою своего брата - гречанкой, и была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей. Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира”.

Теперь понятно, причем здесь жена гречанка. Но эти рассуждения очень странноваты. Получается, что  Святослав был Ярополкович-Владимирович. Занятно.

Варяги же плату начали требовать, А Владимир все на потом откладывал. Тем надоело и навострились в греки. Как обычно. А могли бы и убить. Обрадовался и отпустил, только несколько оставил. На развод.

”И стал Владимир княжить в Киеве один… посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде”.

Как будущий креститель Руси Владимир торопился. Христианам то одна жена полагается. А он любитель.

”и были у него жены: Рогнеда, … от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а еще от одной жены - Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое”.

Я же говорю – любитель был.

”В год 6489 (981). Пошел Владимир на поляков, … и вятичей”. И опять вятичей. Победил ятвягов. И принес жертвы. Как и положено. Бросили жребий. И принесли жертву. А заодно и отца его. Тот почему-то не понял. Он христианин, а христиане в жертву других приносят.
Пошел на радимичей, на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею. Победил болгар, а те в сапогах. ”Этим дани нам не давать - пойдем, поищем себе лапотников". И заключил Владимир мир с болгарами”

Это правильно. По себе нужно выбирать. И в Киев вернулся. Кушать захотелось.
А тут и время пришло крестить.

”В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: ”Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету”...”Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами.

С женами он и так управлялся, а обрезание ему не понравилось. Еще и без вина и свинины.

”сказал он: ”Руси есть веселие пить: не можем без того быть”.

”Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: "Пришли мы, посланные папой",… Владимир же спросил их: "В чем заповедь ваша?". И ответили они: "Пост по силе: "если кто пьет или ест, то все это во славу Божию".
”Сказал же Владимир немцам: ”Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого”.

Кажется он и сам не знает что хочет. Пить во славу ”божию” сам же любил.

”Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане,… Христиане же веруют в того, кого мы распяли… И спросил Владимир: ”Что у вас за закон?”. Они же ответили: ”Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу”.

Тоже мне реклама. Придурки. Опять обрезание и без свинины.

”Затем прислали греки к Владимиру философа, так сказавшего: ”Слышали мы, что приходили болгары… приходили к вам из Рима…  пришли евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли”.

Философ объяснил ”что распят будет и погребен, но в третий день воскреснет и взойдет на небеса”. И начал философствовать. Это лучше пропустить. Длинный и скучный пересказ еврейских сказок.
”И, сказав это, философ показал Владимиру завесу, на которой изображено было судилище Господне, указал ему на праведных справа, в веселии идущих в рай, а грешников слева, идущих на мучение”.

Зрелище слева окончательно убедило Владимира.
Сказали  бояре: ”Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: ”Где примем крещение?”. Они же сказали: ”Где тебе любо”.

Бояре на все согласны. Тем более никто и не спрашивал.

И пошел он креститься. Почему – то в Корсунь (Херсонес кажется).

”в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе”.

Пришел креститься, а они не поняли. А ему торопиться некуда. ”Если не сдадитесь, то простою и три года”.  И начал ”присыпать насыпь к городским стенам”, а те ” подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город”. В хозяйстве пригодится. Но доброжелатели нашлись - ”некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: ”Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока”.  Сразу же вызрело решение - "Если сбудется это, - сам крещусь!".
Против лома нет приема. Сдались.
Но у него одно на уме. ”слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу”. Те поломались для приличия. Потребовали креститься и сестру свою уговорили. Почти уговорили. Не очень-то и  уговаривали. На корабль и к суженному.
А тот ослеп, и невесты в упор не видит.

”И послала к нему царица сказать: ”Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего”. Услышав это, Владимир сказал: ”Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский”. И повелел крестить себя”.

 И крестился. И сразу прозрел. Интересно, не пожалел ли он, что прозрел. Невесты – то он еще не видел.
Дружинники сразу же тоже крестились.
Традиции до сих пор сохраняются. В.Ф недавно книги написал и все дружинники тут же читать. Но объяснить о чем, толком не могут, но очень нравится.
Владимира же крестили и научили вере христианской.  Но длинно и скучно, поэтому читать это нет желания.

”После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе”.

Так положено.  Все, что плохо лежит, подлежит приватизации. И раньше, и позже, и теперь.
Так в 1155 году сынишка Юрия Долгорукого, первый великоросс, святой князь Андрей посчитал, что деревня  Вышгород маловата для его масштаба и отправился на вольные хлеба. Во Владимир,  точнее в деревню Боголюбово под Владимиром. Княжил во Владимире, а жил в Боголюбове. Поэтому и Боголюбский, а не потому, что бога любил. Но и бога любил. В женском Богородичном монастыре  Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги была поставлена икона, присланная на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу. Икона Божией Матери. Поскольку в женский монастырь ему ходу не было, уговорил монахиню. Женское сердце податливо. Она и вынесла. Икону. С того времени икона Божией Матери Владимирская. А Андрей святой. Интересная икона.
Во время нашествия Тамерлана при  Василии I  в 1395 чтимая икона была перенесена в  Москву для защиты города от завоевателя. Чувствуется масштаб воображения.  То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. А может и шли они совсем в другое место? Или у них маневры были.
Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году и в 1480. В память об этих чудесах Русская церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:
21 мая -  избавление от Махмет-Гирея;
23 июня - избавление от Ахмата, наверное, того самого дальнего предка Ахматовой;
26 августа - сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана.
А если бы не спер? Праздников бы значительно поубавилось. А без пития жизни нет.
Опять лирическое отступление. Продолжим.

”сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками”.

Палками для убедительности.

”Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его"... И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор”.

А я слышал, что неверные бежали по берегу и кричали ”Выдыбай, выдыбай”,  и зовется то место Выдубичи. И монастырь там. В честь Перуна. Ведь тоже святой.

 ”Затем послал Владимир по всему городу сказать: ”Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом... Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя…”

Настоящее единство партии и народа. Партия сказала, народ ответил.

”И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых”.
”Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, а Ярослава в Ростове, Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил в нем Ярослава, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани. И сказал Владимир: "Нехорошо, что мало городов около Киева". И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне”.

Городов маловато, поскольку собирался пополнить  перечень сыновей. Но пока некогда.

”В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов… пришли печенеги по той стороне Днепра от Суллы”.

Дабы не проливать преждевременно кровь сговорились: "Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются”. Где-то  эта история мне уже встречалась. Нашли пацанчика. Он кожи мял. Испытали быком. Вырвал пацан у быка кусок мяса с кожей. ”и удавил муж печенежина руками до смерти”.

”И кликнули наши, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали”.

То ли еще было.

”В год 6504 (996). Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу”.
”После этого пришли печенеги к Василеву, и вышел против них Владимир с небольшою дружиною. И сошлись, и не смог устоять против них Владимир, побежал и стал под мостом, едва укрывшись от врагов”.

Интересно. Он сам под мостом спрятался, или с дружиной. Мосты были тогда великие. Несколько десятков тысяч прятались. 
По этому поводу, конечно - же церковь. И конечно празднование.
”И раздавали тем все необходимое. И еще нечто большее сделал он для людей своих: каждое воскресенье решил он на дворе своем в гриднице устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и гридям, и сотским, и десятским, и лучшим мужам - и при князе и без князя. Бывало там множество мяса - говядины и дичины, - было все в изобилии”.

А те обижались на деревянные ложки. Мог бы, и серебряные купить, или в музее одолжить. Жадина все же.

”В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов, так как была в это время беспрерывная великая война”.

А печенеги воспользовались отсутствием самого и к Белгороду. Осадили. А жители наделали киселю и в колодец. И пригласили печенегов и угостили. Те поняли, что голодом не уморить и ушли. Зачем им нужны были мертвецы, не известно. Впрочем, они на половцев похожи. И, наверное, мертвечиной питались.

”В год 6522 (1014). Когда Ярослав был в Новгороде, давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал в Новгороде дружине...  а Ярослав не давал этого в Киев отцу своему”

А ведь налоги нужно платить. И Владимир, возглавлявший в то время налоговую службу, решил направить с проверкой налоговую инспекцию.
Свою дружину. Да разволновался, и помер. В его возрасте нельзя волноваться. Кефир, клистир и теплый сортир. Самое то для его возраста.

”В год 6523 (1015). Когда Владимир собрался идти против Ярослава, Ярослав, послав за море, привел варягов, так как боялся отца своего… Между тем печенеги пошли походом на Русь, Владимир послал против них Бориса”.

И умер на Берестове. А в Киеве Святополк. И утаили смерть его. Но напрасно. Святополк все равно в Киеве.



От Владимира до Владимира Мономаха


”Святополк сел в Киеве по смерти отца своего, и созвал киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья их были с Борисом”.

Но дары брали. В хозяйстве пригодится.

”Когда Борис уже возвратился с войском назад, не найдя печенегов, пришла к нему весть: ”Отец у тебя умер”.

Фельдмаршал, однако. Печенегов не нашел, или и не искал? И домой.
А дружина с предложением. Печенегов не нашли, так своих можно пограбить. А Глеб боголюбив. Ему бы только молиться. Дружина и разошлась. Наверное, по окрестным деревням. Дань собрать.
А Глеб получает письмо от брата:
”Хочу с тобою любовь иметь и придам тебе еще к полученному от отца владению”.

Кого это обмануть может? Глеб боголюбив, но не дурак, чтобы верить на слово. Знает, что ожидать, но все равно, очень интересно.

”Посланные (Святополком) же пришли на Альту ночью, и когда подступили ближе, то услыхали, что Борис поет заутреню, так как пришла ему уже весть, что собираются погубить его… И, помолившись Богу, возлег на постель свою. И вот напали на него, как звери дикие, обступив шатер, и проткнули его копьями, и пронзили Бориса…”
”Убив же Бориса, окаянные завернули его в шатер, положив на телегу, повезли, еще дышавшего. Святополк же окаянный, узнав, что Борис еще дышит, послал двух варягов прикончить его. Когда те пришли и увидели, что он еще жив, то один из них извлек меч и пронзил его в сердце”.

Где-то читал я несколько иную историю. Она более интересна. Здесь голову отрубили у слуги Глеба, а в той, у самого Глеба. Привезли к Святополку, а он (Глеб) еще дышит. Фантазии  больше.
И чего все ополчились на Святополка? Обозвали ”окаянным”. Что - такого он сделал? Брата убил? Невидаль. Они только этим и занимались. И святыми становились, когда всех поубивают. А Святополку просто не повезло, другой ловчее оказался. Проблем у Святополка было много.

”Святополк же окаянный стал думать: ”Вот убил я Бориса; как бы убить Глеба?”.

Да как? В гости пригласить, что и было сделано
”Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен”.

Глеб тотчас же к папаше, но по дороге ногу повредил. И решил отдохнуть. Тут и весть от Ярослава.
”Не ходи: отец у тебя умер, а брат твой убит Святополком”.

Глеб сразу же молится, сел ждать. Тоже интересно.

 ”И когда он так молился со слезами, внезапно пришли посланные Святополком погубить Глеба…Отроки же Глебовы пали духом… Повар же Глеба, именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба, как безвинного ягненка”.

”И соединились они (Борис и Глеб) телами, а сверх того и душами, пребывая у Владыки, Царя всех, в радости бесконечной, в свете неизреченном и подавая дары исцеления Русской земле…”

Радости то сколько.
Далее следуют пространные рассуждения о пользе убийства братьев для земли русской.
”Радуйтесь, Борис и Глеб богомудрые, источаете вы как бы струи из колодца живоносной воды исцеления, истекают они верным людям на выздоровление”. И т.д. Это скучновато.

”Святополк же окаянный и злой убил Святослава, послав к нему к горе Угорской, когда тот бежал в Угры. И стал Святополк думать: ”Перебью всех своих братьев и стану один владеть Русскою землею”.

Как бы не так. И другие есть, и пока выжидают.

”Святополк же окаянный стал княжить в Киеве.  Созвав людей, стал он им давать кому плащи, а другим деньгами, и роздал много богатства”.

Да вроде уже начинал. И дары раздавал. Пластинку заело?

”Когда Ярослав не знал еще об отцовской смерти, было у него множество варягов, и творили они насилие новгородцам и женам их”.

Не знал еще, что и новгородцы понадобятся.
А те восстали, и перебили этих, а эти тех. Как обычно. А тут известие о смерти отца и братьев. Ярослав сразу каяться. ”О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна". Новгородцы долго не обижались. ”Хотя, князь, и иссечены братья наши, - можем за тебя бороться!”

Верное дело ведь.

”И собрал Ярослав тысячу варягов, а других воинов 40 000, и пошел на Святополка”.

Опять масштабы офигенные. 
В дело вступает основной  конкурент на ”окаянность”.

”Услышав же, что Ярослав идет, Святополк собрал бесчисленное количество воинов, русских и печенегов, и вышел против него к Любечу на тот берег Днепра, а Ярослав был на этом”.
”В год 6524 (1016). Пришел Ярослав на Святополка, и стали по обе стороны Днепра, и не решались ни эти на тех, ни те на этих, и стояли так три месяца друг против друга”.

Стратегия великое дело. ”Наступили уже заморозки… Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиной своей”. Ярослав переправился, прижал Святополка к озеру. Тот на лед и лед провалился. Где - то мне эта история уже встречалась.
Святополк в Польшу, Ярослав в Киев.

”В год 6525 (1017). Ярослав пошел в Киев, и погорели церкви”.

Церкви горят хорошо  и долго.  Поэтому и Мудрый.

”В год 6526 (1018). Пришел Болеслав на Ярослава со Святополком и с поляками. Ярослав же, собрав русь, и варягов, и словен, пошел против Болеслава и Святополка и пришел к Волыню, и стали они по обеим сторонам реки Буга”.

Все - таки Русь и варяги не одно и тоже. Запутал Нестор совсем.
А история повторяется. Опять стали и стоят. Страшно ведь.

”И был у Ярослава кормилец и воевода, именем Буда, и стал он укорять Болеслава, говоря: ”Проткнем тебе колом брюхо твое толстое”.

Болеслав обиделся и в атаку. А Ярослав зазевался.

”И убежал Ярослав с четырьмя мужами в Новгород, Болеслав же вступил в Киев со Святополком”.

Ярослав сразу деньги собирать. ”И привели варягов, и дали им деньги, и собрал Ярослав воинов много”.

Я же говорил, что этих варягов на всех хватит.  Как они успевали через море переплывать. По льду,  наверное.
А Святополк, в своем репертуаре. Поляков бить. Болеслав с перепугу домой.

”Святополк же стал княжить в Киеве. И пошел Ярослав на Святополка, и бежал Святополк к печенегам”.

За ними не успеваешь. Только к одному начинаешь привыкать, уже другой.

”В год 6527 (1019). Пришел Святополк с печенегами в силе грозной, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту”.

Все сначала. Уже и скучно.

”К вечеру же одолел Ярослав, а Святополк бежал”.

Бежал. Громко сказано. ”и расслабли все члены его, и не мог он сидеть на коне, и несли его на носилках”.
И  спрятался в пустынном месте между Польшей и Чехией.
 
”Ярослав же сел в Киеве, утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик.
В год 6528 (1020). Родился у Ярослава сын, и нарек имя ему Владимир”.

Этот тоже в папашу пошел. Ярослав.
 
”В год 6529 (1021). Пришел Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, на Новгород, и взял Новгород, и, захватив новгородцев и имущество их… Ярослав из Киева на седьмой день нагнал его тут. И победил Ярослав Брячислава…
В год 6530 (1022). Пришел Ярослав к Берестью. В то же время Мстислав находился в Тмутаракани и пошел на касогов”.

Наша песня хороша, начинай сначала.
Но Мстислав и князь касожский Редедя  решили борьбой спор решить.

”... был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: ”О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое”. И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю”.


”В год 6531 (1023). Пошел Мстислав на Ярослава хазарами и касогами.
В год 6532 (1024). Когда Ярослав был в Новгороде, пришел Мстислав из Тмутаракани в Киев, и не приняли его киевляне”.

Не велика беда. Есть Чернигов.
А в Суздале волхвы восстали. Пришел Ярослав навел порядок. Это мелочи. За дело.

 ”И, возвратившись, пришел Ярослав в Новгород, и послал за море за варягами. И пришел Якун с варягами…   Мстислав же с вечера исполчил дружину и поставил северян прямо против варягов, а сам стал с дружиною своею по обеим сторонам”.

Военная хитрость. Полководец. ”…схватилась дружина северян с варягами, и трудились варяги, рубя северян, и затем двинулся Мстислав с дружиной своей и стал рубить варягов”.

Ярослав ноги в руки и ходу. В Новгород. ” Мстислав же чуть свет, увидев лежащими посеченных своих северян и Ярославовых варягов, сказал: ”Кто тому не рад? Вот лежит северянин, а вот варяг, а дружина своя цела".

Мстислав предложил Ярославу в Киеве сидеть, старший брат ведь, а тот не поверил. Остался в Новгороде.

”В тот же год родился у Ярослава еще сын, и нарек имя ему Изяслав”.

Потому в Новгороде и остался. Дело было.  Потом можно и в Киев. Помирились. Ярослав взял эту сторону, а Мстислав ту. ”…  и была тишина великая в стране”. Неспроста.

”В год 6535 (1027). Родился третий сын у Ярослава, и дали имя ему Святослав. 
В год 6538 (1030). Ярослав Белз взял. И родился у Ярослава четвертый сын, и дал имя ему Всеволод”.

Продолжатель дела батюшки своего. Поэтому и перерывы.

В тот же год пошел Ярослав на чудь. С Мстиславом пошел на поляков. Привели много и поделили.

”В год 6544 (1036). Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер”.

Или помогли умереть. Ярослав то стал ”самовластцем в Русской земле”, чего он и добивался.

”В это время родился у Ярослава сын, нарекли имя ему Вячеслав”.

Когда он успевал? Весь в батюшку.

А тут печенеги к Киеву подошли. Ярослав из Новгорода на помощь.
”И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня”.
”В тот же год посадил Ярослав брата своего Судислава в темницу во Пскове - был тот оклеветан перед ним”.

Если очень хочется, повод всегда можно найти.

И начал церкви строить. ” И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество…”

Далее следует весьма скучное и  многословное рассуждение о пользе  книжной мудрости.

”…пошел на ятвягов…  на Литву… на мазовшан в ладьях... на ямь и победил их”.

Ходок. И конечно на греков. Обычный маршрут. Но не сам, а сына отправил. Владимира. Староват стал. Да и хромой. Опять огромные масштабы. Но случилась буря. Кто – то кого - то разбил, а те пленили этих.

В год 6552 (1044). Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили кости их, и положили их в церкви святой Богородицы”.

А как же. Нужно крестить, а то гореть в аду будут.

”В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от волxвования”.

Это волхвование мне что – то напоминает. Уже ведь была такая история.  С Марией.

”… пошел на мазовшан, и победил их, и убил князя их Моислава”.

Все в делах. То сын рождается. То убил кого – то.

”В год 6558 (1050). Преставилась княгиня, жена Ярослава”.

Понятно, почему на мазовшан  ходил. Княгиня старовата. Не до детей.
Далее следует скучные философские рассуждения о том, почему Печерский монастырь называется Печерским. Было бы интересно, если бы Печерский монастырь назывался, например, Выдубичским.  Была бы потеха. На Печерске монастырь Выдубичский, а в Выдубичах - Печерский.

”В год 6560 (1052). Преставился Владимир, старший сын Ярослава”.

Не беда. Потерю можно восполнить.

”В год 6561 (1053). У Всеволода родился сын от дочери царской, гречанки, и нарек имя ему Владимир”.  А гречанка - Мономах. Потому и Владимир будет Мономах.

”В год 6562 (1054). Преставился великий князь русский Ярослав… Жил же он всех лет 76”.

Наследство разделил по справедливости еще при жизни.  Изяславу Киев, Святославу Чернигов, Всеволоду Переяславь, Игорю Владимир, Вячеславу Смоленск.
И сели на места свои. Но скучно.
Изяслав победил голядь. ”Изяслав, Святослав и Всеволод освободили дядю своего Судислава из поруба”. Изяслав, и Святослав, и Всеволод, и Всеслав  пошли торков.  ” торки испугались, и обратились в бегство, и не вернулись до сих пор, - так и перемерли в бегах”.  Пришли половцы. Повоевали и ушли. Ростислав бежал в Тмутаракань и выгнал Глеба. Пошел Святослав на Ростислава.

Сделаем лирическое отступление от этой скукоты.
Среди этих никому не известных персонажей появился светлый луч в темном царстве. Глеб Святославович, как я понимаю внук Ярослава.  Большой ученый был. Наверное. Со скуки ”В лето 6576 интердикт 6 Глеб князь море по льду от Тмутаракани до Корчева 14000 сажен”.  Померил расстояние между Тмутараканью и Керчью.  После возвращения в Тмутаракань.
Интересно, что расположение Тмутаракани не очень понятное. Как бы есть место ссылки князей, а где, не известно. Глеб и определил. Узнали об этом, аккурат, в 1792 году. Как раз Россия присоединила исконно русские территории на Тамани. И какой – то адмирал нашел камень. Камень ему понравился. Он сразу же в Херсон показывать начальству. А тут шторм. Корабль унесло...
Вы выдели, куда все сливается, если дернуть за шнурочек?  Правильно.
Посмотрите на карту Черного моря. При шторме, куда все сливается? Совершенно верно.
А там мимо Константинополя (Царьграда) не пройти. Вернулись через 7 месяцев.
Начальству понравилось. Сразу доложили Мусину-Пушкину. Он большой любитель древностей. А тот сразу к Екатерине с докладом. Та в Академию, должны же они хлеб, который едят, отрабатывать. Почитали академики и посоветовали Мусину-Пушкину положить, где взял, и не вешать лапшу на уши. Указание выполнили. Для сохранности вмуровали в стену. А лет через пятьдесят в музей, а потом в Питер. Привыкли. До сих пор есть и подтверждает местоположение Тмутаракани.
Продолжим.
А тут знамение ” на западе, звезда великая, с лучами как бы кровавыми”.
”В те же времена ребенок был брошен в Сетомль; этого ребенка вытащили рыбаки в неводе, и рассматривали мы его до вечера и опять бросили в воду. Был же он такой: на лице у него были срамные части, а иного нельзя и сказать срама ради”.
”… при Маврикии цесаре, было так: жена родила ребенка без глаз и без рук, а к бедрам у него рыбий хвост прирос; и пес родился шестиногий; в Африке уже двое детей родилось: один о четырех ногах, а другой о двух головах”.

Веселая жизнь была раньше.
Ростислава отравил котопан,  помыв свой палец в бокале. Кто такой котопан не спрашивайте. Не знаю, но пальцы у него классные.
Всеслав поднял рать. Пришли иноплеменники, а Изяслав, Святослав и Всеволод побежали, а киевляне в Киев. Святослав одолел ” тремя тысячами, а половцев было 12 тысяч”.
Всеслав сел в Киеве. Пошел Изяслав с Болеславом на Всеслава. Всеслав же бежал.
А тут волхвы нагрянули, то тут, то там.
”…пришел волхв, обольщенный бесом; придя в Киев, он рассказывал людям, что на пятый год Днепр потечет вспять и что земли начнут перемещаться, что Греческая земля станет на место Русской, а Русская на место Греческой, и прочие земли переместятся”.
”Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва из Ярославля, говоря, что "мы знаем, кто запасы держит". И отправились они по Волге и куда ни придут в погост, тут и называли знатных жен, говоря, что та жито прячет, а та - мед, а та - рыбу, а та - меха. И приводили к ним сестер своих, матерей и жен своих. Волхвы же, мороча людей, прорезали за плечами и вынимали оттуда либо жито, либо рыбу и убивали многих жен, а имущество их забирали себе”.

Все повторяется. Сейчас этих волхвов пруд пруди.

”Такой волхв объявился и при Глебе в Новгороде; говорил людям, притворяясь богом, и многих обманул, чуть не весь город, говорил ведь: "Предвижу все" и, хуля веру христианскую, уверял, что "перейду по Волхову перед всем народом". И была смута в городе,  …Глеб же взял топор под плащ, подошел к волхву и спросил: "Знаешь ли, что завтра случится и что сегодня до вечера?". Тот ответил: "Знаю все". И сказал Глеб: "А знаешь ли, что будет с тобою сегодня?" - "Чудеса великие сотворю", - сказал. Глеб же, вынув топор, разрубил волхва, и пал он мертв, и люди разошлись”.

Ведь убедительно. Правда,  же?

”В год 6580 (1072). Перенесли святых страстотерпцев Бориса и Глеба”.

В новую церковь. В каменном гробу. А гроб в дверь не лезет. Как всегда помогла молитва и чья – то матерь.
”Ушел Изяслав из Киева, Святослав же и Всеволод вошли в Киев”
Феодосий игумен Печерский преставился. Опять философствование о поучениях Феодосия. Затянуто и скучно.
Владимир, сын Всеволода, и Олег, сын Святослава, помогли полякам против чехов. Пошел Изяслав с поляками. Всеволод против него. Олег бежал в Тмутаракань. Убили Глеба, великого ученого.

Княжение всех кому не лень, и драки всех со всеми. Но как - то не интересно. Ведь ни одного святого. Еще со школы помню, что после Ярослава, только лет через 100  появился святой. Андрей Боголюбский.  А до этого никакой истории нет. Так что дальше читать мне скучно. Кто, кого и когда не имеет никакого значения.
Да, вспомнил. Шапку Мономаха вспомнил. Не помню, святой – ли? Нужно дочитать.  Отдать должное спонсору Нестора. Это ведь при нем, Нестор стал писателем и отдал должное Ярославу,  его деду.
Потому ”окаянный” Святополк, а Ярослав ”Мудрый”.
Книги собирал. Модно было. Непонятно, когда он их читал. То походы, то рождения сыновей. Да и зачем их читать, если корешки красивые.
А кто видел эту библиотеку, кроме Нестора?
И ”Русскую правду” написал. Уголовный кодекс. Этот кодекс до сих пор действует. Наказание за преступление зависит от социального положения преступника и пострадавшего. Юрист большой.

 Всеволод сел в Киеве, и посадил сына своего Владимира  в Чернигове, а Ярополка во Владимире. В год 6587 (1079). Пришел Роман с половцами. Всеволод сотворил мир с половцами. Убили половцы Романа. Олега хазары захватили. Поднялись торки.  Владимир  победил торков.
Приходил Ярополк. Всеволод послал  сына своего Владимира. Ярополк же бежал. Пришел Ярополк и сотворил мир с Владимиром.

Вам не надоело?

”…в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области”.

Сразу оживление.
Правил  Святополк Изяславич. Представился Всеволод. Половцы пришли. Святополк помирился с половцами. За мир заплатил женитьбой на дочери Тугоркана, князя половецкого. Олег с половцами пришел к Чернигову из Тмутаракани. Половцы ходили на греков. Пришли половцы к Юрьеву и простояли все лето. Непонятно, зачем приходили.
Олег не захотел мириться с Святополком и Владимиром.
Боняк пришел с половцами.
Святополк и Владимир  победили, нашли  ”Тугоркана мертвого, и взял его Святополк как тестя своего и врага, и, привезя его к Киеву, похоронили его”.

Дошли до Мономаха. Мания величия. Князь – это ведь не царь, а так, вождь племени. А у него мамаша из рода Мономахов, дальняя родственница византийского императора Константина IX.
Это встречалось и после. Иван Васильевич IY Грозный гордился родственными связями с последним византийским императором Константином XI Палеологом. Его племянница (Константина) Софья Палеолог была отдана в жены  Ивану Васильевичу III  Грозному. Царская кровь ведь.

Поскольку Владимир царской крови, то оставил он поучения. Впрочем, из поучения следует, что зовут его Василием. С греческого ”василиск”, правитель то есть. Государь. Поэтому и любили потом князья называться Василиями. Или Иванами. ”Богом данный” – с еврейского. А Иван Васильевич – ”милостью божьей Государь”. Солидно. А то – Тит. Никакого уважения. Кто такой Тит? Да Иван Васильевич IY Грозный. Так папа с мамой назвали. Князь Василий III, потомок Ивана Калиты, проведшего большую часть жизни в Орде, и Елены Глинской из старинного русско-литовско-татарского рода Глинских-Мамаев. Да. Того самого.

Сами поучения очень скучны и объясняют как жить нужно, и  в каких трудах замечен.
Несколько оживляет ”Повесть об ослеплении Василька Теребовльского”.
Святополк и Давид выкололи глаза Васильку.  Не сами. Они руководили. Зачем, не очень понятно. А Владимир осудил нехороший поступок.
И опять бега. То туда, то оттуда. То тот, то этот. Надоело.

”Игумен Сильвестр святого Михаила написал книгу эту, летописец, надеясь от Бога милость получить, при князе Владимире, когда княжил он в Киеве, а я в то время игуменствовал у святого Михаила в 6624 (1116) году, индикта в 9-й год. А кто читает книги эти - помолись за меня”.

Кто написал? Не известно.

Кто хочет, может помолиться. Я устал.

P.S.  А Мономах не святой.  Только шапка у него классная. Тем и известен.
Просмотрел и сложилось впечатление, что начало писал один,  окончание - другой. Не я , Нестор.
Вначале, все подробно. Куда пошел и с кем. Что принес. Что сказал. Куда послали.   
В конце – пошел, пришли. Побежал, убежали.
Исключение – поучения Владимира.
А может и один. Мне ведь надоело читать. А ему надоело писать. Поэтому все сократил. Жизни не хватит описывать житие князей. Исключение понятно. Гонорар – то Владимир обещал.
Почитал, наверное, сам и скучно стало. Поэтому добавил знамения разные и волхвов. А больше всего мне понравилась подробная инструкция по выкалыванию глаз. Во всех подробностях.


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.