О рецензиях на прозе ру

Рисунок автора



Как мы пишем рецензии?


(черновик)


Запись из дневника, которой мир менять или спасать не собираюсь...



Здесь решил просто порассуждать на тему откликов и комментариев к произведениям. Иногда натыкаюсь на таких персонажей, которые пишут приведенные мной цитаты или утверждают, что все кругом глупцы, а они умнее и лучше. Чем лучше? Всем! Потому что все хуже. А хуже, потому что унижаются лучшими. Такая простая логика ущербного человечка, удовлетворяющего свои амбиции за счет других...



Что ждет автор от читателя, когда публикует прозу или стихи?

Прочтения, - ответят мне. Все верно. Но если проза и стихи содержат не только слова, составленные в предложения, где надо учитывать правила орфографии и пунктуацию, но это еще и текст передающий определенный смысл, сюжет.

Бывает такое, что под впечатлением произведения читатель не может выразить свои мысли и эмоции. Некоторые в таком случае пишут, что понравилось или наоборот, скажем стихи или рассказ отвратительный.

Но почему? Объясните чем именно  так положительно впечатлил рассказ или вызвал отвращение.


Заметил, что некоторых пугает расстановка запятых. Две запятые пропущены в прочитанных предложениях и читатель нахмурил брови. Дальше нет еще пяти запятых и волнение переполняет человека. Вместо двоеточия стоит тире и это уже доводит до исступления...

Согласен, в такой безграмотной писанине невозможно найти рациональное зерно. Нет интересных оборотов, подлежащее и сказуемое не так расположены, как следует. Кроме того, бывают пропуски букв и даже орфографические ошибки, унижающие достоинство серьезного читателя.

Но это только одна сторона. Подача текста требует коррекции. Или это неисправимо?

Нет, конечно! Поэтому пишут рекомендации, что надо исправить и  на что обратить внимание автору.

То же самое и со стихами. Ритм, размер, рифмы... 

Чаще всего на этом ограничиваются...

Но что это? Наверное, это только техническая сторона написания прозы и стихов...

Как быть с художественным замыслом? Стиль? Основная мысль автора, что он вложил в произведение? Может быть это интересная философская идея или иная трактовка на известное событие? 



Рецензия, что это такое?

В энциклопедии читаем: рецензия (от лат. recensio "рассмотрение") – отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации. Рецензию характеризует небольшой объём и краткость. Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение. В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии. Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы: небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем; сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование; развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.



Итак, разберем некоторые отклики читателей на произведения:

"текст примитивен... не обижайся, но это так. Pаботать нужно над словом!!!
и незаконченно как-то..."

Текст примитивен, значит простой, несложный по устройству, невысокий по технике исполнения, не искусно и грубо сделанный. В чём именно простота? То есть надо усложнить? Зачем? Для искушённого читателя, привыкшего к классической литературе авторов признанных в мировой литературе? И если подача истории в рассказе проста, то разве этого не будут адекватно воспринимать другие читатели?

И еще. Если дать такую оценку рассказу автора, то не будет ли это грубо и бестактно по отношению к человеку? Или по мнению рецензента он не обладает развитым интеллектом, узкий, ограниченный тип...

Это уже унижение. Зачем такое писать автору? Чтобы быть правдивым? Но это только Ваше мнение. Другие рецензенты могут иметь совершенно противоположное суждение.

"Работать нужно над словом", - рекомендации? Опыт работы школьных учителей подсказывает, что шаблон и стихийность в этом вопросе недопустимы. Нужна последовательность, гибкая, постоянная работа над словом. Как утверждают некоторые специалисты в данной области, работа со словом сложна и многообразна. Как важно научиться наблюдать, думать, читать, передавать мысли словом...

Смог ли это сделать автор произведения? Вы способны выразить правильно и корректно свои мысли и эмоции?

Как это делают в школе?

Обучение грамоте первая важная ступенька в начальной школе. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно. Вначале надо проанализировать и изучить тексты и иллюстрации, составить тематические словарики, продумать систему упражнений по уточнению и обогащению словаря, на практике знакомящих детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами. Хорошо подобрать к каждой буквенной иллюстрации стихотворение и дидактический материал, обладающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словарного запаса учащихся.

Возможно, что учитель в школе не смог научить будущего автора этому. Тогда уже в зрелом возрасте человеку следует начинать с самого начала.

Но говорить об этом следует корректно и с пониманием того, что Вы общаетесь с взрослым мужчиной или с женщиной, которая познала радость материнства и возможно уже имеет внуков. Или Вы грубы настолько душой и сердцем, что не понимаете какую обиду, даже травму моральную и психологическую можете нанести автору...


"...извините,но Вы бездарны. Это как реакция на прочитанное резюме,где говорится о писательском будущем,увы,но писателем Вам не быть... особого дара в Вас нет,Вам просто хочется зарисоваться,типа смотрите,какой я весь из себя,высокообразованный,а на самом деле -ничего особенного..."


Что это как не оскорбление автора? И это сплошь и рядом...


Хочется ли общаться с таким рецензентом? Он же высокомерно презирает выскочку, намеренного "зарисоваться".

Льстецы и подхалимы тоже подозрительны. Особенно когда не читают произведение и пишут стандартное: "великолепно", потрясающе" и прочее...


Еще одно... Хочу сделать признание...

Меня удивляет и даже возмущает когда люди пишут вроде того:

"Ни че не паняла... Здеся чо? Ну ставлю понравилась и захади ка мне..."

Если честна, то тошно. Но это честна :)


Одно дело когда автор тупо отвергает конструктивную критику. Но если человек в зрелом возрасте пытается научиться излагать мысли ясно и доходчиво, рассказывая о своей жизни или выражая в тексте свои мечты и фантазии. Не все могут заметить интересные находки самобытного автора.

Почему так коротко и "тупо" рецензируют? Потому что не все внимательно читают произведения, пробегая по диагонали или бегло по страничке и выдавая стандартное: "феноменально", "идеально", "великолепно" и так далее. Но что именно понравилось в тексте? Если не понравилось, то что именно и почему? По скудным комментариям виден уровень образованности рецензента. Признаюсь, я тоже пишу часто короткие отклики. Почему? С телефона не всегда удобно ответить на рассказ в полной мере, как хотелось бы. Еду в общественном транспорте, нахожусь в поликлинике в ожидании приема врача и тому подобное, для вдумчивого отклика нет возможностей. Суета и желание написать большее количество рецензий чтобы получить призовые баллы причина такого отношения. Но я не об этом. Я о тех кто намеренно оскорбляет и унижает других для того чтобы возвыситься, принизив остальных...


Рецензии
Все алчут похвал, это оправданно, ведь человек сочиняет для аудитории и рассчитывает на доброжелательные отклики. Есть большое НО... нравится ни всем! Сначала я расстраивалась, а потом поняла, что мои сочинения не обязаны никому нравиться. Главное, чтобы нравились мне, ведь это мой мир, моё видение, если нам с читателем не по пути, значит, наши дороги расходятся и всего-то. Поэтому обижаться бесполезно, есть в жизни занятия гораздо интересней, чем нравиться кому-то. Сама рецензии писать не умею, всегда пасую. Особенно, когда рецензий больше 2-х, думаешь, человек читал, время тратил, написал отклик, как-то надо выразить благодарность, а на ум ничего не приходит и начинаешь терзаться. И вообще трусиха, мне столько раз в группах, куда я выкладывала свои рассказы, писали о примитивном слоге. Я сначала болезненно это воспринимала, а потом подумала, что пишу как умею, в выдающиеся прозаики не лезу, конечно, у некоторых такой красивый слог, но не всем ведь быть Тургеневым или Толстым, надо чем-то отличаться. "Красноречие" или "краснобайство" - тоже талант. У некоторых привычка облекать слова в красивую одежду доминирует над смысловой нагрузкой, читаешь вереницу кружев, а о чём, смысл потерян. По-моему, Захар Прилепин сказал такую фразу, дословно не помню, приблизительно: "Человек часто критикует нападая на другого, видя его превосходство, стараясь унижением компенсировать свою внутреннюю пустоту". Но есть и деловая, конструктивная критика, не стоит уж так себя превозносить, чтобы не учитывать конкретные замечания.

Ольга Станиславовна Котова   04.06.2020 15:39     Заявить о нарушении
Извините.
Ольга, хорошо Вы написали рецензию.

Много и веков назад были те же проблемы в обсуждении. Например, при разговоре двух мужчин один спросил у другого:
"ты же поишь своего осла и в субботу ?"

- никой особой красивости в этих словах нет, а ценим.
Ценим за понятность, за краткость, за не пафосность.

Георгий Сотула   04.06.2020 15:43   Заявить о нарушении
Надо учитывать личность человека, когда выбешивает кто-то, я иногда представляю, что он в силу молодости категоричен или настроение не в тему. Как-то сестра мне сказала такую фразу: "Всегда делай скидку на то, из какой среды человек. Там, где растут мухоморы, орхидеи не цветут".

Ольга Станиславовна Котова   04.06.2020 16:04   Заявить о нарушении
Да, Ольга.
Отвечать тоже нужно учиться. И какую то уверенность в себе поддерживать.

Есть здесь целый ряд авторов, которым в этом завидую.
В их перечне у меня и

Соломон Дубровский
Николай Иванович Кирсанов
Василий Саяпин
Марта По

И многие другие. Нужно учиться, оказывается, и этому. Успехов !
Заходите к тексту "Игра против игры.." . Буду рад.

Георгий Сотула   04.06.2020 18:54   Заявить о нарушении
Спасибо за приглашение в гости к Вам и любимым авторам! Благодарю за доброжелательное общение и приветливость, с признательностью, Ольга.

Ольга Станиславовна Котова   04.06.2020 19:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 45 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.