Баку и Люфтваффе. Разбор полетов

 

            Викисловарь: 

            Разбор полетов 

            - (авиац., офиц.) обсуждение лётчиками по окончании полёта их действий в полёте с целью выявления ошибок 

            - (перен., разг.) анализ, обсуждение произошедших событий, часто сопровождается критикой, выговором 

             

            Начну с себя, с уточнения ранее написанного. 

            В Upgrade (7-8 мая 2011 г.) к главе «1942 год. Баку и Люфтваффе» (http://www.proza.ru/2010/11/18/1399 ) высказал следующее сомнение: 

             «Но, как выяснилось, информацию в "Уголке неба" нельзя считать полностью достоверной.  На выставленном в  YouTube видеоклипе со сбитым самолетом мы действительно видим в кадре самолет-разведчик, но эмблема на его борту - "Черный орел с фотоаппаратом в когтях, фотографирующий Англию", принадлежит 1-ой эскадрилье. Сбитый же 14 августа бакинскими летчиками Юнкерс по данным "Уголка неба" принадлежал ко 2-ой эскадрилье (вторая бортовая литера "К", что справа от черно-белого креста)». 

            Сомнение это возникло вследствие ошибки, допущенной в книге Barry Ketley & Mark Rolfe «LUFTWAFFEN EMBLEME 1939 – 1945». В ней помещена под № 576 эмблема «Adler mit untergehangtem Fotoapparat, England fotografierend» как относящаяся с 1943 года к первой эскадрилье 1/Aufkl.Gr.Ob.d.L (с января 1943 года эскадрильи дальних разведчиков были переименованы). А под №602 находится эмблема «Stilisierter Adler und Weltkugel» также принадлежащая 1-ой эскадрилье, но записанной в кодовом обозначении, действующем до января 1943 года – 1.(F)/Ob.d.L 

            Соответственно, в альбоме эмблема 2-ой эскадрильи вовсе отсутствует. Ошибка эта выявлена при нахождении в других источниках фотографий пилотов 2-ой эскадрильи на фоне своей эмблемы – «Черный орел с фотоаппаратом в когтях, фотографирующий Англию». 

            Так что, сомнения отметаются и все становится на свои места. 

            Далее рассмотрю подробно воспоминания одного из летчиков Люфтваффе Max Lagoda о разведывательном полете 18 августа 1942 года, одной из целей которого был город Баку. 

            Вкратце я уже писал об этом полете в одной из предыдущих глав (1942 год. Баку и Люфтваффе. 2 http://www.proza.ru/2011/05/17/1485). Но не думал, что буду о нем писать под таким заголовком. Напротив, с большим интересом приступил к повторному чтению статьи, предвкушая получить массу новых подробностей о событиях тех лет и заодно применить на практике давно не используемые  знания немецкого языка.   

            Но чем больше читал статью, тем больше обнаруживалось неточностей в ее гладком на первый взгляд изложении.   

            Я уже писал, что основной целью этого полета был полет в район Персидского залива и что к этому времени  в распоряжении Люфтваффе уже имелись снимки города от 4 мая 1942 года с гораздо более  четкой проработкой деталей, чем та, которая опубликована в статье.   

            И вот вторично перечитывая статью, к огромнейшему своему удивлению на опубликованной в  статье фотографии Баку вижу дату  – 4 мая 1942 года. А рассказ идет о полете 18 августа! 

            Разумеется, спустя 70 лет просто невозможно найти полный комплект отснятых когда-то аэрофотоснимков и из него выбрать какой-то один, конкретный, относящийся именно к этому полету. Подобно другим сотням, а может быть и тысячам не сохранившимся аэрофотоснимкам вероятность утраты снимков  Баку, сделанных в этом полете, очень велика. Но зачем же снимок, в верхнем правом углу которого стоит дата отличная от даты полета, сопровождать подписью «Baku aus 8.700 m H;he».   

            Вкупе с упоминанием той же высоты в тексте статьи - «Flugh;he 8.700 m, gute Fernsicht» это может (или должно по замыслу автора?) создать у читателя о причастности данного фото именно к этому полету. Невнимательность автора или расчет на невнимательного читателя? Мелочь, но доверие к статье подорвано… 

            При этом опубликованный в статье Max Lagoda аэрофотоснимок от 4 мая 1942 года крайне низкого качества. Отсутствие на нем каких-либо дешифрующих пометок (кроме даты съемки) свидетельствует, что он был не пригоден для дешифровки снятых объектов и был забракован. В другое время я не был бы столь категоричен. Но после просмотра размещенных на сайте http://www.wwii-photos-maps.com аэрофотоснимков от того же 4 мая 1942 года, испещренными служебными отметками о месте нахождения аэродрома, зенитных батарей и др. объектов, такое суждение вполне обоснованно.   

            Тем более после просмотра сохранившихся аэрофотоснимков Баку, выявивших многие стратегические объекты Баку, которые были сделаны с высот 7000, 5500, 3000, 2200, 780 и даже 570 метров. 

            Как же обстоят дела с аэрофотоснимками других городов, над которыми пролегал маршрут этого полета, и были отсняты находившиеся в них военные объекты? 

             К сожалению, аэрофотоснимков Батума, Кутаиси, Тифлиса, Ленинакана, Еревана, Дербента и Махачкалы за 18 августа 1942 года на сайте http://www.wwii-photos-maps.com тоже нет.   

            Но зато имеются подробные, хорошо сделанные аэрофотоснимки во время полетов в другие дни. 

            И далеко не беспочвенным может оказаться ранее высказанное мной предположение о негативных для экипажа последствиях этого полета.   

            По характеру задания, а главное по его исполнению, где высота полета играет значительную роль создается впечатление, что полет 18 августа 1942 года имел цель не выявление стратегических объектов (они были на тот момент достаточно изучены), а определение маршрута и, главное, объемов поставляемой техники по ленд-лизу. Эта оперативная информация на тот момент была важной, нежели определение или уточнение места нахождения аэродромов и военных предприятий, которые из-за дальности просто невозможно бомбить. 

            Неувязка с аэрофотоснимком заставила внимательно приглядеться к описанному полету и, главное, рассчитать его протяженность по заявленным автором точкам маршрута. 

            Цель - Басра на Персидском заливе. 

            Запланированный обратный путь -  вдоль побережья через Решт до Баку, далее Махачкала – Грозный – Минеральные Воды – Ростов - Мариуполь. 

            Запасной маршрут, на случай изменения погодных условий в районе Басры - от Тегерана до юго-восточного побережья Каспийского моря и далее через Решт – Баку – Махачкалу на Мариуполь. 

            Фактический маршрут в соответствии с самим описанием полета и приложенной к статье карте выглядит следующим образом:   

            Мариуполь – точка разворота над Черным морем (юго-западнее Мариуполя, на траверзе Новороссийска) – Батум – Кутаиси – Тифлис – Ленинакан – Ереван – Тебриз – Мосул - точка возврата (30 минут полета после Мосула)  – Киркук - Тебриз - Тегеран – Бендер-Торкема («Bender Schah») – Баболь – Решт – Ардебиль – Сальяны – Баку – Дербент – Махачкала – Грозный – Моздок – Армавир – Тихорецк – Мариуполь. 

            Протяженность этого маршрута составляет ровно 5450 км. 

            Время вылета из Мариуполя и возвращения на базу автор указывает с немецкой точностью: 

            Вылет – 07-30 

            Прилет – 15-30 

            Длительность полета – 8 часов. 

            На небольшую, в 3 минуты  неточность длительности этого 62 боевого полета для Max Lagoda («Die gesamte Flugdauer betrug damit 8:03 h – mein 62. Feindflug»)  не будем обращать внимание. 

            Итак, разделив протяженность маршрута (5450 км) на время в пути ( 8 час), мы получим среднюю скорость полета самолета в 681 км/час. И все бы ничего, но максимальная скорость Юнкерса Ju-88D-1 (а по документам именно этой модификацией был борт T5+DK) составляет 475 км/час. 

            Выскажу предположение, что время вылета и прилета взято из полетной книжки автора, где оно фиксировалось  сразу же после полетов и фиксировалось очень точно. Поэтому, остается предположить, что протяженность маршрута намного завышена и могла составить максимум 3800 км (8 х 475). Разница составляет 1650 км.   

            И это не просто опечатка, а нечто гораздо большее… 

            Остается только гадать, по какому действительному маршруту был тот полет. Но полет до Бендер-Торкема («Bender Schah») как-то не вписывается по времени. 

            Скорее всего, несмотря на утверждение, что именно  этот полет твердо запомнился автору («Der Flug selbst ist in meiner Erinnerung fest Verankert»), в статье автором  совмещены описания   нескольких полетов.   

            И возможно над Восточным Каспием, в районе Бендер-Торкема («Bender Schah») автор побывал в одном из следующих полетов, когда их эскадрилью перевели на аэродром в Минеральных Водах, откуда до Иранского побережья маршрут через Махачкалу был гораздо короче. Но только не 18 августа 1942 года! 

            Что осталось «за кадром», не указанное автором как не существенное по его мнению, но по факту имевшее  место? 

            Незаметная, но очень важная работа эскадрильи метеослужбы Люфтваффе – Wettererkundungsstaffel (сокращенно Wekusta) . Ведь уже в районе Мосула экипаж получил команду прервать полет на Басру и возвращаться по запасному маршруту. А это означает, что часа за полтора-два до вылета разведчика в тот же район был направлен самолет Векусты, который, находясь уже в районе Персидского залива, сообщил в штаб эскадрильи о приближении песчаной бури. Этим объясняется и поздний вылет разведчиков, в 07:30  по берлинскому времени (во время войны в Вермахте и Люфтваффе повсюду действовало берлинское время), что соответствовало 08 часам 30 минутам по московскому времени.   

            В составе 4-го воздушного флота Люфтваффее на южном направлении Восточного фронта действовала эскадрилья Wekusta 76, имеющая в своем составе Хейнкели Не111Н-3 (Не111Н-6) и  Юнкерсы  Ju88А-4 (Ju88D-1). 

            Ну и, конечно же, не мог я не заметить той несуразицы, что прозвучала у автора о Минеральных Водах, куда его 2.(F)/Ob.d.L (2-ая эскадрилья Группы дальних разведчиков Ob.d.L.) была перебазирована в первых числах сентября 1942 года. Город Минеральные Воды был оккупирован немецкими войсками за неделю до описываемого полета – 11 августа 1942 года 

            По словам автора, город находился у подножия Эльбруса («Die Stadt liegt am Fu;e des Ebrus in 5.633 m ;.NN»). 

            Мало того, что автор ошибся в названии Эльбруса («Ebrus»), так он еще переместил его на добрую сотню километров к Минеральным Водам. И не заметил живописной горы Змейка высотой 994 м над уровнем моря. У подошвы Змейки и расположен город. 

            Не заметил автор и расположенные чуть дальше  пятиглавую гору Бештау высотой 1401 м. и гору Машук высотой 993 метра. Но зато обратил внимание на Эльбрус, который и видно-то из Минеральных Вод только в хорошую ясную погоду. 

            Помимо рассмотренной в данном очерке статьи встречал в Интернете упоминание о книге автора «Ein Blick in die Vergangenheit: Kriegserinnerungen eines Fernaufkl;rers aus Russland und dem Orient», которую можно приобрести примерно за 34-35 Евро. 

            Но, после стольких несуразиц в статье покупать и читать ее нет ни малейшего желания. Сколько еще подобных ляпов можно будет найти на ее 166 страницах.!? Лучше мне их не знать! 

            Жалею ли я о времени, потраченным на проработку этой своеобразной «пустышки»? Скорее всего, нет! Ведь просматривая многочисленные аэрофотосъемки, не имеющих конкретной подписи Баку (Baku), я обнаружил много других аэрофотоснимков районов, прилегающих к Баку и Апшерону. В первую очередь, это снимки поселка Насосный, что находится к северу от города, в каких-то 30-40 километрах. И за 10 дней до описанного выше полета  на аэрофотоснимках уже были зафиксированы два тамошних военных аэродрома. 

            На одном из двух аэрофотоснимков Насосного видны две линии противотанковых рвов длиной до 4-х километров. Отстоящие друг от друга на расстоянии 2-х километров, они перекрывали плоскую равнину от берега моря до отрогов Кавказского хребта и представляли собой мощный заградительный барьер для продвижения противника с севера. 

            В те же первые дни августа 1942 года было сделано много аэрофотоснимков острова Артем с его промышленными и энергетическими объектами, а также зенитными батареями, прикрывающими город со стороны моря. Скорее всего, выявлением зенитных батарей объясняется столь повышенное внимание к этому острову. 

            Я описываю подробно эти снимки с целью подчеркнуть их важность для противника. Такие подробные аэрофотоснимки намного важнее «обзорных» снимков с большой высоты. 

            Далее. Я все-таки нашел снимок города Баболь (Babul sar), который значится в маршруте Max Lagoda. Но сделан он не 18 августа, а 9 сентября 1942 года, тогда же были отсняты и корабельные причалы севернее Красноводска. Вот такое невезение со снимками 18 августа 1942 года. Это не сарказм, а сожаление, что нельзя разобраться в неточностях описания полета и почерпнуть из него полезную информацию. 

            И опять-таки, за пять дней до полета Max Lagoda, рассказывающего в своей статье и о съемках Ширванской низменности, в распоряжении Люфтвафее были подробные снимки Али-Байрамлов от 13 августа, продублированные во время полета 31 августа 1942 года.   

            Поэтому я все больше убеждаюсь в правоте своей версии о неудачном в принципе полете 18 августа 1942 года. Ведь главная свою цель – разведку маршрутов и объемов поставляемой по ленд-лизу военной техники, начиная с Басры, если и была выполнена, то только частично. 

            Настало время подвести итоги (может быть, и на этот раз не окончательные) предыдущих глав. 

            Объединив данные Люфтваффе о потерях разведчиков и данные, извлеченные из аэрофотоснимков, можно выстроить следующий хронологический ряд разведывательных полетов над Баку. 

            31 января 1942 г. -  4.(F)/Ob.d.L., Ju88 заводской №0672 (бортовой код K9+WH), цель задания – Баку, место гибели – неизвестно, экипаж (Lt. Wuestholz H., F.; Olt. Ottmann E., Bo.; Ofw. Erdmann A., Bm.) пропал без вести. 

            10 марта 1942г. - 2.(F)/Ob.d.L., (бортовой код Т5+НК) 

            4 мая 1942 г.  - 2.(F)/Ob.d.L., 10 часов 52 минуты по Берлинскому времени или в 12 часов 52 минуты по местному 

            3 августа 1942 г.  – 2.(F)/Ob.d.L., остров Артема (с выявлением промышленных и энергетических объектов и зенитных батарей) 

            5 августа 1942 года –2.(F)/Ob.d.L.,  Насосная 

            6 августа 1942 года - 2.(F)/Ob.d.L., остров Артема 

            7 августа 1942 года – 2.(F)/Ob.d.L., остров Артема и Насосная (с выявлением 2-х аэродромов, зенитных батарей, противотанковых рвов от железной дороги у побережья до горного массива на западе) 

            10 - 13 августа 1942 г. - 2.(F)/Ob.d.L. или 3.(F)/Aufkl.Gr.121.  Полет, дата которого точно не установлена из-за отсутствия необходимых данных на аэрофотоснимке. Съемка на высоте  780 метров Электротока над Зыхским шоссе и 570 метров над ГРЭС им. Красина. Разведчик, которому якобы не дали уйти, и сбили в районе Хачмаса 

            14 августа 1942 г. -  2.(F)/Ob.d.L., Ju88D-5 заводской №430245 (бортовой код T5+FK), цель задания – Махачкала-Баку, место гибели – неизвестно,  экипаж (Olt. Baumbarter M., Bo.; Ofw. Hegendorfer F., F.;Uffz. Nadansy F., Bf.; Ofw. Heithauer E., Bs.) сбит летчиками 82-го иап ПВО 8-го (Бакинского) иак ПВО В.А. Борисовым и А.Н. Щербинком. Два члена экипажа немецкого самолета-разведчика, спасшиеся на парашютах (кто?), взяты в плен. 

            18 августа 1942 г. -  2.(F)/Ob.d.L. , Ju88D-1 (бортовой код T5+DK), экипаж: Летчик - Heinemann E., наблюдатель, он же командир экипажа –  Ertel, стрелок-радист  - Max Lagoda, стрелок из нижней задней стрелковой установки - Karl Lassig. 

            27 сентября 1942 г. - 2.(F)/Ob.d.L., Ju88D-1 заводской №430285 (бортовой код T5+DK), цель задания - Краснодар-Баку-Махачкала, место гибели – неизвестно,  экипаж (Ofw. Heinemann E., F.; Fw. Girold H., Bo.; Uffz. Kramer W., Bf.; Fw. Haus H., Bm.) пропал без вести. 

            29 сентября 1942г. - 2.(F)/Ob.d.L.,  Ju88D-5/Trop заводской №430019 (бортовой код T5+LK), цель задания - Баку-Астрахань, место гибели – неизвестно,  экипаж (Fw. Cron H., F.; Olt. Schlufter A., Bo.; Uffz. Scherer W., Bf.; Uffz. Beimes G., Bs.) пропал без вести. 

            9 сентября 1942 г. - 2.(F)/Ob.d.L. или 3.(F)/Aufkl.Gr.121 

            22 сентября 1942 г. - 3(F)./Aufkl.Gr.121, 11 часов 40 минут по Берлинскому времени или в 13 часов 40 минут по местному.   

             02 октября 1942 г. - 2.(F)/Ob.d.L.,  Ju88D-5, заводской №430029, цель задания – Баку, место гибели – неизвестно,  экипаж (Lt. Schoeffmann H., F.; Lt. Herbold H., Bo.; Ofw. Czauderna W., Bf.; Uffz. Roth W., Bs.) пропал без вести. 

            Всего подтвержденными теми или иными данными оказалось 15 полетов. 

            Что осталось на сегодняшний день под вопросом? 

            Проходили ли полеты разведчиков 13 и 31 августа  1942 года над Баку неизвестно, в наличии –только аэрофотоснимки этих полетов Али-Байрамлов (ныне Ширван), где наряду с промышленными объектами выявлен военный аэродром. Но вряд ли разведчик имел в полетном задании только один этот город. За 31 августа 1942 года имеется также снимки Арзни на Раздане (75 километров севернее Еревана). Но связаны ли эти снимки одним полетом..? 

            Также неизвестен полный маршрут полета разведчика 2.(F)/Ob.d.L. 6 сентября 1942 года. В наличии – только аэрофотоснимки  Баболь (Иран) и Карш (восточное побережье Каспия, в районе нынешнего Туркменбашы), сделанные на относительно низкой высоте одной и той камерой № 58.80 с фокусным расстоянием f=200,5.   

            Судя по времени съемки -10 час. 04 мин. (Карш) и 11 час. 38 мин.(Баболь) часть маршрута полета проходила с севера на юг вдоль восточного побережья Каспия.  Аэродром же базирования второй эскадрильи в это время находился в Минеральных Водах. Так что, маршрут этого полета мог выглядеть так: Минеральные Воды – Махачкала – Карш – Баболь – Баку – Дербент – Махачкала – Минеральные Воды. 


Заглавное фото, на котором как смог нарисовал эмблемы разведчиков, стоит назвать «Они летали над Баку»
               
Источники информации:

Сайт «Gemeinschaft der Flieger Deutscher Streitkrafte E.V.» )

WWII AERIAL PHOTOS MAPS (http://www.wwii-photos-maps.com/)
             

               


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.