Лена Ковалёва. Пенопластовый багет
Может ли язык быть самоцелью? Можно ли назвать упражнения в изящной словесности литературой?
Язык является всего лишь инструментом, с помощью которого автор хочет донести мысль, то, ради чего он взялся постукивать по клавиатуре. Сказать, что язык образует произведение, мне кажется настолько же нелогичным, как и изучать иностранные языки исключительно ради самого владения ими. Бессмысленное занятие. Что происходило с английским, в обязательном порядке выученным в советских школах? Правильно, английский был начисто забыт уже через несколько лет, ведь не было возможности его применять. А всё потому, что сам язык как таковой – и родной, и иностранный – без наполнения бесполезен. Язык ради языка – это простое сотрясание воздуха. Да, воздух можно сотрясать красиво и гармонично, но это уже территория музыки, а не литературы.
Язык имеет смысл только в сочетании с прямой его функцией – доносить мысль. Мысль – любую, как художественную, так и научную – автору хочется донести как можно точнее, чтобы читатель увидел, почувствовал и понял именно так, как видит и чувствует автор. Отсюда и поиски всё новых и новых средств выражения, эксперименты с речью. Но иногда случается так, что писатель заигрывается слишком сильно. Настолько, что путаются смыслы и приоритеты, а главное и второстепенное меняются местами. Писателю начинает казаться, что именно и единственно речь делает писателя писателем, он принимается оттачивать форму, совсем позабыв о содержании, целью становится полирование ручки лопаты, а не вскопанная грядка.
Причин тому, наверное, много. И одна из них – внутренняя пустота писателя. Когда нечего сказать, но сказать хочется. Причём хочется сказать эдак вот, позаковыристее, чтобы ни в коем случае не спутали ни с кем из бесчисленной массы сетевых и прочих писак. Страх показать себя в неукрашенном виде. Вот и приходится нагромождать непонятности, закручивать красивости, а сюжет, если таковой вообще имеется, вести настолько запутанно, чтобы читатель ничего не понял, почувствовал себя дураком и соответственно восхитился умом автора. Одна моя знакомая рассказывала о своём новом кавалере: «Он такой умный! Когда он говорит, я вообще ничего не понимаю!» Есть люди умные, а есть умничающие. Есть литература искренняя, а есть надуманная. И как бы ни противился автор подобным клише, читателя ему не обмануть, читатель чувствует фальшь между строк.
Чем крупнее калибр личности писателя, чем многограннее и мудрее его видение мира, чем глубже проблемы, его волнующие – тем интереснее читателю. И примечательно также то, что чем больше может сказать человек, тем менее витиевата его речь. «Я хочу говорить о философии таким языком, каким просят чашку шоколада», говорил Мигель де Унамуно – его речами заслушивались, а книгами зачитываются до сих пор. Причём книги эти выдерживают самые ужасные переводы, чего никогда бы не случилось с вымученными, и стало быть хлипкими словесными конструкциями. Искусственные трехэтажные красивости без фундамента способны были обмануть сеньора Кихада и сделать из него Дон Кихота, более же искушённый читатель при виде их только ухмыльнётся и воскликнет: «Ведь король-то голый!» Зная это, Сервантес пишет: «Ваше дело подражать природе, ибо чем искуснее автор ей подражает, тем ближе к совершенству его писания. (…) лучше позаботьтесь о том, чтобы все слова ваши были понятны, пристойны и правильно расположены, чтобы каждое предложение и каждый ваш период, затейливый и полнозвучный, с наивозможною и доступною вам простотою и живостью передавали то, что вы хотите сказать; выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла».
В «Одной длинной ночи зимы» автор старается выделить себя из толпы пышностью речевых конструкций и видимой маргинальностью главного героя. Но кто же он, этот герой, на самом деле? Читатель не узнает этого даже в конце рассказа. Трагическая личность с оторванным рукавом и примёрзшей к водосточной трубе шапкой, Эммануил, внук человека, которому в Кэмбридже дали премию – это всё, что автор поведал нам о нём. ГГ бесцельно бродит по городу и наделяет всё увиденное сложными эпитетами. Долго раздумывает, позвонить той или не той, решает-таки позвонить той (или не той?), что в шубе, под которой ничего, и проводит с ней ночь, путая воспоминания со снами и водкой. Мыслит же Эммануил при этом такими фразами, что «сам Аристотель, если б он нарочно для этого воскрес, не распутал бы их и не понял» (с), к примеру:
… «Чужое пространство за иллюзией стыдливости стекла. Растения и цветы в пенопластовом багете неуместного лета, раздаривающие сверкающую морось простывшему вечеру»,
… «исполнительным фонарщиком вечер прошелестел по городу – поправить растрепавшиеся облака, задернуть шторы на окнах, разогнать одиноких прохожих, прибрать сугробы – чтобы ничего не блестело, нигде не нарушало, никого не ободряло – и последним щелчком обожженных пальцев затушил курительную трубку. Аккуратная прогулка капризного вечера, замерзающим движением не оставившего места для следующего шага».
Цитировать можно практически весь текст. В голову приходит, что таким образом ГГ мстит деду за имя.
Но если всё же заставить себя проплыть сквозь тину красивостей, любовно выращенную автором, то можно хорошо почувствовать настроение героя, это главный плюс рассказа. Герою плохо, он угнетён, замёрз и мечтает о душевном и физическом тепле – и одновременно бежит от него. Психологический диссонанс, но я не знаю, что привело к этому диссонансу, почему он как пёс бродит по улицам в декабре (опять навязчиво всплывает шапка – каким же образом она примёрзла к водосточной трубе?), и потому не могу сочувствовать. Да и вообще, я ничего о нём не знаю, может, он гад и сволочь, и так ему и надо. Кроме того, деньги у него откуда-то есть, хоть и немного, и тратит он их не на хлеб, а на джин-тоник, значит, будет где завтра взять снова. Девушка в шубе, пьющая текилу, приглашает его в свой дом и ведёт с ним длинные беседы с претензией на богемность – стало быть, он не совсем опустившийся тип. У него личная драма? Но в тексте об этом ни слова. На фоне ветвистых метафор о причёсанных голосах, растрёпанных ночах и усмирённых неоновых вывесках его страдания выглядят настолько наигранно, что я заключаю: передо мной играющий в отчаянье декаденствующий эстет. Та самая цветистая обёртка – вычурно-тоскливая обёртка – за которой пустота.
Автору хорошо удалась тональность рассказа, но кроме неё в тексте ничего найти не удаётся. Нет героя, нет истории, нет идеи, нет мысли. Одно упадническое настроение и запах шаурмы, почему-то напоминающие булгаковского Шарика около колбасной. Длинный минорный тон без мелодии, зато с замахом на возвышенность слога. Автор умеет создавать, но тратит все силы исключительно на искусственное изобретение рюшей и завитушечек. Полученный в итоге продукт – это не сам автор и не авторский стиль. Это всего лишь игра в красивости, задуманная, чтобы обратить на себя внимание. Хоть автор и считает, что вопрос «форма или содержание?» он решает в пользу формы, то бишь языка, но на самом деле он и в реализации этой задачи потерпел фиаско. С первых же строк создаётся стойкое ощущение, что язык придуман специально, исключительно умом и усилием автора, он неестественен и ощущается инородным телом. А так как вся ставка была сделана именно на него, то рассказ проходит мимо, оставив лишь недоумение по поводу примёрзшей к водосточной трубе шапки в соседнем дворе.
Лена Ковалёва
Июнь 2012
Свидетельство о публикации №212062400902
Изобретение рюшей и завитушечек-классно!
Зоя Чепрасова 24.06.2012 22:04 Заявить о нарушении
Жаль только, что Борис не хочет говорить о рассказе, а пытается всё свернуть в личностную плоскость...
Лена Ковалёва 24.06.2012 23:55 Заявить о нарушении
Странно, что Борис так болезненно реагирует на критику. Сам же призывал нас и остальную общественность пройтись вдоль и поперек, даже провоцировал слегка:
"Алекс, пишу в расчете на ваше здравомыслие и с дальним прицелом на вышу здоровую злость (я послал в редакцию несколько текстов, надеюсь, что хоть один из них появится здесь, на странице) и вы примете участие в их всеобщем раздрае :) Вовву 17.06.2012 21:03".
И Аманда предупреждала заранее: "Недипломатичность и некомплиментарность - наши общие черты (дипломатично делаю я комплимент), так что обсуждение обещает быть жарким, чувствую, не одна палка полетит в костёр полемики ;)Аманда Глумская 19.06.2012 17:20".
Ответ был вполне достойный: "пошёл набирать воду в ведра:)
Вовву 19.06.2012 17:27"
Надеюсь, мы все же найдем общий язык, как уже находили его с другими авторами, которые, кстати, очень достойно и с пользой выдерживали не всегда лицеприятные обсуждения.
Александр Кайданский 25.06.2012 03:09 Заявить о нарушении
При желании присоединиться со своим мнением, увы, торможу. Таковы нынешние обстоятельства.
Хотелось бы понять авторов с глубоким сочувствием к их творчеству. Веришь автору, что с благими намерениями, он выставляет текст на обсуждение.
Текст, уже обласканный читателями, коллегами по сайту.
Посему, на мой взгляд, мнения профессиональных филологов для авторов подобны ушату ледяной воды, невзирая, на кажущуюся мне, сбалансированность плюсов и минусов в их оценках.
Там, где я интуитивно по читательски "спотыкаюсь", ворочая глыбы слов, филолог языком специалиста разъясняет мне авторскую "подножку".
Не покажется ли вам, что это цитата кое-что объясняет.
**«Переписка» (Татьяна Варнавская)
http://proza.ru/rec.html?2008/04/24/786
* Мне почти всегда было почти безразлично, о чем, поскольку внутренний мир автора вряд ли может обсуждаться, он такой, какой есть, или такой, каким автор решил быть на протяжении написания текста, но меня всегда волновало – как именно написано,…*
Борис Бельский 24.04.2008 17:48 •**
На мой взгляд, трёх авторов: Метод, М.Гринберг и маститого, опытного
прозорянина Б.Бельского объединяет давнее высказывание Бориса.
Как-то А.Чижов проводил опрос, что важнее, содержание или стиль.
Лично мне всегда было интересно не только содержание, но и как написано.
Но для стиля, на мой взгляд, очень важно, чтобы при чтении я бы для начала совсем не думала об этом самом стиле. Мне важнее скользить с наслаждением по тексту, поймав волну, не спотыкаясь, не возвращаясь к перечитыванию предыдущих фраз, соединяя, несоединяемое по первому прочтению.
Уж потом я рассыплюсь в комплиментах стилю, утолив первоначальный "голод" познания. Я буду благодарна стилю в помощи комфортного прочтения или буду сетовать на трудности.
Некоторых великих и признанных читать не так уж легко. Но содержание того стоит. Для чего читать, если трудно!?
Я не сразу, но ответила себе так: "С прочтением именно этой книги мир для меня стал иным, я теперь больше знаю о нём."
Читаешь для себя, не для других, в конце то, концов, не всегда есть рядом тот, с которым можно поделиться прочитанным, чем я, полагаю, и привлекает Проза.ру.
Трудно закрыть книгу, которую читал с удовольствием, не хочется расставаться с миром, в который был погружен по воле автора, медлишь, перелистываешь и.т.д.
Три обсуждаемых рассказа не хочется перечитывать даже для цитирования.
Тем более, убеждаюсь, что с первого прочтения запоминаю детали, обсуждаемые в прениях. Прочитываю всегда обсуждения, в которых автор раскрывается зачастую лучше, чем в тексте.
Посему и жду, как ликбез, статей филологов. Для меня ценны их комменты, они мне кажутся справедливыми.
К примеру, недоумённо отметила в рассказе Бориса сотовый телефон, но из текста не поняла, что из-за безденежья искал ГГ будку-автомат.
Также понятно из текста Сергея, что действие происходит в большом городе, где продвигать афёры легче,в рабочей слободе быстро изловят и побьют.
В общем, хочу тем самым сказать, что текст читаю внимательно. Так что
непонимание в другом.
Читателю невдомёк додумывать за автора, отчего рефлексирует его персонаж декабрьской ночью, когда его готовы приютить не в одном доме.
В запрет на обсуждение авторов, скажу , тексты, излишне старательно написаны, отсюда витиеватость, нестыковки, перегруженность пикантными подробностями, не привносящими в текст смысл.
Повторюсь, просто писать сложнее.
Закругляюсь, утренний дом уже живёт полной жизнью, формулировать мысли невозможно!
Всем спасибо! Извините, если, что не так.
Зоя Чепрасова 25.06.2012 05:29 Заявить о нарушении
А между Марией Гринберг, Сергеем-Методом и Борисом я вижу одно большое отличие. Мария и Сергей спокойно, аргументировано и логично защищали свои творения, чем вызвали у меня большое уважение и благодарность за интересные дискуссии :)
Лена Ковалёва 25.06.2012 13:11 Заявить о нарушении
Я стараюсь кореектно разговаривать, но мне это все труднее и труднее.
Перечитайте еше ращ свою статью - кроме того, что автор законченный позер и сноб, в ней нет ничего, и это не дает мне ни малейшей возможности отвечать вам, опираясь на текст.
Вообще, я не понимаю, куда я попал.
Хельги вообще предложил еще раз переписать рассказ на понятном лично для него языке.
Вы чего хотите? рассесться в партере и чтобы я перел вами кривлялся как клоун? Мне представлялось, что клуб, позиционирующий себя как созвездие критиков, хоть как-то сможет этот рассказ прочесть. И тогда по тексту становилось бы понятно в ходе обсуждения - что удалось, чего не удалось, как можно избавиться от того,. что не удалось.
но если за красивостями (интересно, по какой шкале это измеряется) никто ничего прочесть не смог. то и обсуждать нечего.
И на том спасибо.
Вовву 25.06.2012 14:40 Заявить о нарушении
«становилось бы понятно в ходе обсуждения - что удалось, чего не удалось, как можно избавиться от того, что не удалось». Именно на это надеялась и я: что Вы расскажете, для чего в этом тексте необходимы красивости, какой цели служат, что Вы пытаетесь ими показать. Вы же сознательно их использовали – или нет? Это и есть основной пункт критики. Не прояснив его, как мы можем говорить о герое и т.д.? Правда, мог бы получиться интересный разговор…
С уважением,
Лена
Лена Ковалёва 25.06.2012 15:26 Заявить о нарушении
Лена Ковалёва 25.06.2012 15:26 Заявить о нарушении правил
в тексте нет ни одного неосознанного решения - это то, что кажется автору, при этом автор не уверен, что в состоянии во всем адекватно оценивать свой текст
поэтому и решил узнать обэтом, предложив клубу высказаться на этот счет.
Вовву 25.06.2012 15:36 Заявить о нарушении
это есть в тексте в виде прямой и законченной фразы. Просто надо читать...
как же вы читаете-то? как же ..., ой, не буде дальше продолжать, иначе опять попаду в разряд снобов.
Вовву 25.06.2012 15:48 Заявить о нарушении
Мне моя личность известна, как я читаю тексты – тоже. Ваша личность, повторяю, ни разу мною задета не была. Интересно было поговорить о тексте. Но ели Вы не хотите – никто вас неволить не будет да и не сможет :)
Лена Ковалёва 25.06.2012 18:35 Заявить о нарушении
так что - только ваше желание или не желание.
Вовву 25.06.2012 18:49 Заявить о нарушении
Борис, я не хотел бы разочароваться в вас, как в человеке, зачем вы даете повод - не знаю. Или это такая форма обиды и защита от наметившейся критики? Ведь на странице Клуба разговор только начался, еще столько хотелось сказать, а вы со вчерашнего вечера всеми силами ищете повода уйти от разговора о тексте. Я понимаю, что идеальный вариант - найти момент и сыграть в конфликт, а еще - обвинить и высмеять тех, кто не восхитился. Но это же видно, как на ладони, Борис. Зачем же?
Александр Кайданский 25.06.2012 19:04 Заявить о нарушении
критики никакой не было, была совершенно отчетливо мной осязаемая некомфортность, (я даже понимаю по каким причинам со стороны одного, или другого участника) критики я не боюсь, (я выдерживал трнхмесячные разгромы Секретки, если вам о чем-то говорит это имя)более того, я ее ищу, и найти не могу.
если по вашему критика это то, что писали на "Пустую комнату" обалдевшие от счастья просветления кухарки, то, что писали Сергею на его Циника, то, что написали мне - это критика, то да, мне это кажется беспередметно и для меня неинтересно, поскольку к моему рассказу это отношения не имеет никакого, и обсуждать какой-либо компонент текста не всвязи с рассказом на мой взгял смысла не имеет.
Еще раз прошу удалить мой текст, иначе мне придется свое письмо с отзывом скопировать в рецензию под ним.
Вовву 25.06.2012 19:18 Заявить о нарушении
Борис, опомнитесь. Если Лену Ковалеву вы смеете называть такими словами, то я больше не подам вам руки. Это низкое поведение, не достойное мужчины, даже если вам больше нравится роль эстетствующего декадента.
Александр Кайданский 25.06.2012 19:26 Заявить о нарушении
Вовву 25.06.2012 19:30 Заявить о нарушении
Александр Кайданский 25.06.2012 19:39 Заявить о нарушении
желаете узнать мое мнение о вас?:( - извольте.
принести тексты на разбор меня пригласил лично Кайданский., хотя мне это бы и не очень нужно, но возможности я обрадовался. пожалуйста, берите. После моего появления здесь я попал под 12-ти часовой обстрел насмешек, ладно, бог с ней, с Амандой. иногда это было весело, все же у нее норм. с юмором. Можно даже не замечать кондовой жлобство Марковой. Но вы Саша, не единым словом не вмешались, более того, в одной из веток призвали - вроде того, что они такие же люди и их надо понять..., проституция в пользу клуба. я могу продолжать и дальше но лучше прекратить эти бабские разборки
Вовву 25.06.2012 19:49 Заявить о нарушении
Александр Кайданский 25.06.2012 19:52 Заявить о нарушении
Не могу привести цитаты, пишу на планшетнике.
Помню у Вас была такая практика. Неотредактированный текст Вы размещали на стр. Клона и действительно с помощью Секретки проделывали огромную работу.
Здесь же, на мой взгляд, решаются другие задачи.
Обсуждается текст с точки зрения литературно-художественных достоинств и недостатков, а также с позиций читательской востребованности без комплиментарности по принципу петуха и кукушки.
На мой взгляд, никто не ставит цели специально обидеть Вас.
Извините, но иногда у Вас проскальзывают нотки небезызвестного Каравана.
Всего доброго!
Зоя Чепрасова 25.06.2012 21:09 Заявить о нарушении
первый - у нас была переписка, помимо прозы, посему мне известна эмоциональная оценка текстов. мне в этом повезло больше, чем остальным. второй - он не брал в разбор безнадежных, или просто плохих текстов.
Вовву 25.06.2012 21:21 Заявить о нарушении
Как было в случае с Гринберг? Беру ее как показательный пример. Человеку открыто и даже эмоционально показали, как читается и понимается ее рассказ "Ивушка". Ни истерик, ни снятий, ни обид. Мы имели большой и обстоятельный разговор во всех плоскостях. Не думаю, что он тешил самолюбие Марии. Мы пытались доказать друг другу что-то важное, за что были готовы спорить и не спать до ночи, сохраняя уважение друг к другу.
По поводу женских шпилек в сторону Бориса. Я лично принес ему извинения, возможно, вы не знаете, но, думаю, он не станет этого отрицать. Сегодняшнюю вспышку эмоций я могу отнести на магнитные бури. Я не знаю, кто там кому чего сказал, я не следил по причине своего дня рождения - пишу, отлучаясь от праздничного стола на несколько минут. Надеюсь, до завтра страсти улягутся.
Марина, если некоторые рецензенты не увидели красоты присланных текстов, это ведь не повод унижать нас, как людей? Впрочем, это не должно оскорблять и самих авторов, какими бы художниками они не ощущали себя. Дискомфорт в общении появляется очень часто там, где сталкиваются раздутые амбиции. Вот у меня их нет - я готов пойти на компромисс всегда, будь на то воля со стороны оппонента или даже недоброжелателя.
Еще раз повторю, ваш комментарий вызывает полное согласие.
Александр Кайданский 25.06.2012 21:31 Заявить о нарушении
Но мне был очень неприятен ваш конформизм на странице.
Прошу простить за горячность в выражениях, признаю, что допустил формулировки "за пределами", но по сути я своего мнения не изменил.
Вовву 25.06.2012 21:44 Заявить о нарушении
Света Малышева 25.06.2012 22:00 Заявить о нарушении
В общем, если ты это еще раз подтвердишь...
Вовву 25.06.2012 22:04 Заявить о нарушении
Но меня ж (гыгы) нихто не уговаривал оставить всё народу :))
Света Малышева 25.06.2012 22:11 Заявить о нарушении
Конечно, верните, пожалуйста, текст, Борис.
Мне понравилось про возраст Христа у ГГ. Под таким ракурсом можно еще прочитать. И про поиски кусков с собаками прояснилось мое недоумение.
Зоя Чепрасова 25.06.2012 22:13 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 25.06.2012 23:32 Заявить о нарушении
Александр Кайданский 25.06.2012 23:40 Заявить о нарушении
Вовву 26.06.2012 00:00 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 26.06.2012 00:01 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 26.06.2012 00:02 Заявить о нарушении
Вовву 26.06.2012 00:09 Заявить о нарушении
Аманда Глумская 26.06.2012 00:11 Заявить о нарушении
Несависимый Обосреватель 26.06.2012 00:14 Заявить о нарушении
Вовву 26.06.2012 00:19 Заявить о нарушении
ну а сейчас думаю, что утро вечера мудренее, и раз инет тормозит, то и мне простительно побыть тормознутой до завтрашнего утра.
Всем спок.ночи.
Света Малышева 26.06.2012 00:21 Заявить о нарушении
Несависимый Обосреватель 26.06.2012 00:14 Заявить о нарушении правил
вам крупно не повезло. вы попали в местную разборку - отнесясь положительно к моему тексту посему никто бы не возражал против ее содержания, но..., вам этого не простят никогда
Вовву 26.06.2012 00:22 Заявить о нарушении
Лора Маркова 26.06.2012 00:24 Заявить о нарушении
Хельги не предлагал этого. Хельги предлагал попытаться совместить языки - это другое. Или обменяться ключами от кодов. Если Вы думаете, что я не способен понять Ваш текст, -Вы заблуждаетесь. Я способен понять и интерпретировать любую абракадабру ( не про Вас и не в обиду). Но я должен быть уверен, что это правильно. Знаете, если Библию прогнать через простейший дешифратор, например сдвига, типа шифра Цезаря, то в ней страниц через пятьдесят возникают вполне осмысленные выражения, которые можно посчитать за пророчества. Но это не так. Это всего лишь статистическая особенность текста. Поэтому я просил Вас дать пояснения. Право автора - их не давать. Но тогда он останется непонятым. Это очень сложная проблема. Скорее всего автор не пойдет на это, он будет ждать своего читателя... Но вот тогда скажите мне - а через сколько лет Вы напоретесь на того самого читателя. который пойимет все это - про телефонную будку. Про шапку? Это Вы себя мните Сервантесом? Или Гомером? Вам современники рефлексируют, что они Вас не поняли - это не должно настораживать?
Кстати, а что там с Черным Квадратом? Так , кстати, и повисло. Мы ведь, сирые, ходим и смотрим. И ничегошеньки - оказывается - не понимаем...
Хельги Нордкап 26.06.2012 00:50 Заявить о нарушении
я отвечу, если буду видеть искренний интерес, и если вы постаретесь выйти из роли сирого и убогого.
прочтите правила вашего клуба - в нем нет упоминания о том, что автор самостоятельно должен интерпретировать свой рассказ. Какой мне смысли видеть комментарии клуба на краткие аннотакии к рассказу, к тому еще и самому их написать, вместо того, чтобы читать комментарии к самому рассказу?
Когда я увижу комментарии к раасказу - с удовольствием расскажу обо всем, о чем думал и о чем вам захочется узнать, разумеется, если мне самому это покажется интересным.
Вы же не можете отказать автору иметь собственный интерес в этом процессе, и не выступать здесь в качестве ответчика.
Вовву 26.06.2012 01:16 Заявить о нарушении
Я поздравляю. Искренне. Я родился на пару лет раньше, но это не значит , что - умнее. Возможно, мы не поняли друг друга чисто методически. Это бывает. В конце концов, Борис, люди могут не понимать друг друга в литературном дискурсе ( или делать вид))), но понимать чисто по-человечески нам друг друга ничто не мешает. Вот я накапаю себе...что найду...Гленфиддика...и за Ваше здоровье. Право, все это суета. Мы все с этой планеты. Поздравляю.
Хельги Нордкап 26.06.2012 01:24 Заявить о нарушении
До встречи, надеюсь, полезной для обоих. Я пвл участвовать в проекте на равных, но не иначе.
Вовву 26.06.2012 01:32 Заявить о нарушении
Александр Кайданский 26.06.2012 01:48 Заявить о нарушении
Я, Борис, по-другому и не умею. Поучать мне Вас нечему, да и права не имею. Поучаться... всегда готов. Равный... очень емкое понятие. Я бы с удовольствием продолжил этот дискурс с Вашим участием. Лично меня он обогащает, не знаю, как других. Только ... да нет - никаких "только". Нормальный разговор нормальных людей. Я так это вижу.
Хельги Нордкап 27.06.2012 00:05 Заявить о нарушении