Шолом-Алейхем-отрывки из Железнодорожных рассказов
1) ИГРА В КАРТЫ. Перевод И.Масюкова.
....В дороге карты – спасение. В поезде перекинешься в картишки и не заметишь, как время пролетит....Люблю «шестьдесят шесть» - это еврейская игра....Я могу засесть - в дороге, разумеется, - за «шестьдесят шесть» и просидеть так день и ночь, играть и играть без устали. Не люблю только, когда стоят за спиной и заглядывают ко мне в карты, не люблю, когда дают советы, как мне идти, крыть или не крыть. Ещё скажу вам по совести, наши евреи, да простит мне господь, пренеприятный народ. При евреях трудно сыграть в «шестьдесят шесть»! Вас тотчас же окружат со всех сторон, начнут заглядывать вам в карты, давать советы, как пойти, и все они умеют играть в «шестьдесят шесть»! От них никуда не спрячешься, никак не избавишься. Ну, как мухи летом! Сколько их ни гони, как ни брани их : «Да кто вас, дядюшка, спрашивает?», «Послушайте, уважаемый, кто вас сюда звал?», «Сударь, не торчите над головой, ведь несёт от вас!...» - ничего не помогает, как об стену горох!
...Пассажиров, не сглазить бы, уйма....Мы с партнёром ищем место, где бы положить колоду карт, - но места нет, хоть умри! Тут господь пришёл нам на помощь. Как раз напротив нас на скамье растянулся монах в тулупе; лежит лицом вниз и дрыхнет. Храпит - дай ему бог здоровья - на весь вагон. Монах был жирный, гладкий, откормленный, тулуп мягкий, - сам бог велел на таком сыграть в «шестьдесят шесть». Не долго думая, разложили колоду карт у монаха на этом самом месте - и пошла игра. Но поди знай, что за спиной у тебя стоит какой-то еврей - стать бы ему столбом! - и заглядывает в твои карты. Увидев десятку треф, он вырывает у меня из рук трефового туза, бьёт десятку и, ударив ладонью по колоде карт, как заорёт : «Крыто!»
Десятью водами я от этого монаха отмыться потом не смог. Проклятья, которыми он нас осыпал, да обрушатся на его голову. Он угрожал, что на первой же станции сойдёт и отправит телеграмму самому Пуришкевичу (*1). Ну, что вы скажете?
2) РОСКОШЬ ОБЩЕНИЯ. Перевод Л.Юдкевича.
....Если вы едете третьим классом, тут вы как у себя дома! А что и говорить, если в вагоне одни только евреи! Тогда вам лучше, чем дома....Вы тут моментально знакомитесь со всеми. Все знают,кто вы, куда вы едете, чем занимаетесь; а вы тоже проведали обо всех - кто они, куда едут и что делают. Ночью вам незачем спать, потому что у вас есть с кем поговорить; а если вы не разговариваете, говорят они и не дают вам спать. Да и что это вдруг за спаньё в вагоне?....Ведь когда говоришь, всегда до чего-нибудь договоришься. Столько счастливых лет мне, сколько раз случалось, что из таких вот разговоров с совершенно чужим человеком выгорит дельце, сосватаешь кого-нибудь или просто узнаешь что-нибудь полезное для тебя.
Если утром вы спохватились, что у вас нет талеса и тфиллина (*2) для утреннй молитвы - не волнуйтесь, вас обеспечат всем этим немедленно. Зато, разделавшись с молитвами, будьте любезны, раскройте свой чемоданчик и выложите всё, что у вас там есть; имеются коржи - давайте коржи, ...может у вас там яблоки, штрудель - не стесняйтесь, кладите на стол. Все закусят с вами, никто не откажется. Тем более, если у вас с собой стаканчик вина - тут каждый назовёт вино по иному, укажет другую цену. Один назовёт его «Бессарабский мускат», другой - «Аккерман», третий скажет сердито: «Какой «мускат», что за «Аккерман»! Это просто «Каушанское бордо». Но тут из угла выползёт ещё один и с усмешкой настоящего знатока выхватит у вас стакан. Похоже, что он хочет сказать: «Спорят, идиоты! Дайте-ка я приложусь!» А после того как хлебнёт он раза два и щёчки у него зарумянятся, он заявит: «Знаете, что это такое? Это обыкновенные, чистые выморозки из Бердичева». И все согласятся, что это настоящий бердичевский выморозок.
А когда хлебнут немного выморозка, языки сами собой развяжутся.Тут каждый выкладывает всё, что у него на душе...Все говорят , и обязательно разом. И узнают друг от друга о всех горестях, напастях, гонениях, запретах - истинное наслаждение! (*3)
ПРИМЕЧАНИЯ СОСТАВИТЕЛЯ
(*1) Пуришкевич В.М. – депутат Думы в царской России, один из создателей погромных объединений «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», призывал в речах и статьях к беспощадной борьбе с евреями.
(*2) Талес (идиш), талит(иврит) - специальное покрывало, одевают во время молитвы. Тефилн(идиш), тфиллин(иврит) - две коробочки с текстом из Торы, одеваемые на лоб и левую руку.
(*3) Объём сборника законодательных актов о положении евреев в России в 1914 г. достигал 1000 страниц ( ограничения и запреты во всех сферах жизни - образовании, профессиях, мест проживания, посещения Москвы, С-Петербурга ,др городов, ночлег там в гостинице, запреты участия во многих отраслях промышленности, недоступны гвардия, флот, пограничная,карантийная служба,таможня,канцелярские должности, запрет жить в деревне и пр. И т.д.)
Впечатление дополнит муз.картинка,копию названия введите в рамку GOOGLE:
A Heimisher Bulgar Щелчок на статье YouTube
Свидетельство о публикации №212062701430
а я тут написала книжку про Шолом-Алейхема для детей выложила на прозе.ру
с уважением. Елена
Елена Нигри 24.10.2023 22:13 Заявить о нарушении