Письма из прошлого

ВОЛОГОДСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ 1981 г.
(письмо домой в Тулу)

Шурик и Катюша, здравствуйте! Пишу вам коротко о нашем путешествии. В субботу добрались до Текстильщиков (Москва), и сразу пошли к тете Тамаре и дяде Боре. Димку я оставил у тети Тамары, у них все были дома, а сам пошел по магазинам. Купил масло, мясо, колбасу, сыр, вино и т.п. Потом съездил на вокзал за билетом. Вернулся. Взрослые были заняты - играли полдня с соседями в карты, и Димке было скучно, но ничего. Поздно вечером мы уехали в Вологду. До вокзала нас подвез дядя Боря.

В поезде ехали не очень удобно, на боковой полке и в конце вагона. Димка всю ночь спал, а я - иногда. Утром в Вологде нас встретил отец. Дома отдохнули недолго и поехали в Молочное в дом престарелых проведать тетю Марфушу. Непривлекательна одинокая старость, тяжело смотреть на старичков. Тетя Марфуша живет в маленькой комнатке на двоих еще с одной женщиной. В комнате ничего лишнего - две кровати, стол, две тумбочки и умывальник. На тетю тяжело смотреть - очень старая, волос на голове почти нет, руки дрожат, вся в морщинах, часто плачет. Тяжело. Вечер мы провели у телевизора.

В понедельник пошли с Димой гулять по городу. Сначала зашли в железнодорожную кассу и купили обратный билет в Москву. Потом зашли в мою родную школу № 2. Полчаса разговаривали с моей бывшей учительницей Валентиной Павловной, а теперь опытным директором школы. Потом зашли на пристань, в Домик Петра I, собирали камушки на реке. Ходили в центр к Вечному огню, заходили в магазины, смотрели книги, купили сборную модель самолета. Остальную часть дня клеили с Димой самолет, получилось неплохо.

Сегодня с Димой были в краеведческом музее. Ему очень понравились зверюшки, они действительно хороши. Были мы и на выставке декоративного искусства. Выставка великолепна, но пробежались по ней галопом, ты же знаешь нашего Димку. Сейчас торопимся в Кириллов. Поэтому заканчиваю. До свидания. Целую. Жора.
6.10.81.

Милая Алексаша и дочка Катюша, здравствуйте! Вчера целый день были в Топорне. Накануне вечером приехали из Вологды в Кириллов. Ехать было очень удобно - отличная дорога, хороший автобус с мягкими сиденьями. Тетя Лида нам очень обрадовалась. Дома она была с внуком Олежкой. Я ожидал увидеть старушку, а увидел хорошо сохранившуюся пожилую женщину. В своем доме она живет еще с двумя молодыми учительницами, сдает им комнаты. Сын получил квартиру и живет отдельно. Ночь не обошлась без приключений, зазвонил будильник на два часа раньше, чем нам было нужно. Утром мы уехали в Топорню. Вся дорога на автобусе заняла двадцать минут.

Знаешь, приехал в Топорню, и возникло такое ощущение, словно приехал на родину. Впрочем, это и недалеко от истины, Кубышкинский корень, к которому и я принадлежу, вырос там. Все время в моей памяти были живы мои детские воспоминания об этих местах и сейчас я вольно или невольно сравнивал свои детские впечатления с нынешней действительностью. В Топорне тихо, не ходят больше по каналу пароходы с пассажирами, а ведь с ними у меня было связано очень многое. Я и сейчас помню свои впечатления от поездок на пароходе. Особенно было интересно стоять на нижней палубе рядом с машинным отделением. Стоишь у теплой ворочающейся, словно какой-то неведомый зверь в железной клетке машины, вдыхаешь запах разогретого машинного масла, камбуза, острый запах озерной воды, смотришь на мчащуюся за бортом воду и забываешь, где ты. А когда пароход приходит в деревню и становится в шлюз, то наблюдаешь целый спектакль из местной жизни. Пока вода медленно поднимается в деревянном колодце шлюза и поднимает вместе с собой судно, местные мужики проходят через верхнюю палубу в буфет, чтобы попить пива, купить курева, узнать новости у приезжих. Да и сам вид парохода на глади воды украшала Топорню, а веселая музыка с палубы далеко будила сонные окрестности. Теперь здесь "большая вода" и пассажирские суда идут стороной по Шексне. Промелькнет "Ракета" и след её простыл.

Зашел в дом дедушки и бабушки, а сердце неспокойно. Так и кажется, увижу их - Иван Васильевича и Александру Дмитриевну, но, увы. Нет хозяев. Висят только их портреты на стене. Жалко, нет дедушки и бабушки, нет уже 15 лет, а сердце не верит, не видел я их мертвыми. Деда Кубышкина И.В. и сейчас здесь помнят. Мы уже ехали обратно из Топорни и ожидая автобуса на остановке, разговорились с восьмидесятилетним стариком. Он никуда не ехал, а поговорить ему хотелось. Так он прекрасно помнил моего деда, да еще вспомнил два случая из его жизни. Говорит -

        "Иду я, так лет двадцать пять назад из своей "Деревеньки" (была такая деревня с шлюзом, высокими красивыми деревьями видимыми из Топорни, "большая вода" её затопила) в магазин, в Топорню, у нас то своего не было, а Иван Васильевич навстречу. Одет как франт в шляпе. Я ему и говорю - Мол, здорово ты одет. А он так прямо, нараспев мне и отвечает - Кто был никем, тот станет всем! И дальше мимо меня".

        И второй случай связан с болезнью моей бабушки. Дед отвозил её в больницу зимой на санях. Пока врач принимал больную, дед все стонал. Врач и спрашивает - Что стонешь, не заболел ли сам. А дед отвечает, что бабка молчит, так он за неё и стонет.

Дом в Топорне в хорошем состоянии, двоюродный брат Володя летом с сыном покрыл его шифером. Огород здорово уменьшился - впереди строится дом, построен дом и сзади. В избу привезли мебель из Кириллова и Вологды от тети Марфуши. Спать там есть где, но мы не ночевали, уехали вечером. Местечко Топорня не хиреет, наоборот, прибавилось домов. Строятся пенсионеры из Вологды, Москвы, Питера, организации устраивают здесь базы отдыха.

Природа здесь, как и прежде, хороша. Я больше люблю вот эту северную природу, чем подмосковную. Чистые еловые и сосновые леса с упругим белым мхом под ногами особенно хороши для прогулок. Теперь сюда много ездит рыбаков и охотников.

С погодой нам повезло, ходили втроем - я, папа и Дима по лесу, собирали грибы. Грибов полон лес, а брать нечего, все грибы незнакомые, в Туле многие из них просто не растут. Поскольку все они здесь объявляются поганками, то выбор у нас был небольшой. И все же мы насобирали на жареху моховиков да рыжиков, свинухи здесь не признаются за грибы и мы их не собирали.

В Кириллов возвратились засветло и поэтому, пока папа с тетей Лидой занимались грибами, мы с Димой осмотрели монастырь. Для экскурсий время было позднее, и поэтому мы были единственными экскурсантами, но не единственными здесь людьми, потому что на территории монастыря до сих пор живут, здесь расположена школа-интернат для глухих детей. Стены, башни впечатляют, как и в детстве и особенно таинственны и величавы в сумерки. Обошли мы монастырь и со стороны Сиверского озера вернулись к тете. Попили чай и легли спать.

Грибы ели на следующий день утром. С картошкой получилось очень вкусно. Сегодня же мы вернулись в Вологду. Целый день идет дождь. Не пережидая его втроем сходили на почту, за нашей яблочной посылкой и послали в Тулу железную кухонную этажерку. Дед с внуком пошли домой, а я еще два часа бродил по городу.

Сейчас уже ночь, все спят, а я пишу вам письмо. Димка посылает вам рисунок. Таким он увидел Кирилло-Белозерский монастырь.

Иду спать. Послезавтра едем домой. До свидания, целую, Жора. 8.10.81.


Рецензии