Урок вне расписания

           Во вторник по расписанию  – пять уроков, первым  – русский язык.
       Витёк сидел за последней партой. Он любил это место, потому что перед ним был весь класс, а наблюдать за ребятами очень интересно. Витёк даже мог предсказать, чем каждый из них будет заниматься на том или другом уроке.
     На уроках русского языка и  литературы надо быть очень внимательным, потому что учительница строгая. Она сказала, что видит всех насквозь. Витёк знал, что так не бывает, но в глубине души сомневался: может, Вера Васильевна – исключение? Она сказала, что в любом правиле есть исключения, предположим: "чудо", "щука",  –  но "парашют".
      Вера Васильевна умеет видеть всех сразу, даже спиной. Например, пишет на доске название темы и говорит:
–Тараскин, отодвинься от Лютиковой, ты её скоро совсем с парты вытеснишь!
 Или ещё:
–Серёжа, спрячь телефон! Да не в карман, а в портфель!
      А Витёк сзади сидит и  видит: действительно, Саша Тараскин разложил свои учебники и тетрадки  по всему столу да ещё и локти раздвинул! Бедной Тане Лютиковой только край парты остаётся. Но как это увидела Вера Васильевна? Ведь она уже второе предложение пишет на доске!
     Ребята предполагают, что у неё какие-то особые очки. Она, как только в кабинет заходит, уже знает, что Харитонов пересел, что у Ленки глаза заплаканы, а у Димы во рту жвачка. Когда она останавливается у стола и смотрит на ребят, тишина такая, что ни один стул не скрипнет!
     Витёк старается не отвлекаться на тех, кто впереди, потому что никто не знает, что предпримет всевидящая Вера Васильевна в следующую минуту. Может и спросить  внезапно, а потом рассердиться, если ответ неверный. Поэтому лучше этого не допускать.
     Но если на неожиданный  вопрос ученик отвечает правильно, Вера Васильевна так  искренне радуется, даже светится вся! От этого становится тоже радостно, потому что просто так она никого не похвалит. Она может подойти и погладить по голове или коснуться плеча и сказать:
– Умница, вот это и есть настоящие знания!
     Она строгая, но все дети её уважают, и урок проходит по-деловому.
     То ли дело история! Сегодня она вторым уроком. Пока кто-то  у доски мучительно вспоминает исторические события, остальные могут спокойно заниматься своими делами.
     Витёк видит, как девчонки меняются анкетами. У каждой – красивая тетрадка, а в ней – список глупых вопросов: как тебя зовут,  с кем  дружишь, какой у тебя любимый мультик, кино-герой и прочее.
      Димка Востров однажды перехватил у Киры тетрадку и написал в ней такую ерунду, что все ребята потом покатывались со смеху, а Кире пришлось вырвать этот листок из тетради.
      Петя и Борька Лукин на истории обычно играют в телефонные игры, Тарас медленно выуживает из сумки робота-трансформера  и погружается в одному ему известные приключения, Света рисует, Лена Рощина тихонько достаёт и читает энциклопедию. Ваня складывает на крышке парты руки, кладёт на них голову и дремлет, Женя внимательно слушает ученика у доски, а Оля смотрит в окно.
      Витёк тоже любит смотреть в окно. Кабинет на первом этаже, окна выходят на спортплощадку,  время от времени там проходят люди, появляются птицы или животные. А если время года позволяет проводить там уроки, то и вообще глаз не оторвать от играющих, прыгающих, бегающих учеников.             Урок прошёл незаметно, со звонком все вскочили и толпой ринулись к выходу: кто в буфет, кто в соседний кабинет, чтобы поскорей занять место. Витёк вышел без спешки: он не сомневался, что его место и в кабинете географии останется за ним.
      На уроке географии Витёк не отвлекается.  Дома над его кроватью с раннего детства висит  карта мира с изображением  континентов, а на них  – рисунки животных, растений, птиц. Эта карта осталась от отца, которого Витёк почти не помнит. Бабушка рассказывала, что отец был геологом, часто ездил в экспедиции, а летом ходил в горы. Он увлекался альпинизмом. Однажды их группу накрыла лавина, не вернулся никто...
     С того самого времени у бабушки стало плохо с сердцем. Ей пришлось уйти с работы и оформить инвалидность. Она думала, что Витина мама возьмёт его и уедет от неё в свой родной  город, к   родственникам. А у бабушки больше никого, кроме них, нет. Но мама никуда не уехала, так они и живут теперь втроём.   Витёк с бабушкой  – друзья, от неё он узнал многое об отце и о разных интересных вещах. А мама почти всё время проводит на работе, очень устаёт, раздражается постоянно.
     Дома у них много книг о природе. Витёк любит читать  о том, какие звери в каких странах живут, что там за  климат. Ему нравится рассматривать иллюстрации учебника, карты и атласы, журналы о путешествиях. И география ему нравится. Но сегодня на уроке случилось ЧП.
     Зоя Петровна вышла в учительскую за журналом и велела всем сидеть тихо.
     Денис Липкин, как всегда, раскачивался на стуле. Видимо, он слишком увлёкся, потому что не просто свалился, а упал вместе со стулом. Падая, он ухватился за угол соседнего стола, а там лежали книга и пенал Даши Зайцевой. Всё это соскользнуло и посыпалось на пол и на его голову. Денис завопил, Даша подскочила от неожиданности и толкнула следующий стол. А там на краю лежал телефон Лиды Зуевой. Телефон упал и рассыпался, Лида  тут же полезла за ним, ушиблась макушкой   и расплакалась. Её подружка Лейла, схватила учебник и стукнула Дениса по лбу со словами:
– Из-за тебя всё!
      В это время вошла Зоя Петровна, а на третьем ряду – переполох. Начались разборки. Денис поднялся с царапиной на щеке и шишкой на лбу. Оказалось, что стул сломан. Зоя Петровна рассердилась и потребовала дневник. Денис - в слёзы: он и так пострадал, а тут ещё замечание, дома накажут!
– Что вы за дети  – на минуту оставить нельзя! – возмутилась учительница. – Ни секунды отдыха! Всю перемену дежурила в коридоре, разнимала драчунов-пятиклассников, за журналом отлучиться некогда было. Думала, если вы на целый год старше, на вас можно положиться, – так нет же, устроили тарарам! А вдруг бы вошёл директор? Кто виноват? Сколько раз я просила не раскачиваться на стуле?
    Остальная часть урока прошла тихо. Зоя Петровна включила интерактивную доску и поставила  фильм о природе родного края. Все с интересом смотрели, а учительница  вынула из сумочки лекарство, выпила таблетку и  отвернулась к  окну, изредка потирая пальцами виски.

      Четвёртой по счёту должна быть математика, но в начале урока в класс вошла Марина Алексеевна, учительница рисования, и сказала, что Ольга Валентиновна заболела, поэтому  урок  ИЗО будет вне расписания, на час раньше.  Все ужасно обрадовались, что  не пришёл на замену другой математик и уроков будет на один меньше.
      Витёк любил рисование, потому что у него была хорошая зрительная память и особенный почерк. Так о его способностях сказала Марина Алексеевна, а она слов на ветер не бросает. Месяц назад Марина Алексеевна объявила тему городского конкурса рисунков:  Бородинская битва 1812 года между армиями Наполеона и Кутузова. Учительница рассказывала о том, каким кровопролитным было это сражение,  показывала иллюстрации: как были одеты солдаты, как выглядели боевые кони на эскизах картин, в композициях разных художников. Потом она прочитала стихотворение Лермонтова "Бородино".
      Витёк так вдохновился, что три дня работал над картиной,  и  его рисунок занял второе место в конкурсе. Марина Алексеевна похвалила его перед классом, объяснила, в чём достоинства его композиции и добавила, что второе место – самое лучшее,  потому что это – золотая середина. Вместе с грамотой Витёк получил подарок  –  набор ленинградской акварели и беличью кисть номер пять. Учительница сказала, что это настоящие художественные принадлежности, поэтому для рисующего человека гораздо более ценная вещь, чем огромный медведь, которого подарили девочке, занявшей первое место. Витёк позже и сам это понял, потому что краски и кисть оказались чудесными. Когда однажды  в магазине он увидел их цену, стало  ясно: мама никогда не смогла бы купить ему такое богатство.

         В этот день Марина Алексеевна  рассказывала о художниках, которые изображали на портретах  самих себя. Это было очень интересно.
        Витёк слушал внимательно. Особенно его заинтересовали два автопортрета  Василия Сурикова, художника исторического жанра.  На первом Суриков словно на минуту оторвался от работы, повернул голову влево и внимательно посмотрел на зрителя. Здесь художник молод, его взгляд полон уверенности и энергии. Второй портрет он написал в возрасте шестидесяти пяти лет, когда  после потери жены в его душе словно поселился мрак одиночества. Казалось, что из чёрного фона картины  прямо на Витька мудрым и грустным взглядом смотрел художник. И белоснежный воротник  подчёркивал бледность его лица и  темноту глаз.
       А бородатый пейзажист Шишкин напоминал богатыря. Витьку особенно понравился  его портрет, написанный художником Иваном Крамским, где Шишкин стоит на фоне природы  в высоких сапогах и опирается на  дорожный посох.
     С экрана доски на притихших шестиклассников  словно смотрели  из прошлого великие художники: древний, как сама эпоха Возрождения, старик Леонардо да Винчи, юный на вид  Рафаэль, русские художники: Репин, Брюллов, Левитан, Кустодиев, Врубель, красавица Серебрякова.
      Потом Марина Алексеевна показала свои автопортреты. Было особенно интересно увидеть, как годы её жизни отражались на лице, но в изображении его неизменно угадывался знакомый характер. Учительница прикрепила к доске разнообразные рисунки детей по теме  и предложила передать на бумаге   мир своих увлечений, настроение, мысли, чувства, используя  разные возможности материала:  карандашом, ручкой, кистью ; акварелью или гуашью.  Всех охватило желание нарисовать себя:  ребята  наклонились над бумагой и зашуршали карандашами, делая наброски для  портретов.
       Марина Алексеевна  проходила между  рядами и наблюдала за работой.

       Витёк  задумался. Он положил лист горизонтально, провёл чуть ниже середины прямую линию-дорогу и нарисовал на ней фигурку идущего мальчика. Получалось, что дорога внезапно обрывается чуть правей относительно центра, и фигурка приблизилась почти к самому краю линии, а дальше – пропасть. Витёк взял синюю акварель, добавил чёрной и стал красить лист перед изображением мальчика, постепенно высветляя его к левому краю, откуда начат путь, и насыщая  цвет впереди, справа. Он закончил работу над фоном и уже собрался приступить к одежде мальчика, как подошла учительница.
– Витя,  какая тема урока у нас сегодня? – спросила Марина Алексеевна, рассматривая его рисунок.
– Автопортрет, –  ответил Витёк.
Марина Алексеевна наклонилась  очень близко, указала остро заточенным карандашом на  обрывающуюся линию дороги и  тихо спросила:
– Но почему  ты подобрал такой цвет и не продолжил линию?
– Я так представляю своё будущее...
    Марина Алексеевна выпрямилась.
– Интересный рисунок, умело передано настроение, продолжай, - сказала она обычным голосом и подошла к следующему столу.
    Витёк взял кисть и стал заканчивать работу.
Когда прозвенел звонок с урока, Марина Алексеевна назвала его фамилию  и попросила задержаться. Она показала ему на стул напротив и предложила присесть.
– У тебя очень необычный рисунок, Витя, – обратилась к нему учительница. – Тебе удалось выразить свои чувства и мысли, ты выбрал интересную композицию, но у меня возникли некоторые вопросы. Расскажи мне о себе. С кем ты живёшь?
    Витёк ответил.
– Я представила себе двух женщин, – сказала учительница, –   свет и надежда которых – мальчик, сын и внук. Они  его любят, мечтают о его будущем, а у него в голове - дорога в никуда. Ночь, мрак. Если бы они знали об этом, каково бы им было? Что скажешь?
– А что у меня может быть светлого впереди? – насупился Витёк. – Бабушка постоянно болеет, через день – "скорая", мать всё время  в работе, хозяйство на мне, уроки делать не успеваю, уже на тройках наполовину. И как это может измениться к лучшему? Я нарисовал то, что есть.
– Витя, у тебя прекрасный рисунок, в журнал я поставила тебе пятёрку: с художественной точки зрения тебе удалось передать и знание пропорций фигуры, и свои грустные мысли. Я даже рада, что ты изобразил всё именно так, иначе не было бы сейчас  нашей беседы.  А теперь вспомни, как на уроках я рассказывала вам о  непростых судьбах  многих художников. Ты думаешь, лёгким было  детство маленького Айвазовского в многодетной семье? Его жизнь изменилась не только после встречи с градоначальником Казначеевым, но и в результате постоянной учёбы и страстного желания развивать свой талант. А художник и писатель – натуралист Эрнест  Сетон-Томпсон рос десятым ребёнком в семье, где его отношения с отцом были далеко не тёплые. Он достиг мирового  признания невероятным упорством и трудолюбием, преодолев нужду, упрёки отца, упадок физических сил... Никто не знает, какой поворот сделает жизнь через час, не говоря уж о завтрашнем дне. Нужно уметь и ждать,  и  верить в хорошее.  Во-первых, радуйся, что у тебя есть бабушка, у меня в детстве бабушки не было – я дружила со старушкой-соседкой. Во-вторых, болезнь может отступить. В-третьих, ты растёшь, становишься сильнее  и в конце концов станешь учиться, работать. В-четвёртых, мама твоя молода и вполне может встретить мужчину, способного стать опорой вашей семьи.
– К ней и так всё время цепляется один, дядя Коля, – нахмурился  посветлевший было лицом Витёк.
– А ты, конечно, против?
– Не нужен он нам! Сами обойдёмся, – запальчиво ответил  мальчик.
– Это ты так решил, Витя. А мама твоя, возможно, думает иначе. И скорей всего, она права. Чем тебе насолил этот человек?
– Подлизывается ко всем: маме пальто купил, бабушке –платок, мне ролики подарил.
– Витя, так это же замечательно! Посмотри на дядю Колю с другой стороны! Если бы он не имел серьёзных намерений, мог бы подарить твоей маме духи или сумочку, но ведь нет, он дарит пальто!  Он беспокоится, чтобы она не мёрзла, чтобы бабушка могла согреть платком плечи, чтобы ты не завидовал сверстникам, рос ловким. У тебя уже меняется жизнь, надо только принять эту перемену! Этот человек явно не беден, но ведь и не жаден! Твоей маме судьба преподносит подарок за нелёгкие годы выживания, а сын проявляет эгоизм и упрямство. Конечно, она расстроена, не знает, что делать, сердится.
   Витёк посмотрел на Марину Алексеевну.
"А что, может, так и есть?" - неуверенно подумал он.
- Даже не сомневайся! - словно прочла его мысли учительница. - Уверяю тебя, мама сто раз уже взвесила всё: если бы это был плохой человек, она не приглашала бы его к вам в дом, чтобы познакомить вас. И ведь бабушка, мама твоего отца, тоже не против!
  Витёк кивнул.   
- Знаете, он  работает в порту. Однажды предложил  провести на  любой корабль и рассказать о нём. Очень хотелось согласиться, но я отказался.
- Зачем же отказываться, если интересно? Вот когда он опять придёт, напомни о вашем разговоре, спроси, когда можно посмотреть корабль. Только будь вежлив. Увидишь, как обрадуется мама!
       Витёк вдруг почувствовал, что у него меняется настроение. Стало как-то легко,  словно он взобрался на высокую гору и увидел оттуда город, дороги, море.
- Марина Алексеевна, спасибо вам! - радостно поднял он глаза на учительницу.
      Она смотрела на него и улыбалась:
- Как славно, что ты  понял главное, Витя! Ну, вперёд! У тебя всё будет хорошо.
        Витёк подхватил сумку и выбежал из класса.
- До свиданья, Марина Алексеевна! - прозвенел его голос уже из коридора.
- Удачи тебе! - тихо ответила учительница.
                Наталья Коноваленко


Рецензии
Хороший, добрый, теплый рассказ. И написан грамотно, с точными, тонкими деталями, а главное, с любовью к своим героям.

Яцук Иван   28.04.2021 21:39     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Иван! Спасибо вам, что поделились впечатлением! Очень приятно, что рассказ пришёлся по душе и вы рассказали мне об этом.) Удачи вам и радости!

Наталья Коноваленко   28.04.2021 21:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.