Дед Мороз

Денёк выдался слегка морозный. Последний рабочий день уходящего года. На центральной улице городка было многолюдно. Все спешили на работу. Феликс медленно брёл по заснеженной аллее парка. Офицерское общежитие было в пяти минутах ходьбы от штаба, в котором он служил после окончания военного училища. Настроение  было прекрасное. На лице играла непроизвольная улыбка. Феликс никогда не унывал, даже тогда, когда жизнь пыталась зажать его в тиски. Всегда тянулся к людям и находил с ними общий язык.

Не успел он войти в штаб, как его позвал оперативный дежурный.
- Лейтенант Шилов! Срочно к начальнику штаба.
В приёмной была очередь, но адъютант отправил его в кабинет без задержки. Чётко доложил:
- Товарищ генерал! Лейтенант Шилов по Вашему приказанию прибыл.
- Хорошо, присаживайся. Понимаешь, какое дело! Новый год на носу, а Деда Мороза у нас ещё нет.  Ты  новичок, холост, лучше кандидатуры на эту роль в штабе не найти. Нужно вдвоём со Снегурочкой на служебном автобусе объехать квартиры наших сотрудников и поздравить ребятишек с Новым годом. Вам будет помогать комендант штаба Эльвира Ивановна.

В кабинет постучали. Вошла женщина, поздоровалась.
- Ну вот, Эльвира Ивановна, и Дед Мороз пришёл. Поджидает Вас.
Она внимательно осматривала кандидатуру.
- Ну-ка встань, а то расселся, как генерал.
Феликс лихо соскочил. Покраснел. Смутился.
- Так, ростом подойдёт, желательно бы выше, но, что поделаешь, Сорокина – то всё равно нет. Костюм Деда Мороза придётся надевать на бушлат, чтобы выглядел солидно. Пойдём со мной, там всё обговорим. Ну, спасибо, Марк Степанович, за содействие профсоюзу.

Говорила она быстро, словно строчила из пулемёта по наступающему противнику. «Старшина в юбке», - говорили о ней коллеги по работе. Худощавая, энергичная, она быстро шла по штабу, Феликс еле успевал за ней. Примерил костюм Деда Мороза. Эльвира Ивановна сделала метки, где подшить.
- Слушай меня внимательно. Тебя-то как зовут? - обратилась она.
- Феликс. А что?
- О-о! У тебя легендарное имя. Не внук ли Дзержинского?
- Да нет. Если бы был внук, сюда не попал служить. Просто назвали в честь деда.
- Значит, говоришь, холостяк?
- Не говорю, а холостяк.
- Невесту мы тебе найдём. Обрати внимание на Снегурочку, которая будет ездить с нами. Семнадцать лет. Отец служит в политотделе – полковник. Понятно?  Так что делай вывод. Вот тебе текст, почитай внимательно, потом мне расскажешь. Завтра не рабочий день, подойдёшь в штаб к пятнадцати часам. Смотри, не опоздай. Подгоним костюм по тебе. Да! Чуть не забыла. Как ты насчет выпивки?
- Как видите, училище окончил, служу, стало быть, не алкоголик.
- Ну, это ещё не показатель, вот недавно майора уволили за это дело, - и щёлкнула указательным пальцем по гортани, словно по картонной коробке. - Предлагать выпить будут все, на то ты и Дед Мороз, но не  вздумай. Нам нужно посетить двадцать четыре квартиры. Ты что молчишь?

- Вас слушаю. Столько информации, больше чем на лекции.
Феликс доложил своему шефу о визите к начальнику штаба и коменданту.
- Эльвира у нас гром, а не баба. Мужики в штабе говорят: «Чем отличается Эльвира от реактивного самолёта? Самолёт вначале видишь, а потом слышишь звук, а Эльвиру вначале слышишь, затем появляется она сама». Сложная у тебя работа, но почётная. Деда Мороза все хотят угостить, а возможности человека ограничены. Наш командир всегда говорит:  «Можешь выпить ведро – пей, можешь сто граммов – пей, знай норму и никогда не теряй человеческое достоинство». Не забывай, мы служим в штабе.

Феликс внимательно выслушал шефа. В знак согласия кивал головой.
На следующий день прямо из столовой он направился в штаб. Был последний день уходящего года, начало которого Феликс встречал будучи курсантом военного училища, а провожать вот пришлось офицером на знаменитом Семипалатинском научно исследовательском, испытательном полигоне.

Денёк выдался чудный, казалось, природа старалась помочь уходящему году в том, чтобы о нём осталась хорошая память. После ночного снегопада снег искрился ослепительным брильянтовым блеском, даже глазам было больно.
Эльвира Ивановна встретила Феликса восторженно:  «Заходи, холостяк, внук Дзержинского. Молодец, пришёл раньше времени». Сразу начала задавать вопросы по знанию обязанностей Деда Мороза. Феликс  лихо, с юмором отвечал на вопросы.
- Молодец!

Дверь отворилась без стука. В проёме стояла девица, как показалось Феликсу, далеко не семнадцати лет. Хитровато улыбаясь, изучала его внешность с ног до головы проницательным взглядом. Феликс напрягал память, где он мог её видеть.
- Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты! Ты подарок мне принёс, иль его утратил?
- Знакомьтесь – это Наташа Казакова,- представила новоиспечённая сваха.
- А я Феликс Морозович из Лапландии. Прибыл к вам на Новый год,- представился он и протянул Снегурочке руку. Наташа, услышав его голос, встрепенулась, улыбка застыла на её лице.  И тут Феликс  вспомнил первое знакомство с ней. Дело было летом. В первый вечер, как только Феликс поселился в общежитии на первом этаже, в окно постучали. На улице было темно. Он ещё не спал. Приоткрыл штору. У окна стояли две девицы.
- Эй ты, открой окно. Нас дежурная не пропускает в общежитие,- услышал за окном.
- А я здесь при чём? У меня нет двери.
- Ты что, новенький?
- Сегодня только поселился.
- Открывай скорее, будем знакомиться.

Феликс закрыл штору, не желая говорить дальше, и выключил свет.
- Ну и козёл. Ты ещё пожалеешь об этом. Ребята начистят тебе нос. Скотина!..
И вот теперь встреча. В душе Феликса не было восторга от знакомства с Наташей, он не подал виду, что узнал её. Во внешности не было ничего привлекательного, чтобы можно сказать  «Ах-х», скорее напрашивалось  «Ох-х». Несколько великоват был нос, заострённый на конце. При наличии небольшого грима и метлы она бы отлично сыграла роль Бабы Яги на новогоднем утреннике перед непослушными ребятишками, собранными по всем садикам городка, чтобы  они стали более послушными при напоминании о ней: «Вот не будешь слушаться, позову ту бабушку, что была на утреннике». Лучше быть всю жизнь закоренелым холостяком, чем вместе с Наташей идти  по дороге жизни, дышать одним воздухом в квартире.

- А ты не из робкого десятка, как мне показалось вчера, - рассмеялась Эльвира Ивановна.
- Вчера с утра так ошарашили, не до шуток было,- оправдывался Дед Мороз.
К штабу подъехал автобус.
- Ну, Феликс, бери мешки с подарками и иди к автобусу, а я принаряжу Снегурочку. Стой! Подожди! У нас же посоха нет. Ну, даём. Сейчас я принесу что-нибудь.
Через пять минут Эльвира Ивановна появилась с граблями в руках.
- Снимай ручку, скорее, дорогой.

Феликс возился, не мог вытащить гвоздь. Комендант выхватила грабли, наступила на них и сломала черенок у основания.  Быстро намотала красный кумач вокруг ручки.
- Ну, молодёжь, довольно туго соображаете, беда с вами. Ну, теперь шагай на выход.
Оперативный дежурный обнял Деда Мороза, открыл дверь и даже помог донести один  мешок к автобусу.
Подъехали к первому дому, на улице ещё было светло. Эльвира Ивановна снаряжала мешок Деда Мороза двумя подарками: один - от профсоюза, второй - от родителей чада. Как только ряженые вышли из автобуса, невесть откуда набежала детвора, как воробьи на крошки хлеба. Одни хватали за сумку, другие читали стихи, преграждая дорогу, но у всех была одна задача - получить от Деда Мороза подарок. Выручила Эльвира Ивановна.

- Ну-ка бегом на площадь, там сейчас будут всем ребятишкам раздавать подарки. Настоящий Дед Мороз  приехал из Лапландии.
Время на посещение одной квартиры было ограниченно до десяти минут. Всё шло прекрасно. Повсюду желанным гостям предлагали выпить, но Феликс чётко выполнял наказы шефа и коменданта. После каждого посещения Эльвира Ивановна требовала Деда Мороза совершить выдох в район расположения её чуткого, острого носа. Не обнаружив запаха спиртного, довольно  улыбалась. Почему-то Снегурочка не подвергалась данной процедуре, видимо, занимаемая должность её отца не позволяла коменданту это делать. Хотя она неоднократно прикладывалась к бокалу с шампанским и даже стала позволять себе вольности:  щипала Деда Мороза за некоторые части тела, на что он не реагировал.

Фамилию под порядковым номером семнадцать Феликс запомнит надолго. Позвонили. Дверь открыл майор Зозуля из строевого отдела, его кабинет в штабе располагался по соседству.
- О-о! Феликс! - встретил  Зозуля восторженно гостей.
Обнял Деда Мороза, поцеловал Снегурочку. Как только Дед Мороз вручил  детям подарки, он тут же потянул его за рукав на кухню.
- Пусть с детьми занимается Снегурочка и жена, а ты пойдём со мной.
На маленькой кухне был накрыт праздничный стол  фруктами и спиртным: водкой, вином, шампанским. Дед Мороз замахал руками, словно на столе сидел Змей Горыныч. Никакие просьбы и уговоры хозяина на него не действовали.

 - Эльвира Ивановна проверяет после каждой квартиры,- оправдывался Феликс.
- Да ты что, весь год неудачным будет! Держи хоть яблоко. Нельзя так, пригуби хоть ложку. Ну ладно, я смотрю ты вспотел, попей тогда хоть кваску, и налил большой бокал холодного кваса.
Феликс выпил залпом содержимое. Питьё было ну очень вкусное, пахло мёдом, такое тягучее, сладкое!  Ну, просто чудо! Правда, коллега по службе как-то загадочно улыбался. Предложил присесть.
- Ну что, Феликс, может повторить?
- Вы  знаете, по правде сказать, не откажусь, так как ничего лучшего в своей жизни я не пил. Квасок редкий.

Тут уж хозяин открыто рассмеялся. Наполненный бокал  Дед Мороз выпил  медленно, смакуя. У такого гостеприимного хозяина задержались больше положенного. Дед Мороз пытался встать на ноги, но это у него не получилось. Ноги не слушались, не держали его тело. Голова при этом была совершенно ясная, но ноги как чужие. Феликсу не верилось, что такое возможно. Снегурочка, глядя на него, думала, что он притворяется. С помощью хозяина и Снегурочки Дед Мороз с трудом добрался до автобуса, ноги были как ватные. Эльвира Ивановна потребовала дыхнуть.
- Феликс! Хватит меня разыгрывать, некогда, ещё семь квартир. Зозуля! В чём дело?
- Да всё нормально, угостил  Деда Мороза кваском, вот и всё. 
В разговор вмешался водитель: «Вы его, видать, медовухой напоили », - и засмеялся.         
- Ах ты идиот, ну-ка, одевай костюм Деда Мороза. Ты понимаешь, что ты натворил, нас ждут дети? Или же я доложу генералу.

Ничего не оставалось гостеприимному хозяину, как стащить с Феликса одеяние. Он сидел в бушлате, без головного убора, на ногах одни носки. Ему было весело, практически не воспринимал угрозы Эльвиры Ивановной, лишь довольно улыбался. А водитель заливался  смехом.
- Так сколько ты выпил, сынок? - спросил он.
- Немного. Всего лишь два бокала.
-  Да тебе достаточно одного стакана, ну и дела.
- Ну и сволочь же этот  Зозуля. Вот пускай теперь ходит.
Феликс уже привалился к стеклу, приготовился к вечерней дрёме, чтобы достойно  встретить Новый год.

Когда  подъехали к офицерскому общежитию, Эльвира Ивановна вытащила из мешка бутылку водки, угостила водителя. Вторую разлила на четверых: себе,  гостю, Снегурочке и  Деду Морозу. Но чтобы доставить Феликса в общежитие, пришлось опять наряжать его в Деда Мороза. Хозяин волшебного напитка заталкивал его озябшие, непослушные ноги в тёплые валенки. Автобус подъехал прямо к входу. Заносили Деда Мороза вчетвером: комендант и Снегурочка держали за валенки, водитель и Зозуля держали под руки. Дежурная Мария Петровна долго смеялась, когда увидела, как в открывшихся дверях  сперва появились валенки, а уж потом те, кто эти валенки сопровождал.
- Феликс! Да что ж это с тобой, сынок? Ты  же не пьёшь. Я тебя даже слегка выпившим ни разу не видела. 
- Как видите, не оправдал ваше доверие,- корила Марию Петровну комендант.

Благо комната Феликса была на первом этаже. Его уложили на кровать и убыли. Долго ему не пришлось маяться от бессонницы. Буквально через минут пять наш герой уснул, не сумел проводить старый и встретить Новый год.
Проснулся Феликс, когда за окном брезжил рассвет. Новый год уже восемь часов бродил, хозяйничал по земле.  Ему было нестерпимо жарко спать в одежде и валенках, голова была светлой. Привёл себя в порядок, направился в душ.
- Феликс! Да как же так получилось? Я даже своим глазам не поверила.
Дежурная, встретив Феликса, хохотала от всей души.
- Марья Петровна! Моя неудача – результат воздействия какой-то медовухи, такой вкусной и очень коварной. Так что простите за причинённое беспокойство.

Феликс заспешил в офицерскую столовую, так как был страшно голоден. Но, увы!  Его перехватил сослуживец.
- Феликс! Дружище, выручай. Нужно поздравить мою девчонку.
Пришлось одевать костюм, после поздравления  дружно втроём уплетали жареную картошку с яичницей, запивали крепким чаем. После сытного завтрака  направились на городскую ёлку. Там Феликс понял, что достойнее персонажа, чем Дед Мороз в Новый год не существует. Он постоянно был в окружении горожан.

Беспокоили ребятишки от пяти до двенадцати, но,  поняв, что его мешок пуст, толи в отместку, толи для юмора или обмана других  стали бросать туда комья снега, пустые бутылки, фантики. Когда мешок становился тяжёлым от ненужного груза, и лямка врезалась в плечо, Феликс отходил в сторонку и вытряхивал содержимое. Защищали от нашествия сорванцов друг с невестой. Со стороны это выглядело смешно и забавно. Самое сложное заключалось в другом, что  почти каждый встречный пытался с Дедом Морозом выпить.

Предлагали различные напитки, среди которых была даже брага, а вот коварной, непредсказуемой медовухи не было.
Во второй половине дня небо затянуло плотными тучами и крупными хлопьями  повалил снег. Было тепло, тихо. И только под вечер, уставший, но с чувством выполненного долга, Феликс брёл с друзьями по службе и общежитию по центральной улице городка. Ему улыбались прохожие, многие пожимали руку, обнимали. Душа пела, ликовала, не зная усталости. Феликс сделал вывод:  должность Деда Мороза почётная и очень ответственная, но очень трудная, а для неопытного в этом деле даже шибко тяжёлая.

Они радовались Новому году, пушистому снегу и задушевно пели прекрасную, актуальную песню:
« Такого снегопада, такого снегопада,
Давно не знали здешние края.
А снег не знал и падал, а снег не знал и падал,
Земля была прекрасна, прекрасна и чиста».

…После праздника Феликса вместе с комендантом вызвал начальник штаба.
- До меня дошёл слух, что Дед Мороз напился?
- Нет, это неверные сведения,- оправдывалась Эльвира Ивановна.
- Ну, а что Дед Мороз скажет?
- Марк Степанович, он  не виноват, но не хотелось бы раскрывать все подробности. Мы объехали все квартиры,  жалоб нет.

Дверь распахнулась,  вошёл начальник полигона.  Поздравил всех с Новым годом и  обратился к начальнику штаба:
- Что за  совещание у тебя? Обсуждаете предновогоднее мероприятие? Наслышан, наслышан. На какой квартире
вышла осечка?
- На семнадцатой, товарищ генерал.
- О-о! Да ты силён! Я в твои годы остановился на восьмой. Так что не шуми на них, Марк Степанович. А то на следующий год поручим роль Деда Мороза тебе,- и рассмеялся.
Все облегчённо вздохнули - гроза прошла стороной.


Рецензии
Мне очень понравился рассказ про деда Мороза- на семнадцатой квартире- напиться- это ещё не грех- насмешили-с юмором- Татьяна

Татьяна Бродская   27.06.2015 11:16     Заявить о нарушении
Приятные воспоминания о прошлом с оскоминой в душе. Давно а в памяти вчерашний день, как всё быстро пролетело. Мне кажется, что мы не достаточно ценили то время, торопили дни, вот они и прошли, вернее пролетели незаметно. Спасибо Татьяна. Только Вас в Новгороде я не нашел...

Григорий Кузнецов   27.06.2015 18:51   Заявить о нарушении
Я не в Новгороде живу,а в Нижнем Новгороде- на майл.ру я под этой же фамилией,а вот в одноклассниках я почти совсем не бываю!

Татьяна Бродская   29.06.2015 09:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.