Любить врагов

Иисус Христос привнес в нашу жизнь много непривычных этических принципов. Но даже среди них своей ускользающей от понимания необычностью выделяется заповедь любить врагов. «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:43-48; Лк.6:27-36).

Этот удивительный моральный императив,  нравственное предписание,  поначалу представляется просто вызывающей внутреннее отторжение абстракцией, невозможной для реального исполнения, поскольку она явно не согласуется с инстинктивной природой человека и практикой его жизни. Наше биологическое естество протестует, «кипит наш разум  возмущенный».  Как так, можно ли вообще любить того, кто тебя ненавидит и кого ненавидишь ты?  Ведь для среднего, «нормального» человека любовь к врагам является не просто непреодолимым препятствием, она вообще выше его сил; т.к. нарушает, сдвигает устоявшиеся понятия о добре и зле. Наш рассудок забит шлаками негативных инстинктов, насквозь пропитан ядом гордыни, тщеславия, себялюбия и агрессивности. Так что подобное наставление в корне противоречит представлениям и жизненным установкам большинства людей, оно их попросту озадачивает.

Для современного непосвященного «цивилизованного» человека это слишком абстрактно, сложно, заумно и неконструктивно, в общем запредельная блажь на грани бреда. С чего бы это их любить? Чтобы «молиться кротко за врагов» нужны действительно «нечеловеческие силы». Это уровень  святых. Доля же таких молящихся просветленных в общей совокупности исчезающе мала. Мы в своем большинстве не готовы воспринять этот идеал, еще не доросли. А Иисус всего-навсего призывал нас стать совершенными, как наш духовный Отец. Но куда там. В нас вовсю бурлит и клокочет призванный охранять наши шкурные интересы второй основной инстинкт человека (антипод либидо) - мортидо, включающее в себя стремление к борьбе и разрушению, которое проявляется в агрессии, вражде и тяге к уничтожению конкурентов. Именно поэтому отношение к заповеди любить   врагов  является идеальным пробным камнем, безошибочным тестом для того, кто называет себя христианином, - проверкой на верность идеалу, на подлинность веры.   Ведь любить своего врага, преодолеть разделяющую вас пропасть озлобленности, раздражения, стыда и унижения невероятно трудно.

Поскольку Иисус (по определению)  непогрешим и всегда прав, а Его царство покоится на любви, попытаемся взглянуть на проблему пристальней и аргументировать эту заповедь. Прежде всего, следует отметить, что даже в Ветхом Завете нет призывов ненавидеть врагов. Напротив, весьма недвусмысленны слова: «Никому не воздам злом, но буду отплачивать добром, ибо у Бога суд над всеми живущими»; «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему;  Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23: 4, 5). «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:17-18). «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Левит 19:33-34). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; если жаждет, напои его, ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его; Господь же воздаст тебе доброе» (Притч 25: 22, 23). То же почти буквально повторяет Рим (12: 20). В Нагорной проповеди Иисус Христос говорил о своих современниках - фарисеях, сеявших вокруг себя отношения ненависти. Мораль толкователей Талмуда откровенно шовинистична.

Далее, кто такие враги. Из текста Евангелия следует, что в заповеди говорится только о наших врагах -  то есть о людях, враждебных нам лично. Это все люди, которые причиняют нам зло, - те, кто словом или делом оскорбляют нас, проклинают, ненавидят, обижают, наносят ущерб и подвергают гонениям.   Враг – понятие относительное, в данном случае это попросту характеристика качества отношений между конкретными людьми, имеющих характер конфликта, борьбы интересов. При  этом наш враг может одновременно быть чьим-то лучшим другом, человеком близким ему и даже незаменимым. К тому же зло, творимое нашим врагом, не отражают всей его сущности. Человек сложен, и по своей тройственной природе вообще предрасположен к плохому. Идеальных людей нет, никто не свободен от пороков, на неблаговидные поступки в определенных ситуациях способен каждый. «Ибо плоть  желает противного духу,  а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы… Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, …вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси…» (Гал. 5: 17, 19, 20). Поэтому даже в худших из нас есть зачатки добра, а в лучших  есть доля зла. Вся разница между нами в пропорциях. Чья-то ненависть к нам  может являться результатом страха, гордыни, незнания, предубеждений и отсутствия взаимопонимания, но при всем этом  душа каждого человека несет на себе печать Бога.

Наконец, почему их надо любить и что это значит (как их следует любить). Любовь бывает разная, но всегда это вид нашего отношения к кому-то или к чему-то, полное приятие чего-либо. Здесь возможно религиозное, бытовое и сущностное обоснование такой необходимости. Очевидно, врагов следует любить уже потому, что так заповедовал Иисус. Любовь к врагу – лишь особый случай любви к ближнему, притом такой, применительно к которому она только и проявляет свою специфическую суть. Соблюдая заповеди, мы служим Богу и себе.

Нельзя отвечать злом, ненавистью и насилием на причиняемое зло – по соответствующей заповеди  и фактически. Никто ведь не хочет, чтобы его ненавидели. Поэтому вполне справедливы слова Иисуса: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31). Злом побороть зло нельзя. В обсуждаемой заповеди выражен базовый принцип нашего бытия: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, умножает зло. Нужно научиться прощать обиды. Прощение - это вовсе не игнорирование того, что было нам сделано плохого, и не представление зла добром.  Это лишь способ отделения самого человека от его неблаговидных поступков, означающий, что совершенные действия не являются принципиальной преградой на пути установления нормальных взаимоотношений. Оно освобождает нас от бремени психологического давления и знаменует  собой примирение, шаг к новой жизни.

Вообще говоря, нам не только не следует обижаться на своих врагов, мы должны быть им даже благодарны. Действительно, человек растет духовно, учится, через взаимодействие с обстоятельствами и людьми. Каждая наша ошибка, любой межличностный конфликт, противостояние, если к ним правильно относиться, превращаются в возможность самосовершенствования. В этом плане именно враги – наши лучшие учителя. Друзья обычно не видят всех наших недостатков или не говорят нам о них. Враг же непременно подметит любую нашу слабость или проступок, и тем самым обратит на них наше внимание, невольно создавая предпосылки для ускоренной коррекции и оптимизации нашего поведения.

За врагов действительно надо молиться, ведь они (в основном не ведая, что творят) своими нападками кроме того укрепляют нас в добродетели, учат смирению и кротости, позволяют нам узнать правду о себе. Благодаря их козням мы получаем возможность и стимул исправить погрешности своего поведения. Гонения же с их стороны лишь приближают нас к Богу (Мф 5: 10-12). Врагов следует почитать еще больше, чем наших прямых благодетелей, поскольку последние одновременно с благодеяниями приносят в глазах Бога пользу и себе. Враги же своими пакостями невольно содействуют повышению нашего божественного статуса. Поэтому разумней пожалеть врагов, чем сердиться на них, поскольку себе они в конечном счете вредят гораздо больше, чем нам. Даже угроза  смертью не страшна, т.к. смерть для живущего по Христу есть не потеря, а приобретение (Фил. 1: 21). Враги – это своеобразное горькое лекарство от наших духовных болезней.

Как ни странно,  но на человеческие отношения распространяется закон механики, согласно которому всякое воздействие неотделимо от противодействия ему. Только в отличие от природных явлений, в данном случае противодействие способно принимать самые разнообразные формы и вполне может даже превышать силу самого действия. Поэтому ответное насилие в лучшем случае лишь воспроизводит исходный импульс. Точно так же,  любовь и добро исходят только от любви и добра, но никак не из зла и насилия. Насилие может сделать многое, но оно не способно превратить врага в друга. Дружелюбное же отношение к   врагам, проявление к ним благожелательности,  есть наилучшее средство к тому, чтобы погасить взаимную вражду и ненависть. Именно любовь не позволяет справедливости деградировать в жестокость. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 17-18). «Уклоняйся от  зла, и делай добро, и будешь жить во-век» (Пс. 36: 27). «Не мстите за себя…, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12: 19). «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и Святый да освящается еще.  Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22: 11. 12). Об этом же напоминает и закон Кармы. Зло так или иначе все равно вернется к отправителю;  и не стоит вмешиваться в этот сложный процесс, окунаться в грязь и брать  на себя то, за что отвечают Высшие Силы.

Другой аспект проблемы в том, что вообще говоря наши истинные враги — это наш собственный эгоизм, гордыня, агрессивность, зависть, алчность, самомнение. Именно они по большей части бывают причиной наших обид и нетерпимости, подталкивают нас к вражде,  ссорам и ненависти.  Мы зачастую неверно оцениваем поведение окружающих и реагируем на него неадекватно. В силу мнительности многие склонны приписывать поступкам  окружающих мотивы, о которых сами они  даже не подозревают. К «врагам» люди нередко склонны автоматически причислять всех ближних, не вписывающихся в стереотипы, созданные воображением их собственного ограниченного ума. В этом кроется природа наших негативных реакций на других. Нам трудно смириться с тем, что  многие люди  живут  по своим моделям поведения и имеют на это полное право. Но все люди объективно разные, поэтому  нам  разумнее всего признать как данность их своеобразие, воспринимая естественными даже недостатки. Следует помнить, что "здесь всё не по твоей вертится воле".

Вообще, нам  всем надо бы почаще подходить к зеркалу и смотреть на своего главного врага, которого мы всё же любим. «Лишь человеческий вымысел разделил мир на группы  врагов  и друзей». Многие из наших "врагов"  - мнимые, придуманные нами самими. В этой связи стоит отделять  человека от  его поступков и от их поспешных оценок.

Любовь является мощным средством, способным превратить врага в друга, чего нельзя достичь ненавистью и насилием.  Следует искать не поражения или унижения нашего врага, а его дружбы и взаимопонимания, поскольку  любовь - единственная сила, способная поменять  полярность наших отношений. Нам  никогда не избавиться от врагов, отвечая ненавистью на ненависть; мы лишаемся врагов, лишь отстраняясь от чувства вражды. По своей природе ненависть уничтожает и разрушает, любовь же созидает и строит. Александр Македонский на вопрос о том, что способствовало успеху его завоеваний, ответил: "Я обращал еще недавних врагов в близких друзей и сотрудников. Я поступал с ними так миролюбиво, искренне и сердечно, что они привязывались ко мне". «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). Понятие "враг" - это зачастую условность, навязанная нашему восприятию некими обстоятельствами. Именно поэтому враги в принципе могут стать друзьями, а друзья врагами. Ведь противоположные чувства – любовь и ненависть – имеют свойство при  определенных условиях переходить друг в друга. Примеры таких явлений широко известны и встречаются на каждом шагу.

И последний момент – как именно, согласно заповеди Иисуса, следует любить врагов. Ответ в этом ракурсе может быть только один, евангельский любовью - безусловной, бескорыстной, очищенной от элементов личной выгоды, объединяющей людей в единое целое в качестве высшего этического принципа. Содержание любви к врагам не следует путать с сентиментальным, нежным  излиянием чувств к ним или с личной симпатией. Любить врага вовсе не значит испытывать к нему чувства магнетической привязанности или ощущать душевный подъем. Это не эстетическая, романтическая любовь, не божественное устремление души (эрос, по греческой терминологии) и не  взаимная любовь, душевная привязанность, близость друзей (филия).

Речь в Евангелиях идет о третьем виде любви, о древнегреческой агапэ, о любви - заботе как духовном единении, добродеянии в  отношениях между людьми. Такая, жертвенная любовь направлена на всех людей и проникнута созидательной, всепрощающей добросердечностью, благожелательностью, великодушием. Это чувство любви к людям за то, что их любит Господь как своих детей. За  то, что другие люди в своей основе - такие же, как и мы сами. Такими их и следует воспринимать. На этом уровне мы любим человека, творящего зло,  осуждая содеянное им. Подобная любовь свыше  («любовь Христова») предписывает нам вообще никого не считать своим врагом и даже в критических ситуациях воздерживаться от морального подавления и унижения человека. Тем более, что человек способен меняться.

Любовь, разумеется, бывает разной. Она, к тому же, имеет много уровней, оттенков и градаций. Любить своих личных врагов, значит понимать условность нашей оценки, быть к ним снисходительным, незлобливым, не испытывать к ним ненависти, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, помогать в беде, прощать обиды, ошибки и промахи, то есть относиться к ним так же, как и к другим «ближним». «Злоба врага любовью и благосклонностью изгоняется» (Свт. Тихон Задонский). Ничто так не трогает людей, как то, когда им отвечают добром за их недобрые дела. В то же время «Кто воздает за добро злом, от  дома того не отпадет зло» (Притч 17: 13). Как минимум, стоит поступать с людьми по правилу: «Чего в другом не любишь, того сам не делай». Хотя, конечно же, мера и выраженность этой "любви" у каждого может быть своей, стоит попытаться осознать верность принципа: "давать радостнее, чем брать" (Деян.20: 35).

Понятно, что большинству даже такое не под силу и представляется недостижимым. Однако каждый может для начала относиться к «врагам» хотя бы терпимо и милосердно,  не отвечая злом на зло и посильно считаясь с их интересами.  Ненависть в ответ на ненависть лишь умножает её,  оставляет рубцы в душе и уродует людей.  Эта  сила зла наносит непоправимый ущерб своим жертвам. Но она также не менее губительна и для того, кто ненавидит, разрушая личность человека и подавляя его способность мыслить объективно. Живущая же в наших сердцах непроявленная внешне ненависть, злоба, обида вообще абсурдна. Во всяком случае ненавидеть человека  таким образом уж точно нет никакого резона: ему до нашей «тихой» ненависти нет дела, а мы стойким стрессом на этой почве основательно подрываем свое здоровье. Это многократно подтвержденный медицинский факт.

К тому же нередко мы ошибочно считаем кого-то своим недоброжелателем, просто неверно оценивая ситуацию.  Но всегда можно откорректировать свою позицию. Ведь наша  враждебность, обоюдно извращенные отношения с окружением, идут от непонимания основ мироустройства, сущности человека и от переоценки значимости собственной персоны, отягощенной грузом эгоизма. И это при  том, что (исходя из единства мира) наши предполагаемые «враги» - это, вообще-то говоря, мы и есть, только в другой ипостаси и на другой стадии развития. Все мы вышли из одного Источника, и все мы как части неделимого Целого принадлежим Ему. Примерно то же и в богословском варианте: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело. Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 4,5) + 1Кор. 12: 12-27. К сожалению, живем мы не душой, а «разумом» и рефлекторными эмоциями. Наша же человеческая ценность определяется тем, что хорошего, доброго, полезного мы сделали для других, какой след мы оставили в их душах. «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5: 26). «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви счастливые моменты… Давайте жить во всём друг другу потакая. Тем более что жизнь короткая такая».



       


Рецензии
Тем более жизнь коротка,
Любите,любовь есть пока.

Геннадий Смирнов   02.08.2015 11:19     Заявить о нарушении
Истинно так, Геннадий. Успехов!

Влад Матин   02.08.2015 11:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.